Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок – основная форма организации обучения





Урок – это основная форма организации обучения в современной школе. Урок существует уже около 400 лет, но до сих пор ученые и практики не нашли ему замены, равноценной по универсальности и максимальной реализации всех функций обучения.

Видный ученый, педагог-новатор, гуманист, основатель педагогики сотрудничества и просто учитель начальных классов Шалва Александрович Амонашвили считал урок не просто отрезком и единицей учебного процесса. Он называл урок отрезком жизни ребенка, который он должен прожить полноценно со всеми своими заботами и радостями. Вот как пишет он об уроке:

«Здравствуй, урок.

Где ты рождаешься, где ты живешь, урок?

В классной комнате?

Но ты не можешь там жить один, ты ведь не можешь существовать без ме­ня. Я тебя обдумываю, планирую, провожу.

Вот и получается, что ты живешь в моей голове, в моем сердце. Но по­дожди, как ты можешь жить во мне? Тебя же никогда никто не придумал бы, если бы не было детей и если бы люди сразу же рождались взрослыми, умными, умеющими говорить, читать, писать, считать.

Ты не можешь существовать без детей, без учеников, и, стало быть, ты жи­вешь в учениках.

Ах, да, я нашел, наконец, твой дом. Ты живешь в нашей классной комнате, но не тогда, когда она пустая, а только тогда, когда я и мои ученики заполняем ее. Они сядут за парты, я стану у доски – вот и ты рождаешься и начинаешь жить...

Я, учитель, поклоняюсь, урок, твоему великодушию, твоему сердцу, полно­му заботы о детях, твоей душе, устремленной в их будущее.

Поклоняюсь и благодарю, что ты помогаешь мне воспитывать достойных родине людей и заодно доставляешь мне счастье жить педагогической жизнью.

Я бы воздвиг тебе – урок – самый великолепный памятник из розового мра­мора».

Каковы же основные характеристики урока? Во-первых, ограниченность во времени, обычно 45 мин, во-вторых, наличие группы учащихся постоянного состава и одного возраста, в-третьих, наличие учителя, ведущего и управляющего деятельностью учеников, в-четвертых, четкая структура и планирование работы в соответствии с учебной программой.

 

Урок – единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом учеников, планом и учебной программой работы, проходящей под руководством учителя.  

 

Существуют различные типы уроков. Тип урока – это его «лицо», которое отражает основные задачи обучения, решаемые на данном уроке. Типология урока – одна из сложных дидактических задач.

Самая распространенная сегодня типология уроков имеет основанием ведущие дидактические цели урока (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Н. Казанцев, В.А. Онищук, Г.И. Щукина). Эта типология включает в себя такие типы уроков:

· уроки ознакомления учащихся с новым материалом;

· уроки закрепления знаний;

· уроки обобщения и систематизации изученного;

· уроки выработки и закрепления умений и навыков;

· уроки контроля знаний;

· комбинированные уроки.

Здесь для каждого типа урока задана основная цель, которая реализуется в ходе занятия. Для комбинированного урока задаются несколько целей, например, организовать усвоение нового, выработать первичные умения и провести контроль за усвоением ранее изученного материала.

Существует также типология по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности (С.В. Иванов):

· вводные уроки;

· уроки первичного ознакомления с учебным материалом;

· уроки образования понятий, установления законов и правил;

· уроки применения полученных знаний на практике;

· уроки выработки навыков (тренировочные);

· уроки повторения, обобщения и систематизации знаний;

· уроки контроля;

· уроки смешанные, или комбинированные.

Каждый урок имеет свою определенную структуру. Под структурой урока подразумеваются его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их прак­тической реализации. Структура урока зависит от его типа.

Например, последовательность этапов в структуре комбинированного урока может выглядеть следующим образом:

1. Организационный – дидактическая задача заключается в под­готовке учащихся к работе на уроке.

2. Проверка выполнения домашнего задания – дидактическая за­дача – проверка.

3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку уча­щихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.


4. Усвоение новых знаний – дидактическая задача определяет формирование у учащихся конкретных представлений об изучае­мых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.

5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала – дидактическая задача состоит в установлении специфики осоз­нанности его освоения.

6. Закрепление знаний – дидактическая задача заключается в орга­низации деятельности учащихся по применению новых знаний.

7. Обобщение и систематизация знаний – дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей.

8. Контроль и самоконтроль знаний – дидактическая задача ори­ентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на само­контроль и самообразование.

9. Подведение итогов – дидактическая задача – дать анализ ус­пешности образовательной деятельности и показать пути реше­ния проблем в обучении.

10. Информация о домашнем задании – дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.

Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной после­довательности, могут носить вариативный характер и объеди­няться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся.

В связи с этим в структуре урока можно выделить постоянные и переменные элементы. К числу постоянных, присутствующих практически на всех уроках разных типов, можно отнести:

· организационный момент;

· этап проверки домашнего задания;

.....................

· этап подведения итогов урока;

· этап информации о домашнем задании.

Как раз в середине, между этапами проверки домашнего задания и подведением итогов урока будут находиться этапы соответствующего типа урока. Для урока ознакомления с новым материалом это будут этапы:

· актуализации имеющихся знаний, подготовки к активной деятельности;

· введения новой темы;

· изучения нового материала;

· проверки первичного усвоения нового.

Для урока обобщения и систематизации знаний это будут этапы:

· актуализации знаний;

· обобщения и систематизации знаний.

Для урока применения полученных знаний на практике это будут этапы:

· актуализации знаний;

· практического применения знаний (выработка умений);

· закрепления умения в практической деятельности;

· проверки усвоения умения.

Таким образом можно продолжать далее в зависимости от типа урока.

Урок обладает несомненными преимуществами в современном обучении (С.Ф. Петрушкин).

1. На уроке имеется возможность четко планировать и проводить весь учеб­ный процесс, обучая всю группу (класс).

2. Урок дает возможность применять разнообразные методы и приемы обучения во всех звеньях учебного процесса.

3. Урок позволяет учителю руководить работой всех учащихся с учетом индиви­дуальных особенностей каждого.

4. Позволяет учителю заранее определять систему и последовательность изучения материала, облегчает детям усвоение его.

5. Позволяет реализовывать требования школьной гигиены..

6. Имеет большие возможности для воспитания и развития (формирует убеждения, взгляды, основы научного мировоззрения, развивает познавательные силы и способности).

Но вместе с тем нельзя не упомянуть о недостатках урока. Они скрыты в противоречиях, которые содержатся в уроке как форме организации обучения


и обостряются сегодня в условиях перехода к гуманистическому личностно-развивающему обучению.

Главное из них, наиболее яркое и сильное – противоречие между новыми целями образования, которые заключаются в развитии в процессе обучения разносторонней личности, способной к саморазвитию и самореализации, и традиционным характером обучения, который преобладает в большинстве школ, опирается на старые методы и формы организации обучения, строится на знаниевом содержании. Это широкое противоречие проявляется в более конкретных:

· между приоритетом развивающих задач урока и традиционной его структурой, направленной на формирование системы знаний;

· между требованием индивидуально-личностной направленности обучения и преобладанием массовых, фронтальных форм работы;

· между ориентацией обучения на задачи самообразования и саморазвития, формирования личностных смыслов обучения и руководящей ролью учителя в обучении;

· между требованием повышения активности учащихся в познавательной деятельности и применением традиционных пассивно-репродуктивных методов обучения.

Чтобы снять эти противоречия, можно предложить систему принципов организации современного урока.

1. Принцип гуманизма. Этот принцип предполагает гуманистическую направленность урока, реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению.

2. Принцип проблемности. Этот принцип предполагает проблемное построение урока, его начало от какой-либо субъективной учебной проблемы.

3. Принцип познавательной активности. Этот принцип предполагает, во-первых, организацию активной самостоятельной работы учащихся на уроке, и, во-вторых, стимулирование познавательного интереса и развитие познавательной активности через поощрение любых вопросов учащихся и самостоятельного поиска ответов на них. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке может реализовываться через групповую форму работы и через метод взаимообучения.

4. Принцип методического совершенствования. Новые целевые акценты на развитие личности в образовательном процессе объективно требуют введения новых методов, о которых учителя-практики, к сожалению, почти ничего не знают. Но именно эти современные методы в состоянии обеспечить достаточную активность ребенка на уроке. Названный принцип направлен на введение в урок новых методов обучения: моделирования, проектирования и др.

5. Принцип предметности. Этот принцип означает, что на уроке, по возможности, должна проходить практическая деятельность, связанная с исследованием реальных объектов и явлений окружающего мира. В основе этого лежит предметный метод обучения, предложенный В.П. Вахтеровым. Реализация принципа предметности предполагает максимум самостоятельности учеников на уроке, овладение теоретическими знаниями на базе практической деятельности с естественными и искусственными объектами.

6. Принцип приоритета самооценки. В современной школе, к сожалению, наблюдается преобладание отметочной системы фиксации результатов обучения. Однако на первое место должна выйти оценка, как качественное описание успехов и неуспехов учеников. При этом ведущую роль должны играть ученики, самостоятельно оценивая достигнутый ими уровень в обучении и развитии.

 

 







Date: 2015-06-07; view: 829; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию