Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Труд и природа, физическая культура и искусство





Родным языком и математикой учебные программы начальных классов, само собой разумеется, не исчерпываются. Дети изучают природоведение, есть у них уроки физической культуры, ведется трудовое обучение, занимаются с ними музыкой и изобразительным искусством. Мы не ставим своей задачей подробно раскрыть содержание этих курсов, но не потому, что считаем их менее важными, чем те, о которых речь шла выше. Многих важных сторон трудового, эстетического и физического воспитания в семье коснемся в разделе «Все богатство жизни», о математике же и языке приходится говорить главным образом именно в связи со школьным учением. Да и, по правде говоря, основные трудности у родителей связаны как раз с этими предметами.

Природоведение Прежде оно входило составной частью в курс родного языка. Теперь это самостоятельный предмет, которому учебным планом школы отводится 1 час в неделю во II классе и 2 часа в неделю — в III.

Основная цель курса — дать детям первые сведения о предметах и явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, о том, как зависит от природы труд людей и как он сам влияет на нее; воспитать любовь к родной природе, стремление беречь ее, умножать ее богатства. В начальной школе закладывается по сути фундамент экологического мировоззрения, без которого, как мы стали особенно отчетливо понимать в последние годы, невозможно представить себе подлинно образованного и культурного современного человека.

Важно, что, изучая природоведение, дети начинают использовать методы, свойственные любой естественной науке: они наблюдают, ставят опыты, проводят практические работы. Так что курс этот имеет широкое значение и как первый подход к естественнонаучному знанию и его методам.

Во II классе ребята знакомятся с тем, что такое неживая и живая природа, с тем, как изменения, которые можно наблюдать в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на труд людей (например, в сельском хозяйстве).

В III классе дети знакомятся с природой своего родного края, с его особенностями, с тем, что он дает стране; они учатся находить свою область на карте СССР, а на карте области — свою местность. Учатся они и тому, как пользоваться компасом, как ориентироваться на местности.

Затем они изучают более широкую тему — «Наша Родина на глобусе и карте. Разнообразие природы нашей Родины». Перед детьми раскрываются картины природы и труда во всем их многообразии — от жаркого юга до Крайнего Севера.

И наконец, еще одна важная тема, связанная с расширением представлений детей о живом, — «Организм человека и

162

охрана его здоровья». Конечно, об органах человека, их функциях дается лишь общее представление (основное внимание уделяется вопросам гигиены).

В основе изучения всего материала курса — непосредственные наблюдения, которые должны вести сами дети. Последите за тем, регулярно ли заполняет ваш ребенок «Дневник наблюдений», не забудьте расспросить, что видел он во время экскурсии, какие интересные опыты проводили в школе, привлекайте его к посильному участию в работе по охране природы.

Трудовое обучение В отличие от старой программы, основанной главным образом на пассивной деятельности (работа по образцу или шаблону), на показе самых простых навыков «ручного труда» (элементы переплетного, строительного, швейного дела), новая программа делает упор на развитие у детей основ конструкторских умений и способностей (на уроках технического труда), на проведение опытнической работы (на уроках труда сельскохозяйственного).

Главная задача учить детей любить труд, сделать его жизненной необходимостью. Именно поэтому программа предлагает изготовлять то, что нужно, полезно самому ребенку, всему коллективу.

Много работают дети с бумагой и картоном. Не случайно: из этих материалов можно сделать разнообразные по конструкции изделия, учебные пособия, игрушки, полезные в быту вещицы.

Работа с тканью тоже важна: приобретенные здесь навыки пригодятся (девочкам и мальчикам в равной мере!) в самообслуживании, в уходе за одеждой.

Радость труда — могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В. А. Сухомлинский

Много полезных и красивых изделий можно получить из природных материалов (шишки, ветки, желуди, камешки, глина и т. п.), из металла и дерева, пластмасс и пластилина. Так что младшеклассники узнают о свойствах и этих материалов, учатся работать и с ними.


Важный вид учебного труда — техническое моделирование. Здесь расширяется технический кругозор детей (они узнают, например, о различных типах машин), пробуждается интерес к техническому творчеству.

На уроках сельскохозяйственного труда школьников не просто знакомят с тем, как ухаживать за растениями (овощными и цветочно-декоративными), но учат ставить опыты. Так, уже первоклассники узнают, как рост растений зависит от внешних условий: тепла, света, влаги, почвы; лучше ли будут развиваться растения, если семена перед посевом замочить, прорастить...

Серьезное внимание уделяет программа осмыслению, предварительному планированию работы, расчету. К III классу школьники научаются читать несложные сборочные чертежи, размечать в соответствии с ними детали; могут они и сами составить простейший чертеж.

Трудовому обучению в начальных классах еще предстоит совершенствоваться в соответствии с теми новыми, постоянно растущими требованиями, которые предъявляет жизнь к

163

трудовой подготовке наших школьников. Но уже и сейчас программа разнообразна, интересна. Выполнение ее в большой степени зависит от того, как будет семья относиться к этому школьному предмету. Надеемся, что с сознанием всей его серьезности, ведь он формирует и важные нравственные качества, и нужные умения, и особые качества ума.

Изобразительное искусство. Музыка. В последние годы резко возрос интерес общественности к тому, как осуществляется в начальных классах эстетическое воспитание. Было внесено много интересных предложений, разработано несколько вариантов экспериментальных программ; активное практическое участие в этой работе принимают деятели искусства — так, известны «уроки Кабалевского», которые замечательный советский композитор дает маленьким школьникам.

Так, преподавание изобразительного искусства в школе имеет двуединую задачу: дать детям ряд первоначальных навыков рисования и вместе с тем учить их восприятию художественных произведений. Понятно, что эта двуединая задача предполагает развитие художественного вкуса и воображения. Например, к концу I класса дети должны знать названия основных цветов и уметь отличать, скажем, красный цвет от бледно-красного. Их учат правильно располагать лист бумаги, держать карандаш, проводить карандашом линии в любом направлении, не поворачивая листа бумаги. Учатся они работать и с кистью: смешивать акварельные краски, ровно покрывать ими нужную часть листа. Показывают ребятам простейшие узоры и орнаменты — и они выполняют их в полосе, квадрате, круге по заданному образцу.

Среди картин, с которыми в репродукциях знакомятся дети, замечательные произведения русской и советской классики: «Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» В. Серова, «Грачи прилетели» А. Саврасова и «Рожь» И. Шишкина, «Аленушка» В. Васнецова и «Первый снег» А. Пластова. Ребята стараются понять настроение картин, учатся кратко передавать их содержание.

В дальнейшем происходит обучение детей более сложным навыкам рисования (так, в III классе они усваивают объемное изображение; с другой стороны, и знакомство с произведениями изобразительного искусства становится более близким; у третьеклассников, например, есть уже специальные уроки, целиком посвященные этому).


Что касается музыки, то и здесь преподавание ставит целью, как вовлечь детей в собственное музыкальное творчество (хоровое пение), так и научить их слушать музыку; при этом уделяется внимание начаткам музыкальной грамоты. Школьники получают представление о содержании музыкального произведения, его жанре, о том, как оно построено. Это воспитывает у ребят эмоциональное и вместе с тем сознательное отношение к музыке, развивает у них художественный вкус.

Физическая культура. Программа начальной школы исходит из того, что физическая культура — неотъемлемая часть

164165

коммунистического воспитания детей; не может быть и речи о том, что физкультура — предмет второстепенный. Уроки у младшеклассников по этому предмету — дважды в неделю, кроме того, перед началом уроков проводится гимнастика, в ходе уроков — физкультурные минутки, на больших переменах — игры и спортивные развлечения... На дом «задания по физкультуре», к сожалению, не всегда и не везде как таковые задаются, но если родители будут руководствоваться советами, изложенными в разделе «Физическое воспитание» (скорректированными с помощью педагога применительно к индивидуальным особенностям ребенка), то, несомненно, и домашняя часть физкультурного учения окажет положительное влияние на усвоение ребенком предусмотренных программой навыков и умений в ходьбе, беге и прыжках, метании, лазанье, равновесии.

Требования программы немалые. Например, первоклассники должны научиться строиться, перестраиваться и двигаться по команде. Знать и выполнять комплекс упражнений гимнастики. Уметь бросать и ловить мяч. Уметь выполнять танцевальные шаги (шаг на носках, шаг с подскоком, приставные шаги вперед и в сторону). Уметь ходить и бегать под счет и музыку. Быстро пробегать 30 метров, медленно бежать в течение 1 минуты. Уметь прыгать через короткую скакалку с промежуточным прыжком на обеих ногах, прыгать в длину с места; в длину и в высоту с разбега, толкаясь одной ногой и приземляясь на обе... А в тех районах, где бывает снег, в программу входит и лыжная подготовка.

Школьную программу по физкультуре должны проходить все ребята. Освобождение от занятий может быть лишь временным (но и тогда ребенок все равно приходит на урок). Другой вопрос, все ли дети в классе готовы к выполнению требований программы в полной мере, не нуждаются ли они в особом подходе. Это решает медицинская комиссия, которая может на первых порах отнести некоторых малышей не к основной, а к так называемой подготовительной группе

166

(занимаются эти малыши вместе со всеми, но с меньшей нагрузкой) или к группе специальной — в этом случае занятия должны вестись отдельно, по особой программе (медицинская подготовка для ведущих такие занятия обязательна).

Когда ваш маленький школьник приходит после уроков домой, расспросите его не только о том, что «проходили» по математике или по чтению, но и о том, что было на уроке физической культуры, музыки, труда. Нет в школе предметов «второго ряда» — все они очень важны для гармонического, всестороннего развития вашего ребенка.







Date: 2015-06-08; view: 493; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию