Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
По новым программам
Еще совсем недавно, если мерить мерками истории, всего лет семьдесят назад, начальное обучение было синонимом начальной школы. До революции начальная школа представляла собой замкнутый цикл обучения элементарным практическим знаниям и навыкам. Чтение, письмо, навыки простейших арифметических операций и решения задач, 144 элементарные сведения о явлениях природы и из жизни общества — вот что составляло основное содержание обучения в начальной школе. Начальная школа не готовила к дальнейшей учебе, ее программы ограничивали возможности перехода к изучению основ наук. Большинство детей после окончания начальной школы приступало к труду. Сразу же после Октября была начата перестройка всего дела народного образования в нашей стране. Подверглись коренному изменению содержание, методы и организация обучения. Сословные перегородки были сломаны революцией, была создана единая трудовая общеобразовательная школа. Вместе с ростом экономической мощи страны, с усложнением технической базы промышленности и сельского хозяйства постоянно росла потребность в квалифицированных кадрах. Сегодня уже не может быть ни одного подростка или юноши, которые приступали бы к профессиональному труду, не получив полного среднего образования; более того, исследования показывают, насколько быстро овладевает человек современными специальностями, насколько успешно продвигается он в сфере профессионального труда, во многом определяется качеством общего образования. Введение всеобщего обязательного сначала неполного среднего, а затем среднего образования, естественно, коренным образом изменило роль начального этапа обучения. Теперь начальная школа ставит перед собой задачу не только и не столько вооружить детей элементарными практическими навыками чтения и письма, счета и решения простейших арифметических задач, сколько сформировать у них способности к усвоению системы научных знаний. Начальная школа из замкнутого цикла практических знаний постепенно превращается в подготовительную ступень, органически связанную со всеми остальными, высшими ступенями полного среднего образования. И сегодня есть еще много школ, главным образом расположенных в отдаленных сельских местностях, которые имеют только начальные классы; для продолжения образования дети должны уезжать в районные центры, в большие селения, где работают восьмилетние или полные средние школы. Но и эти начальные школы, обычно небольшие по числу учеников (их так и называют — малокомплектные), где преподает один учитель и вместе занимаются учащиеся разных классов, тоже превратились теперь из отдельных, относительно изолированных очагов образования в звено общей системы обучения. Правильнее было бы, собственно, называть теперь начальные классы не начальной школой, а начальными этапами обучения. За последние годы, в связи с переходом к всеобщему обязательному среднему образованию, была проделана большая работа по пересмотру содержания образования во всех классах школы. Кардинально было пересмотрено и содержание образования в начальных классах; начальный этап школьного обучения сокращен с 4 до 3 лет. Эти весьма серьезные изменения были основаны на большой теоретической, 145 экспериментальной и практической работе многих коллективов педагогов, на исследованиях по детской и педагогической психологии. Мы уже сказали, что теперь недостаточно, чтобы школьники овладели на начальном этапе обучения элементарными навыками чтения, письма, счета, решения задач. Формирование этих навыков включается в решение более широких задач. Во-первых, подвести детей к предметному обучению, раскрывающему логику научных знаний, т. е. в доступной форме показать им те основополагающие свойства изучаемой области действительности, которые и составляют содержание данной науки. Так, например, овладение навыками чтения превращается во введение в изучение языка как средства общения и мышления, а овладение элементарными навыками счета — во введение в изучение количественных отношений. Во-вторых, сформировать у детей учебную деятельность и, иначе говоря, научить их учиться. На современном этапе развития общества человек должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, совершенствовать свои умения. Это, так сказать, вторая профессия каждого, и от владения этой профессией во многом зависит продвижение в основном избранном деле. В-третьих, использовать все возможности периода начального обучения для того, чтобы сложились мотивы учения, для интеллектуального развития детей. Все эти задачи теснейшим образом связаны между собой, решены они могут быть только во взаимодействии. Основное значение при этом принадлежит содержанию усваиваемых знаний и формированию учебной деятельности. Школа накопила большой опыт работы по новым программам. Собственно говоря, только условно их можно называть сейчас новыми — уже закончили среднюю школу те, кто начинал по ним учиться. Поэтому им-то через несколько лет, когда они обзаведутся семьями и будут отправлять в I класс уже своих ребятишек, не придется объяснять особенности этих программ. Но пока что для сегодняшнего поколения родителей они остаются новыми и вызывающими вопросы. Понятно, что эта новизна влечет за собой трудности для тех родителей, которые хотят помогать ребенку при выполнении домашних заданий, занимаясь с ними: многое оказывается неожиданным. Поэтому родителям и полезно, чтобы не допускать промахов, познакомиться хотя бы вкратце с тем, как теперь строятся программы в начальных классах, особенно по математике и родному языку (последняя разбирается на примере русского языка). Конечно, здесь они вправе рассчитывать на помощь школы, учителя. И учителя, как правило, по ходу изучения материала знакомят родителей с тем, что именно сейчас делают дети, какие могут встретиться трудности, что должны предпринять дома. Контакт с учителем тем более важен, что никакие общие представления о программе не могут заменить знания того, как работает в школе именно ваш ребенок. Вот почему тот обзор школьных программ, который мы 146 предлагаем вам, ни в коем случае не призван заменить живого общения с педагогом, получения от него конкретных советов. С другой стороны, хотим подчеркнуть, что помещение в эту книгу раздела, рассказывающего о школьной программе, вовсе не обязывает всех родителей к знакомству с ним. Более того, если по тем или иным причинам папы и мамы не чувствуют себя в силах достаточно успешно разобраться во всем этом, лучше и не делать этого. Помощь в учении может ведь выразиться и в другом — в общем контроле за тем, как ребенок занимается, в стремлении строго следить за его режимом, или же в том, чтобы побуждать его больше рассказывать о том, что проходят в школе, — ребенку, кстати, вообще полезно рассказывать. В случае же, когда «техническая» помощь все-таки потребуется, учитель всегда поможет найти такие формы участия родителей в домашней работе школьника, которая будет доступна абсолютно всем, независимо от уровня подготовки в той или иной области. И конечно, никогда указания родителей, их требования не должны расходиться с теми указаниями, которые дает учитель, с теми требованиями, которые предъявляет школа. Date: 2015-06-08; view: 406; Нарушение авторских прав |