Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Урок – основная форма организации обучения
Урок – это основная форма организации обучения в современной школе. Урок существует уже около 400 лет, но до сих пор ученые и практики не нашли ему замены, равноценной по универсальности и максимальной реализации всех функций обучения. Видный ученый, педагог-новатор, гуманист, основатель педагогики сотрудничества и просто учитель начальных классов Шалва Александрович Амонашвили считал урок не просто отрезком и единицей учебного процесса. Он называл урок отрезком жизни ребенка, который он должен прожить полноценно со всеми своими заботами и радостями. Вот как пишет он об уроке: «Здравствуй, урок. Где ты рождаешься, где ты живешь, урок? В классной комнате? Но ты не можешь там жить один, ты ведь не можешь существовать без меня. Я тебя обдумываю, планирую, провожу. Вот и получается, что ты живешь в моей голове, в моем сердце. Но подожди, как ты можешь жить во мне? Тебя же никогда никто не придумал бы, если бы не было детей и если бы люди сразу же рождались взрослыми, умными, умеющими говорить, читать, писать, считать. Ты не можешь существовать без детей, без учеников, и, стало быть, ты живешь в учениках. Ах, да, я нашел, наконец, твой дом. Ты живешь в нашей классной комнате, но не тогда, когда она пустая, а только тогда, когда я и мои ученики заполняем ее. Они сядут за парты, я стану у доски – вот и ты рождаешься и начинаешь жить... Я, учитель, поклоняюсь, урок, твоему великодушию, твоему сердцу, полному заботы о детях, твоей душе, устремленной в их будущее. Поклоняюсь и благодарю, что ты помогаешь мне воспитывать достойных родине людей и заодно доставляешь мне счастье жить педагогической жизнью. Я бы воздвиг тебе – урок – самый великолепный памятник из розового мрамора». Каковы же основные характеристики урока? Во-первых, ограниченность во времени, обычно 45 мин, во-вторых, наличие группы учащихся постоянного состава и одного возраста, в-третьих, наличие учителя, ведущего и управляющего деятельностью учеников, в-четвертых, четкая структура и планирование работы в соответствии с учебной программой.
Существуют различные типы уроков. Тип урока – это его «лицо», которое отражает основные задачи обучения, решаемые на данном уроке. Типология урока – одна из сложных дидактических задач. Самая распространенная сегодня типология уроков имеет основанием ведущие дидактические цели урока (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Н. Казанцев, В.А. Онищук, Г.И. Щукина). Эта типология включает в себя такие типы уроков: · уроки ознакомления учащихся с новым материалом; · уроки закрепления знаний; · уроки обобщения и систематизации изученного; · уроки выработки и закрепления умений и навыков; · уроки контроля знаний; · комбинированные уроки. Здесь для каждого типа урока задана основная цель, которая реализуется в ходе занятия. Для комбинированного урока задаются несколько целей, например, организовать усвоение нового, выработать первичные умения и провести контроль за усвоением ранее изученного материала. Существует также типология по логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности (С.В. Иванов): · вводные уроки; · уроки первичного ознакомления с учебным материалом; · уроки образования понятий, установления законов и правил; · уроки применения полученных знаний на практике; · уроки выработки навыков (тренировочные); · уроки повторения, обобщения и систематизации знаний; · уроки контроля; · уроки смешанные, или комбинированные. Каждый урок имеет свою определенную структуру. Под структурой урока подразумеваются его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации. Структура урока зависит от его типа. Например, последовательность этапов в структуре комбинированного урока может выглядеть следующим образом: 1. Организационный – дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке. 2. Проверка выполнения домашнего задания – дидактическая задача – проверка. 3. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности – дидактическая задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. 4. Усвоение новых знаний – дидактическая задача определяет формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях. 5. Первичная проверка понимания учащимися нового материала – дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его освоения. 6. Закрепление знаний – дидактическая задача заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний. 7. Обобщение и систематизация знаний – дидактическая задача состоит в обеспечении усвоения системы знаний и установлении межпредметных связей. 8. Контроль и самоконтроль знаний – дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование. 9. Подведение итогов – дидактическая задача – дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении. 10. Информация о домашнем задании – дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя. Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить вариативный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся. В связи с этим в структуре урока можно выделить постоянные и переменные элементы. К числу постоянных, присутствующих практически на всех уроках разных типов, можно отнести: · организационный момент; · этап проверки домашнего задания; ..................... · этап подведения итогов урока; · этап информации о домашнем задании. Как раз в середине, между этапами проверки домашнего задания и подведением итогов урока будут находиться этапы соответствующего типа урока. Для урока ознакомления с новым материалом это будут этапы: · актуализации имеющихся знаний, подготовки к активной деятельности; · введения новой темы; · изучения нового материала; · проверки первичного усвоения нового. Для урока обобщения и систематизации знаний это будут этапы: · актуализации знаний; · обобщения и систематизации знаний. Для урока применения полученных знаний на практике это будут этапы: · актуализации знаний; · практического применения знаний (выработка умений); · закрепления умения в практической деятельности; · проверки усвоения умения. Таким образом можно продолжать далее в зависимости от типа урока. Урок обладает несомненными преимуществами в современном обучении (С.Ф. Петрушкин). 1. На уроке имеется возможность четко планировать и проводить весь учебный процесс, обучая всю группу (класс). 2. Урок дает возможность применять разнообразные методы и приемы обучения во всех звеньях учебного процесса. 3. Урок позволяет учителю руководить работой всех учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого. 4. Позволяет учителю заранее определять систему и последовательность изучения материала, облегчает детям усвоение его. 5. Позволяет реализовывать требования школьной гигиены.. 6. Имеет большие возможности для воспитания и развития (формирует убеждения, взгляды, основы научного мировоззрения, развивает познавательные силы и способности). Но вместе с тем нельзя не упомянуть о недостатках урока. Они скрыты в противоречиях, которые содержатся в уроке как форме организации обучения и обостряются сегодня в условиях перехода к гуманистическому личностно-развивающему обучению. Главное из них, наиболее яркое и сильное – противоречие между новыми целями образования, которые заключаются в развитии в процессе обучения разносторонней личности, способной к саморазвитию и самореализации, и традиционным характером обучения, который преобладает в большинстве школ, опирается на старые методы и формы организации обучения, строится на знаниевом содержании. Это широкое противоречие проявляется в более конкретных: · между приоритетом развивающих задач урока и традиционной его структурой, направленной на формирование системы знаний; · между требованием индивидуально-личностной направленности обучения и преобладанием массовых, фронтальных форм работы; · между ориентацией обучения на задачи самообразования и саморазвития, формирования личностных смыслов обучения и руководящей ролью учителя в обучении; · между требованием повышения активности учащихся в познавательной деятельности и применением традиционных пассивно-репродуктивных методов обучения. Чтобы снять эти противоречия, можно предложить систему принципов организации современного урока. 1. Принцип гуманизма. Этот принцип предполагает гуманистическую направленность урока, реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению. 2. Принцип проблемности. Этот принцип предполагает проблемное построение урока, его начало от какой-либо субъективной учебной проблемы. 3. Принцип познавательной активности. Этот принцип предполагает, во-первых, организацию активной самостоятельной работы учащихся на уроке, и, во-вторых, стимулирование познавательного интереса и развитие познавательной активности через поощрение любых вопросов учащихся и самостоятельного поиска ответов на них. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке может реализовываться через групповую форму работы и через метод взаимообучения. 4. Принцип методического совершенствования. Новые целевые акценты на развитие личности в образовательном процессе объективно требуют введения новых методов, о которых учителя-практики, к сожалению, почти ничего не знают. Но именно эти современные методы в состоянии обеспечить достаточную активность ребенка на уроке. Названный принцип направлен на введение в урок новых методов обучения: моделирования, проектирования и др. 5. Принцип предметности. Этот принцип означает, что на уроке, по возможности, должна проходить практическая деятельность, связанная с исследованием реальных объектов и явлений окружающего мира. В основе этого лежит предметный метод обучения, предложенный В.П. Вахтеровым. Реализация принципа предметности предполагает максимум самостоятельности учеников на уроке, овладение теоретическими знаниями на базе практической деятельности с естественными и искусственными объектами. 6. Принцип приоритета самооценки. В современной школе, к сожалению, наблюдается преобладание отметочной системы фиксации результатов обучения. Однако на первое место должна выйти оценка, как качественное описание успехов и неуспехов учеников. При этом ведущую роль должны играть ученики, самостоятельно оценивая достигнутый ими уровень в обучении и развитии.
Date: 2015-06-07; view: 829; Нарушение авторских прав |