Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Родное слово





Пожалуй, первая по важности задача школы — научить ребенка грамоте, чтению, письму. От того, насколько хорошо это будет сделано, во многом зависят дальнейшие успехи ребенка в школе. Поэтому практические навыки, получаемые детьми в начальном курсе русского языка, так важны. Вместе с тем этот курс не существует сам по себе. Он — часть систематических курсов русского языка и литературы, которые дети будут изучать начиная с IV класса. Значит, этот начальный курс должен вывести детей на более высокий уровень общего и умственного развития, подготовить к усвоению более сложного в теоретическом отношении материала. Понятно, что и сам он при этом должен даваться на достаточно высоком теоретическом уровне. Здесь, конечно, имеется в виду не то, что детям надо сообщить большое количество языковедческих терминов, большое количество сведений по грамматике, — речь идет о другом: о том, что начальное обучение не может отставать от уровня современных научных представлений о языке, от современных педагогических концепций.

Задачи, стоящие перед начальным курсом языка, многообразны. Дети должны научиться осмысленно читать, писать и говорить; должна обогатиться их речь. Им должны быть сообщены начальные сведения по языку и литературе. У них должен быть пробужден и развит интерес к языку и чтению — чтению, которое позволяет обогащать представления детей об окружающем мире. Для них должны стать доступны устные и письменные сообщения о том, что они видели, читали, знают.

Прежде обучение русскому языку в начальных классах сводилось главным образом к определенному накоплению языковых фактов и практических навыков. За 4 года дети должны

147

были научиться писать, бегло читать, приобрести некоторые сведения по орфографии. Новые программы более тесно связывают занятия русским языком с развитием наблюдательности, с умением логически рассуждать, ясно выражать свои впечатления, мысли, чувства.

Уроки русского языка становятся важным средством воспитания творческого мышления учащихся, расширения жизненного кругозора. Особое внимание при этом обращается на обогащение и развитие речи, а в связи с этим прочнее и глубже становятся умения и навыки детей в чтении и письме.

Обучение грамоте Период обучения грамоте календарно охватывает первое учебное полугодие. В середине декабря, на Дне Букваря, дети попрощаются со своей первой учебной книгой. За несколько месяцев они должны научиться плавно, по слогам читать небольшие тексты, уметь передать содержание прочитанного, отвечая на вопросы, писать буквы и их соединения. В это время дети усваивают некоторые элементы грамматики. (Раньше, как вы, может быть, помните, их не было; между тем хотя бы элементарные знания по фонетике, морфологии и синтаксису весьма помогают овладению чтением и письмом.)

Первоочередная задача — научить первоклассников читать правильно и сознательно. Ведь ясно, что от этого умения во многом зависят успехи и по другим предметам.

Первоклассники должны читать ежедневно. Наряду с чтением в классе, под руководством учителя, огромную роль играет домашнее чтение. Нельзя забывать, что в классе учитель не может проконтролировать чтение каждого ребенка. Вот почему помощь родителей крайне важна.

На дом дети обычно получают задание прочитать 1—2 страницы букваря. Читать один и тот же текст вслух следует не более 2 раз: иначе нет никакой уверенности в том, что ребенок именно читает его, а не воспроизводит по памяти. Кроме того, однообразие гасит интерес к чтению.

Проверить, как читает ребенок, лучше всего с помощью выборочных заданий. Например: найди и прочитай в столбиках слова, которые состоят из одного слога, из двух слогов; найди и прочитай слова, где слог состоит из одного гласного (у-ши); найди и прочитай имена детей; прочитай предложения, в которых сказано: куда пришли дети? что принесли они? как отнеслись малыши к подаркам? (имеется в виду соответствующий текст в букваре) и т. п. Это позволит вам увидеть, насколько сознательно ребенок читает текст.

Особенно надо следить за правильностью чтения. Больше всего ошибок дети делают на пропуск и замену букв, слогов и слов. Лучше всего исправлять их по ходу чтения — прервать его и предложить прочесть слово повторно. К концу букварного периода чаще предлагайте ребенку читать не вслух, а про себя. Овладение этим способом чтения очень важно.

Желательно, чтобы кроме букваря ребенок читал загадки, коротенькие тексты из журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки». Полезно составлять слова и предложения из букв разрезной азбуки. Очень увлекает детей преобразование


148

слов. Например, составив слово лапа, ребенок заменяет первое а на и (липа), затем п на с (лиса) и т. п.

На уроках грамоты большое место занимают упражнения в расчленении (делении) предложений на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки. И наоборот — составление предложений из слов и образование слов из слогов.

Больше всего затрудняет первоклассников деление слов на слоги — часто они пытаются разделить односложные слова. Поэтому такие упражнения необходимо проводить и дома. Ребенок должен сказать, сколько в слове слогов, и объяснить почему. Например: в слове ушла два слога — уш-ла, так как здесь два гласных: у и а (правило: сколько гласных, столько и слогов).

Дети учатся различать гласные и согласные по разным признакам: по способу произношения (гласный звук — воздух свободно проходит через рот; согласный — воздух встречает во рту преграду); по характеру звучания (гласный произносится чистым звуком, согласный — звук сочетается с шумом); по слогообразованию (гласный образует слог, согласный — нет).

То, что больше всего ошибок первоклассники допускают на

149

пропуск и замену букв, говорит о недостаточном развитии у детей фонематического слуха. Поэтому необходимо ежедневно упражнять их в звуковом анализе слов.

Полезно практиковать четкое проговаривание каждого звука в слове (например: с-л-о-н). Каждый звук хорошо фиксировать фишкой. Пусть ребенок имеет 8—10 фишек (квадратиков, вырезанных из красной и синей бумаги). Красная фишка условно обозначает гласный звук, синяя — согласный. Например, предложите проговорить четко слово рука и отложить его на фишках. Ребенок кладет четыре фишки:

Почему четыре фишки? (Четыре звука.)

Назови и определи каждый звук (р — согласный, у — гласный, к — согласный, а — гласный).

Умение производить звуковой анализ слова поможет и правильно писать его.

Чтобы ребенок лучше понял структуру предложения и слого-звуковой состав входящих в него слов, есть смысл шире применять схемы. Например, предложение Миша мал схематически обозначается так:

Прямоугольники обозначают слова, черточки — составляющие слоги, а точки под ними — число звуков в каждом слоге.

Полезно предлагать детям составлять слова по данной схеме, например:

По этой схеме можно составить слова из трех звуков: мал, мил, сын, кол и т. п.

Одновременно с обучением грамоте дети усваивают письмо. Они учатся писать элементы букв, строчные (малые) и заглавные (большие) буквы, упражняются в списывании с печатного текста, а также в письме под диктовку сначала слогов и слов, а потом и целых предложений.

Родители, несомненно, обратят внимание на то, что первоклассников теперь учат писать иначе, чем учили писать нас: тетради у них без косых линеек, буквы не «каллиграфические», традиционными перьевыми ручками они не пользуются... Некоторые папы и мамы этим обеспокоены; они склонны

150

ставить знак равенства между письмом упрощенным и письмом плохим. Но это неверно. Все мы, взрослые, пользуемся авторучками и шариковыми карандашами; о каллиграфическом письме речи, следовательно, нет, но при этом некоторые из нас пишут быстро, четко, красиво, другие — медленно, неразборчиво, неряшливо. А ведь всех учили когда-то одинаково, «по косым линиям», «с нажимом». Так что «каллиграфическая» система сама по себе вовсе не обязательно обеспечивает качественное письмо.


Новая система обучения письму предлагает безнажимное, безотрывное письмо с использованием упрощенного шрифта. В основу шрифта положен классический письменный алфавит с учетом изменений, которые вносятся в начертания букв при скорописи.

Наблюдения показали, что при безнажимном письме быстрее вырабатываются устойчивые навыки письма: правильный наклон, ритмичность, плавность, т. е. формируется почерк.

Правильный наклон букв зависит главным образом от положения тетради и от того, как сидит ученик за партой, поэтому в тетрадях для I класса и отказались от косых линий.

Благодаря простоте начертаний букв возникает возможность быстрее переходить к написанию слов, предложений, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

151

Специально разработанные методические приемы обучения письму способствуют выработке скорописи. Это дает возможность учителю более рационально и эффективно использовать время урока, в частности увеличить количество упражнений. При измененной системе письма во многих случаях дети быстрее, чем раньше, осваивают чтение, пишут грамотнее.

Учась писать, дети овладевают и первыми правилами правописания: большой буквы в начале предложения, в именах и кличках, сочетаний гласных после шипящих (жи, ши, ча, ща), слов с мягкой согласной.

Особенно важно в этот период научиться правильно списывать с книги. Прежде всего ребенок должен прочитать текст, который дан для списывания. Затем прочитать первое предложение. Если оно состоит из двух слов, запомнить их и писать по памяти, мысленно деля каждое слово на слоги. Предложение из трех и более слов списывать надо по частям. Не допускайте, чтобы ребенок приобрел вредную привычку списывать по буквам.

Чтение Программа включает в себя много тем. Здесь и зарисовки о природе, и рассказы о жизни человека в обществе, и сведения исторического характера. Все в пределах, доступных для понимания детей. Материал книг — произведения народного творчества, наследие писателей-классиков, лучшие произведения советской литературы.

Если вам — вместе со школой — удалось уже в первые годы учения ребенка вызвать у него стойкий интерес к чтению, это весьма благотворно скажется и на его общем развитии, и на том, как будет складываться его личность. Вместе с тем известно, что родители, следя за выполнением домашних заданий, меньше внимания обращают, скажем, на чтение, нежели на математику. (Не секрет, кстати, что за выполнением письменного задания легче проследить.) Прочел ребенок текст без особых ошибок, достаточно быстро — и хорошо.

Детская книга — могучее орудие воспитания. Детский возраст — возраст, когда все впечатления воспринимаются особо остро и оставляют глубокий след на всю жизнь. Н. К. Крупская

Скажем сразу, что выработать навыки правильного и беглого чтения — дело очень важное. И сейчас программные требования к этим навыкам повышены.


Уже первоклассники к концу года должны читать целыми словами (только в трудных случаях — по слогам), должны эти слова произносить отчетливо, уметь соблюдать интонацию (показать голосом, что предложение заканчивается), выдерживать паузы между предложениями.

Примерная скорость чтения — 30—40 слов в минуту в конце учебного года.

Во II классе в основном заканчивается формирование навыков чтения; ребенок может читать уже со скоростью 60—70 слов в минуту (в конце учебного года), способен ставить логическое ударение на главном в предложении (хотя самого этого термина — «логическое ударение» — он может и не знать), интонацией передавать отношение к тому, что он читает.

В III классе происходит закрепление этих навыков,

152

несколько повышается скорость чтения (до 80—90 слов в минуту).

Некоторых родителей смущают довольно высокие требования школы к навыкам чтения. Не получается ли соревнования на скорость? Смогут ли дети при этом получить удовольствие от прочитанного? Понять прелесть художественных произведений? Не отобьет ли такое «скоростное чтение» любви к литературе?

Надо сказать, во-первых, что беглое чтение ничего общего со скоростным, или так называемым динамическим, чтением (про себя, кстати, а не вслух) не имеет. То, чего требуют от младшеклассников, — нормальное чтение, которое дает возможность перейти в дальнейшем на скорость, обычную при чтении вслух взрослого человека, — 130—150 слов в минуту. Приведенные примерные нормы определены на основании тщательных замеров детского чтения и доступны детям. Многие дети, добавим, читают даже гораздо быстрее.

С другой стороны, важно понять, что скорость чтения не рассматривается сама по себе. Ведь имеется в виду беглое и правильное, беглое и выразительное чтение. Даже если при чтении «с листа» ребенок укладывается в положенное время, но при этом не соблюдает законов литературного произношения, часто ошибается, пропускает или искажает слова, — скажете ли вы, что он читает хорошо? Конечно нет.

Важно ли умение читать бегло? Безусловно! Если глаз быстро идет по строке, схватывая не отдельные слова, а словосочетания и предложения, то прочитанное усваивается лучше. И наоборот: при плохой технике чтения, когда ребенок спотыкается на каждом слове, ему трудно уловить нить повествования, понять и запомнить текст.

Чем чаще ребенок будет обращаться к книге, тем лучше он будет читать. И школа здесь во многом рассчитывает на помощь семьи.

Из сказанного уже ясно, видимо, что работа над навыками чтения важна не сама по себе, а в связи с постоянной заботой о сознательности чтения, о содержательной его стороне. Грамматика и правописание. Хотя курс грамматики и правописания — только первоначальный, подготовительный, он охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Дети получают представление о фонетическом составе слова, о том, как слово делится на слоги и на значащие части, знакомятся почти со всеми частями речи, с важнейшими видами предложений, узнают, что такое члены предложения, а на основе этих сведений усваивают правила правописания. Предметом их внимания становится и лексическое значение слова, они узнают, что слова бывают многозначными, что есть слова, обозначающие одно и то же... В тесной связи со всем этим, как и при обучении грамоте, так и при овладении чтением, стоит задача развития речи ребенка. В каждом классе курс грамматики и правописания делится на четыре раздела: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». Это как бы четыре этажа здания, существующего как одно целое. Родителям мы рекомендуем обращать внимание на то, как ребенок овладевает всеми этими частями

153

программы: если упустить из виду хотя бы одну, вся постройка станет ненадежной, речевое развитие ребенка может быть замедленно.

Основные понятия, умения и навыки по разделу «Звуки и буквы» ребенок получает в I классе.

Дети учатся различать звуки речи на слух (гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, твердые и мягкие согласные, шипящие) и правильно обозначать их. При этом важны слуховые упражнения, т. е. запись под диктовку небольших предложений из слов, написание которых не расходится с произношением, с предварительным слого-звуковым анализом. Записывая, ребенок должен четко проговаривать каждое слово по слогам.

Вместе с тем уже в I классе при ознакомлении с ударными и безударными гласными, со звонкими и глухими согласными внимание ребят обращается на тот характерный для нашего правописания факт, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Вначале рассматриваются простейшие случаи, но уже на них важно развивать у первоклассников орфографическую зоркость, т. е. умение видеть связь слова с данным правилом. Полезно практиковать пояснительное письмо, т. е. просить детей объяснить написание каждого слога. Например, записывая предложение У стены стоит стул, ученики рассуждают: у — предлог; стены́ — ударение падает на ы, безударная гласная — е, проверочное слово — сте́ны; стоит — ударение падает на и, безударная гласная — о, проверочное слово — стой и т. д. Дома у детей необходимо настойчиво вырабатывать навык самоконтроля, умение самостоятельно проверять написание по учебнику, словарю. Конечно, вы сэкономите время ребенку и себе, если подскажете верное написание, но на этом экономить как раз не стоит.

Что касается раздела «Слово», то следует отметить, что теперь в программе большое значение придается словарной (лексической) работе. Конечно, теоретические знания по лексике дети получают позже, но уже сейчас, в начальных классах они уделяют много внимания смысловой стороне слова, тому, как важно для точного выражения мысли находить наиболее подходящее по смыслу слово. Для тех родителей, кто любит родной язык, владеет им, здесь огромное и благодатное поле для собственных занятий с маленьким школьником.

Часто родителям приходится встречаться вот с чем: ребенок знает правила, готов без запинки их повторить, а как только начинает писать под диктовку или принимается за изложение, то допускает ошибки в самых, казалось бы, простых словах. К примеру, много раз — и с учителем, и дома — ребенок писал такие слова, как река, песок, мячи, работа, класс, каток, и все же делает ошибки. Их становится больше, если слово меняет форму, если употребляется однокоренное слово. Например: речной песок, на песке, покатили, работник.

Это происходит чаще всего потому, что у маленького человека нет еще достаточного внимания к языковым явлениям и многое он старается просто запомнить. А память способна

154155

подвести, особенно если ребенок утомился. Он не видит тогда связи слов песок, на песке, сахарный песок, песочница или темный, темнота, темнеть, потемнеть и заучивает каждое слово из группы родственных слов как совершенно новое, ничем не связанное с другими словами этой единой корневой семьи.

Взрослым необходимо чаще обращать внимание детей на то, что многие слова русского языка не следует просто запоминать, нужно искать им родню. Интересно и ярко такие явления нашего языка раскрывал Паустовский, и нам кажется, что ребят увлекает его «Родник и мелколесье», где говорится о кровной связи таких слов, как родник, родина и язык. Рассказы Паустовского дадут возможность не только понять, но и заполнить ощутимым, почти физическим, содержанием отдельные слова, которые мы часто произносим, не понимая до конца их смысла и емкости. Мы рекомендуем прочитать детям или посоветовать им для самостоятельного чтения отрывки из повести «Золотая роза»: названный выше «Родник и мелколесье», «Язык и природа», «Словари».

Курс обучения языку включает в себя, кроме того, ряд слов, написание которых нельзя проверить, их следует заучивать. Эти слова даны в конце учебника, в разделе «Словарь для справок». Они заучиваются постепенно, и обычно дети выписывают их в отдельную тетрадь для так называемых словарных слов. Рекомендации, данные выше, применимы и для лучшего усвоения этой группы слов. Но поскольку написанию их часто нельзя найти объяснение, здесь значительное место принадлежит тренировкам и многократному повторению. Эти упражнения дома не должны занимать много времени (5—7 минут), но их лучше делать почаще. Например, можно выбрать из словарика для справок слова, которые обозначают названия овощей или дней недели; слова, где мы запоминаем букву а или букву е (магазин, народ, мебель, тетрадь). Подобным упражнениям можно придать вид игры.







Date: 2015-06-08; view: 467; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию