Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Растить убежденных





Из сказанного ясно, что забота об идейно-нравственной стороне развития младшего школьника не может оставаться только лишь заботой школы. Огромна здесь и роль родителей. Очень важно, чтобы семья искренне поддерживала усилия педагогов, с пониманием относилась к важности своевременного формирования мировоззрения, идейных, нравственно-политических каче ств своего ребенка. Не менее важно, чтобы семья внесла и свой вклад, оказывала влияние на становление гражданина способами и средствами, присущими именно семье. Не забудем, что речь ведь идет о маленьких еще детях, на которых особенно действует слово близкого человека, пример его поведения, его оценки тех или иных событий. С другой стороны, ребенку импонирует, что с ним как со взрослым говорят о самых серьезных вещах — не только об отметках и об играх, но и о том, что волнует взрослых людей, о событиях в мире, о свершениях тружеников нашей страны, о подвигах народных героев и о людях, которых весь мир называет великими.

Конечно, следует предупредить родителей, чтобы они избегали излишней усложненности, не впадали в голую риторику. Именно в том, видимо, и состоит главная трудность: о серьезном говорить с детьми просто, стараясь обращаться к их собственному жизненному опыту, к прочитанным ими книгам, к увиденному ими по телевидению, действуя при этом не только на сознание малыша, но и на его чувства.

..Делать все, чтобы дети были патриотами своей родины, горячо любящими родную землю и трудовой народ, честными, правдивыми, трудолюбивыми, добрыми и сердечными, отзывчивыми и непримиримыми к злу и неправде, мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей, скромными и нравственно красивыми, здоровыми и физически закаленными. В. А. Сухомлинский

При этом важно помнить обращенные к родителям слова А. С. Макаренко: «Ваша активность в обществе и на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя». Признаем, что это не очень просто, но совершенно необходимо.

Вряд ли возможно предложить для семьи программу воспитания гражданина, определенную до деталей. Особенности каждой семьи, своеобразие ее традиций и окружения подсказывают родителям в разных случаях разное. Но о возможностях воспитания некоторых важных идейно-политических качеств маленького школьника сказать необходимо.

На протяжении первых трех лет учения дети многое узнают о жизни и деятельности Владимира Ильича Ленина. О Ленине говорят и в семье. Главное в семейных беседах и чтениях должно быть направлено на то, чтобы показать Ленина — борца за дело рабочего класса. Эти беседы и чтения, на которые дети очень живо и заинтересованно откликаются, служат цели пробуждения в ребенке стремления и в себе вырабатывать коммунистические черты характера.

В распоряжении родителей — широкий круг книг, вполне доступных для младшего школьника. Начать, пожалуй, стоит с того, чтобы посоветоваться с учителем, какие книги следует почитать в семье в дополнение к тому, что услышит ребенок в классе. Можно воспользоваться рекомендательными указателями (Школьникам о Ленине. М., 1970; Тимофеева И.

254

Пионерам о Ленине. М., 1969), поговорить с библиотекарем в детской библиотеке.

Во всяком случае, имеются многократно издававшиеся для детей воспоминания Н. К. Крупской и А. И. Ульяновой-Елизаровой, Н. Веретенникова и В. Д. Бонч-Бруевича, рассказы С. Алексеева и М. Зощенко, С. Виноградской и З. Воскресенской. Очень хорошо воспринимают дети стихи о Ленине. Познакомьте их со сборником «Стихи о Ленине» (выпущенным издательством «Детская литература» в 1973 г.) и обратите их внимание на такие произведения, как «На родине Ленина» С. Михалкова, «У кабинета Ильича» А. Яшина, «Докладная записка» М. Исаковского... Особенно хорошо воспринимаются детьми стихи, где события изложены просто и понятно, где проявляются черты личности великого человека.

Вообще, многими родителями подмечено, что особенно увлекают детей те произведения, где они могут увидеть яркие черты личности вождя, проявляющиеся в действии. Так, например, привлекают младших школьников рассказы М. Зощенко (особенно «Рассказ о том, как Ленин жандармов перехитрил»). Другие родители отмечают, что весьма ценны те книги, где о революционных событиях рассказывается романтично, приподнято (книга Ю. Яковлева «Первая Бастилия»).

Очень важно, чтобы ребенок почувствовал особую эмоциональную атмосферу, связанную в семье с чтением книг о Ленине. Не просто дать сыну книгу: «Читай!», но выбрать удобное время, когда никто никуда не спешит, когда вы можете сесть вместе с ним, открыть книгу, выразительно прочесть рассказ, обсудить его, попросить прочесть другой рассказ самого ребенка... Неоценимы такие минуты общения!

Учтите только, что не следует ждать от чтения таких книг прямого воспитательного результата: прочитал ребенок о том, каким трудолюбивым в учении был Володя Ульянов, — и стал лучше учиться. Ни в коем случае не впадайте в голую назидательность. Слово об Ильиче должно именно запасть в душу. И повторяем, самое главное — учите ребенка видеть Ленина как человека-коммуниста, борца за дело рабочего класса. Тем самым вы подготовите фундамент для воспитания в юном гражданине внутренней готовности быть продолжателем ленинского дела, преданности партии коммунистов...

Разумеется, не только книги говорят и нам, и детям о Ленине. А фильмы? А телепередачи? А пластинки с записью его речей? А посещение памятных мест, связанных с жизнью вождя? Все это — благодатный материал для содержательных и эмоционально взволнованных разговоров с детьми, именно разговоров, а не односторонних поучений...

Мы, взрослые, часто говорим: «Ленин с нами», имея в виду что и сегодня в своей трудовой, политической, личной жизни советские люди следуют заветам основателя Коммунистической партии и Советского государства. В доходчивой, ясной форме — желательно на примерах, взятых из жизни вашего производственного коллектива, из окружающей жизни, постарайтесь донести до ребенка эту важную мысль. Конечно, в старших классах наши выросшие дети будут изучать богатство ленинских идей, которыми мы руководствуемся в

255

практике коммунистического строительства; в пионерской и комсомольской организациях они будут учиться жить по-ленински, учиться бороться за его дело. Но основы этого должны быть заложены уже сегодня, заложены в школе и в семье.

Какую бы сторону идейно-нравственного, политического воспитания мы ни взяли, мы обнаружим, что семья располагает своими, специфическими средствами воздействия на растущую личность.

Большое внимание уделяют детские общественные организации, школа воспитанию на революционных, боевых и трудовых традициях. А в семье все ли возможности используются для этого?

Педагоги не раз отмечали: дети знают немало о героях революции; став постарше, они активно и заинтересованно участвуют в работе красных следопытов; они могут рассказать о том, как трудятся комсомольцы на БАМе. Это прекрасно! Но вместе с тем — и это уже огорчительно — они мало что знают о собственной семье. Они не знают, что мамин дедушка воевал на гражданской, хотя мама прекрасно помнит его интересные рассказы... Они не знают, что папин папа был награжден четырьмя орденами и прошел Великую Отечественную войну почти до самого последнего дня, не дожив до Победы совсем немного... Они не знают, что портрет их тети Вали на доске Почета района...

Возможно, многое идет от скромности родителей и близких. Но многое, — скорее, от недостаточного понимания того, что наши маленькие школьники как раз на примерах близких и дорогих людей — примерах убедительных и эмоционально значимых — могут быстрее и легче понять славную историю нашей страны, осознать неотрывную связь традиций семьи и традиций народа.

Без преувеличения можно сказать, что у семьи здесь непочатый край возможностей. Несколько лет назад в одной школе, примечательной тем, что здесь бережно собирали и хранили свидетельства боевой славы героев-земляков, решили спросить ребят: «Знаете ли вы, как воевали ваши близкие? Часто ли они рассказывают об этом дома? Знаете ли вы, какие боевые награды они получили?» Оказалось, что как раз об этом-то мало кто из ребят знает... И тогда решили провести пионерский сбор «Орден в твоем доме». Сколько же интересного, волнующего, по-человечески нужного им узнали ребята! Журнал «Пионер» предложил после этого всем своим читателям включиться в такой сбор-поиск. Немало волнующих документов получила редакция. Тут есть над чем задуматься семье. Ведь из усвоения семейных традиций совсем не в последнюю очередь вырастает готовность к защите своего социалистического Отечества...

А трудовые традиции? Не может быть, чтобы в семье не нашлось что рассказать об участии ее старших членов в создании новых заводов в годы первых пятилеток или в нелегком труде в тылу во время войны, в становлении колхозов или в освоении целины, в возрождении разрушенных войной фабрик и заводов или в сегодняшнем созидательном труде на благо Родины! Мы справедливо говорим, что и

256

боевой и трудовой героизм — героизм массовый, героизм, который проявлял и проявляет весь наш народ. Дети непременно должны убедиться в этом на примере членов своей семьи.

Огромное завоевание нашего народа — советский образ жизни. И подрастающее поколение естественно усваивает нормы этого образа жизни, проникаясь атмосферой нашего общества, впитывая его моральные и общественно-политические установки. Но значит ли это, что не нужно родителям специально заботиться о воспитании своих детей в духе этого образа жизни, что это произойдет как бы само собой? Нет, здесь важна именно активная позиция семьи. Принципы советского образа жизни утверждались в непростой борьбе; им и сегодня противостоят отнюдь не сдавшиеся нормы жизни, чуждые нам; подрастающее поколение не изолировано от влияния того, что мы называем пережитками прошлого, от веяний буржуазной идеологии. Наивно было бы думать, что надо ждать какой-то особой поры, когда дети подрастут и с ними можно будет вести разговоры на серьезные темы. Во-первых, дело не в разговорах только: образ жизни утверждается прежде всего делом. Во-вторых, не будем недооценивать способности наших ребят понимать смысл тех норм и принципов, которыми мы руководствуемся в своей жизни.

У семьи здесь опять-таки свои возможности, свои средства воспитания. Вот мы говорим о важнейшей стороне нашего образа жизни, подчеркивая, что это трудовой образ жизни. Разве не в семье прежде всего видит ребенок пример того, что праздность чужда нашим людям, что они не мыслят своей жизни вне трудового коллектива? Разве не из уст родителей слышат они оценку труда как главного дела в жизни? Разве не вы, разговаривая с детьми, судите о людях на основании первым делом того, каковы они как труженики?

Но представим себе, что мама, приходя с работы домой, постоянно показывает перед детьми только свою усталость. Какое впечатление может сложиться у них о том, что такое труд? Разумеется, труда без усталости нет, и мы вовсе не призываем к тому, чтобы родители создавали у детей представление о труде как о чем-то совсем необременительном. Но пусть родители не забудут об особенностях детского восприятия: маленькому школьнику, и самому часто устающему за уроками, захочется прежде всего пожалеть маму, которая так устала. Но узнает ли он о том, что есть в ее работе и каждодневные радости, и трудовые победы (пусть не каждодневные), что работа приносит ей удовлетворение, что ее уважают в коллективе, что, наконец, без этой работы, хоть и трудна она, как всякая работа, жить было бы не так интересно? Обо всем этом мама сыну не говорит...

Это не мелочи. Это то, что исподволь и незаметно впитывается в сознание и чувства ребенка, вступая порой в противоречие с понятиями, которые он получает в школе да и от родителей, когда те начинают говорить о пользе трудолюбия.

А сколько таких незаметных мелочей в семейном быту! Не особенно задумываясь, как бы в шутку позавидовали чьему-то «легкому заработку». Не обратили внимания на то, что

257258

третьеклассница с завистью говорит о «красивой жизни» богатой бездельницы из какого-то зарубежного фильма. Не прокомментировали услышанную вами и сыном случайную реплику «Работа дураков любит»...

Надо, обязательно надо и личным примером, и доходчивым словом настойчиво растить в наших детях убеждение в том, что труд на благо людей составляет главную ценность нашей жизни.

Нельзя откладывать и заботу о воспитании в наших детях черт подлинных интернационалистов. Понятие «Дружба народов» вошло у нас в число привычных и естественных. Каждодневная жизнь семьи содержит в себе достаточно оснований для того, чтобы показать детям зримые черты этого примечательного явления нашей жизни.

Ваш ребенок видит (и при случае это надо сделать для него предметом особого внимания), что среди ваших друзей люди разных национальностей. Вы расскажете ему, как дружна ваша бригада, в которой плечом к плечу трудятся русский, татарин, украинец и армянин. Читая о подвигах воинов, вы обратите внимание ребенка на то, что в годы фашистского нашествия страну защищали сыны всех живущих в ней народов. Вы вспомните, что среди ваших родственников были те, кого приютили в те тяжелые годы простые узбекские труженики — и это будет подходящий повод для того, чтобы рассказать ребенку, если он еще не слышал об этом, как спустя десятилетия вся страна пришла на помощь столице Узбекистана, разрушенной землетрясением. Вы поддержите порыв ребенка, который, услышав о Фонде мира, захочет сделать что-нибудь для детей чилийских патриотов. Вы резко одернете того, кто в присутствии детей бездумно позволяет себе неуважительное отношение к людям других национальностей — отношение, корни которого уходят в чуждую нам идеологию. Вы прочтете ребенку замечательные строки из письма Надежды Константиновны Крупской к пионерам «Мой отец был революционер. Он хотел, чтобы я дружила с ребятами разных национальностей. Когда мне было пять лет мы жили в Варшаве. И вот я играла во дворе с ребятами польскими, еврейскими, татарскими. Мы очень дружно играли, нам было очень весело. Мы угощали друг друга чем могли. Потом я жила в Полтавской губернии, играла с деревенскими ребятами-украинцами, научилась говорить по-украински...

Отец Владимира Ильича, Илья Николаевич, был директором народных училищ в Симбирске. Он всегда очень заботливо относился к детям других национальностей — мордвинов, чувашей и других. Владимир Ильич видел это, ему это нравилось, и в старшем классе гимназии целый год занимался он с товарищем-чувашем Огородниковым, помогал ему подготовиться в высшую школу и помог — тот сдал очень хорошо экзамены.

Я крепко надеюсь, ребята, что вы, какой бы национальности ни были, будете дружить друг с другом, помогать друг другу в учебе, в выработке характера, в умении работать и станете и на этом фронте настоящими ленинцами».

В семье читают газету, смотрят телевизионные передачи,

259

посвященные положению в мире и нашей стране. Пусть маленькие школьники и не могут в полной мере осознать суть происходящих в мире событий, но отмахиваться от их вопросов, оставлять их наедине с их собственными суждениями, конечно, не следует. В 8—9 лет ребенок достаточно много знает, достаточно развит для того, чтобы понять и принять основные принципы нашей миролюбивой внешней политики, проникнуться справедливым негодованием против угнетателей трудового народа, против империалистов, сочувствием к угнетенным во всем мире. Поговорите с сыном и дочерью о сюжетах, увиденных вместе в телепередаче, прочтите вслух заметку в газете или журнале, начните выписывать «Пионерскую правду», которая рассказывает своим юным читателям о событиях у нас в стране и за рубежом.

Конечно, все это должно опираться на реальные знания и представления ребенка и на его живое, непосредственное отношение к событиям и фактам. Здесь было бы вредно искусственное «натаскивание». Но если ваши дети будут постоянно ощущать ваш собственный живой интерес к сложным вопросам современности и ваше желание поделиться этим интересом и с ними, они, несомненно, будут естественно привыкать к тому, что они живут в большом мире, в них будет крепнуть коммунистическая убежденность, любовь к Родине, готовность жить для ее блага.


260261

Date: 2015-06-08; view: 434; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию