Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура эпохи раздробленности, письменные источники





XII—XV вв., начало XVI в. Для русской духовной культуры сер. XII—XIII вв. появляются на Руси самобытные культурные центры-княжества: Галицко-Волынское; Владимиро-Суздальское; Великий Новгород. К середине XIV в. набирает силу Московское княжество. Широко разви­вается летописание. Каких-либо серьезных памятников в области материальной и духовной культуры XIII в. после монголо-татар­ского нашествия не сохранилось. Со второй половины XIII в. до­шло незначительное количество летописей. Ак­тивно развивается литература. Широкое распространение до Ку­ликовской битвы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском.

Церковная («житийная»). «Житие» Дмитрия Донского; церков­ные писатели Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митропо­лита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Ра­донежского — основателя Троице-Сергиева монастыря. С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV—XV вв. Расширялись и восстанавливались крупные города Руси. В 1408 г. был составлен Общерусский летописный свод. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Логофетом, — всемирная история, включавшая историю Руси. Продолжают развиваться каменное строительство и церковная живопись. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных у Ви­зантии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

9. Культура Владимиро-Суздальской Руси

Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий. В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произ­ведение древнерусской литературы — «Слово Даниила Заточ­ника». Развивалось и совершен­ствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню (примечательна бе­локаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси времени прав­ления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо в украшениях дворцов, соборов).

Одновременно с придворной церковью Юрий Долгорукий за­ложил Спасо-Преображенский собор (1152—1157 гг.) в основан­ном им городе Переславле-Залесском.

Преемник Юрия князь Андрей решил сделать столицей уна­следованного им княжества молодой город Владимир. Под Влади­миром Андрей основал город-замок, названный Боголюбовом, а сам получил прозвище Боголюбского. Андрей не пожелал вла­деть Киевом: он мечтал превратить Владимир в новый Киев, ко­торый не уступал бы прославленному образцу.

Во Владимире на княжеском дворе стояла церковь Спаса, вхо­дили в город через Золотые ворота (1164 г.). Новый владимирский Успенский собор (1158—1160 гг.), заложенный Андреем, по вы­соте превосходил все соборы Святой Софии на Руси. Стены и столбы в нем были тоньше, чем в постройках Юрия Долгоруко­го; вместо как бы растекающихся по стене выступов-лопаток сооружались плоские 4-гранные полуколонны. Украшен резными каменными зоо- и антропоморфными рельефами.

В Боголюбове есть постройка, ставшая символом древнерус­ской архитектуры, — знаменитая церковь Покрова на Нерли (1165 г.).

10. Культура Великого Новгорода

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился много­людностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгород­ский престол своих старших сыновей. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о на­личии высокого уровня грамотности среди городского населения.

Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. Город избежал монголо-татарского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем принять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. Первыми возоб­новили традицию каменного строительства Тверь и Новгород. Уже в 1292 г. новгородцы начали строить церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле создается целый ряд храмов, считающихся ныне замечательными творениями древнерусского зодчества (церкви Федора Стратилата на Ручью (1360 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.)).

Во второй половине XIII — середине XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. 1. Малые размеры церквей (для церковных построек более не использовались средства общегородской каз­ны, прихожане собирали деньги на строительство, учитывая собст­венные интересы и возможности). 2. Заказчики из числа разбогатевших горожан стремились к то­му, чтобы их церковь отличалась изяществом форм и оригиналь­ностью декора: фасады стали покрываться ма­ленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами арок и треугольников. Трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюбленный прием новгородских зодчих и стало в XIV—XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля храмового строительства. Новые строительные материалы: известняковые плиты и валуны.


В Новгороде Великом, помимо церковной, развивалась свет­ская архитектура (Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре). Новгородская школа живописи; черты: ясность идеи, реальность изображе­ния, доступность (XII в., иконы «Ангел Златые власы», «Спас Неруко­творный», «Успение Богородицы»; фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.)).

 

12. Московское княжество, кремль.

В Москве, возглавившей процесс собирания русских земель, велось активнейшее строительство. В центре Кремля, на Собор­ной площади, появилась колокольня Ивана Великого (достроена при Борисе Годунове).

Первый каменный храм Москвы - Успенский собор (1327 г. при кн. Иване Даниловиче по прозвищу Калита); в на­ч. 70-х гг. XV столетия было разобрано при строительстве но­вого Успенского собора. Был достроен при Иване III (арх. Аристотель Фиораванти (1479 г.) Пятиглавый Успенский собор - крупнейшее общественное здание того времени – по стилю напоминает Владимиро-Суздальские храмы XII в. В 1484—1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него была соору­жена усыпальница московских великих князей — Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, полу­чившая свое название от «граней», украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его трон­ным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями, зо­лоченые прорезные кресты, производилась внутренняя и внеш­няя роспись стен.

13 Живопись XIV—XV вв.

Живопись XIV—XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде при росписи Волотовской церкви, а позднее — в Москве в конце XIV — начале XV в. работал худож­ник Феофан Грек. Он работал вместе с Симеоном Черным над оформлением московской церкви Рождества Богородицы, а так­же участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV — начала XV в. был Андрей Рублев. Совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца он расписал Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Его перу принадлежит знаменитое произ­ведение «Троица». Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью, глубиной и правдивостью изображения людей. Большого развития в XIV—XV вв. достигло русское прикладное ис­кусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведе­ний шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал разви­тие великорусской народности.


 

14 Культура России в XVI в, наука и грамотность.

В процессе складывания единого централизованного государст­ва были утрачены многие особенности развития местных культурных традиций. Исчезли целые иконописные школы (напр., тверская иконопись).

Искусство XVI в. тесно связано с интересами государства. В царствование Ивана IV (1547-1574), государство стало непосредственно контролировать искусство (поощрялось ремесленничество и бездумное повторе­ние «образцов»). Во вт. пол.XVI в. из-за кризисов внутренней и внешней политики, а также бедствий конца XVI в. многие куль­турные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии.

В этот период на Руси развивается грамотность. Знание пись­ма и счета требовалось во многих отраслях деятельности. Состоятельные люди вели письменный учет в своих хозяйствах; от XVI в. сохранились различного рода учет­ные книги. Появились руководства по грамматике; арифметике; лечению травами (азбуковники, травники и др.). Накапливались: практические наблюдения; знания по строительной технике (необходимы были при воз­ведении зданий); 3) знания по динамике (расчеты дальности полета камней, ядер).

Круг географических знаний расширяли русские путешест­веники (описания странствий оставили куп­цы В. Позняков, Т. Коробейников (святые места, 2-я пол. XVI в.). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь, составляли опи­сания, «чертежи» новых земель; послы — статейные списки со сведениями о зарубежных государствах.

Обзор всемирной истории давали «Хронографы» XV—XVI вв., которые прославляли деятельность князей, иерархов церкви, при­численных к лику святых, а также «Жития» (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и др.). Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также различных сборников, образованные русские люди чер­пали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля и других филосо­фов и писателей.

 

 







Date: 2015-06-08; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию