Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Рекомендуется изучить теоретический материал по конспекту лекции и указанной литературе





Рекомендуется изучить теоретический материал по конспекту лекции и указанной литературе. Необходимо выделить основные проблемы и специфику семейного воспитания на современном этапе развития общества. Ответьте на вопросы и выполните задания для контроля знаний и СРС. Если в процессе подготовки к занятию возникли трудности обратитесь за консультацией к преподавателю.

Задания и вопросы для контроля знаний

1. Что такое семья и каковы её функции?

2. Какие негативные факторы современного семейного воспитания вы знаете?

3. Охарактеризуйте содержание, формы и методы воспитания детей в семье.

4. Вычеркните то, что не относится к функциям семьи, и обоснуйте свой выбор.

Репродуктивная, конструктивная, хозяйственно-экономическая, познавательная, воспитательная, социальная, карательная, психотерапевтическая.

5. Вставьте пропущенные слова.

Семейное воспитание - … взаимодействие старших членов семьи с …, основанное на… и …личного … и … детей, предполагающее их психолого-педагогическую…, защиту и формирование личности детей с учетом их …и в соответствии с ценностями семьи и ….

Слова для справок: достоинства, воздействие, авторитете, младшими, любви, власти, чести, поддержку, требовательности, возможностей, уважении, целенаправленное, общества.

6. Восстановите деформированный текст.

взаимной – малая группа, основанная на и (или), члены которого моральной социально-психологическая объединены проживанием ведением кровного домашнего Семья совместным эмоциональной браке связью, ответственностью и взаимопомощью, хозяйства, и родстве.

Тема № 15: Организация воспитательного процесса в школе.

План:

1. Теоретико-методологические основы воспитательного процесса в школе.

2. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности.

3.Функциональные обязанности должностных лиц школы по организации и руководству воспитательной работой.

4.Планирование воспитательной работы в школе.

5.Организация методической работы в школе.

Форма занятия: проблемная лекция

Цель: Ознакомить студентов с теоретическими и методическими основами воспитательного процесса в школе; раскрыть сущность, структуру и функции управленческих органов школы; показать особенности планирования и организации методической работы в школе.

Основные понятия по теме: управление, управленческие органы, план воспитательной работы, директор, заместитель по воспитательной работе, классный руководитель, родительский комитет, научная организация педагогического труда.

Основное содержание лекции

 

1. Управление современным обществом, социальными явлениями и процессами - объективная закономерность и необходимое условие его прогресса. Общество сегодня понимает, что без реформирования всей системы образования, и в частности, ее базового звена - общеобразовательной школы не может совершенствоваться вся система социально-экономической базы страны и что один из важнейших путей решения данной проблемы - совершенствование процесса управления непосредственно воспитательной работы в любом звене системы образования.

Теория управления современной школой (общеобразовательной, профессиональной, высшей) как отрасль конкретных научных знаний привлекает к себе пристальное внимание педагогов, психологов, социологов, философов, кибернетиков, физиологов, экономистов. Проблемам управления школой посвящены труды ученых-педагогов: Сухомлинского В.А., Кондакова М.И., Портнова М.Л., Раченко И.П., Фролова П.Т. и др.

Из казахстанских ученых этой проблемой занимаются Хмель Н.Д., Каракулов К.Ж. и др. В монографии Каракулова К.Ж. “Педагогика управления” дается следующее определение: “Управление общеобразовательной школой, будут частью общей системы управления, представляет собой социально-педагогическую систему, обеспечивающую поступательное совершенствование учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями социального и научного прогресса”.

Сегодня образование является одной из важнейших составных социальной сферы общества. Поэтому можно утверждать, что теория управления, базируется на общих закономерностях социального управления, но с обязательным учетом специфики сферы просвещения, которая находит свое выражение в объекте, функциях и методах управления, в многообразных связях человеческой деятельности.

“Если в мире финансовом или административном можно действовать предписаниями и распоряжениями, не справляясь о том, нравятся ли идеи или нет, кто их будет исполнять, то в мире общественного воспитания нет другого средства, проводить идею, кроме откровенно высказываемого или откровенно принимаемого убеждения”, - утверждал К.Д.Ушинский. В этом проявляется уникальность программы управления для личности.

Между участниками управления педагогическим процессом в школе (школьной администрацией, педагогами, учениками и их родителями, общественностью, микросредой школы) возникают сложные взаимосвязи. Эти существенные “устойчивые связи как внутри школы, так и между школой и обществом должны учитываться в процессе управления воспитательным процессом в школе.

 

2. Школа - исключительно сложный и весьма разветвленный по всей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будет действовать слаженно и эффективно. Трудно, например, добиваться высоких результатов в воспитании, если педагогический коллектив школы не будет иметь единой линии и согласованности в работе, если он не будет сплочен четко очерченными целями. Не менее важное значение имеет правильно организованное взаимодействие всех звеньев ученического коллектива, степень его влияния на поведение школьников. Все это свидетельствует об огромной роли разработки научных основ управления школой и ее воспитательной работой.

Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на три группы. Первую группу составляют органы коллективного управления школой - общешкольная конференция представителей учащихся, работников школы, родителей, а также подчиняющийся ей совет школы.

Вторую группу составляют должностные лица школы, осуществляющие руководство всеми ее звеньями и подразделениями. Это - директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы и др.

Третья группа включает в себя управленческие органы различных общественных организаций учащихся (учком), учителей (профком, методические секции и т.д.), а также родителей (родительский комитет и др.).

Наличие такой разветвленной структуры управленческих органов в школе требует организации их правильного взаимодействия, координации их работы и эффективного выполнения каждым из этих органов и подразделений своих специфических функций. Все это обусловило необходимость определения основных принципов их руководящей деятельности. К этим принципам относятся следующие:

а) координация, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в школе в планировании предстоящей работы, определении ее ведущих задач и их эффективном решении;

б) демократизм и гласность в осуществлении всеми должностными лицами школы своих руководящих функций; опора на общественное мнение педагогического и ученического коллективов, а также родителей; выборность руководящих органов;

в) персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня за успешное выполнение своих должностных функций;

г) умение выделять главные проблемы в работе школы и концентрировать усилия педагогического и ученического коллективов на их решении;

д) поддержание благожелательного психологического микроклимата в педагогическом и ученическом коллективах, основанного на высокой ответственности, творческой инициативе, принципиальности и сознательном отношении каждого его члена к работе;

е) тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принятых коллективом школы решений по совершенствованию учебно-воспитательной работы;

ж) поощрение педагогического творчества и поиска в повышении качества учебно-воспитательного процесса, стимулирование учителей к овладению передовым педагогическим опытом.

 

3. Определяющую роль в организации и руководстве воспитательной работой школы играет директор. На должность директора школы назначаются органами образования или избираются конференцией совета школы лучшие учителя, владеющие организаторскими способностями, имеющие необходимую педагогическую квалификацию и стаж практической педагогической работы не менее трех лет.

К важнейшим функциональным обязанностям директора школы относятся следующие:

а) руководство педагогическим коллективом, обеспечение правильного подбора и расстановки кадров, создание необходимых условий для повышения их научно-теоретического и психолого-педагогического уровня и стимулирования педагогического творчества учителей;

б) контроль за ходом обучения, качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией внеклассной и внешкольной работы;

в) организация работы по профессиональной ориентации учащихся;

г) активизация деятельности ученического самоуправления, взаимодействие с общественными организациями учителей и учащихся;

д) установление в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка и устава школы круга обязанностей работников школы;

е) поддержание связей с местными общественными организациями, базовыми предприятиями;

ж) организация работы с родителями учащихся;

з) укрепление учебно-материальной базы школы;

и) поддержание необходимого санитарно-гигиенического режима в школе, охрана труда и соблюдение техники безопасности в процессе учебных занятий и других видах деятельности учащихся, учителей и обслуживающего персонала школы;

к) прием на работу и увольнение с работы обслуживающего персонала школы;

л) представление учителей и других работников школы по соглашению с советом школы к мерам поощрения и наградам.

Под непосредственным руководством директора школы работают его заместители по учебной и воспитательной работе и другие должностные лица, на которых возлагается руководство отдельными участками школьной работы. Так, заместитель директора по учебно-воспитательной работе отвечает за организацию учебно-воспитательного процесса, за выполнение учебных программ, качество преподавания и знания учащихся, осуществляет контроль за ходом урочных и других видов учебных занятий, поведением школьников, регулирует их учебную нагрузку, составляет расписание занятий, готовит отчеты об учебно-воспитательной работе школы.

В обязанности заместителя директора по воспитательной работе входит организация и участие в проведении внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности учащихся, инструктирование и оказание помощи в воспитательной работе классным руководителям и воспитателям групп продленного дня, а также поддержание деловых контактов с внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, комиссиями содействия семье и школе.

Совет школы является органом коллективного управления школьными делами, принимающим активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования воспитания учащихся. Его функции и содержание работы регламентируются специальным Положением о совете средней общеобразовательной школы.

Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей коллективов учащихся, учителей, родителей и общественности в равном количестве от каждой из этих трех категорий.

Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения; разрабатывает основные направления совершенствования и развития школы, повышение качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепления материально-технической базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия.

Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.

В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы, в который входят представители педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности по одной трети от каждой из названных категорий.

Совет школы выполняет следующие функции:

- организует выполнение решений конференций школьного коллектива;

- утверждает план развития школы;

-совместно с директором представляет интересы школы в государственных и общественных органах, а также интересы учащихся, обеспечивая социальную защиту несовершеннолетних;

-по представлению методического (педагогического) совета школы определяет содержание, методы, средства и формы организации обучения и воспитания учащихся (учебные планы, программы, профили дифференциации обучения, трудовой подготовки и т.д.), обеспечивая при этом достижение государственного уровня требований к образованию;

- устанавливает режим работы школы;

- осуществляет контроль за подбором и расстановкой педагогических и других кадров школы;

- проводит аттестацию педагогических работников школы, вносит предложения в квалификационную комиссию при органах народного образования о присвоении учителям квалификационных категорий;

- поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания;

- контролирует рациональное расходование бюджетных ассигнований на школу, формирует собственный материальный фонд школы;

- заслушивает отчеты о работе отдельных учителей, директора школы, его заместителей, вносит на рассмотрение конференции предложения о продлении или прекращении их полномочий;

- ограждает работников школы и администрацию от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность.

Совет школы работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями школы на основе принципов демократизма, гласности и широкого оповещения о своей деятельности учащихся, учителей и общественности.

 

4. Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. План выполняет следующие функции:

- направляющую, определяющую, то есть конкретные направления и виды деятельности;

- прогнозирующую, то есть косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

- координирующую, организаторскую, то есть, с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является её субъектом и объектом; с другой стороны, указывает порядок деятельности, её взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет её место и время, отвечает на вопросы: кто, что, когда и где должен сделать;

- контрольную: во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию поставленных целей; во-вторых, по плану легко проверить, насколько он соответствует действительности; более того, уровень и качество плана в определенной мере свидетельствуют о профессиональной компетентности педагога;

- репродуктивную, то есть через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

В практике составляются самые различные планы воспитательной работы, их можно классифицировать по различным основаниям:

1) по охвату содержания:

- комплексный;

- тематический;

- предметный.

2) по длительности планируемого периода:

- долгосрочный;

- этапный;

- краткосрочный;

- оперативный.

3) в зависимости от субъекта планирования:

- индивидуальный;

- коллективный;

4) по масштабу планирования:

- общешкольные;

- планы первичных коллективов;

В школьном коллективе составляются следующие планы воспитательной работы: перспективный, календарные, план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников, план контроля за организацией и результатами воспитательной работы; планы клубов и других школьных объединений, перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет.

Планирование воспитательной работы – это многосторонний и многоэтапный процесс на любом уровне. Его эффективность зависит от профессионализма педагогов, умения провести свои замыслы через детей. Совместный поиск учителей, учащихся, родителей в процессе планирования составляет основу творческой деятельности, определяет позицию взрослых и детей в реализации намеченного.

 

5. В совершенствовании воспитательного процесса существенное значение имеет содержательное проведение методической работы с учителями и внедрение научной организации педагогического труда (НОПТ). Основная цель методических мероприятий и НОПТ состоит в углублении теоретической подготовки и повышении педагогического мастерства учителей, а также в рациональной организации и более эффективном использовании их рабочего времени. Для проведения методической работы учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комиссии (секции), которые возглавляют наиболее квалифицированные методисты. Отдельную методическую комиссию (секцию), которую обычно возглавляет заместитель директора по воспитательной работе, составляют классные руководители.

В школьной практике сложились следующие формы методической работы: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей по важнейшим вопросам обучения и воспитания учащихся (активизация познавательной деятельности школьников, формирование научных понятий, умственное развитие учащихся в процессе обучения, стимулирование познавательных потребностей, укрепление личного достоинства школьников в коллективе и т.д.); коллективное посещение и обсуждение уроков и внеклассных мероприятий; обсуждение новинок психолого-педагогической литературы; проведение научно-методических конференций; обмен опытом работы; изучение и распространение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми педагогами, предавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ.

Директор школы и его заместители обязаны заботиться о НОПТ и. в частности, строго регламентировать различные заседания и совещания с учителями, уменьшая их количество и уплотняя время на их проведение. НОПТ включает в себя также четкую организацию дополнительных занятий с учащимися, совершенствование проверки тетрадей, равномерное распределение должностных функций и т.д. Следует всячески увеличивать свободное время учителей с тем, чтобы они могли заниматься самообразованием и самовоспитанием, читать литературу, знакомиться с новинками психологии и педагогики, посещать культурно-массовые мероприятия.

Вывод: Школа выполняет главную общественную функцию – воспитание человека. Сегодня этот процесс происходит в новой школе, педагогические ценности которой ориентированы, прежде всего, на интересы ученика, заботу его о настоящем и будущем. Цели школы в равной степени отражают как требования личности, так и интересы общества.

 

Литература:

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. Болдырев Н.М. Методика воспитательной работы в школе.- М., 1984.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс.- М.: Владос, 1999.

4. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе.- А., 1990.


[1] Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан.- Астана, 2000. С. 3.

Date: 2015-06-07; view: 571; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию