Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Русская культура эпохи раздробленности, письменные источники
XII—XV вв., начало XVI в. Для русской духовной культуры сер. XII—XIII вв. появляются на Руси самобытные культурные центры-княжества: Галицко-Волынское; Владимиро-Суздальское; Великий Новгород. К середине XIV в. набирает силу Московское княжество. Широко развивается летописание. Каких-либо серьезных памятников в области материальной и духовной культуры XIII в. после монголо-татарского нашествия не сохранилось. Со второй половины XIII в. дошло незначительное количество летописей. Активно развивается литература. Широкое распространение до Куликовской битвы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском. Церковная («житийная»). «Житие» Дмитрия Донского; церковные писатели Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского — основателя Троице-Сергиева монастыря. С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV—XV вв. Расширялись и восстанавливались крупные города Руси. В 1408 г. был составлен Общерусский летописный свод. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Логофетом, — всемирная история, включавшая историю Руси. Продолжают развиваться каменное строительство и церковная живопись. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных у Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. 9. Культура Владимиро-Суздальской Руси Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произведение древнерусской литературы — «Слово Даниила Заточника». Развивалось и совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню (примечательна белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси времени правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо в украшениях дворцов, соборов). Одновременно с придворной церковью Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор (1152—1157 гг.) в основанном им городе Переславле-Залесском. Преемник Юрия князь Андрей решил сделать столицей унаследованного им княжества молодой город Владимир. Под Владимиром Андрей основал город-замок, названный Боголюбовом, а сам получил прозвище Боголюбского. Андрей не пожелал владеть Киевом: он мечтал превратить Владимир в новый Киев, который не уступал бы прославленному образцу. Во Владимире на княжеском дворе стояла церковь Спаса, входили в город через Золотые ворота (1164 г.). Новый владимирский Успенский собор (1158—1160 гг.), заложенный Андреем, по высоте превосходил все соборы Святой Софии на Руси. Стены и столбы в нем были тоньше, чем в постройках Юрия Долгорукого; вместо как бы растекающихся по стене выступов-лопаток сооружались плоские 4-гранные полуколонны. Украшен резными каменными зоо- и антропоморфными рельефами. В Боголюбове есть постройка, ставшая символом древнерусской архитектуры, — знаменитая церковь Покрова на Нерли (1165 г.). 10. Культура Великого Новгорода На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился многолюдностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгородский престол своих старших сыновей. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. Город избежал монголо-татарского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем принять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. Первыми возобновили традицию каменного строительства Тверь и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы начали строить церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле создается целый ряд храмов, считающихся ныне замечательными творениями древнерусского зодчества (церкви Федора Стратилата на Ручью (1360 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.)). Во второй половине XIII — середине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. 1. Малые размеры церквей (для церковных построек более не использовались средства общегородской казны, прихожане собирали деньги на строительство, учитывая собственные интересы и возможности). 2. Заказчики из числа разбогатевших горожан стремились к тому, чтобы их церковь отличалась изяществом форм и оригинальностью декора: фасады стали покрываться маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами арок и треугольников. Трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюбленный прием новгородских зодчих и стало в XIV—XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля храмового строительства. Новые строительные материалы: известняковые плиты и валуны. В Новгороде Великом, помимо церковной, развивалась светская архитектура (Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре). Новгородская школа живописи; черты: ясность идеи, реальность изображения, доступность (XII в., иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы»; фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.)).
12. Московское княжество, кремль. В Москве, возглавившей процесс собирания русских земель, велось активнейшее строительство. В центре Кремля, на Соборной площади, появилась колокольня Ивана Великого (достроена при Борисе Годунове). Первый каменный храм Москвы - Успенский собор (1327 г. при кн. Иване Даниловиче по прозвищу Калита); в нач. 70-х гг. XV столетия было разобрано при строительстве нового Успенского собора. Был достроен при Иване III (арх. Аристотель Фиораванти (1479 г.) Пятиглавый Успенский собор - крупнейшее общественное здание того времени – по стилю напоминает Владимиро-Суздальские храмы XII в. В 1484—1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него была сооружена усыпальница московских великих князей — Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, получившая свое название от «граней», украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства. В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями, золоченые прорезные кресты, производилась внутренняя и внешняя роспись стен. 13 Живопись XIV—XV вв. Живопись XIV—XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде при росписи Волотовской церкви, а позднее — в Москве в конце XIV — начале XV в. работал художник Феофан Грек. Он работал вместе с Симеоном Черным над оформлением московской церкви Рождества Богородицы, а также участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV — начала XV в. был Андрей Рублев. Совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца он расписал Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Его перу принадлежит знаменитое произведение «Троица». Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью, глубиной и правдивостью изображения людей. Большого развития в XIV—XV вв. достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.
14 Культура России в XVI в, наука и грамотность. В процессе складывания единого централизованного государства были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы (напр., тверская иконопись). Искусство XVI в. тесно связано с интересами государства. В царствование Ивана IV (1547-1574), государство стало непосредственно контролировать искусство (поощрялось ремесленничество и бездумное повторение «образцов»). Во вт. пол.XVI в. из-за кризисов внутренней и внешней политики, а также бедствий конца XVI в. многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. В этот период на Руси развивается грамотность. Знание письма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI в. сохранились различного рода учетные книги. Появились руководства по грамматике; арифметике; лечению травами (азбуковники, травники и др.). Накапливались: практические наблюдения; знания по строительной технике (необходимы были при возведении зданий); 3) знания по динамике (расчеты дальности полета камней, ядер). Круг географических знаний расширяли русские путешественики (описания странствий оставили купцы В. Позняков, Т. Коробейников (святые места, 2-я пол. XVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли описания, «чертежи» новых земель; послы — статейные списки со сведениями о зарубежных государствах. Обзор всемирной истории давали «Хронографы» XV—XVI вв., которые прославляли деятельность князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых, а также «Жития» (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.). Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников, образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля и других философов и писателей.
Date: 2015-06-08; view: 590; Нарушение авторских прав |