| Традиционный
подход
| Личностно-ориентированный
подход
|
Организация педагогического взаимодействия в учебном процессе
| Обучение предполагает прямую передачу готовых знаний с помощью словесных методов и иллюстрирования.
| Обучение проходит как процесс вовлечения в творческий учебный труд на основе практической деятельности и собственных открытий.
|
Учение является скучной и тяжелой работой, непосильной для многих детей.
| Учение приносит ощущение радости от открытий и успехов в развитии.
|
Учитель вынужден принуждать учащихся к учению, преодолевать сопротивление воздействию.
| Учитель является сотрудником и помощником, он уважает позицию ребенка и дает ему право на ошибку и собственное мнение.
|
Учитель является «предметником», он приходит с предметом к учащимся и должен обеспечить усвоение материала вне зависимости от потребностей и желаний учеников.
| Учитель выполняет роль педагога, обеспечивает развитие и воспитание ребенка, создает ситуации, когда ученики ведут его к намеченной цели через творческое познание.
|
Учитель оценивает работу учащихся, оценку труда получают немногие ученики.
| Оценку работы получают практически все учащиеся, они участвуют в оценивании собственных достижений.
|
Соблюдение требований программы
| Учитель жестко привязан к программе, находится под строгим контролем администрации и не рискует изменять ни время, отведенное на изучение темы, ни порядок следования тем, не проявляет инициативы и творчества («инициатива наказуема»).
| Учитель обязан соблюдать программу, но не привязан к ней жестко. Он имеет право распоряжаться учебным временем в зависимости от учебной ситуации и потребностей учащихся, поэтому возможны изменения в программе, развивается творческий подход к разработке уроков.
|
Поставленный в условия формальной работы, когда главная цель урока – успеть «пройти материал», класс становится вялым и безынициативным, подавляется активность учащихся.
| Творчески подходя к работе, учитель ставит задачи, требующие размышления, добивается общего и умственного развития учащихся. Класс становится думающим, трудолюбивым, активным.
|
| | | |