Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От 5 до 2
И все-таки даже в развитом, сформированном виде контроль и самооценка остаются, пожалуй, наиболее уязвимыми слагаемыми учебной деятельности. Действительно, если школьник научился видеть учебную задачу за каждым конкретным заданием, которое предлагает учитель, он будет стремиться находить ее всегда, когда что-то надо выучить. Если он овладел какими-то рациональными приемами заучивания, то он будет искать возможность пустить их в ход везде, где их применение является оправданным. Но если школьник сегодня сумел правильно оценить уровень своих знаний, то еще не обязательно завтра его оценка тоже 142 будет правильной. И в этом играют роль не только постоянные факторы (скажем, одни педагоги могут оказаться более требовательными, чем другие), но и факторы чисто случайные (вроде реплики, брошенной кем-то из товарищей, похвалы, услышанной от авторитетного человека, нечаянного «везения» или «невезения» при опросе). Родителям следует обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постепенно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний. Без этого ваши дети и вы можете столкнуться с одной из самых неприятных проблем, возникающих в школе. Речь идет о несовпадении школьной отметки и самооценки ребенка. Но что такое школьная отметка? Каждое задание, выполненное ребенком дома или в классе, должно быть оценено. Ребенок должен ведь знать, что он умеет, а чего еще не умеет и над чем ему еще необходимо поработать. Очень часто оценка отождествляется с отметкой по пятибалльной системе (практически от 5 до 2). Это не совсем правильно. Оценка делает явным для ребенка его умение или неумение, ему сообщают, освоил ли он заданный способ действий, может ли двигаться дальше, или же ему надо вот над тем-то и тем-то поработать. Отметка же содержит оценку только в скрытом виде. Она содержательна для учителя, но не имеет никакого содержания (кроме указания на общее качество работы) для ученика. Отметки очень глобальны, очень общи. Так, например, два ученика могут получить одну и ту же отметку за работы, выполненные совершенно по-разному. Один допустил прямые ошибки, а другой грубых ошибок не сделал, но работал неряшливо. Возникают недоразумения. Для того чтобы понять, почему учитель поставил ту или иную отметку, ученик должен уметь сам оценивать свою работу, т. е. применить к своей работе те критерии, которые применяет учитель. Таким образом, понимание ребенком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это происходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих. Так как отметка есть не что иное, как свернутая, сокращенная и выраженная в символе оценка, то, прежде чем ее употреблять, надо научить ребенка ее читать, а это значит — научить школьника самооценке через развернутую и аргументированную оценку достоинств и недостатков работы как по процессу, так и по достигнутому результату. Дети, только пришедшие в школу, еще не понимают сути отметок, они для них имеют совершенно другое значение, нежели для учителя. Поэтому на первых порах школьного обучения правильнее применять не отметки, а оценки, т. е. развернутый разбор работы. Лишь постепенно такие развернутые оценки могут сокращаться и превращаться в отметку. Сейчас почти до середины первого полугодия первоклассникам никаких отметок, кроме пятерок и четверок, за первую 143 четверть не выводят. В последние годы был проведен ряд исследований по безотметочному обучению. Они показали, что вполне возможна и такая организация обучения в начальных классах, при которой отметки заменяются развернутыми оценками. Вспомним и о «школе радости» В. А. Сухомлинского — наш замечательный педагог избегал выставлять отметку, если работа ученика не могла быть оценена положительно: «Урок грамматики во втором классе, за работу ставятся оценки. Проверив тетради, я вижу, что Миша и Петрик плохо выполнили задания. Если бы я поставил двойку, дети, всеми силами желающие хорошо учиться, восприняли бы ее как приговор: «Ваши товарищи сделали шаг вперед, а вы остались на месте». Исправив ошибки, дав образцы красивого письма, я не ставлю Мише и Петрику никаких оценок. Раздавая тетради, говорю детям: — Миша и Петрик еще не заработали оценки. Надо вам, дети, хорошо потрудиться. Выполните самостоятельно упражнение. Постарайтесь заработать оценку. Дети уже привыкли к тому, что за неудовлетворительную работу нет оценки. Перед ребенком не закрывается дорога к успеху. То, что он не смог сделать, он сделает в будущем, может быть уже сегодня или завтра. Миша и Петрик не переживают того чувства обреченности, когда ребенок, получив неудовлетворительную оценку, остается как бы на шаг сзади от своих товарищей. Здесь же на уроке, ребята просят: «Дайте, пожалуйста, упражнение». Я даю... Мальчики стараются изо всех сил, чтобы доказать, что они не хуже других. Проверяю работу, она, как почти всегда в таких случаях, заслуживает положительной оценки». Не будем торопить школу. Повсеместное введение новых систем оценки знаний ребят — дело достаточно серьезное, и здесь нужно «семь раз примерить». Но разве и сейчас родители не могут сделать для себя некоторых выводов? Ну хотя бы такой: стараться понять (и стараться это свое понимание передать ребенку), что именно выражает полученная им отметка. Или такой: огорчаться «тройке» у отличника не самой по себе, а как знаку, что ребенок что-то не усвоил, упустил (выяснить, что!). Date: 2015-06-08; view: 405; Нарушение авторских прав |