Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маленький человек среди взрослых





Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить уроки, приносить в школу все, что нужно для занятий. Школьная жизнь требует от ребенка умения согласовывать свои действия с требованиями учителя, с распорядком школьной жизни, с действиями и желаниями одноклассников.

Осознание этой новой позиции вызывает перестройку отношения ребенка ко многому в его повседневной жизни. Теперь он иными глазами воспринимает свои обычные занятия и игры. Мысль о том, что он школьник, заставляет его изменять свое поведение то в одном, то в другом. У него появляются новые мотивы поведения — быть хорошим учеником, добиться похвалы учителя. Занятия в школе порождают и новые переживания — желание и ожидание успеха и боязнь неуспеха. Младшего школьника волнуют замечания учителя, и он старается приложить усилия для того, чтобы их не было.

Дети обычно охотно подчиняются новому режиму, соглашаются с требованиями родителей о распорядке занятий, досуга, прогулок. Если эти требования определенны и постоянны (вовремя сделать уроки, отдохнуть, в положенный час лечь спать), то они с самого начала организуют ребенка, помогают ему противостоять различным соблазнам. Значение внешней организации жизни ребенка ни в коем случае нельзя недооценивать. Налаженный (и контролируемый!) режим дня — основа формирования у детей хороших и разумных привычек.

Поступление в школу ставит ребенка в новое положение в семье, среди окружающих и изменяет их отношения к нему. У ребенка появились четкие обязанности — и с этим считаются близкие. Они не только напоминают ему о распорядке дня, но и создают необходимые условия, чтобы он мог хорошо заниматься. Его спрашивают о том, что он делал в школе, с кем познакомился, чему научился. Изменившееся восприятие ребенка окружающими людьми постепенно сказывается и на восприятии им самого себя.

262

В его жизнь вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает задания, проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания, но и за старательность, за поведение на уроках и переменах.

Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему поверяются тайны, радости и обиды. В глазах детей взрослый-воспитатель, в первую очередь учитель, — носитель общественного мнения, нравственный арбитр.

Новая роль ребенка предъявляет свои особые требования и к его повседневной жизни. У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются

263

представления и о своих правах (ведь он стал взрослее и превратился в школьника!) — праве выполнять какие-то поручения по дому, праве носить октябрятскую звездочку, праве на оценку за выполнение задания. И вот это стремление маленького школьника проявить свое новое положение среди людей, на деле осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями; пусть маленький школьник почувствует, что возлагаемые на него обязанности и поручения прежде всего выражают доверие старших к его возросшим умениям.

Когда ребенок становится школьником, совершенно по-новому строятся все его отношения со всеми окружающими, и не только со взрослыми (прежде всего учителем), но и со сверстниками.

Младший школьный возраст — время, когда есть

264

большие возможности для того, чтобы у ребенка складывались важные черты общественника, коллективиста.

Взаимоотношения детей в классе как членов одного коллектива не возникают вдруг и сами собой; эти взаимоотношения не остаются неизменными. В первые дни занятий, а иногда и на протяжении нескольких месяцев первоклассники еще не чувствуют себя членами единого коллектива, не проявляют особого внимания друг к другу, мало общаются, не интересуются успехами товарищей, порой бывают даже недоброжелательны друг к другу. Актив класса, чаще всего назначаемый учителем, еще не играет значительной роли в жизни школьников.

Но постепенно взаимоотношения детей изменяются: ребята начинают присматриваться друг к другу, завязывать контакты, находить общие интересы. Ведь все они занимаются одним общим важным делом — они учатся. Именно совместная учебная работа рождает общую целеустремленность, ставит общие задачи, порождает взаимную требовательность и взаимопомощь.


Со временем отношения школьников выходят за рамки учебной деятельности. У ребят возникают интересы, связанные с внеклассной и внешкольной работой, с общественными делами. Их совместная жизнь становится более разнообразной. Вместе с тем она предъявляет свои требования к отношениям детей друг к другу, к их поведению: необходимо считаться с мнением товарищей, согласовывать свои поступки с правилами и традициями, принятыми в школе, в данном коллективе, осваивать нормы поведения.

В школе ребенок встречается с четкой и развернутой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми — это путь формирования у них общественной направленности личности. «Обращенность к коллективу» ведет к тому, что младший школьник начинает сознательно подчинять свои побуждения тем общим целям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.

Уже в октябрятской звездочке требования к общественной направленности личности ребенка достаточно высоки. Но особое значение в этом смысле имеет его вступление в пионерскую организацию. С этим днем связаны мечты и общественные устремления школьника, яркие и радостные впечатления и чувства. Новые права и обязанности обычно переживаются ребятами с большой гордостью. Так закладывается психологический фундамент интересов и устремлений ребенка, связанных с целями и задачами пионерского коллектива — классного, а затем и школьного.

По мере того как расширяется круг общения ребенка, по мере того как в классе складывается коллектив сверстников, в котором уже есть своя «система отношений», в котором уже распределены роли и обязанности, в котором есть определенные требования к поведению его членов и довольно развернутая система общественных оценок, — по мере развития всего этого происходит накопление нравственного опыта ребенка. Общественные оценки поступков, знаний и личных качеств

265

младшего школьника уже обладают для него большой значимостью. Но вместе с тем доверчивость и открытость младших школьников по отношению к взрослому (в первую очередь — к учителю) еще очень велика. Одно из основных противоречий формирования личности ребенка на этом этапе как раз в том и состоит, что, с одной стороны, растет его способность управлять собственным поведением, а с другой стороны, он достаточно безоговорочно, с полной готовностью стремится следовать за нравственными образцами, даваемыми взрослыми. Вот почему огромна роль личного примера тех взрослых, с которыми ребенок находится в постоянном общении.

К концу младшего школьного возраста коллективные интересы и общение с товарищами начинают выделяться для ребенка в особую сферу жизни, наполненную особыми заботами, радостями, интересами. Но будем помнить: собственное нравственное «кредо» у младших школьников только начинает формироваться, оно обретет силу позже, уже в подростковом возрасте.







Date: 2015-06-08; view: 614; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию