Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные технологии обучения





Поисково-исследовательская (задачная) технология обучения (излагается по В.И. Загвязинскому). Сущность поисково-исследовательской технологии обучения состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему задач и разработать средства, приемы для того, чтобы, во-первых, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач, во-вто­рых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций, заключенных в задачах, личностно-значимым для учеников и, в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуа­ции, вычленять проблемы и задачи. При этом понимать задачу необходимо не как узко специализированную предметную задачу (по физике, алгебре), а как широкую учебную ситуацию, требующую поиска решения и выхода из нее.

Деятельность при решении задачи можно разделить на четыре вида: репродуктивная, алгоритмическая, трансформирующая и творческо-поисковая. В первом виде деятельности проблемность близка к нулю, а каждый последующий вид должен обладать боль­шим уровнем проблемности. Любой учебный текст может состоять из различного сочетания задач всех названных типов. В соответствии с названными деятельностями выделяют задачи разных типов.

Репродуктивные задачи решаются по заданной в словесной фор­ме программе выполнения всех элементарных шагов с указанием условий их применения.

Алгоритмические задачи решаются по алгоритму, заданному в виде формулы, правила, т. е. для решения необходимо трансфор­мировать этот алгоритм в развернутую программу. Поэтому при решении такой задачи используются и действия неалгоритмичес­кого, проблемного характера.

В трансформированных задачах, когда надо применять извест­ные формулы в новых ситуациях, эвристические шаги играют ве­дущую роль.

Основой решения творческо-поисковых задач является сочета­ние логического анализа и интуиции. Интуиция – это способ­ность непосредственного усмотрения истины без предваритель­ного логико-эвристического рассуждения.

Каждый курс определенного предмета можно представить в виде системы познавательных задач. Эта система должна отвечать, по крайней мере, пяти показателям:

• содержать задачи, соответствующие иерархии учебных целей: первого уровня усвоения – знакомства – различения; второго уров­ня усвоения – алгоритмического; третьего уровня усвоения – твор­ческого.

• учитывать практически все основные виды структурных свя­зей, возможных в данной области знаний;

• представлять собой «лестницу» задач возрастающей сложно­сти, которая определяется по количеству познавательных шагов, необходимых для решения, и по сочетанию среди этих шагов ре­продуктивных, алгоритмических и творческих;

• определять всю типологию методов познания, специфичных для определенной науки. Например, по истории это будут мето­ды: сравнительно-исторический, метод аналогий, статистический метод, метод определения при-чин по следствиям, метод реконст­рукции целого по части и наоборот и т. д.

• обеспечивать полноту процедур творческой деятельности, что предусматривает: самостоятельный перенос ранее усвоенных зна­ний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в зна­комой ситуации; видение новой функции объекта; осознание струк­туры объекта; поиск альтернативных способов решения; комби­нирование ранее известных способов действий в новый способ (по И. Я. Лернеру).

Анализ школьных учебников показывает, что часто среди за­дач к темам превалируют одноплановые, требующие творческих процедур одного и того же типа (перенос знаний в новую ситуа­цию). Необходимо разнообразие задач, охватывающих все виды творческих процедур.

Технология критериально-ориентированного обучения (излагается по В.И. Загвязинскому). В традиционном учебном процессе всегда фиксированы пара­метры условий обучения (одинаковое для всех учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что ос­тается незафиксированным, – это результаты обучения, которые характеризуются заметным разбросом.

Американскими психологами Дж. Кероллом и Б. Блумом было предложено сделать постоянным, фиксированным параметром именно результаты обучения. В таком случае параметры других ус­ловий обучения будут меняться ради достижения всеми учащими­ся заданного результата-критерия.

На основе подхода американских психологов, а также ис­следований российского ученого В.П. Беспалько была разрабо­тана технология критериально-ориентированного обучения, ко­торую также называют технологией полного усвоения, так как ее исходным моментом является установка, что все ученики спо­собны усвоить необходимый учебный материал. Для этого долж­ны быть заданы критерии усвоения или стандарты образования. Те стандарты обученности, которые сегодня предлагаются по всем школьным дисцип­линам, служат основой для разработки четких критериев усво­ения.


Гуманность технологии критериально-ориентированного обу­чения (КОО) заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявления, виды помощи учащимся, можно добиться достижения всеми учениками заданного уровня обязательных кри­териев, без усвоения которого невозможно дальнейшее полноцен­ное обучение и развитие личности, вхождение в культуру современ­ного общества. Согласно модели КОО, различия в учебных резуль­татах могут иметь место за пределами общего для всех образователь­ного результата, т. е. общеобразовательного минимума, над кото­рым будут надстраиваться результаты последующего дифференци­рованного обучения.

Модель КОО включает следующие элементы (этапы):

1. Точно определяются критерии усвоения темы, что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой).

2. Подготавливаются проверочные работы – тесты.

3. Учебный материал разбивается на отдельные фрагменты (учебные единицы). Каждый фрагмент представляет собой це­лостный раздел учебного материала. После выделения учебных единиц опре­деляются результаты (критерии), которые должны быть достиг­нуты в ходе их изучения, и составляются текущие проверочные задания.

4. Выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания.

5. Разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому тестовому заданию.

Ключевым моментом технологии КОО являются точное определение и формулировка критерия полного усвоения в соответствии с требованиями программы и всеобщего стандарта. Критерий формулируется на основе научно обоснованных целей. Цели формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых. Конкретизация цели обучения в действиях предполагает пере­числение определенных действий, ожидаемых от учащихся.

Можно выделить три уровня усвоения.

1-й уровень – знакомство, различение. Это деятельность по уз­наванию. Учащиеся могут выполнять ее только при повторном вос­приятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними.

2-й уровень – алгоритмический. Применение ранее усвоенно­го, репродуктивное, алгоритмическое действие. Учащиеся осуще­ствляют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информа­цию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения дан­ного действия.

3-й уровень – творческий. Применение ранее усвоенных зна­ний, умений для решения нетиповых задач. Это – продуктив­ное действие, в процессе которого учащиеся добывают или субъективно новую информацию (новую только для себя) – эвристическая деятельность, или объективно новую, когда они действуют «без правил», но в известной им области, создавая иные правила действия, т.е. осуществляют исследовательскую деятельность.

Имитационная (моделирующая) технология обучения (излагается по В.И. Загвязинскому). Специфика имитационной технологии состоит в моделировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальной жизни.


Организация в процессе обучения жизнедеятельности учащих­ся, адекватной реальной общественной жизни, превращает шко­лу из школы учебы, оторванной от реальности, в школу «жизни», которая делает их не пассивными объектами учебного про­цесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни.

Особенности технологии ИмТО:

- деятелъностный характер обучения (вместо вербального), орга­низация коллективной мыследеятельности. В такой деятельности формируются способы общения, мышления, понимания, реф­лексии, действия. За счет рефлексии они обобщаются, закрепля­ются в схемах и знаковых формах, переходя из внешнего плана во внутренний план действия учащихся;

- использование группы (коллектив – высшая форма развития группы) как средства развития индивидуальности.

Технология ИмТО помогает избежать недостатков традиционного обучения: пассив­ного характера усвоения знаний большинством учащихся, так как педагог выступает как передатчик информации; преимущественно вербального характера обучения; массового характера обучения, когда педагог работает со всеми (с массой) и с каждым, но при этом не используется коллектив (гуманное сообщество) как средство развития личности.

Сегодня достаточно прочно утвердилась позиция, что цель обу­чения – это усвоение подрастающим поколением человеческой культуры и ее дальнейшее развитие. Сущностью технологии ИмТО является построение обучающей деятельности через формирование у обучаемых ценностных ори­ентации, отношений, культуры общения, культуры мышления, методов деятельности (планирование, прогноз, анализ, рефлек­сия). При этом необходима организация жизнедеятельности групп (коллективов), в процессе которой происходит «впитывание» куль­туры, развитие личности и сообщества.







Date: 2015-06-07; view: 975; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию