Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектура и скульптура. В результате национализации единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство
В результате национализации единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство. В первое послереволюционное десятилетие его идеологический диктат еще не сказывался на искусстве. Архитектура в период 1920-х гг. характеризовалась поисками новых стилей, новаторских форм. В 1-й половине 20-х гг., когда строительство было ограничено, широко разрабатывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектурный стиль, основывающийся на так называемом конструктивизме. Стал возрождаться неоклассицизм. Самым грандиозным, хотя и неосуществившимся, замыслом было возведение Дворца Советов в Москве на месте взорванного храма Христа Спасителя. Дворец предполагалось увенчать огромной статуей Ленина. Примером технического новаторства служит московская радиобашня (1922) по проекту В. Г. Шухова (1853—1939). 1929—1930 гг., дискуссия о расселении в социалистическом обществе (спор «урбанистов» и «дез-урбанистов»). Первые (в их числе А. А. и Л. А. Веснины) выдвигали идею создания городов-коммун с жильем гостиничного типа и полным обобществлением всех форм культурно-бытового обслуживания, включая даже воспитание детей. Их оппоненты (М. Я. Гинзбург и др.) считали возможным заменить города сетью шоссе, вдоль которых непрерывной лентой тянутся жилые постройки, а за ними — промышленная и аграрная полосы. При этом каждую семью предполагалось наделить типовым домиком и автомобилем. В 1932 г. все объединения были слиты в Союз архитекторов СССР. Появилось немало построек, неприятно поражающих размерами и обилием украшений. Массовое строительство; типовые жилые дома, школы, общественные учреждения (задача - удешевление и ускорение работ: с 1927 г. стали применяться шлакобетонные блоки, в 1940 г. построены первые панельные дома). В 1935 г. - работы по реконструкции Москвы (проект В. Н. Семенов). К 1941 г. заново сформирован ансамбль московского центра, обновлена система транспортных артерий города, построены 9 новых мостов через реки Москву и Яузу и гранитные набережные, три линии метрополитена, разбиты зеленые массивы Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького. Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г. приобрело искусство скульптуры. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как героической эпохи; сказки, которая на глазах становится былью. Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 1920-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика (И. Д. Шадр (1887—1941) «Булыжник — оружие пролетариата»; А. Т. Матвеев - «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец», В. И. Мухина (1889—1953) «Рабочий и колхозница», «Крестьянка» (1927).
59 Культура эпохи Великой Отечественной войны Условия, в которых развивалась культура в годы Великой Отечественной войны, были очень тяжелыми. Не хватало всего: бумаги, красок, мрамора, тканей, строительных материалов. Вся промышленность срочно переводилась на военные рельсы, разрушались строения и города. Очень сильным было патриотическое начало в искусстве. Многие деятели культуры выполняли в годы войны важную миссию: их произведения создавали в странах-союзницах благоприятный фон поддержания СССР в борьбе с фашизмом. Образование и наука. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, и их число уменьшилось, однако к концу войны численность студентов приблизилась к довоенному уровню. Важную роль играла Академия педагогических наук РСФСР (глава В. П. Потемкин, создана в 1943 г.). 23 июня 1941 г. на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений. В первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были эвакуированы на восток (президиум АН СССР эвакуирован в Свердловск). Тематика научных исследований: разработка военно-технических проблем; научная помощь промышленности; мобилизация сырьевых ресурсов. В кратчайшие сроки были открыты и освоены месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, медные, марганцевые залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии. Благодаря геологам А. Е. Ферсману, В. А. Обручеву и другим, были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии. Крупные проблемы решали ученые-медики. Но в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа продолжали томиться многие замечательные ученые. В годы войны там погибли Н. И. Вавилов, П. А. Флоренский и др. С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова (разработки по расщеплению урана). К концу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, Ю. Б. Харитон начали закладку основ развития ракетной техники. Значительным был и вклад ученых-математиков: П. С. Александрова; И. М. Виноградова. Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилов, П. Л. Капица, химики Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский. Ученый А. П. Александров успешно решил проблему противоминной защиты кораблей. Боевая техника и вооружение: артиллерийские системы и самолеты - В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров, Б. И. Шавырин и др. Стрелковое вооружение - конструкторы Н. Е. Березина, С. В. Владимирова, С. Г. Симонова, Ф. В. Токарева. Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоявших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров Уральского «Танко-града», сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес насыщенности советских ВС танками и самоходно-артиллерийскими установками. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову и др. Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. 61 Литература. Музыка. Театр В духовном противостоянии с фашистами наша культура сыграла свою особую роль, поддерживая и вдохновляя на победу. На первое место вышла патриотическая публицистика, произведения которой ближе, понятнее людям. Подъем поэзии («Жди меня» К. М. Симонова). Поэма А. Т. Твардовского о Василии Теркине, главный герой которой сочетал черты многих реальных людей и персонажей народных сказаний. Обрели новый смысл стихи Пушкина и романы Толстого, Тургенева, музыка Глинки и Чайковского. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда Д. Шостакович создает гениальную Седьмую симфонию. Актеры драматических, музыкальных театров, артисты эстрады также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью фронтовые театры. Большой размах приняла концертная деятельность музыкантов и артистов на фронтах и в тылу. В концертах участвовали Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, К. И. Шуль-женко. Патриотическая тема стала ведущей и в документальном и художественном кинематографе. Театральные постановки: Малый театр - "Нашествие" (1943 г., реж.И. Я. Судаков), театр имени Вахтангова "Фронт" (1942 г., реж.Р. Н. Симонов), МХАТ "Офицер флота" (1945 г., реж.А. М. Горчаков и И. М. Раевский). Актеры: В. П Марецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и др. «Секретарь райкома» И. Пырьева. По пьесам А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова («Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города» «Русские люди», «Нашествие») были поставлены фильмы. Кино: В. Пудовкин «Во имя любви» (1943г.), «Непобедимые» (1942; реж. С. Герасимов и М. Калатозов), «Она защищает Родину» (1943; Ф. Эрмлер; гл.роль - В. Марецкая), Л. Луков «Два бойца» (1943; в гл.роли - Б. Андреев и М. Бернес). «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна (1945). Актеры военного времени: Н. Крючков, Л. Смирнова, М.Жаров, Л.Целиковская. М. А. Ладынина, С. А. Мартинсон. На фронтах в годы войны находилось около 150 кинооператоров.
Date: 2015-06-08; view: 508; Нарушение авторских прав |