Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живопись. В XVI в. чаще, чем раньше, художники об­ращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и





В XVI в. чаще, чем раньше, художники об­ращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-исто­рическому жанру. В художественное твор­чество проникают: жанровость; интерес к быту; все чаще в композициях появляются русские реалии.

Церковь и государство жестко контролировали иконопись, по­этому в то время получили распространение иконописные под­линники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконо­графия основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

Московская живопись конца XV в.; творчество Дионисия и его школы (фрески соборов Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровско-го, Ферапонтова монастырей, иконо­стас Успенского собора в Московском Кремле). Черты русской иконописи XVI—XVII вв.: красочность, декоративность, торжественность. Они ярко отразили основные вехи своего времени: завоевание независимости от Орды; объединение русских земель; создание единого государства во главе с Москвой. На рубеже XV—XVI столетий: 1. определяется преобладание московской живописной школы в России;2. усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно ниве­лировались под влиянием Москвы.

Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон Стро­гановской школы (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.; работали в Москве, но часто выполняли заказы соль-вычегодских /С.-В.- близ Чернигова/ богачей Строгановых). Характер икон: яркие, кра­сочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия (перешел к мастерам Палеха). В искусстве наблюдаются отход от мощных образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырско­го дыхания искусства эпохи Куликовской битвы.

19 Архитектура

Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV—XVI вв. стало возведение зданий Московского Кремля. Ста­рые, обветшавшие постройки заменили новыми. Успенский. Архангельский. Благовещенский соборы. Храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Грановитую палату. Появились новые крепостные стены и стрельницы (башни). В XVI в. по всей стране воз­водили много церквей, соборов (знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь — в черте города), (1532 г.) в честь рождения будущего царя Грозного) в шатровом стиле. Сказочным выглядит Покровский собор (храм Покрова Богоматери), или храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой ар­хитектуры, по существу — комплекс из девяти церквей (рус. арх. Барма и Постник в 1555—1560 гг). Первона­чально храм был белым, а свою пеструю раскраску он получил только в XVII в.

В целом русская культура XVI в. в полной мере отразила окончательный переход от раздробленной Руси к централизованному государству с его но­выми требованиями к искусству.

20 Русская культура XVII в.

XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, — начало нового периода. В это время происходит об­мирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский человек в бурные годы Смуты, народных мятежей и войн, продвижения в Сибирь и на Дальний Восток осознал себя как личность.

Литература, образование, наука

Расцвет русской общественной мысли 1-й четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований духовных и светских ав­торов о событиях Смутного времени. Самым ярким представите­лем в официальной литературе XVII в. был монах Симеон Полоц­кий. Народно-обличительное направление представляет «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим (А.- вдохно­витель движения старообрядцев; проповедовал идеи древнего благочестия). На протяжении столетия появляются разнообраз­ные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей.

Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении — к концу века каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. При этом обучение грамоте перестало быть церковной привилегией. Обучались мужчины. Грамотных женщин было немного. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковни­кам. В 1634 г. был опубликован и в течение столетия неоднократ­но переиздан букварь В. Бурцева. Встал вопрос о заведении школ. В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе, основной дисциплиной в которой был греческий язык; в 1687 г. — Славяно-греко-латинское училище, а затем академия, где преподавались как светские, так и духовные дисциплины.

Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них наряду с церковными все больше светских: летописей и хронографов; повестей и сказаний. У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках.

Приезжало в Россию и много иноземцев, сведущих в разных областях научных, технических знаний. Они жили на окраине Москвы в Немецкой слободе, которую столичные жители прозва­ли Кукуем (Кокуем). Смотрели на них с жадным любопытством и страхом: танцы, курение, свободная манера общения мужчин и женщин были непривычны для русского человека.

Развивалось и научное знание. Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Хорошо в России отливали колокола, по всей стране славился их «малиновый звон».

Столь же успешно и надежно владели русские мастера строи­тельной техникой, возведением деревянных и каменных зданий.

При устройстве водяных мельниц и, что особенно показатель­но и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Расширялись географические знания, пред­ставления о России, ее территории и проживающих на ней наро­дах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока.

21 Живопись XVII в.

В течение всего XVII в. русский национальный стиль выраба­тывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает Строгановская школа с ее мелким письмом, тончайшей прори­совкой деталей.

В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626—1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника, и других мастеров намечается стремление к реализму. Иосиф Вла­димиров написал своего рода теоретический трактат с обоснова­нием реализма в живописи: близости к природе, необходимости того, чтобы искусство стремилось к красоте и свету, не подавля­ло, а радовало человека. С. Ф. Ушаков, отвечая Владимирову, сво­ему другу, проводит те же принципы: реализма, живости, точно­сти, «зеркальности» изображения.

Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнера­достными мотивами прослеживались в работах русских мастеров и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитни­ках (авторы — Владимиров и Ушаков) в Москве, Ильи Пророка в Ярославле (Г. Никитин, С. Савин) и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей. Портретный жанр. Черты реализма проявляются и в портретном жанре. Ес­ли парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600 г.), князя М. В. Скопина-Шуйского (1610 г.) написаны в обычной иконо­писной манере, то работы середины и 2-й половины века говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. К ним относятся портреты царей Алексея (С. Лопуцкий), Федора (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон). На иконах по­являются реалистические пейзажи (например, у Тихона Филатьева, конец XVII в.), изображения зданий.

Но изобразительное искусство, преимущественно иконопись, сохранило и традиционно-консервативный стиль, так как нахо­дилось под пристальным надзором государства и церкви, за дея­тельностью живописцев осуществлялся контроль Оружейной па­латой Кремля, которая с XVII в. стала художественным центром. Здесь выполнялись работы для царского двора: писались портреты, украшались рукописи, изготавливались мебель, игрушки.

Date: 2015-06-08; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию