Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание трудолюбия: возможности семьи





Едва ли можно сегодня представить себе 7-летнего ребенка, который совсем не подготовлен к труду в школе. И в то же время нелегко в первые дни школьных занятий найти и такого, который полностью удовлетворял бы предъявляемым к нему требованиям. Требования эти достаточно сложны.

Во-первых, он должен уметь работать самостоятельно в большом детском коллективе, не требуя к себе особого, непрерывного внимания учителя. Чтобы быть таким, надо уметь сосредоточенно слушать, не переспрашивать просто так, чтобы привлечь к себе внимание, быстро и точно исполнять требования учителя, уметь самостоятельно проверить себя («То ли я сделал?») и не отвлекаться, если даже к этому тебя побуждают соседи.

Во-вторых, он должен уметь работать в паре с рядом сидящим товарищем. Это значит: не мешать ему, если надо, помочь, поделиться чем-то, не ябедничать, если сосед ненароком помешал, уметь объяснить то, что сам понял, когда товарищ ошибается; уметь выполнять задания вместе (например, на уроках труда коллективно делаются некоторые несложные вещи).

В-третьих, он должен уметь работать в большом классном коллективе, чувствуя себя неотъемлемой его частью (хоровое

312

пение, хоровое и ролевое чтение, декламация, проговаривание, выполнение физкультурных упражнений, общественно полезные дела).

В-четвертых, октябрятская звездочка систематически поручает ему (лично ответствен!) разные важные для коллектива дела и, наконец, учит его руководить работой других, контролировать других — при исполнении обязанностей командира и дежурного.

Коллективизм и самостоятельность, личная ответственность и ответственность за всех — это качества, которыми должен уже в какой-то мере обладать ребенок на пороге школы. В школе в разнообразных формах труда каждое из этих качеств будет развиваться и углубляться. Но и семья пусть поможет ребенку выработать необходимые умения и навыки работы.

В семье, ведущей воспитание разумно, еще в дошкольные годы малыша обращают сугубое внимание на приобщение его к труду. Но даже если в семье почему-либо в свое время не придавалось труду серьезного значения, ни в коем случае нельзя и дальше откладывать начало углубленной работы с ребенком, оправдывая это тем, что переход к учению и так требует от него больших усилий.

Самообслуживание, связанные с ним виды бытового труда имеют большое психологическое значение в становлении нового «я» ребенка. К сожалению, некоторая естественная беспомощность дошкольников надолго задерживается в сознании отдельных родителей и они упорно продолжают опекать не только семилеток, но и ребят более старшего возраста в самых простых бытовых делах, которые им давно пора делать совершенно самостоятельно (стелить постель, следить за чистотой одежды, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы, штопать, разогревать еду, готовить себе простые блюда — кашу, отварной картофель, несложный суп, кисель). Дело порой доходит до того, что родители укладывают в ранец учебные вещи школьника чуть ли не до III класса. Немудрено, что так у ребят развиваются инфантильность, иждивенчество, эгоизм.

Излишней опекой родители осложняют и собственную жизнь: они боятся отлучиться из дому, так как ребенок не может сам вовремя поесть, сделать уроки и заняться чем-нибудь разумным и полезным...

Самообслуживание складывается, конечно, постепенно, в совместном труде со старшими. Чем разнообразнее участие ребенка в бытовом труде семьи, тем быстрее растет его самостоятельность. Во всякой домашней работе можно найти посильную долю для младших.

Сначала поручается какая-то часть работы (так сказать, отдельные операции), но как можно скорее переводите ребенка на самостоятельное выполнение работы от начала до конца (при условии, что объем ее посилен для него).

Но трудность, оказывается, не только в том, чтобы научить. Допустим, вы правильно поставили перед ребенком задачу («Ты повзрослел, теперь будем учиться самостоятельно делать то-то, вот ты и станешь мне добрым помощником!»).

313

Он охотно учится новому делу, но бывает и так: научившись, не хочет брать его на себя как постоянную обязанность.

Сердиться, бранить и наказывать ребенка бесполезно. Толку от работы «из-под палки» все равно не будет. Лучше постарайтесь увидеть сами и показать ребенку, что и в самой обыденной работе есть творческое начало, а главное — он должен проникнуться ее важностью, испытать радость от хорошо выполненного дела. С другой стороны, надо спокойно пояснить, что в жизни человек делает не только то, что интересно, что хочется, но и то, что надо. Понять необходимость, неизбежность дела — значит обрести естественное стремление сделать его быстро и хорошо.


Помощь взрослым постоянная, по собственной инициативе — это не только физическое участие ребенка в каком-то деле. Это прежде всего воспитание чуткости и отзывчивости.

Но у младшего школьника должны быть еще и постоянные обязанности как у члена семейного коллектива, например: заваривать для всех вечерний чай, постоянно покупать вечернюю газету, следить, чтобы в доме всегда были зубная паста и мыло. Чем больше доверено маленькому человеку, тем серьезнее он относится к порученному делу, тем быстрее растет его чувство ответственности и самоуважения. А это так важно для утверждения нравственных начал формирующейся личности.

Планируя режим дня ребенка, необходимо достаточное время отвести на творческий труд, который бы увлекал его своим содержанием, процессом работы, конечным результатом. Это может быть занятие в каком-либо школьном кружке, в клубе, в Доме пионеров. Это может быть работа вместе с кем-либо из старших членов семьи, с товарищем.

К сожалению, родители этому виду деятельности ребят придают слишком малое значение. Но очень часто именно в таком, самостоятельно избранном труде раскрываются, крепнут духовные силы и творческие возможности детей.

314

В выборе любимого дела и постоянных трудовых обязанностей не следует делать различий между мальчиками и девочками. Еще семьдесят лет назад Н. К. Крупская справедливо утверждала: «В занятии домашним хозяйством нет ничего такого, что бы делало это занятие более соответствующим индивидуальности женщины, чем индивидуальности мужчины». Но когда взрослые начинают с самых ранних лет проводить разницу между мальчиками и девочками (девочкам дают поручение вымыть чашки, а мальчиков выпроваживают), то не удивительно, что в мальчиках воспитывается презрение к девчонкам и их занятиям. Но если совершенно неразумно оберегать мальчиков от «женской работы», то столь же неразумно отгораживать девочек от труда технического.

Исследователи отмечают, что в младшем школьном возрасте интерес к технике у девочек столь же велик, как и у мальчиков. Но интерес этот, к сожалению, не находит в очень многих случаях поддержки со стороны взрослых.

Вольно или невольно отвращая девочек от увлечения техникой, многие родители исходят из той предпосылки, что технические умения и навыки в жизни не пригодятся. Это неверная предпосылка; она не учитывает того факта, что в наши дни резко увеличилась доля женщин, работающих именно в высокомеханизированных и автоматизированных отраслях производства. Многие рабочие специальности, связанные с электроникой, электротехникой, радиотехникой, становятся как раз «женскими».

Поэтому игнорировать интерес сегодняшних младших школьниц к технике — значит наносить известный ущерб их будущему.

Семья имеет немало возможностей и для включения младших школьников в общественно полезный труд. Это прежде всего субботники по озеленению двора, улицы, подкормка зимующих птиц, выращивание цветочной рассады, тимуровское шефство над инвалидами, ремонт книг в жэковской библиотеке и многое-многое другое.

Каждый из названных видов труда вносит своеобразный вклад в становление характера ребенка. Родители, как и школа, должны стремиться к тому, чтобы разные виды труда гармонически сочетались, чтобы переход от одного к другому нес с собой радостные переживания, пробуждал стремление к новой работе.


Но тут воспитателей подчас подстерегают большие трудности. Как привлечь ребенка к ежедневному будничному труду? Мы уже говорили, что к труду нельзя принуждать. Постарайтесь лучше в доходчивой форме пояснить детям известное положение о том, что именно этот труд и требует самого большого героизма.

Ни в коем случае недопустимо прибегать к наказанию трудом: нельзя в наказание заставлять мыть посуду, чистить картошку, штопать. И дело не только в том, что ребенок, прошедший через такое наказание, не воспылает любовью именно к данному виду труда. Вопрос сложнее. Едва ли можно измерить тот нравственный урон, который при этом наносится

315

всему делу воспитания, если у ребенка сложится убеждение, что труд — это наказание.

У хороших воспитателей есть поэтому очень разумное правило: надо заслужить, чтобы доверили дело, заслужить право делать что-то как награду. Если все обстоит хорошо — будем тогда-то вместе делать то-то. Конечно, включенное в перспективу дело должно быть интересным, новым, привлекательным для ребенка.

В школе на уроках дети узнают о том, как почетен у нас всякий труд, они знакомятся с разнообразными профессиями, получают представление о том, сколько людей прикоснулись к любой несложной вещице, прежде чем она попала к нам в руки. Но этого еще недостаточно для того, чтобы дети осмыслили цену труда, цену вещей, созданных трудом.

В борьбе с мещанством и стяжательством мы высмеиваем тех, кто придает вещам слишком большое значение, видит в обладании ими смысл жизни. Но нельзя допустить, чтобы вместе с тем в сознании детей вещь обесценивалась как носитель вложенного в нее труда. Это приводит к отсутствию бережливости, к расточительности. Дети часто не понимают цены вещам и деньгам; не способны понять, что порой родителям приходится себе в чем-то отказать, чтобы обеспечить всем необходимым прежде всего своих детей.

Физический труд тесно связан с умственным воспитанием. Мастерство рук — это материальное воплощение пытливого ума, смекалки, творческого воображения. Очень важно, чтоб в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел. В. А. Сухомлинский

Тот, кто с детства не приучен к бережливости, никогда не вырастет рачительным хозяином, настоящим гражданином, умеющим ценить и свой, и чужой, и общественный труд.

Бережливость воспитывается с тех самых малых лет, когда мать учит ребенка убирать игрушки, когда она вместе с ним «лечит» старого, потрепанного мишку, подклеивает разорванную книжку, собирает хлебные крошки со стола, чтобы накормить ими птиц.

Великая заповедь нашего народа: любой труд почетен — незримо подрывается тем едва заметным тоном пренебрежения, который порой проскальзывает в разговорах родителей. Если же ребенок видит, как уважительно здороваются его родители с лифтершей, с почтальоном, уборщицей, если при этом он заметит, что взрослые берегут их труд, стараясь поддержать порядок, то он поймет очень важную истину: всякий труд, нужный людям, достоин уважения. И если человек делает его добросовестно, достоин уважения и он сам.


И еще очень важно знать: дети легко увлекаются мыслью о «далеких» или редких профессиях, романтика и привлекательность которых, что называется, лежат на поверхности. Усилия воспитателей должны быть направлены на то, чтобы дети почувствовали, как важен и нужен людям обыденный, скромный труд, как важно качество любого труда, отношение к порученному делу.

Полезно проделать такую нехитрую работу. Пусть ребенок назовет любой самый обыкновенный предмет, которым он пользуется ежедневно. А потом обсудите с ним, из чего он сделан, что нужно иметь для его изготовления, какой путь он должен проделать, прежде чем попасть к вам в дом. Вы, пожалуй, и сами удивитесь, как бесконечно длинна эта цепочка связей.

316

Не просто «технология»

Отношение к труду тесно связано с двумя его сторонами — с культурой и с качеством. Хорошо организованная работа, в которой все продумано, спорится, как бы сама по себе идет, гораздо меньше утомляет нравственно и физически. За что бы ни брался ребенок — садится ли он делать уроки (об этом уже подробно говорили), берется ли мастерить авиамодель, чистить картофель, надо, чтобы он подготовил вначале рабочее место, необходимые инструменты и приспособления, разложил все удобно, продумал, как следует сделать, чтобы поменьше насорить, ничего не испачкать, как избежать лишней суеты, перекладывания вещей и т. д. Тогда в ходе работы все внимание может быть сосредоточено на качестве, на поиске рациональных приемов работы.

Мы знаем, что младшие школьники (и в первую очередь — первоклассники) утомляются, им не хватает сосредоточенности. Поэтому они склонны без надобности часто прерывать начатое дело, переключаться на что-то незначительное или совсем постороннее, не заканчивать задуманное, переносить ими же принятые сроки выполнения работы. А все это еще больше утомляет, приводит к небрежности и расхлябанности.

Дисциплина труда — важная цель и в то же время условие воспитания. Она теснейшим образом связана с общей культурой труда, во многом зависит от того, насколько четко организован труд. Но более всего она определяется волевыми усилиями, которые дают возможность ребенку побороть слабости, приводящие к несобранности. Стремясь к тому, чтобы ребенок проникся дисциплиной труда, родителям придется проявить особую тонкость в тех случаях, когда эту дисциплину приходится нарушать, когда обстоятельства неизбежно требуют отступления от принятого. Надо, чтобы всякое такое отступление было правильно понято и принято маленьким школьником. Ни в коем случае нельзя давать повода к тому, чтобы дети думали, будто взрослые говорят одно, а делают другое; от детей требуют дисциплины и режима, а сами нарушают их. Сознательная дисциплина чужда формализма. В этом ребенок должен убедиться на собственном опыте. Пусть надо по режиму садиться за уроки, но, если получилось так, что некому сходить за лекарством для заболевшей мамы, надо идти. На какой-то час запланировано заняться с отцом сборкой модели, но получено срочное сообщение и надо собрать ребят по цепочке, — что ж, в таком случае модель подождет. Но отступления от системы, в общем, не столь уж часты и должны восприниматься ребенком как необходимые, неизбежные, исключительные.

В связи с разговором о культуре труда нельзя не упомянуть вот о чем. Во многих семьях родители (особенно отцы) уделяют серьезное внимание техническому творчеству детей, любят вместе с ними мастерить, с гордостью показывают знакомым поделки из бумаги, картона, дерева, выполненные ребятами. Это очень хорошо. Важно лишь, чтобы в этой работе обязательно учитывался (конечно, применительно к

317

семейным условиям) тот новый подход к трудовому обучению, который завоевывает прочные позиции в нашей школе.

Речь идет о большой политехнической направленности трудовых занятий. То есть надо показать ребенку общее в работе с различными материалами (способы их обработки: что можно резать, что можно пилить, что можно сгибать, что можно склеивать), показать, как в самых разных предметах можно обнаружить части, играющие одну роль, выполняющие одну функцию (например, двигатель — колеса — кузов или каркас и то, что на каркасе крепится, и т. д.).

Не тренировать лишь одну ручную умелость ребенка, но постоянно побуждать его «соединять голову с руками». Побуждать в необходимых случаях прибегать к чертежам, схемам, что вполне по силам ученикам III и даже II класса.

Только, собственно, на этой основе и возникнут необходимые общетрудовые умения: умение осмысленно разобраться в трудовом задании, организовать работу, спланировать ее, пытаться найти наилучший способ ее выполнения.

И это не просто «технология». Человек, обладающий высокой культурой труда, работает, как правило, ответственно, активно, самостоятельно, добросовестно. А это нравственные итоги правильно поставленного трудового воспитания.

Выработка всех этих ценных качеств личности весьма затруднена тогда, когда ребенок не может увидеть в труде его общего смысла, когда ему просто говорят: «Делай вот то-то и то-то», когда у него отнимают возможность самому подумать над возникшей проблемой и постараться решить ее, предлагая вместо этого уже готовое...

Несколько слов об эстетической стороне дела. Нельзя понимать эстетику труда просто как задачу создания привлекательных, красивых изделий. Важно, чтобы сам труд был красивым, а это значит опять-таки прежде всего целесообразным, разумным, технологичным. Когда рабочее место удобно, когда инструмент по руке, когда материалы подобраны правильно, когда понимаешь, что делать и как, работа приобретает соответствующую эмоциональную окраску, самому работнику кажется красивой. Для нас, взрослых, это так, а для малышей — вдвойне, втройне.

Говоря о трудовом воспитании, невозможно обойти такой вопрос: «А понимают ли дети, зачем они трудятся?» Каковы мотивы, побуждающие младших школьников к труду?

К сожалению, приходится нередко сталкиваться с тем, что внешне благополучное положение (ребенок усердно работает на уроках труда, дома не откажется помочь маме, с октябрятской звездочкой отправляется сажать цветы на сквере) на поверку оказывается вовсе не благополучным.

На уроке труда ребенок работает за отметку, не испытывая никакой радости от того, что он кое-что научился делать, не проявляя никакой любознательности.

Дома он маме помогает только потому, что боится наказания (или пообещали за усердие что-нибудь весомое).

И цветы на сквере сажает он потому, что хочется ему быть среди отличившихся в соревновании озеленителей. А о людях, которые порадуются цветам, он и не думает вовсе.

318

Сами собой надлежащие мотивы труда не сложатся. О воспитании таких мотивов тоже придется позаботиться родителям. Конечно, очень многое зависит от школы (и особенно от организации октябрятской и пионерской работы).

У первоклассников нередко ярко выступают личные мотивы их трудовой деятельности: сделать вещь или что-то нужное для себя, для личного пользования. Надо всячески стимулировать развитие более значимых, общественных мотивов — выполнить работу не только для себя, но и для других: сделать игрушки для детского сада, счетный материал для всех ребят и т. д.

Ученики вторых классов в большей степени, чем первоклассники, участвуют в общественно полезной работе вне класса, в коллективных мероприятиях школы. Несмотря на то что это участие носит еще очень скромный характер, оно имеет большое значение, так как дает возможность школьнику осознать себя членом школьного коллектива. Усложняется и бытовой труд учащихся: в семье они не только занимаются самообслуживанием, но и выполняют работу для всех, имеют уже определенные обязанности (вымыть посуду, накрыть на стол, постирать мелкие вещи и т. п.), что ставит их в новые отношения к другим членам семьи.

В III классе у ребят появляется новое отношение к труду. Чтение книг, уроки истории, знакомство с трудом окружающих людей, общественно полезный труд, работа вместе со взрослыми (дома, в школе, колхозе, совхозе) обогащают взгляды учеников на труд людей и на свой личный труд. Появляется интерес к труду не только потому, что делается вещь или имеется какой-то результат труда, но и потому, что «когда делаешь что-то — много узнаешь». Особенно это относится к работе по техническому моделированию, к опытнической работе.

У третьеклассников в ходе знакомства с трудом взрослых, с современной техникой познавательный интерес углубляется; их уже не удовлетворяет простой ответ; они хотят наблюдать заинтересовавшее их явление своими глазами, принять участие в интересном труде. В стремлении сделать своими руками ребенок как бы ждет ответа на вопрос: «А что я могу?» Если его труд дает положительный результат, он приходит к выводу: «И я могу». Это сознание придает ему уверенность в своих силах, у него появляется желание трудиться и приобретать новые знания.

Но если ребенок не интересуется результатами своего труда и работа для него — просто неприятная повинность, которую он выполняет только под усиленным контролем, воспитательное значение такой работы равно нулю (если не отрицательной величине) — ребенок стремится поскорее отделаться от нее, забыть о ней.

И еще скажем о, возможно, решающем условии воспитания у ребенка любви к труду: поскольку речь идет о младших школьниках, личный пример взрослых, их отношение к делу играют первостепенную роль.

Мысль о большом воспитательном значении совместного труда взрослых и детей неоднократно подчеркивалась

319

В. А. Сухомлинским: «Мы добиваемся того, чтобы каждый воспитанник в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд — счастье, наслаждение. Сопереживание чувства радости от труда — это азбука самовоспитания. Тот, кто глубоко пережил это чувство в детстве, отрочестве и юности, стремится быть лучше в глазах общества».







Date: 2015-06-08; view: 505; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию