Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глазами детей





В этой главе мы хотим предложить читателю взглянуть на новые проблемы детей, которые вступили в школьную жизнь, глазами самих детей. Мы построили ее на строках из их сочинений. Это даст возможность читателю представить себе, что радует, а что заботит и печалит вашего ребенка, своевременно помочь ему в преодолении тех трудностей, которые могут возникнуть.

Какой он, первый педагог нашего ребенка, знаем ли мы его? Этот вопрос важен, поскольку нам и детям необходим здесь настоящий контакт, подлинное взаимопонимание.

«Настоящий учитель — это...» Мы говорили, что в младших классах, как нигде, высок авторитет учителя: его суждения неоспоримы, его оценки окончательны, он часто вызывает у малышей не просто уважение, но трогательную привязанность и восторженное обожание. С первых школьных дней в нашем доме то и дело слышится: «А Мария Ивановна делает не так...», «А Мария Ивановна сказала...», «А Мария Ивановна велела...» Но это вовсе не значит, что младшие школьники не замечают реальных качеств личности учителя, его достоинств и недостатков.

Как же видится, как воспринимается маленькими школьниками тот взрослый человек, который их учит?

Поначалу самым главным для малыша оказывается отношение учителя к нему самому: «Я очень люблю учителя физкультуры за то, что он ставит мне только хорошие отметки»; «Он очень добрый, он всегда ставит мне пятерки, а не четверки»; «Никогда меня не забывает, всегда помогает, чтоб я не остался на второй год, и я за это ее люблю». Такая «проекция» на себя, на свое учение особенно типична для первоклассников.

К третьему классу прямая зависимость отметки, личного отношения, внешности и «люблю» уже почти не встречается. Учитель начинает все более цениться не за те четверки или пятерки, которые он ставит, а за такие качества, как доброта и справедливость, — именно эти качества выдвигает ребенок на первое место.

Заметьте сами это «повзросление» в тех ребячьих высказываниях, которые мы сейчас дадим. Не упустите главного: прислушайтесь к той сердечности, что проглядывает в каждом детском суждении: учительницу они любят, «...потому что всегда спросит перед уроком, кому было трудно делать уроки, и если непонятно — объяснит, а не выругает»; «...во-первых,

295

потому что хорошо объясняет, во-вторых, у нее нет любимчиков»; «...за то, что она справедливая и шутливая. Она никогда не ставит несправедливых отметок»; «...потому что она очень добрая и никогда не сердится. Она очень ласково относится ко всем детям, а мне очень не нравится, когда учитель любит одного больше, а другого — меньше. Я люблю этого человека, потому что он правильно поступает».

Как в зеркале, отражается в воспитании ребенка любое, внешнее или внутреннее, качество учителя, его облик, речь, отношение к детям и многое другое. Но это зеркало особого рода — в нем мы можем увидеть и самого маленького школьника. Из ребячьих рассказов, сочинений нередко сразу становится ясным, почему малыши хотят или не хотят учиться, почему школьник, самостоятельный дома, чувствует себя беспомощным в классе. И потому мы хотели бы посоветовать родителям: пристальнее, внимательнее приглядитесь к тому, какое отношение сложилось у вашего ребенка к своему учителю, каким видит маленький человек своего нового взрослого наставника. Это нужно вам для того, чтобы лучше понимать своего ребенка, яснее видеть, каким — успешным или трудным — оказалось для него начало школьного пути.

Дети очень внимательны к тому, каким должен быть стиль поведения учителя, его отношение к ученикам. Если хотите, у них создается образ «идеального» учителя. Главная черта такого учителя, несомненно, уважение к маленьким людям, желание помогать им, делиться всем, что знаешь и умеешь.

Не кажется ли вам, что этот идеальный «портрет» немало говорит о том, какими дети хотели бы видеть нас, родителей?

А теперь посмотрим, какими же в самом деле они видят нас? «Моя мама», «Мой папа». Второклассники еще малы, и поэтому точно указать профессию отца и матери не могут. Но сказать об этом хотят обязательно. Третьеклассники уже знают о занятиях родителей больше. Они считают нужным указать уже и профессию и должность, иногда тут же выражают свое отношение к труду пап и мам: «работает в больнице врачом, делает по две операции в неделю, и это нужная профессия»; «занимается со студентами не наших стран, обучает их русскому языку»; «служит инженером, чертит чертежи, по которым строятся дома»; «хорошо работает — ударник коммунистического труда»; «изолировщиком на очень опасной работе»; «печатает на машинке и отвечает на все письма»; «работает на телеграфе»; «в типографии пять лет, ответственная за многие дела».


Они очень хотели подчеркнуть, что их папы и мамы делают важное, полезное дело. И заодно подтвердить и собственную причастность (ведь это мой папа! моя мама!) к этой серьезной и нужной для других деятельности.

Если второклассники обращают внимание на внешние черты своих родителей, то в третьем классе ребята чаще, чем описания внешности, считают нужным дать такого рода оценки: «ласковая, добрая ко мне; мне лучший друг»; «не очень красивая, но добрая и умная»; «хорошая, иногда сердится, когда набезобразничаю»; «у моей мамы очень много хороших качеств. Она очень добрая, но в то же время она и строгая»;

296

«хорошая, когда я хороший, строгая, когда я плохой. Ее слово — закон»; «вообще хороший человек и вообще хорошая мама».

Все ребята считали нужным рассказать о том, как родители помогают им учиться. В этих высказываниях, как и во всем, можно увидеть, как взрослеют ребята.

Второклассники пишут так: «мы с папой делаем уроки»; «папа играет с Юлей, когда мы с мамой делаем уроки»; «папа очень умный и помогает мне»; «чтобы в школе выпускали плакаты и схемы, папа приносит ватман и кисточки»; «он мне все объясняет, что не понимаю», «помогает мне обертывать книги, делать уроки», «помогает даже по рисованию».

Более старшие говорят о родительской помощи уже по-другому: «прошу что-нибудь объяснить, никогда не откажет»; «хотя мама не понимает, но хочет помочь»; «когда трудно, мама поможет учить уроки»; «я не отработаю ошибки, папа мне всегда поможет»; «помогает делать задачи, когда нечего делать, заставляет читать»; «объясняет, как написать и по непройденным правилам».

По этим высказываниям ребят совершенно ясно, что все они, независимо от возраста, ценят помощь родителей.

Может быть, не меньше, чем реальная помощь, ребенку необходим отклик взрослого на неудачи, оценка ребячьих успехов.

Посмотрите, что пишут об этом малыши: «когда хорошо — радуется, когда плохо — ругается»; «она медалистка и хочет, чтобы я учился так же»; «хотя злится за двойки, за пятерки очень рада».

Страница за страницей... И вот о чем приходится задуматься: не слишком ли часто это — «ругает», «сердится»? Не кажется ли вам, что мы уж слишком надеемся на наши попреки да выговоры?

«Конечно нет! — ответят многие. — Мало еще ругаем!»

Другие согласятся: «Да, слишком много мы выговариваем детям». И причина этого понятна: большинство из нас спокойно, толково и разумно наставлять ребят не умеют. Отсюда и горечь сознания, что не «доходят» твои слова, что просто их не понимают ребята. Мы, избалованные их открытой и доверчивой любовью, уверенные в ней настолько, что ее и не замечаем, пожалуй, слишком просто представляем естественность и постоянство этого чувства, забываем, что ведь ничто не остается неизменным!

А в отношениях ребенка к родителям уже за три первых школьных года происходят немалые изменения. Ему все меньше нужны ваша помощь «вообще», ваше «вообще» внимание — они нужны именно там и в том, что он хотел бы и смог бы, но один, без вас, не может понять и сделать. Может быть, даже и не хочет делать, но, конечно, захотел бы, если б вам это было интересно и нужно.

Читая детские сочинения и раздумывая над ними, нельзя не увидеть, что всех ребят, независимо от их возраста, различия интересов и условий жизни в семье, объединяет любовь к родителям, нужда в общении с ними, постоянная тяга к близким взрослым людям.

297

Чрезвычайно важно нам, родителям, уловить ту меру помощи, которая необходима в данную минуту, но которая вместе с тем не нарушит самостоятельности ребенка.

В первые школьные годы у ребят возникает множество новых интересов. И именно здесь дети ждут от нас поддержки. Больше того, сама потребность познавать и многие из интересов ребенка не могут возникнуть без нашего особого внимания к этой стороне его жизни.

Вам хорошо известно — и детские работы еще раз это подтверждают, — что близость, дружба в семье могут в очень многом зависеть от того, есть ли общие дела, думы, переживания у детей и взрослых.

С каждым годом личность ребенка все больше формируется и развивается. Каждодневно, но, может быть, не всегда заметно усложняется его деятельность, его чувства. Он многое познает, и это неизбежно меняет что-то в нем самом, в его поведении.

Мы же не должны забывать одного: начало каждой личности — детство. Помните слова Белинского: «Детство — первый порог, через который проходят все чувства, посещающие человеческое сердце».







Date: 2015-06-08; view: 402; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию