Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование самооценки





Изменение нравственной сферы связано с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок — того, что образует внутренний стержень личности. Какие же изменения происходят в самооценке младшего школьника?

С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими (в его жизнь вошел учитель, появились сверстники по классу) у ребенка возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки как своих товарищей, так и самого себя. Опираясь на суждение учителя, родителей и товарищей, он оценивает себя — в отношении всего того, что связано со школой. Это не значит, что его оценки правильны — часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел — хорош или плох он как школьник, хорошо или плохо он учится, как ведет себя на уроках, как слушается учителя.

Ребенок-первоклассник может быть уверен, что он хороший ученик (хотя сидит на уроках плохо, неважно осваивает учебные навыки), так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он и товарищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они играют во время перемен, но и с точки зрения их качеств как учеников (знающий — малознающий, активный — пассивный и т. п.). Так в жизни школьника появляются некоторые новые категории ценимых явлений и соответственно оценок. Вначале он это плохо осознает, но в его поведении, в его отношении к фактам школьной жизни, в высказываниях по тому или иному поводу это выявлено четко.

Ознакомление с новыми явлениями окружающий жизни, с фактами человеческой истории, с произведениями искусства, с миром природы не только расширяет у детей круг

266

представлений о действительности. У них складывается определенное отношение к ним. Они знакомятся со всем этим многообразием жизненных явлений под определенным углом зрения. И многое здесь связано, конечно, с позицией учителя — ребенок улавливает ее даже в интонации педагога, когда тот что-то читает вслух. Разбирая рассказ, картину или спектакль, учитель высказывает свои нравственные и эстетические суждения — и ученики в соответствии с ними оценивают события, взаимоотношения людей, их поступки и действия.

Но формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит, конечно, не только в школе. Ребенок черпает их из книг (а во II классе, не говоря уже о III, многие дети читают с большим увлечением), из бесед со своими близкими, из таких источников информации, как радио и телевидение.

Часть оценок переносится ребенком на самого себя — это оценки поведения и качеств личности. Наиболее интенсивно развивается у ребенка-первоклассника оценка выполнения учебных заданий. Это и естественно, поскольку ему каждый день и применительно к разным занятиям приходится слышать оценки педагога. Уже после первого полугодия первоклассник имеет достаточно отчетливые критерии оценки результатов учебной работы по письму, чтению и счету. При этом выявляется такая закономерность: сперва у ребенка

267

формируются критерии оценки и их применение по отношению к другим, а затем — и далеко не в полной форме — по отношению к себе.

Большинство детей могут в конце первого года обучения представить себе, как оценит педагог их учебную работу. Характерно, что к работе своих товарищей по классу младшие школьники чаще всего подходят с критической установкой. Так, при рассмотрении письменных работ сверстников они отмечают больше изъянов, чем педагог, и обычно дают или ту же оценку, которую дал педагог, или на балл ниже, но почти никогда — более высокую.

Оценка качеств личности у первоклассников и второклассников более расплывчата, чем оценки результатов учебной работы. Ребенок-первоклассник может довольно отчетливо разобраться в таких качествах (и оценить их), которые обнаруживают себя в определенных формах поведения: сильный, ловкий, старательный, вежливый, грубый. Но он затрудняется оценить качества, в которых проявляется внутреннее отношение человека к другим людям: хороший, добрый. Для него часто неясны критерии, связанные с этими качествами.

Оценить самого себя в этом плане первокласснику представляется еще более трудной задачей. В отношении ряда

268

своих качеств он вообще затрудняется дать ответ, а применительно к тем, о которых он что-то может сказать, обнаруживается большая субъективность и неточность.

Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устный ответ, решение задач и т. д. Первоначально уровень притязаний носит неустойчивый характер (как часто неустойчивыми бывают получаемые в начале учения оценки). Но затем этот уровень устанавливается, причем характерно, что он достаточно дифференцирован, т. е. зависит от того, чем занимается ребенок и насколько для него это значимо.


Одно дело решать задачи, выполнять письменные задания — ведь это занятие, как понимает ребенок, очень важное, чуть ли не самое главное. Другое дело для младшего школьника — срисовывать узоры (этим и в детском саду занимались). Понятно, что во втором случае ребенок не придает особого значения оценке итогов деятельности.

Это различие в уровне притязаний укрепляется в последующие годы. При этом у части детей, добившихся как действительных успехов, так и признания их окружающими, высокий уровень притязаний во всех видах деятельности — в учебных заданиях, в спортивных упражнениях, в играх. У других детей в результате неумеренного захваливания также может образоваться высокий уровень притязаний, но он оправдан лишь субъективно.

Родителям очень важно занять правильную позицию в отношении успехов и неудач детей. Если ребенок неуверен в своих силах и возможностях, если он тяжело переживает свои неудачи в учебных делах, важно подбодрить его, убедить его, что при определенных стараниях он ликвидирует свой неуспех. И как только появятся хотя бы небольшие сдвиги, их надо отметить. Если же ребенок самоуверен, хвастается своими достижениями, то необходимо, положительно оценивая его действительные успехи, отметить и те недостатки (в старании, аккуратности, усидчивости), которые у него есть и которые требуют исправления.

С развитием личности младшего школьника мы можем наблюдать, как более точным становится его знание о себе, более правильная самоориентация, растет умение разбираться в своих силах и возможностях. Возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Так, уже более половины третьеклассников ориентированы в своих действиях на самооценку. Причем самооценка не только становится более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.

В формировании самооценки роль семьи огромна. Представление ребенка о себе самом начинает складываться задолго до поступления его в школу. Условия воспитания ребенка в семье и в детском саду, а затем в школе существенно влияют на формирование у него самооценки и уровня

269

притязаний, от характера которых во многом зависит поведение ребенка в различных ситуациях.

В одной из московских школ с исследовательской целью были отобраны две группы младших школьников. По своей самооценке они резко различались. Ученики, вошедшие в первую группу, оценивали себя правильно. Дети, составившие вторую группу, недооценивали себя. Дети, у которых самооценка совпадала с их действительными возможностями и успехами, отличались активностью, бодростью духа, уверенностью в себе. Они выбирали для решения трудные задачи и верили, что справятся с ними. В спорах на уроках и по поводу общественных дел они были не только слушателями, но и активными участниками, стремились выразить свое мнение по обсуждаемым вопросам. Критика и возражения товарищей и учителя их не только не ущемляли, а, наоборот, побуждали к действию. Плохая отметка, полученная за выполнение какого-либо учебного задания, не выводила их из строя: они верили в то, что сумеют ее исправить.


Иным было поведение детей с пониженной самооценкой. Они отличались пассивностью, робостью, повышенной тревожностью, мнительностью. Ранимые и чрезмерно чувствительные к критике и неудачам, они избегали того, чтобы их оценивали, старались оставаться в тени. Воспринимая и оценивая себя как неудачливых и неспособных к защите, эти дети боялись тех, кто был «сильнее» (учителей, родителей), и уклонялись от того, чтобы быть ими замеченными.

Была изучена домашняя обстановка, в которой воспитывались дети, взаимоотношения, которые складывались в этих семьях между самими родителями и у родителей с детьми. Выяснилась значительная зависимость уровня самооценки ребенка от того, насколько сплочена его семья. Дети с пониженной самооценкой чаще всего встречались в распавшихся семьях или там, где родители живут в разладе. Иной, как правило, оказывалась домашняя обстановка, в которой воспитывались дети с нормальной самооценкой. Здесь был здоровый психологический климат в отношениях между родителями, наблюдалось бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка.

Интересно отметить, что дело вовсе не в общем количестве времени, которое родители уделяют своим детям. Важен сам характер общения взрослых с ребенком: решающим здесь оказывается искренний интерес родителей к жизни своих детей, понимание их особенностей, интересов и вкусов.

В семьях, где у детей формируется правильная самооценка, родители, как правило, привлекают их к обсуждению различных доступных их пониманию общесемейных проблем и планов. К их мнению внимательно прислушиваются, к ним относятся с уважением и тогда, когда мнение детей расходится с родительским. Эти родители рассматривают своего ребенка как личность, заслуживающую внимания, интереса и уважения.

В таких семьях родители с высокой требовательностью относятся к выполнению детьми принятых норм поведения. Однако дисциплину в этих семьях нельзя рассматривать как

270

суровую. Характерно, что дети в этих семьях оценивают своих родителей как очень справедливых.

Другая картина в семьях, где растут дети с пониженной самооценкой. Матери и отцы этих детей не могли сколько-нибудь глубоко охарактеризовать своего ребенка. В жизнь своих детей эти родители включаются тогда, когда дети создают для них трудности (отстают в учебе, набедокурили — и родителей вызывают в школу). На вопросы: «Чем интересуется ваш ребенок? Чем занимается в свободное время? С кем дружит?» — обычно следовали такие ответы: «Чем он интересуется? Ему бы учиться поменьше, а мяч гонять побольше», «Кто его знает, чем он интересуется. Ему надо учением больше интересоваться», «Друзей много, всех не узнаешь. Бегает во дворе со всеми, с кем захочется. Нас весь день дома не бывает...»


Изучение семей, в которых у детей формируется пониженная самооценка, показало, что здесь нет какой-либо системы правил, норм, определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Если судить по внешним признакам, то родители этих детей как будто дают им большую свободу. Но такая «свобода» оказывается в сущности просто бесконтрольностью, она результат безразличного отношения к ребенку. В таких семьях о трудностях, испытываемых ребенком, о его недостатках чаще всего знает мать, но она старательно скрывает их от отца. Ребенок чувствует себя здесь неуютно. Общения с родителями он чаще всего избегает.

Самооценка, складывающаяся у ребенка в семье, существенно сказывается на тех установках, с которыми он приходит в школу, на его отношениях к удачам и в учении, и в общении с товарищами.

Известно, что все дети 7-летнего возраста переступают порог школы с желанием хорошо учиться. Однако одни из них с самого начала настроены на то, чтобы быть впереди, даже самыми первыми — получать только пятерки, другие, обладая такими же умственными возможностями, гораздо менее уверены в том, что у них все будет хорошо получаться, и рассчитывают быть хотя бы средними. Этот настрой влияет на поведение детей, определяет тот «накал», с которым они приступают к новой для них учебной деятельности. Это внутреннее состояние ребенка сказывается на том впечатлении, которое он производит на учителя, на детей класса, а в результате определяет то место, которое он займет в новом коллективе.

Дети с высокой и оптимистической самооценкой в большинстве случаев сразу же завоевывают симпатию класса. Они чаще других становятся вожаками, лидерами коллектива, их обычно выбирают на «общественные посты». На вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем из класса ты хочешь провести каникулы?», «С кем ты хочешь оказаться вместе в трудном походе?» — учащиеся II и III классов чаще всего называют учеников с оптимистической самооценкой, объясняя это так: «С ним весело, интересно», «С ним всегда хорошее настроение», «Он всегда находит выход из трудного положения», «С ним не пропадешь».

Активность, бодрость, находчивость, чувство юмора,

271

общительность — эти качества, присущие детям с оптимистической самооценкой, высоко ценятся в личности уже детьми младшего школьного возраста. И наоборот, пассивность, мнительность, повышенная ранимость и обидчивость, замкнутость, отличающие детей с пониженной самооценкой, получают у сверстников отрицательную оценку. На вопросы: «С кем из класса ты не хотел бы оказаться за одной партой?», «С кем не хотел бы провести каникулы?» — были получены такие ответы: «За одной партой не хотела бы оказаться с Наташей. Она скучная, с ней нельзя пошутить. Когда получает тройку, плачет, боится, что дома накажут», «За одной партой не хотел бы сидеть с Витей. Он хороший мальчик, хорошо себя ведет, дает резинку или ручку, если забудешь дома, но очень обидчивый: не так слово скажешь — он уже краснеет и не разговаривает с тобой», «Каникулы я ни за что не хотела бы провести с девочками из нашего класса Ирой и Галей. С ними скучно. Хотя они много читают, но не любят рассказывать. Они уж очень стеснительны. Ира, когда ее вызывают, так нервничает, что даже заикается. Мне ее жалко, но каникулы я с ней проводить не хочу. Я хочу с другими девочками, с которыми весело, которые не падают духом».

Как видим, младшие школьники достаточно хорошо ориентируются в личностных особенностях сверстников, дают им соответствующие жизненные оценки, связывают их с общим типом поведения одноклассников.

Можно ли воздействовать на самооценку, изменить, повысить ее у ребенка? На этот вопрос целесообразно ответить так: нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка с самого начала самооценка складывалась правильно; чтобы он не переоценивал себя, не был зазнайкой и не страдал бы от той неуверенности в себе, которая ограничивает проявление его духовных способностей.

Нашей стране нужны деловые, компетентные, целеустремленные люди. Деловитость, компетентность и целеустремленность — качества, которые сочетаются с оптимистической самооценкой, с верой человека в свои возможности.

Вселять в человека эту веру необходимо с самого раннего детства, но, разумеется, опираясь на его реальные достижения. Для этого очень важно ставить перед детьми нелегкие, но посильные для них задачи, всячески поощрять и одобрять усилия, приложенные к их решению. И вместе с тем поощрять критичность, признание допущенных ошибок, стремление к достижению более совершенного результата.







Date: 2015-06-08; view: 537; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию