Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие педагогической (образовательной) технологии
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял Антон Семенович Макаренко. Размышляя в «Педагогической поэме» о теории и практике педагогики, он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимым рассматривать творческий, педагогический процесс как технологический и приравнивать личность к любому другому материалу, который используется в промышленном производстве. Вместе с тем любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, оно ситуативно и эмоционально. В противоположность ему технология базируется на науке с точным и четким планированием. Любое планирование является частью теории, противоречит интуиции и экспромту, с планирования начинается технология. Педагогическая деятельность опирается на научные теории и подвергается строгому планированию. Поэтому мы имеем право вести речь о педагогической технологии. Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. ХХ века и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько и др. В настоящее время педагогические технологии базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики управления и менеджмента. Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время в рамках педагогической технологии выделяют технологии обучения, технологии воспитания, технологии конструирования педагогического процесса, технологии педагогического общения и др.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Какие элементы составляют педагогическую технологию? Обратимся к отрывку из «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко и попытаемся выделить искомые элементы. «Возвращаясь в свое захолустье, я начинал думать. Я соображал так: мы все прекрасно знаем, какого нам следует воспитать человека, это знает каждый грамотный сознательный рабочий и хорошо знает каждый член партии. Следовательно, затруднения не в вопросе, что нужно сделать, но как сделать. А этот вопрос педагогической техники. Технику можно вывести только из опыта. Законы резания металлов не могли бы быть найдены, если бы в опыте человечества никто никогда металлов не резал. Только тогда, когда есть технический опыт, возможны изобретение, усовершенствование, отбор и браковка. Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственно воспитания, в школьной работе как-то легче. Именно потому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка. Когда подобные слова я несмело произносил у подошвы «Олимпа», боги швыряли в меня кирпичами и кричали, что это механическая теория. А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине. Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности (выделено Д.А. Еловиковой). Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим партачам: – У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебок и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья. Почему у нас нет никакой науки о сырье, и никто толком не знает, что из этого материала следует делать – коробку спичек или аэроплан?» Анализируя этот отрывок, можно выделить такие фундаментальные элементы педагогической технологии: 1) методы, приемы, формы работы; 2) мастерство учителя; 3) новаторство; 4) психолого-педагогические исследования личности; 5) педагогическая диагностика и контроль. Опираясь на исследования В.В. Пикана, можно выделить наиболее существенные п ризнаки педагогических технологий: · концептуальность: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса формирования знаний и технологии развития личности; · системность: технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; · технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения; · воспроизводимость и эффективность: элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой – гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; · органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. Уровни педагогической технологии (Г.К. Селевко): 1. Общепедагогический (общедидактический) уровень. Общедидактическая технология связана с организацией педагогического процесса в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения (технология развивающего обучения в начальной школе, технологии авторских школ). 2. Частнометодический (предметный) уровень. Частнопредметная педагогическая технология представляет собой совокупность методов и средств для реализации содержания обучения в рамках одного предмета, класса, деятельности учителя (технология преподавания математики или литературы, технологии работы в классах компенсирующего или оздоровительного обучения, технологии учителей и воспитателей). 3. Локальный уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей, этапов учебно-воспитательного процесса, технологию решения частных дидактических и воспитательных задач (технология начала урока, технология контроля, технология активизации познавательной деятельности, технология организации самостоятельной работы и т.д.). В педагогической практике часто понятие «технология» смешивают с понятием «методика» и используют эти термины как синонимы. Вместе с тем это различные понятия. Выделим отличия: 1) технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели. Технология описывает алгоритм деятельности, выполнив которую мы в любом случае должны получить запроектированный результат. Методика предусматривает вариативность способов реализации теоретических положений, и, следовательно, не предполагает гарантированного достижения цели. Другими словами технология обладает высокой инструментальностью, а методика – нет; 2) понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Эффективное решение любой педагогической задачи обусловлено не только применением адекватной технологии, но и требует участия квалифицированного педагога-профессионала. Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, – высший уровень владения педагогической технологией. Кроме этого, мастерство предполагает внесение в технологию личностного взгляда и индивидуальных творческих приемов. Педагог-мастер будет не только воспроизводить технологию, но и вносить в нее свои собственные разработки; 3) методика предполагает разработку содержания и способов деятельности педагога, в педагогическую технологию включается также разработка способов организации деятельности самих воспитанников. Поэтому она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.
Date: 2015-06-07; view: 746; Нарушение авторских прав |