Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С чувством и с толком
«Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой...» — если вы помните, в «Горе от ума» этого требует Фамусов от буфетчика Петрушки. Но кому из родителей не приходилось обращаться пусть не с буквально такими словами, но с такого рода назиданиями к своим детям, читающим вслух? Увы, достаточно типичная картина: ребенок, не считаясь со знаками препинания, не соблюдая пауз, пренебрегая логическими ударениями, бубнит текст — словно несется, не разбирая дороги или, хуже того, с завязанными глазами... Авторская речь и реплики персонажей звучат совершенно одинаково; пейзаж блекнет; сложные описания превращаются в бессмысленное нагромождение слов. Уши наши такого не слышали бы... Но дело ведь не только и не столько в нас. Невыразительное чтение — верный признак того, что сам читающий остается глух к тем мыслям и чувствам, которые пытается донести до него автор. И «про себя» ребенок читает так, а не только вслух. Конечно, он кое-что схватывает — поверхностные сведения о том, что происходит и с кем, но главные прелести художественного слова остаются неведомыми для него. (Удивительно ли, что многие дети «не любят читать»?) Конечно, научиться читать выразительно — непросто. Это невозможно без овладения техникой чтения, к которой педагоги относят обычно беглость, правильность и сознательность чтения — качества, очень тесно между собой связанные. В самом деле, можно ли, например, достигнуть понимания прочитанного, если не читаешь хоть в некоторой степени бегло? Разбирая слово медленно, успеваешь забыть предыдущее; содержание в целом не схватывается, текст как бы распадается на отдельные лишенные связи слова. Слово, неправильно прочитанное, искажает смысл. Наоборот, непонимание смысла (например, попалось незнакомое слово) нарушает правильность чтения. Но значит ли это, что задача читать выразительно неразрешима для младших школьников, только овладевающих навыками чтения? Вовсе нет. Обнадежить нас должно здесь вот какое обстоятельство. 174 Читать выразительно ребенок начинает учиться раньше, чем просто читать. Это не обмолвка. Такое обучение идет уже тогда, когда вы поправляете произнесенные им слова и фразы, когда рассказываете сказку и просите пересказать, когда он «исполняет роль» в игре или в праздничном представлении: здесь маленькие актеры достигают истинной выразительности — голос испуганного зайца дрожит, волк свиреп, лиса хитра. А самое обычное общение детей? Как выразительна их речь! И все потому, что они понимают и чувствуют, что говорят. Значит, все дело в том, чтобы с самых первых шагов в чтении добиваться сознательности его. Когда ребенок, читая, как бы видит внутренним взором то, о чем идет речь, у него естественно возникает стремление передать слушающему, что он видит, возникает желание прочитать так, чтобы и другой почувствовал то же, что он. Только тогда и рождается выразительное чтение. Здесь следует сказать вот о чем. Если ребенок слышит выразительное чтение учителя, родителей, старших, он обязательно начинает подражать, старается читать так же хорошо. Вот почему очень важно дома стараться читать малышам «с выражением». Конечно, трудно требовать от родителей, чтобы они стали мастерами художественного слова, но на сознательное чтение способен, пожалуй, каждый. Во всяком случае, надо постараться. Когда первоклассник читает текст самостоятельно впервые, чтение это неизбежно монотонно. Но вот учитель разбирает с классом этот текст, сам читает его, еще раз читают его ребята. После этого появляется в чтении маленького школьника интонация, выразительность. Такую или примерно такую работу можно провести и дома. Если речь идет уже о чтении целых предложений, добивайтесь остановок на точках. Помогайте найти главное слово в предложении и укажите, что его надо выделить, произнести «сильнее» остальных. С каждой неделей — вы это сами заметили — ребенок читает все свободнее. И все-таки, когда вы проверяете, как он приготовил урок, обязательно попросите его прочитать заданное, исправляя что нужно; тренируйте в чтении нового текста, помня твердо: «Читать будет хорошо только тот, кто читает много». При каждом удобном случае подчеркивайте разницу между выразительным чтением и чтением бесцветным. Очень хороши семейные чтения. О том, что взрослые здесь должны постараться быть образцом, мы уже говорили. Что же касается ребенка, то он может и не дотягивать до образца. Но корить его не надо. Напротив, не помешает его подбодрить — выделить наиболее удачные места в его чтении: «Ты очень хорошо прочитал вот это. Как будто и вправду говорил тот человек. Так похоже!» Похвала, сознание, что он своим чтением доставляет удовольствие всей семье, вызовет желание читать более живо и совершенно. Устройство домашнего театра и разучивание ролей, 175 подготовка стихотворения для мамы к Восьмому марта — все это также поможет развить выразительность речи и чтения. Обращайте внимание ребенка на то, как читает актер (по радио, по телевидению) знакомые ему сказки. А если вы купите пластинки с литературными записями, то можно будет самим еще и еще раз возвращаться к тем местам в чтении, которые особенно выразительны и, следовательно, поучительны. Постепенно ребенок научится понимать, в чем секрет удачи чтеца, артиста, научится ценить оттенки выражения. Date: 2015-06-08; view: 496; Нарушение авторских прав |