Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика ведущих форм обучения
Рассмотрим формы организации обучения по первой классификации: по количеству учащихся и характеру их взаимодействия. Эти формы обучения называют еще общими формами. 1. Индивидуальная форма обучения предполагает, что учебная работа выполняется одним учеником самостоятельно без непосредственного контакта с учителем или другими учащимися. По сути это – самостоятельное выполнение одинаковых для всех заданий (по карточкам, из учебника или с доски). Но если задание ученику подобрано с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей, то такая форма организации обучения называется индивидуализированной. 2. Групповая форма обучения заключается в том, что учитель организует работу отдельных групп учащихся класса, при этом ученики активно взаимодействуют в группах друг с другом, а учитель взаимодействует с каждой группой. Группы могут быть постоянного состава и переменного состава. Задание может быть одинаковым для всех групп или представлять собой какую-то часть одного большого общего задания. Группы могут быть дифференцированные и смешанные: уровень учащихся в группе по выбранному показателю может быть примерно одинаковый или разный. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. В группах постоянного состава работа продвигается быстрее и качественнее, но переменный состав групп дает больше возможностей для овладения коммуникативными умениями, умениями руководить и подчиняться, строить работу с разными, иногда не очень приятными, людьми. При неграмотном использовании дифференцированных групп возможно появление психологического дискомфорта у одних учащихся и заносчивости, пренебрежительного отношения к окружающим у других. В смешанных группах у менее подготовленных или ленивых учащихся есть возможность «отсидеться» за спинами более успешных и активных одноклассников. В целом групповая форма организации обучения обладает мощными потенциалами развития интеллектуальных и личностных качеств учащихся, за что получила широкое распространение в развивающем обучении, но до сих пор слабо используется в традиционной школе. 3. Фронтальная форма обучения характеризуется тем, что учитель управляет познавательной деятельностью всего класса в целом, при этом все ученики работают над единой, одинаковой для всех задачей. Если учитель способен удерживать в поле зрения весь класс и следить одновременно за работой каждого ученика, то фронтальная форма организации может быть эффективной, особенно в условиях атмосферы совместного творчества, которую создает и поддерживает учитель. Но все же фронтальная форма обучения не в состоянии учесть индивидуальный темп работы и особенности обучения каждого ребенка. В современной школе такая форма является очень распространенной. 4. Коллективная форма обучения (В.К. Дьяченко) – это такая организация работы, при которой учитель работает с классом, как целостным организмом, коллективом, имеющим свои органы управления и активно влияющим на каждого своего члена. Каждый ученик принимает посильное участие в работе, понимая, что от его деятельности зависит успех всего класса. Актив класса определяет объем работы, распределяет ее внутри коллектива, руководит и управляет учебной работой. Преимущества этой формы организации обучения перед остальными обнаруживаются и в образовательных, и в воспитательных результатах, но широкого распространения коллективная форма обучения сегодня не имеет из-за методических сложностей в организации работы. Наиболее распространенная сегодня классификация форм организации обучения – по систематичности использования и решению основных задач образования В.А. Сластенин). Охарактеризуем главные из форм данной классификации. 1. Основные формы организации обучения. Сегодня в школе это – урок, в вузе – лекция и семинар. Основными они называются потому, что являются главными «носителями» основного содержания образования. Все наиболее важные и значимые части содержания ученики усваивают на уроке, студенты – на лекциях и семинарах. 2. Дополнительные формы организации обучения называются так потому, что они дополняют основную форму и позволяют полнее реализовывать все функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую. Основу обучения в школе составляет урок, а формы этой группы дополняют его, помогая ученикам усвоить все содержание полностью. Назовем и дадим определения главным дополнительным формам обучения. Домашняя работа – это самостоятельная подготовка учащихся по определенным, данным учителем заданиям после завершения занятий по расписанию. Во времена Я.А. Коменского домашняя работа считалась ненужной – все необходимо было успевать на уроке. Сегодня домашняя работа не только признается необходимой, но и выполняет в основном воспитательные функции – помогает учащимся воспитывать в себе ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, аккуратность, учит методам самообразования. В обучающем плане домашняя работа позволяет прочнее усвоить материал, отработать практические умения и навыки, применить приемы творческой деятельности. Для того чтобы домашняя работа выполняла свои функции необходимо учителю соблюдать следующие требования: 1) домашняя работа должна выполняться, поэтому на каждом уроке необходимо проводить проверку выполнения домашнего задания; 2) домашняя работа должна выполняться осознанно, поэтому на уроке необходимо выяснить, для чего на дом дается именно это задание; 3) домашняя работа должна быть понятна ученику, для этого необходимо на уроке рассмотреть заданные на дом упражнения и при необходимости дать разъяснения, как выполнять задание; 4) домашняя работа должна стимулировать ученика к дальнейшей работе, поэтому необходимо предусматривать возможность дифференцированных, индивидуальных и творческих домашних заданий. Экскурсия – это форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов для непосредственного ознакомления с ними. Она может проводиться на производстве, в природной среде, на культурно-исторических объектах. Экскурсия реализует принцип наглядности, принцип связи обучения с жизнью, расширяет кругозор учащихся, выполняет воспитательную функцию. Лекция – это форма передачи содержания в виде последовательного монологического изложения учителем научно-обоснованного и логически выстроенного материала. Успешность лекции зависит от подготовленности учителя к данной форме работы (умение ясно излагать, активизировать мышление, творчески импровизировать, доказывать и аргументировать суждения), от подготовленности учащихся к слушанию и конспектированию лекции, от учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в определении тематики, содержания, применяемых наглядных и технических средств. Школьная лекция предполагает основной метод обучения рассказ, лекция как форма работы в высших учебных заведениях в качестве основного метода предполагает лекцию. Семинар – это форма организации обучения, которая складывается из самостоятельного изучения учащимися в научной литературе заранее определенных вопросов и дальнейшего активного обсуждения результатов поиска на учебном занятии под руководством учителя. Практическое занятие – это форма организации обучения, направленная на формирование и отработку практических или интеллектуальных умений и навыков. На практических занятиях усвоенные знания применяются в деятельности. Лабораторное занятие – это форма организации обучения, частично направленная на самостоятельное добывание новых знаний через практическую деятельность учащихся, а частично – на закрепление уже усвоенных умений и навыков. На лабораторных занятиях ученики работают с различным оборудованием и приборами. Часто лабораторные занятия имеют много общего с практическими, что выражается, например, в названии «лабораторный практикум». Кроме названных, есть еще дополнительные занятия, консультации, коллоквиумы, учебные конференции и др. формы. 3. Вспомогательные формы организации обучения – это такие формы, которые помогают учащимся узнать больше и глубже в тех областях знания, которые им интересны или необходимы для поступления в вузы. Эти формы организации обучения имеют содержание за пределами образовательного стандарта. Факультативы – это занятия с группой учащихся по специальной программе, которая расширяет и углубляет, но не дублирует учебную. Факультатив учащиеся выбирают добровольно, но посещают обязательно в течение определенного времени. Занятия в кружках и клубах по интересам проходят на основе принципа добровольности, программа их более гибкая, чем на факультативе, возможен учет пожеланий и интересов учащихся.
Date: 2015-06-07; view: 1131; Нарушение авторских прав |