Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пора не пора.» Продолжается игра!
На страницах этой книги мы уже не раз обращали внимание читателей на то, что игра, перестав у младшего школьника быть ведущей деятельностью (какой она была в дошкольном детстве), не исчезает тем не менее неведомо куда, что она сохраняет многие свои позиции, что она продолжает быть важной и в воспитательном и в образовательном отношении. В частности, указывалось на то, что игры могут оказать большую помощь в учении, в развитии наблюдательности, памяти, внимания. Но естественно, игры детей, ставших школьниками, не исчерпываются теми, которые могут быть поставлены на службу учению, дидактическими играми. С возрастом круг ребячьих игр меняется, уходят одни, появляются другие: колдунчики, прятки, казаки-разбойники, салки. Мальчишки, те непременно в числе любимых игр назовут вам футбол, хоккей, в «войну», в «разведчиков». Сколько же лет этим играм? Мамы и папы сегодняшних ребятишек играли в эти игры; и их мамы и папы, а то и бабушки и дедушки играли во многие из этих игр. Насколько же сами игры «старее» тех, кто в них играет! В любом возрасте игра для ребенка — способ принять участие во взрослой жизни. Вы помните, как в игре дошкольник был и папой, и мамой, и врачом, и строителем, и пожарником, и машинистом, и космонавтом. Здесь, в игре, он полноправный гражданин, участник настоящей, большой жизни. А как взрослые относятся к играм маленьких школьников? К сожалению, часто лишь терпимо. Многим кажется, что теперь это пустяковое занятие, можно бы взяться за что-нибудь более полезное: — Не балуйся, а учи уроки! Или: — Все еще в куклы! Ты же уже большая! Такие упреки маленькие школьники слышат нередко. Но эти упреки совершенно несправедливы. — Что же, — спросят некоторые, — игра и в 8—9 лет серьезное занятие? Да, игра, пока ребенок играет, — это действительно серьезное занятие! Игра по-своему выражает потребность ребенка в деятельности. Заметим, что это деятельность особого рода: ребенка занимает, радует игра как игра. В труде что-то создается, в учении что-то узнается, а играют ради игры самой по себе. Даже если дети, играя, строят нечто из песка, снега, кусков дерева или железа, то в конце концов они разрушают это 320 нечто как ненужное... Но куда более долговечными оказываются некоторые важные особенности личности, которые приобретаются ребенком в игре. Игра — это своеобразная школа подготовки к труду, ведь она требует сосредоточенности внимания, в ряде случаев точности реакций, умения проявить известную организованность. В играх исподволь отрабатывается довольно широкий круг важных в жизни движений и действий — ведь в стольких играх надо проявить ловкость, находчивость, выдержку, активность (игры с мячом, прыжки в «классиках» и т. п.). А игры с правилами? Они требуют от участников организованности и внимания. Поскольку в таких играх всегда несколько участников, которые должны действовать согласованно, речь уже можно вести об игре как о школе общения: дети приучаются действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия. В игре всегда отражен реальный опыт детей, их восприятие тех или иных явлений жизни (от войны до космических полетов). Поэтому детские игры и изменяются в зависимости от изменений в жизни общества, отражая на свой лад темы, которые занимают большое место в сознании взрослых. Но играть не значит просто подражать. Игра способствует выявлению творческих возможностей, заложенных в ребенке: когда, играя, он принимает на себя ту или иную роль, то в 321 исполнении этой роли мы можем увидеть его собственное понимание вещей. Три года — огромный срок в детстве. Понятно, что на протяжении младшего школьного возраста игры претерпевают заметные изменения и по содержанию, и по характеру организации. Скажем, первоклассники любят играть в «школу»: они учат кукол, учат малышей, учат друг друга; во многих играх отображаются эпизоды школьной жизни. В II классе таких игр становится меньше, а у третьеклассников они исчезают почти полностью — им уже неинтересно «переводить» в игру проблемы школьной жизни. В этом, как и во многом другом, проявляется закон игры: детьми принимаются только такие игры (по содержанию, по форме, по сюжету), которые их волнуют, вызывают живой интерес. Сюжеты детских игр очень разнообразны. Один из исследователей, занимавшийся ролевой игрой младших школьников, насчитал около 60 сюжетов! Постепенно в жизни детей завоевывают позиции игры с правилами, особенно подвижные. В них находит выход неуемная тяга детей к движению. Популярны игры с разделением на «партии» — они, как правило, связаны с соревнованием и с взаимной поддержкой. В них детей привлекает возможность обнаружить свою смекалку, ловкость, быстроту, выносливость. Чем старше будут становиться ваши школьники, тем все чаще на смену «Охотникам и уткам», «Белым медведям», «Выше ноги от земли» будут приходить волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, т. е. игры чисто спортивные, без сюжета, где действия играющих подчинены правилам, за выполнением которых следит судья. Если первоклассники плохо умеют согласовывать свои действия даже в простых играх, то к концу III класса движения в спортивных играх делаются не только более быстрыми и ловкими, но и более согласованными. Дети овладевают умением действовать в коллективе, подчиняться коллективу. В этом им помогла игра. От игр спортивных (где, как и в играх с правилами, развивается воля ребенка: ведь иногда приходится действовать наперекор тому, что хотелось бы сделать сейчас) отличаются игры настольные. Однако отличие это касается лишь внешней формы действий ребенка в игре. Существо игры остается тем же самым. Всевозможные виды лото, летающие колпачки, мозаики, бильярды, солдатики, строительные и механические конструкторы так же, как и шашки, шахматы, домино, «крестики», «морской бой», головоломки, требуют сосредоточенного внимания, целенаправленных действий, сопоставления результатов, обдумывания — мысленного представления действий до совершения самих действий... И здесь также обнаруживает себя интерес к соревнованию — с товарищем, со сложной задачей, с самим собой, наконец. Любят многие дети и игры в «театр». Они устраивают импровизированные постановки, заимствуя сюжеты из виденных пьес, фильмов, телепередач. Исполняя порученную роль 322 в постановке, ребенок стремится перевоплотиться в того, кого он изображает; таким образом накапливается известный опыт переживаний, который ребенок не мог бы пока испытать в реальной жизни. Справедливо поэтому сказать, что игра занимает существенное место не только в досуге младшего школьника, но и в становлении его личности. Отметим также, что в игре порой сглаживаются отрицательные черты характера детей — капризы, заносчивость, обидчивость. И еще об одном обстоятельстве надо сказать. Замечали ли вы, как меняется отношение ребенка к игре, когда вы принимаете в ней участие? Для него она становится еще более важной, еще более серьезной. В игре правила игры одинаковы для всех; вы уже не командуете, вы не старший, а товарищ малышу. Это-то, видимо, особенно и привлекает ребят в играх со взрослыми. Общение на равных! Вспомните, как сами вы в детстве ценили ту самостоятельность, которую взрослый, партнер в игре, признает, поддерживает и поощряет. Date: 2015-06-08; view: 456; Нарушение авторских прав |