Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Живопись. В XVI в. чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч иВ XVI в. чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-историческому жанру. В художественное творчество проникают: жанровость; интерес к быту; все чаще в композициях появляются русские реалии. Церковь и государство жестко контролировали иконопись, поэтому в то время получили распространение иконописные подлинники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконография основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей. Московская живопись конца XV в.; творчество Дионисия и его школы (фрески соборов Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровско-го, Ферапонтова монастырей, иконостас Успенского собора в Московском Кремле). Черты русской иконописи XVI—XVII вв.: красочность, декоративность, торжественность. Они ярко отразили основные вехи своего времени: завоевание независимости от Орды; объединение русских земель; создание единого государства во главе с Москвой. На рубеже XV—XVI столетий: 1. определяется преобладание московской живописной школы в России;2. усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием Москвы. Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон Строгановской школы (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.; работали в Москве, но часто выполняли заказы соль-вычегодских /С.-В.- близ Чернигова/ богачей Строгановых). Характер икон: яркие, красочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия (перешел к мастерам Палеха). В искусстве наблюдаются отход от мощных образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского дыхания искусства эпохи Куликовской битвы. 19 Архитектура Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV—XVI вв. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми. Успенский. Архангельский. Благовещенский соборы. Храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Грановитую палату. Появились новые крепостные стены и стрельницы (башни). В XVI в. по всей стране возводили много церквей, соборов (знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь — в черте города), (1532 г.) в честь рождения будущего царя Грозного) в шатровом стиле. Сказочным выглядит Покровский собор (храм Покрова Богоматери), или храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой архитектуры, по существу — комплекс из девяти церквей (рус. арх. Барма и Постник в 1555—1560 гг). Первоначально храм был белым, а свою пеструю раскраску он получил только в XVII в. В целом русская культура XVI в. в полной мере отразила окончательный переход от раздробленной Руси к централизованному государству с его новыми требованиями к искусству. 20 Русская культура XVII в. XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, — начало нового периода. В это время происходит обмирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский человек в бурные годы Смуты, народных мятежей и войн, продвижения в Сибирь и на Дальний Восток осознал себя как личность. Литература, образование, наука Расцвет русской общественной мысли 1-й четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смутного времени. Самым ярким представителем в официальной литературе XVII в. был монах Симеон Полоцкий. Народно-обличительное направление представляет «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим (А.- вдохновитель движения старообрядцев; проповедовал идеи древнего благочестия). На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей. Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении — к концу века каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. При этом обучение грамоте перестало быть церковной привилегией. Обучались мужчины. Грамотных женщин было немного. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковникам. В 1634 г. был опубликован и в течение столетия неоднократно переиздан букварь В. Бурцева. Встал вопрос о заведении школ. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе, основной дисциплиной в которой был греческий язык; в 1687 г. — Славяно-греко-латинское училище, а затем академия, где преподавались как светские, так и духовные дисциплины. Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них наряду с церковными все больше светских: летописей и хронографов; повестей и сказаний. У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках. Приезжало в Россию и много иноземцев, сведущих в разных областях научных, технических знаний. Они жили на окраине Москвы в Немецкой слободе, которую столичные жители прозвали Кукуем (Кокуем). Смотрели на них с жадным любопытством и страхом: танцы, курение, свободная манера общения мужчин и женщин были непривычны для русского человека. Развивалось и научное знание. Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Хорошо в России отливали колокола, по всей стране славился их «малиновый звон». Столь же успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий. При устройстве водяных мельниц и, что особенно показательно и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Расширялись географические знания, представления о России, ее территории и проживающих на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока. 21 Живопись XVII в. В течение всего XVII в. русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает Строгановская школа с ее мелким письмом, тончайшей прорисовкой деталей. В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626—1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника, и других мастеров намечается стремление к реализму. Иосиф Владимиров написал своего рода теоретический трактат с обоснованием реализма в живописи: близости к природе, необходимости того, чтобы искусство стремилось к красоте и свету, не подавляло, а радовало человека. С. Ф. Ушаков, отвечая Владимирову, своему другу, проводит те же принципы: реализма, живости, точности, «зеркальности» изображения. Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами прослеживались в работах русских мастеров и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках (авторы — Владимиров и Ушаков) в Москве, Ильи Пророка в Ярославле (Г. Никитин, С. Савин) и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей. Портретный жанр. Черты реализма проявляются и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600 г.), князя М. В. Скопина-Шуйского (1610 г.) написаны в обычной иконописной манере, то работы середины и 2-й половины века говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. К ним относятся портреты царей Алексея (С. Лопуцкий), Федора (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон). На иконах появляются реалистические пейзажи (например, у Тихона Филатьева, конец XVII в.), изображения зданий. Но изобразительное искусство, преимущественно иконопись, сохранило и традиционно-консервативный стиль, так как находилось под пристальным надзором государства и церкви, за деятельностью живописцев осуществлялся контроль Оружейной палатой Кремля, которая с XVII в. стала художественным центром. Здесь выполнялись работы для царского двора: писались портреты, украшались рукописи, изготавливались мебель, игрушки.
|