Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средства и методы развития скоростно-силовых качеств
В зависимости от условий соревновательной и тренировочной деятельности силовые способности в процессе их развития приобретают все более специализированный характер [19, 58]. В целях активизации процесса приспособления организма к специфическим условиям соревновательной деятельности в подготовку спортсмена вводят специальную физическую подготовку (СФП). К средствам СФП относят следующие упражнения: – соответствующие соревновательным (по режиму работы организма); – содержащие тренирующие воздействия, способные повысить уже имеющийся уровень функциональных возможностей организма; – обеспечивающие необходимую энергетическую базу для совершенствования тактико-технического мастерства [69]. По степени соответствия режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения выделяют три группы средств СФП [58, 38]: – специфические, представляющие собой различные формы выполнения основного спортивного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований; – специализированные - адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма; – неспецифические - отличающиеся от соревновательных по форме, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в нужном направлении. В спортивных единоборствах с целью выработки единого подхода к анализу тренировочных нагрузок была предложена классификация тренировочных средств, в основу которой положено деление упражнений на группы по степени соответствия на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные [21]. В группу соревновательных упражнений были включены: а) спарринги по заданию; б) специальные тесты, моделирующие соревновательный спарринг или отдельные его части; в) учебно-тренировочные спарринги; г) тренировочные и контрольные спарринги, проводимые в полном соответствии с правилами соревнований. К специально-подготовительным упражнениям были отнесены: а) специальные упражнения (разминка); б) имитация тактико-технических действий; в) тактико-технические действия в стойке и партере, руками и ногами; г) специальные скоростно-силовые упражнения традиционного и направленного воздействия (в группу традиционных входят упражнения с партнером, а к упражнениям направленного воздействия были отнесены те, которые моделируют соревновательную деятельность [48]). В группу общеподготовительных упражнений входят [89]: а) общеразвивающие упражнения в разминке перед занятиями по ОФП; б) утренняя пробежка; в) общеразвивающие упражнения традиционного и направленного воздействия (к традиционным отнесены упражнения из разных видов спорта с отягощениями, со снарядами и т.п., а в группу упражнений направленного воздействия включены упражнения из ациклических видов спорта, моделирующие кинематику отдельных действий единоборца и выполняемые в интервале одного или двух периодов соревновательного боя); г) беговые упражнения направленного воздействия, моделирующие соревновательный бой по продолжительности, чередованию спуртов и т.п.; д) дополнительные циклические упражнения, выполняемые соревновательным методом; е) спортивные игры с различной интенсивностью и длительностью. Из приведенного перечня средств видно, что одно из ведущих мест в тренировке единоборца занимают скоростно-силовые упражнения направленного воздействия. Физиологические механизмы развития специальных скоростно-силовых качеств заключаются прежде всего в совершенствовании необходимых нервно-координационных отношений [40]: а) внутримышечной координации, улучшение которой способствует более быстрому включению в кратковременную синхронизированную работу большого числа двигательных единиц с высокой степенью их напряжения и тем самым увеличению скоростно-силовых качеств отдельных мышц; б) межмышечной координации за счет налаживания более согласованной работы между мышцами синергистами и антагонистами, с улучшением которой возрастает суммарная величина проявления скоростно-силовых качеств отдельных мышц, несущих основную нагрузку. В зависимости от того, на какой тип нервно-координационных отношений преимущественно воздействует то или иное упражнение, их можно подразделять на координационные и кондиционные. При этом координационные упражнения, сходные с основными соревновательными упражнениями единоборца, направлены главным образом на совершенствование мышечной координации. Кондиционные, т.е. нагрузочные тренировочные задания с отягощениями, решают преимущественно задачи совершенствования внутримышечной координации [40]. Специфическим свойством нервно-мышечного аппарата является реактивность мышцы, которая проявляется при быстром переходе от уступающего режима работы к преодолевающему в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки. В многочисленных исследованиях [40] найдена высокая корреляция реактивной способности мышц со скоростью переключения от уступающей работы к преодолевающей. Показано также, что способность мышцы запасать и использовать энергию упругой деформации эффективно реализуется при условии быстрого растяжения мышц, предшествующего их рабочему сокращению [40]. Для развития взрывной силы и реактивной способности нервно-мышечного аппарата применяются упражнения с отягощениями (60-30% от максимального), изометрические упражнения с быстрым проявлением напряжения [18, 20] прыжковые упражнения, упражнения с ударным режимом работы мышц [17], комплексный метод [19]. В последние годы были предложены и апробированы так называемые нетрадиционные методы развития силовых способностей и, в частности, метод электростимуляционной тренировки [64]. В дальнейшем на основе этого метода было предложено использовать для развитая силы мышц дополнительно вызванные афферентные влияния (ДАВ), приводящие к повышению возбудимости специальных мотонейронов, облегчая их активацию при произвольных условиях и повышая степень использования силовых и скоростно-силовых возможностей нервно-мышечного аппарата и в конечном счете силу сокращения. Однако, несмотря на высокую эффективность применения обоих методов, из-за сложности устройств, отсутствия соответствующей аппаратуры, а также из-за необходимости постоянного присутствия врачей на тренировках с применением электростимуляции и ДАВ эти методы не нашли широкого применения в спортивной практике. На сегодняшний день остается актуальной проблема выбора адекватных средств совершенствования качеств, характерных для той или иной спортивной деятельности. Это обстоятельство имеет объективную основу: изменение качества тем больше, чем выше соответствие специфики упражнения объективно существующим структурно-физиологическим особенностям развиваемого качества [77]. Для развития силовых и скоростно-силовых качеств наиболее эффективны такие режимы работы, которые приближают уровень функционирования мышц к предельному: а) для максимальной силы - максимальное напряжение; б) для взрывной силы - максимальная скорость при оптимальной величине сопротивления (50-75% от максимального); в) для быстроты неотягощенного движения – максимальная скорость движения при небольшой (10-20% от максимальной) нагрузке [85]. Что касается методов тренировки, то наиболее эффективным считается комплексный метод, предусматривающий смешанный режим нагрузок: чередование мощных напряжений с предельно быстрыми движениями с использованием небольших отягощений (10-20% от максимальной нагрузки). Акцент в такой тренировке должен быть направлен на мощность развивающего упражнения [85]. Можно полагать [86], что первая нагрузка с большим отягощением (или максимальная в случае использования изометрических упражнений) за счет мощной афферентации повышает возбудимость двигательных центров и обеспечивает более мощную эффекторную импульсацию, а вторая нагрузка при специфической работе - ее более выраженное тренирующее воздействие. Так как в спортивной борьбе мастерство определяется не только (и не столько) уровнем собственно силовых или скоростно-силовых качеств, а во многом способностью правильно использовать в ходе поединка различные дополнительные силы (свои и противника), то основным средством совершенствования способности борца рационально использовать свои возможности могут служить схватки [44]. Выделяют схватки с различными установками: а) с физически сильным, но менее опытным противником; б) игрового характера; в) на проведение бросков с падением; г) на использование усилий противника; д) на выполнение приемов в направлении передвижения противника; е) на сохранение равновесия в различных положениях; ж) на удержание статических положений в схватке. В тренировочном процессе боксеров широко используются традиционные упражнения: специальные; подводящие; расчлененного и скоростно-силового характера, направленные на развитие мышечных групп, участвующих в ударном движении (например, толкание камней и набивных мячей разного веса, работа с кувалдой, штангой и гантелями разного веса); беговые упражнения с ускорениями и т.д. [105]. По мнению ряда авторов [78, 86, 107, 108, 114] наиболее существенные сдвиги в повышении силы и скорости удара дают упражнения расчлененного характера с отягощениями. Морфокинезиологическим анализом установлено, что в нанесении удара рукой участвуют мышцы ног, туловища и рук. В связи с этим и упражнения с отягощениями для спортсменов подбираются таким образом, чтобы они способствовали развитию перечисленных мышечных групп или каждой мышцы в отдельности. Поэтому для развития у боксеров мышц ног, участвующих в отталкивающем разгибании, применяются упражнения со штангой на плечах – полуприседания и разножку. Для развития мышц туловища, выполняющих вращательно-поступательные движения, использовались: повороты корпуса с грифом на плечах, вращение туловища с разведенными в стороны руками с гантелями. С целью развития мышц рук, выполняющих разгибательное движение, применялись упражнения: жим штанги лежа, толчки вертикально стоящего грифа, удары с отягощениями [53,89]. При выполнении ударов по боксерским снарядам применялись методы: максимального нанесения удара, нанесение удара максимально быстро и нанесение удара максимально быстро и сильно [32]. Важно отметить, что при выборе средств развития скоростно-силовых качеств необходимо учитывать их тренировочный эффект для спортсменов разной квалификации и различной манеры ведения соревновательного поединка [91,103,128]. Ранее говорилось, что подбор тренировочных средств и методов тренировки, адекватных режиму работы организма в соревновательном поединке, по всем функциональным параметрам весьма сложен. Эту задачу можно решить, используя комплексный метод, который поможет максимально приблизить тренировочные упражнения к соревновательным условиям, обеспечив существенные и долговременные приспособительные реакции организма к скоростно-силовым нагрузкам.
Date: 2015-05-04; view: 673; Нарушение авторских прав |