Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура и скульптура. В результате национализации единственным заказчиком строительных работ в совет­ской России стало государство





В результате национализации единственным заказчиком строительных работ в совет­ской России стало государство. В первое послереволюционное десятилетие его идеологический диктат еще не сказывался на ис­кусстве. Ар­хитектура в период 1920-х гг. характеризовалась поисками новых стилей, новаторских форм. В 1-й половине 20-х гг., когда строительство было ограничено, широко разраба­тывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектур­ный стиль, основывающийся на так называемом конструктивиз­ме. Стал возрождаться неоклассицизм. Самым грандиозным, хотя и неосуществившимся, замыслом было возведение Дворца Сове­тов в Москве на месте взорванного храма Христа Спасителя. Дво­рец предполагалось увенчать огромной статуей Ленина.

Примером технического новаторства служит москов­ская радиобашня (1922) по проекту В. Г. Шухова (1853—1939).

1929—1930 гг., дискуссия о рассе­лении в социалистическом обществе (спор «урбанистов» и «дез-урбанистов»). Первые (в их числе А. А. и Л. А. Веснины) выдвига­ли идею создания городов-коммун с жильем гостиничного типа и полным обобществлением всех форм культурно-бытового об­служивания, включая даже воспитание детей. Их оппоненты (М. Я. Гинзбург и др.) считали возможным заменить города сетью шоссе, вдоль которых непрерывной лентой тянутся жилые по­стройки, а за ними — промышленная и аграрная полосы. При этом каждую семью предполагалось наделить типовым до­миком и автомобилем.

В 1932 г. все объединения были слиты в Союз архитекторов СССР. Появилось немало построек, не­приятно поражающих размерами и обилием украшений.

Массовое строительство; типовые жилые дома, школы, общественные учреждения (задача - удешевление и ускорение работ: с 1927 г. стали применяться шлакобетонные блоки, в 1940 г. построены первые панельные дома).

В 1935 г. - работы по реконструк­ции Москвы (проект В. Н. Семенов). К 1941 г. заново сформирован ансамбль московского центра, обновлена система транспортных артерий города, построены 9 новых мостов через реки Москву и Яузу и гранитные набережные, три линии метро­политена, разбиты зеленые массивы Центрального парка культу­ры и отдыха имени М. Горького.

Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г. приобрело искусство скульптуры. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как героической эпохи; сказки, которая на глазах становится былью. Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголо­ски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 1920-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика (И. Д. Шадр (1887—1941) «Булыжник — оружие пролетариата»; А. Т. Матвеев - «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец», В. И. Мухина (1889—1953) «Рабочий и колхозница», «Крестьян­ка» (1927).

 

 

59 Культура эпохи Великой Отечественной войны

Условия, в которых развивалась культура в годы Великой Оте­чественной войны, были очень тяжелыми. Не хватало всего: бу­маги, красок, мрамора, тканей, строительных материалов. Вся промышленность срочно переводилась на военные рельсы, раз­рушались строения и города. Очень сильным было патриотиче­ское начало в искусстве. Многие деятели культуры выполняли в годы войны важную миссию: их произведения создавали в стра­нах-союзницах благоприятный фон поддержания СССР в борьбе с фашизмом. Образование и наука. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, и их число уменьшилось, однако к концу войны численность студентов приблизилась к довоенно­му уровню. Важную роль играла Академия педагогических наук РСФСР (глава В. П. Потемкин, создана в 1943 г.). 23 июня 1941 г. на экстренном заседании президиум АН СССР призвал ученых мобилизовать все силы на борьбу с немецко-фа­шистскими захватчиками. Годы войны стали временем смелых и оригинальных техниче­ских решений.

В первые месяцы Великой Отечественной войны многие науч­но-исследовательские институты были эвакуиро­ваны на восток (пре­зидиум АН СССР эвакуирован в Свердловск). Тематика научных исследований: разработка военно-технических проблем; научная помощь промышленности; мобилизация сырьевых ресурсов. В кратчайшие сроки были открыты и освоены месторождения бокситов на Южном Урале, вольфрамовые, молибденовые, мед­ные, марганцевые залежи в Казахстане, большие запасы нефти в Татарии. Благодаря геологам А. Е. Ферсману, В. А. Обручеву и другим, были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии. Крупные проблемы решали ученые-медики. Но в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа продолжали томиться многие замечательные ученые. В годы войны там погибли Н. И. Вавилов, П. А. Флорен­ский и др. С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руко­водством И. В. Курчатова (разработки по рас­щеплению урана). К концу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, Ю. Б. Харитон начали закладку основ развития ра­кетной техники. Значительным был и вклад ученых-математиков: П. С. Александрова; И. М. Виноградова.


Активно трудились на оборону физики А. Ф. Иоффе, С. И. Ва­вилов, П. Л. Капица, химики Н. Д. Зелинский, А. Е. Фаворский. Ученый А. П. Александров успешно решил проблему противо­минной защиты кораблей. Боевая техника и вооружение: артиллерийские системы и самолеты - В. Г. Грабин, И. И. Иванов, Ф. Ф. Петров, Б. И. Шавырин и др. Стрелковое вооружение - конструкторы Н. Е. Березина, С. В. Владимирова, С. Г. Си­монова, Ф. В. Токарева.

Около половины всех типов стрелкового оружия и подавляю­щее количество новых образцов артиллерийских систем, состояв­ших на вооружении в действующей армии в 1945 г., были созданы и пущены в серии за время войны. Усилиями советских танко­строителей, особенно рабочих и инженеров Уральского «Танко-града», сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 г. стал нарастать перевес насыщенности советских ВС танками и самоходно-артиллерийскими установками. Огромная заслуга в их созда­нии принадлежала Н. А. Астрову, Н. Л. Духову, Ж. Я. Котину, М. И. Кошкину, В. В. Крылову и др.

Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. Самым массовым самолетом совет­ских ВВС стал штурмовик Ил-2. 61 Литература. Музыка. Театр

В духовном противостоянии с фашистами на­ша культура сыграла свою особую роль, поддерживая и вдохновляя на победу. На первое место вышла патриоти­ческая публицистика, произведения которой ближе, понятнее людям. Подъем поэзии («Жди меня» К. М. Симонова). Поэма А. Т. Твардовско­го о Василии Теркине, главный герой которой сочетал черты многих реальных людей и персонажей народных сказаний.

Обрели новый смысл стихи Пушкина и романы Толстого, Тургенева, музыка Глинки и Чайковского. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда Д. Шостакович создает гениальную Седь­мую симфонию. Актеры драматических, музыкальных театров, артисты эстрады также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью фронтовые театры. Большой размах приняла концерт­ная деятельность музыкантов и артистов на фронтах и в тылу. В концертах участвовали Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, К. И. Шуль-женко.

Патриотическая тема стала ведущей и в документальном и ху­дожественном кинематографе. Театральные постановки: Малый театр - "Нашествие" (1943 г., реж.И. Я. Судаков), театр имени Вахтангова "Фронт" (1942 г., реж.Р. Н. Симонов), МХАТ "Офицер флота" (1945 г., реж.А. М. Горчаков и И. М. Раевский). Актеры: В. П Марецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и др. «Секретарь райкома» И. Пырьева. По пьесам А. Корнейчука, К. Симонова, Л. Леонова («Партизаны в степях Украины», «Фронт», «Парень из нашего города» «Русские люди», «Нашествие») были поставлены фильмы. Кино: В. Пудовкин «Во имя любви» (1943г.), «Непобедимые» (1942; реж. С. Герасимов и М. Калатозов), «Она защищает Родину» (1943; Ф. Эрмлер; гл.роль - В. Марецкая), Л. Луков «Два бойца» (1943; в гл.роли - Б. Андреев и М. Бернес). «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна (1945). Актеры военного времени: Н. Крючков, Л. Смирнова, М.Жаров, Л.Целиковская. М. А. Ладынина, С. А. Мартинсон. На фронтах в годы войны находи­лось около 150 кинооператоров.

 

 







Date: 2015-06-08; view: 508; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию