Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Почему дети не выполняют своих обещаний?
Попробуем решить этот вопрос на примере одной часто встречающейся конфликтной ситуации. Действительно, вопрос, вынесенный в заголовок, нередко звучит в родительских устах. Звучит по-разному: с гневом, отчаянием, недоумением. Ребенок твердо обещает что-либо сделать: вернуться с прогулки в определенный час, убрать комнату, хорошо приготовить все уроки, последить за младшим братом или сестрой. Вы возвращаетесь домой, и... уроки приготовлены небрежно, с прогулки пришел едва ли не затемно, комната осталась неубранной и т. д. Еще хуже положение, когда обещания касаются не одного какого-то дела, даются не на один раз, а на более длительный срок: систематически делать зарядку, всегда убирать за собой свои вещи и игрушки, садиться за приготовление уроков в определенное время и т. д. Порой мало что меняется и в тех случаях, когда обещание дается не родителям и учителям, а самому себе, т. е. когда школьник сам принимает решение, например, не браться за чтение до тех пор, пока все уроки не будут приготовлены. Такое невыполнение данных ребенком обещаний или принятых им решений связано с рядом неприятных последствий. Во-первых, конечно, для него самого: за невыученные уроки следует возмездие в виде плохой отметки и малоприятных разговоров в школе и дома; за невыполнение поручения могут наказать, да вдобавок все равно придется сделать обещанное. Но и для нас хорошего в этом мало: добавляются заботы и к тому же неизбежно приходится вступать в конфликт с нарушителем слова. И наконец, мы горестно задумываемся: вчера обещал и не выполнил, сегодня обещал и не выполнил — каким же он вырастет? Безответственным болтуном? Чтобы предотвратить эти случаи, надо прежде всего понять, почему так происходит. Есть много разнообразных причин, по которым данное ребенком обещание оказывается невыполненным. Самая 290 простая: ребенок, давая обещание, и не собирается его выполнять. Он просто хочет, чтобы его оставили в покое. Или он может забыть (не будем видеть в таком объяснении лишь злонамеренную уловку; это причина вполне реальная, особенно для младших школьников). Бывают и такие случаи, когда ребенок, увлеченный каким-нибудь делом, отвечает на наши требования обещанием, попросту плохо осознавая, о чем идет речь. Однако очень часто встречаются более сложные причины, приводящие к тому, что данное ребенком обещание остается невыполненным. Значит, надо выяснить, в каких случаях вообще приходится прибегать к обещаниям, когда ребенку приходится принимать решение выполнить то или иное дело. Обещание, которое ребенок дает взрослому или самому себе, решая поступить так или иначе, обычно относится к таким поступкам, которые ребенку совсем не хочется выполнять или не очень хочется. Ведь если ребенок к чему-нибудь стремится и для удовлетворения этого стремления нет препятствий, он без всяких решений и обещаний берется за дело. Если он любит, предположим, играть (или читать, или лепить), незачем его просить, чтобы он дал обещание обязательно поиграть или почитать. Он этого хочет и скорее принесет какое-нибудь другое дело в жертву любимому занятию. Как правило, специальное решение или обещание необходимо в тех случаях, когда ребенку приходится отказываться от приятных занятий во имя не столь увлекательного, но важного и нужного дела. Что же побуждает к этому ребенка? Что происходит в таких случаях? Попытаемся ответить на эти вопросы, опираясь не только на житейские наблюдения, но и на данные психологических исследований. Было проведено исследование, в котором изучалось, как ребенок принимает решение и как его выполняет. Детям младшего школьного возраста предлагали выполнять довольно однообразную, неинтересную работу (надо было ставить точки в кружки, напечатанные на больших листах бумаги). Разным группам детей эта работа давалась на разных условиях. Одни должны были только определить, интересная она или нет, и могли выполнить столько, сколько захотят. Другим объясняли, что работа очень важная и нужная, и просили сделать как можно больше — сколько они смогут. Что же происходило? В первой группе работа прекращалась очень быстро: через две-три минуты дети заявляли, что это неинтересная работа. Те же ребята, которым задание было представлено как важное и нужное, работали значительно дольше и делали значительно больше по количеству. Запомним: понимание значимости, важности дела может побудить ребенка уже в младшем школьном возрасте к значительным усилиям (довольно длительное время выполнять неинтересную работу). Теперь посмотрим, как же выполняют дети собственные намерения. Школьникам того же возраста предлагалась другая работа: они должны были изготовить из бумаги и картона 291 мозаику для детей детского сада. Мозаика могла состоять из 12, 18, 24 или 30 деталей. Ребятам объясняли: чем сложнее мозаика, тем лучше — малышам интереснее будет играть. Участие в этой работе было добровольным. Работа была несложной, все дети после показа быстро ею овладевали. Каждый самостоятельно выбирал тот образец, по которому будет делать мозаику. Дети должны были выполнить свою работу дома и принести ее в школу к указанному сроку (через три дня). Трудности, с которыми ребенок встречался при выполнении работы, были в основном организационные: он должен вспомнить о ней, найти для нее время, не растерять материал, который получил в школе, может быть, преодолеть желание заняться другим делом и т. д. Каковы же выводы по результатам этого эксперимента? Прежде всего, оказалось: чем сильнее школьники проникались желанием помочь малышам, тем большую по объему работу они выбирали. При этом они хорошо понимали, что, если в мозаике не хватит хотя бы нескольких деталей, ее нельзя отдать в детский сад. Школьникам, выбравшим работу не по силам, предлагали еще раз подумать, удастся им сделать такое большое количество деталей за три дня, хватит ли времени и т. д. Однако, как правило, все дети упорно настаивали на своем выборе — и в большинстве не смогли выполнить намеченное. Они иногда приносили часть работы, а иногда не приносили ничего. Так как дети могли получать материал для этой работы пять раз, им каждый раз предлагали снова выбрать такой образец, который бы наверняка удалось сделать. Но большинство школьников, особенно I и II классов, выбирали хотя и немного меньшую, чем в первый раз, но все же едва ли выполнимую нагрузку, при этом заявляя: «Малышам ведь надо», «Им будет интересно в такую большую мозаику играть», «Без игрушек ведь скучно, я сам был в детском саду» и т. д. Многие дети вели себя таким образом все пять раз. Конечно, они бывали очень смущены, не выполнив работу. Возьмем на заметку следующий отсюда вывод: дети часто хотят сделать больше, чем они могут; в момент принятия решения они не учитывают ни своих возможностей выполнить взятые на себя обязательства, ни тех трудностей, которые могут возникнуть по ходу дела. В другом эксперименте эти обстоятельства обнаружились еще более наглядно. Ребенку предлагали в подарок игрушку (при этом он мог выбирать из трех игрушек ту, которая ему понравилась больше всего), но с условием, что он должен выполнить задание учебного типа, с которым — это заранее было установлено — ему было справиться очень трудно. Выяснялось (тоже заранее), что ребенок хорошо знает свои возможности в учебной деятельности и правильно себя оценивает. Все дети твердо знали, что не получат ничего, если задание будет выполнено плохо. Тем не менее почти все они выбирали ту игрушку, которая им нравилась больше всего. У одного 10-летнего школьника спросили, о чем он думал, выбирая в подарок конструктор, если знал, что полагающуюся при этом задачу не сможет решить. Он ответил: «А я не 292 думал, просто хотел конструктор». И этот ответ типичен. Дети, например, решают: сначала заняться тем, чем им очень хочется, — поиграть, посмотреть телевизор, а потом приняться за учебные дела. Они твердо уверены, что выполнят все намеченное, не учитывая, что потом они устанут, что им едва ли захочется прервать увлекательное чтение или игру. Это решение определяется не возможностями, не реальными обстоятельствами, а преобладающей потребностью. Вот мы и приблизились к ответу на вопрос, который поставили перед собой. В большинстве случаев обещания ребенка (если, конечно, они не «выжаты» взрослыми) не пустые слова; они отражают его стремление, его потребность именно так поступить. Чем сильнее эта потребность, чем больше эмоциональных переживаний связано у ребенка с выполнением данного дела, тем настойчивее он обещает выполнить то, что от него требуется, и тем тверже убежден, что ему это удастся. Например, ребенок, получивший несколько раз подряд плохую отметку, вдруг осознает, к чему его поведение может привести, сколько тревог он доставляет своим родителям и самому себе. У него возникает сильное желание немедленно начать учиться лучше. В результате он либо твердо решает и сам себе обещает впредь относиться к занятиям серьезнее, либо дает такое обещание другим (родителям, учителям). Нередко он очень активен, принимая соответствующее решение: составляет для себя план дополнительных занятий, более жесткий распорядок дня и т. д. И тем не менее очень часто все это остается лишь «благим порывом» — мешают неожиданные для него трудности, старые привычки, другие потребности и интересы, с которыми он не может справиться. Обо всем этом он не думал, когда принимал свое решение или давал обещание. Был ли этот ребенок искренен в тот момент, когда принималось решение? Безусловно. И чем сильнее была у него потребность учиться хорошо и, следовательно, чем сильнее было переживание, связанное с плохими отметками, тем более решительно он обещает изменить свое поведение и тем более короткие сроки он намечает для исправления. То же часто происходит и в других случаях. Предположим, ребенок не выполнил порученное дело. Ему стыдно. Он жалеет мать, которой доставил неприятность, ему хочется избавить ее от волнений, обрадовать ее. Поэтому он охотно обещает впредь поступать так, как надо, и искренне собирается выполнить свое обещание. Но так же, как и в первом примере, другие, более сильные потребности и интересы нередко препятствуют ему осуществить свои намерения. Еще раз подчеркиваем: в этих случаях дети не столько не умеют учесть всех обстоятельств, связанных с выполнением обещания, сколько просто о них не думают. Можно ли помочь детям в таких случаях? Не только можно, но и необходимо. Поскольку известны причины, вызывающие такое поведение, надо искать способы устранить их. Прежде всего не надо забывать, что данное ребенком обещание вызвано добрыми, положительными побуждениями 293 (сочувствие близким, стремление выполнить свой долг, желание помочь родителям, повысить успеваемость и т. д.). Невыполнение таких обещаний связано не со злой волей ребенка, не с его пренебрежением к людям, которым дается обещание, а с различного рода трудностями как психологического, так и чисто житейского порядка. Поэтому ясно, что в этих случаях наказывать ребенка за невыполнение обещания ни в коем случае нельзя. Наказание только его озлобит, вызовет протест, отдалит от взрослых; ребенок ведь чувствует, что он не виноват — он хотел сделать все, как надо, но что-то помешало. Достаточно, если он отчетливо увидит и осознает те отрицательные последствия (для него самого и для других), которые вызвала его неверность слову. Далее, мы знаем, что сильный мотив побуждает ребенка давать необдуманные, часто слишком большие, невыполнимые обещания. И взрослые не должны обольщаться такими обещаниями; напротив, надо тактично «вернуть ребенка на землю», помочь ему реально увидеть, какие решения он принимает, какие он дает обещания, может ли выполнить намеченное дело в назначенный срок и в намеченном объеме. Например, школьник решил на следующем же уроке исправить двойку по математике, заявляет об этом родителям и ждет их одобрения. Но ведь вы-то понимаете, что при тех пробелах, которые у него есть по этому предмету, он выполнить свое решение просто не в состоянии, как бы он этого ни хотел. И надо помочь ему превратить «благой порыв» в реальный план действий: наметить более продолжительный срок для ликвидации всех пробелов, определить, что следует повторить из пройденного, как вести работу над теми разделами, которые он знает плохо или не знает совсем, и т. д. Вместе с тем следует помнить, что, как бы плохо ни обстояло дело с успеваемостью школьника, он не сможет и не должен отказываться от всего прочего: игр, прогулок, чтения, посещения кино, общения с товарищами. Все это родителям следует учитывать, когда они помогают своему ребенку принять то или иное решение, связанное с учебной работой. То же должны учитывать родители и в тех случаях, когда обещание ребенка касается других дел (уборка, покупки, чтение, музыкальные занятия и т. д.). И самое главное — ребенку необходима помощь не только в тот момент, когда он дает обещание или принимает решение, но также и в то время, когда он его выполняет. Ему надо помочь организовать свою деятельность, особенно в тех случаях, когда препятствия для выполнения намеченного возникают в виде других, конкурирующих, более привлекательных потребностей. Часто помощь здесь заключается в том, чтобы не дать возможности этим другим, конкурирующим потребностям стать преобладающими. Так, если родители знают, что именно может помешать их сыну или дочери хорошо и вовремя приготовить уроки и успеть поработать над старым материалом, они могут предупредить появление этих нежелательных препятствий. Например, они предлагают ребенку заранее условиться 294 с товарищем, в котором часу тот позвонит, для того чтобы пойти гулять, на какой день можно купить билеты в кино. Таких конкретных приемов каждый родитель может найти много; важно только уметь трезво оценивать их эффективность, не «бить в одну точку», если прием не действует, не злоупотреблять одним и тем же приемом, даже если он удачен. Чем разнообразнее будут ваши подходы к ребенку, тем успешнее окажется помощь. Date: 2015-06-08; view: 610; Нарушение авторских прав |