Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы воспитания





 

 

           
 
Методы формирования личности
 
Методы стимулирования поведения и деятельности
   
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
 

 


           
     
 
 
 
   
 
 

 


В реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонически организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

 

3. Методы воспитания:

Беседа – В воспитательной практике беседы получили, пожалуй, самое большое распространение. Беседа, как правило начинается с обоснования темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает материал для обсуждения, где так ставит воспросы,чтобы учащиеся свободно высказали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. Его задача: направлять и поправлять учащихся. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное решение проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся. В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни.

Лекции - это развернутое и организованное в доступную форму систематическое изложение сущности той или иной проблемы социального, нравственного, эстетического содержания. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, не наигранный пафос, живое и задушевное слово учителя способствует эмоциональному воздействию лекций.

Диспуты – этот метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

Убеждение – это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм, правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление.

Метод положительного примера. Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность. При использовании положительного примера в воспитании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся. С возрастом у школьников повышается критичность в оценке поведения товарищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком.

Метод приучения - приучение представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий с целью превращения их в привычные формы общественного поведения. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем быстроты. Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся.


Метод упражнения. Под методом упражнений понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т.е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

С физиологической точки зрения навыки и привычки поведения представляют собой результат повторения и закрепления определенного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой.

Но если физиологи рассматривают деятельную сторону образования навыков и привычек поведения, то психологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний.

Упражнение как общий метод воспитания применяются для решения самых разнообразных задач общественного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Многие недочеты в поведении, которые нередко наблюдаются в школах, объясняются недостаточной натренированностью учащихся, отсутствием должной системы в организации упражнений в правильных поступках.

Методы одобрения и осуждения. Одобрение как метод воспитания есть не что иное как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуждения выступают те внутренние противоречия и переживания, которые возникают у учащихся при их применении. Дело в том, что каждый ученик стремится к развитию и совершенствованию своих личностных качеств. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислушивается к оценочным суждениям учителей, коллектива и отдельных учащихся. Если его действия и поступки одобряются, он переживает чувство удовлетворения. Это стимулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте.

Такое же воздействие оказывает на учащихся и метод осуждения, вызывая у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание нате внутренние противоречия, которые возникают между характером его поведения и более высоким уровнем требований коллектива. Все это заставляет более детально обдумывать свое поведение и способствует выработке так называемых задерживающих способностей, умение сопротивляться соблазнам и тормозить неблаговидные действия, связанные с нарушением порядка и дисциплины. Следовательно, смысл одобрения и осуждения заключается в том, чтобы развивать у учащихся нравственное сознание и чувства, критическое отношение к своему поведению и более требовательное отношение к себе.


Каждый из этих методов имеет соответствующие средства реализации и требует особого искусства в применении. Используя этот метод, прежде всего нужно учитывать возрастные особенности учащихся. В младших классах поощрения применяются чаще. В старших классах одобряются уже более значительные поступки.

Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива. Всякое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его моральной оценкой.

Признавая правомерность одобрения и осуждения в системе школьного воспитания, нельзя, однако, преувеличивать их педагогического значения. Их неправильное или слишком широкое использование может обернуться отрицательными последствиями. Именно поэтому их относят к вспомогательным методам воспитания, которые применяются главным образом для коррекции поведения.

Метод требования и контроля за поведением. Метод переключения.

Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Требования помогают учащимся осознавать и переживать возникающие у них внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет оперативно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом корректировать его.

Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований. Контроль выполняет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и соблюдения установленного порядка.

Общественное мнение – отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода воспитания. Для формирования здорового общественного мнения учитель привлекает воспитанников к коллективному обсуждению всех более или менее значительных явлений и событий в жизни класса и школы, приучает их давать последним принципиальную оценку. Если учащиеся в своей основной массе активно участвуют в коллективной деятельности, переживают радость совместных успехов, критически относятся к имеющимся недостаткам и стремятся к их преодолению это свидетельствует о том, что в коллективе складывается достаточно зрелое мнение.

Метод переключения. Педагогическая действенность данного метода связана с тем, что, переключая внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает сове воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.


 

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М.: «Владос», 2000

3. Харламов И.Ф. Педагогика. Уч.пос. – М.: юрист, 1999.

4. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1984.

5. Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Минск, 1967.

6. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

Тема №8: Содержание воспитания в целостном педагогическом процессе.

План:

1. Содержание процесса воспитания

2. Особенности воспитательного процесса

3. Воспитательный процесс как система и его роль в целостном педагогическом процессе

4. Личностный подход

Основное содержание лекции

 

1. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, трудовое, физическое, политехническое, нравственное и эстетическое воспитание слиты в целостном педагогическом процессе и дают возможность достичь главную цель воспитания: формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В основе современной идеологии воспитания лежат идеи:

1. Реализм целей воспитания

2. Совместная деятельность детей и взрослых

3. Самоопределение

4. Личностная направленность воспитания

5. Добровольность

6. Коллективная направленность

 

2. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также роль и место этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация. При которой цель воспитателя превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Особенность воспитательного процесса проявляется в том, что деятельность воспитателя, управление этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам. Соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективных условий, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.

 

Воспитательный процесс отличается:

1. Длительностью, по сути – длится всю жизнь. К. Гельвеций писал: «Я продолжаю еще учиться, мое воспитание еще не закончено. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длительное воспитание»;

2. Непрерывностью. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателя и воспитанников. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки;

3. Процесс комплексный. Единство целей, задач, соединения форм и методов воспитательного процесса подчинены идее целостного формирования личности. Эта способность требует целого ряда важных педагогических требований. Тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками;

4. Вариативностью (неоднородностью) и неопределенностью результатов. Уровень профессиональной подготовки воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом оказывают большое влияние на его ход и результаты. Факторы неопределенности: большие индивидуальные различия воспитанников, их социальный опыт, отношение к воспитателю;

5. Двусторонним характером. Идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

 

3. Процесс воспитания – сложная динамичная система. Каждый компонент этой системы может рассматриваться как система, создавая свои компоненты. Системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучения взаимодействия системы со средой, т.к.любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии.

Критерии выделения и анализа систем в воспитательном процессе:

- цели и задачи;

- содержание воспитательного процесса;

- условия протекания воспитательного процесса;

- взаимодействие воспитателей и воспитанников;

- методы, применяемые в воспитательном процессе;

- формы воспитательной деятельности;

- этапы (стадии) развития процесса во времени и мн.др.

 

В условиях современной школы процесс воспитания направлен на:

- целостное воспитание личности с учетом цели всестороннего гармоничного развития личности;

- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

- приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

- развитие важнейшей социальной функции личности – общение в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

 







Date: 2015-06-07; view: 1251; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию