Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Труд и личность
«Сущность человека лучше всего, благороднее всего и совершеннее всего выражается через его деяния, через труд и творчество» — эти слова, так удачно найденные Александром Фадеевым, относятся, если хорошенько задуматься, не только ко взрослым. Однако многие родители недооценивают роль труда в воспитании младших школьников. 310 Ста родителям был задан вопрос: о чем они спрашивают детей, когда те возвращаются из школы? Почти все, оказывается, спрашивают: «Что получил по математике?», «Что получил по русскому?». И только в девяти случаях родители как-то коснулись уроков труда (да и то, не получил ли ребенок замечание за забытый дома материал или инструмент). Не менее любопытные данные были получены при сопоставлении двух анкет: «Какую работу ты (ваш ребенок) выполняешь (выполняет) дома?», заполненных ребятами и их родителями. Дети называли по два-три вида трудовых поручений («мою посуду», «хожу за хлебом», «стелю свою постель»), родители добавляли еще по три-четыре. Но этих поручений, как выяснилось, дети на самом деле не выполняли. Отсюда вывод: родители, в общем, понимают, что у ребенка должен быть в семье определенный — и достаточно широкий — круг обязанностей, но для претворения в жизнь этого понимания у них не всегда хватает настойчивости. Показательно, что дети младшего школьного возраста в своих сочинениях на тему «Как я помогаю своей маме» обычно ограничиваются: «Сам стелю свою постель, мету пол, хожу за хлебом». И родителей вполне удовлетворяет это выполнение элементарных обязанностей. Как бы в оправдание родители обычно указывают на два обстоятельства: дети и так загружены уроками, учение отнимает у них много сил; кроме того, ведь малы еще, не умеют ничего толком, учить их или переделывать за них ни времени, ни терпения не хватает. Встречается и такая точка зрения: «У детей должно быть счастливое детство. Хватит с них школы. Там труд. Дома труд. А где же отдых?» Или такая: «Для гармонического развития личности одной обычной школы мало. Надо еще хотя бы музыке и фигурному катанию учить. Вот и не хватает времени для труда». Между тем труд для ребенка — это ведь не просто дополнительная нагрузка. Без него просто невозможно говорить о воспитании характера, о формировании личности. Вспомним слова В. А. Сухомлинского: «Трудовое воспитание — это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно. Может, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трех начал... Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать». Самая большая беда, с которой встречается прежде всего ребенок, а потом его учитель и родители, когда он приходит в школу, — это отсутствие трудолюбия и умения преодолевать трудности в овладении навыками труда. Отсутствие внимания и сосредоточенности, проявление небрежности, неумение слушать, забывчивость — все, что вызывает конфликтную ситуацию на уроке и при выполнении домашних заданий, — есть не что иное, как психологическая незрелость личности, порожденная не возрастными особенностями, а характером 311 дошкольного воспитания, где не было поставлено цели формирования трудолюбия. И снова вспомним слова В. А. Сухомлинского: «Трудолюбие — это прежде всего сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость. Чем глубже радость труда, тем больше дети дорожат своей честью, тем нагляднее видят в деятельности самих себя — свои усилия, свое имя. Радость труда — могучая воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива. Это не значит, что труд превращается в развлечение. Он требует напряжения и упорства. Но мы не должны забывать, что имеем дело с детьми, перед которыми только открывается мир». Но о каком труде ведет речь наш замечательный педагог? Он видит глубочайшие связи, объединяющие труд умственный и труд физический: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Он учит видеть в труде не только жизненную необходимость (без которой просто невозможно человеческое существование), но и то, в чем многогранно проявляется духовная жизнь, духовное богатство личности. Не может быть трудолюбив человек мало думающий, мало переживающий. Чем умнее человек, тем богаче его эмоции и сильнее воля, тем ярче проявляются у него наклонности к разнообразным видам трудовой деятельности. Чтобы ребята уважали физический труд, надо научить их уважать труд умственный. Надо дать им испытать и тяжесть и радость всякого труда. Date: 2015-06-08; view: 596; Нарушение авторских прав |