Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №10: Взаимодействие учителя и детского коллектива в воспитательном процессе





План:

1. Проблема коллектива и личности в педагогике.

2. Детский коллектив как объект и субъект воспитания.

3. Законы формирования и этапы развития детского коллектива.

4. Педагогическое руководство и самоуправление в коллективе учащихся.

5. Развитие личности в коллективе.

Форма занятия: проблемная лекция

Цель: раскрыть разнообразие трактовок понятию «коллектив», обозначить основные особенности и проблемы взаимодействия коллектива и личности, ознакомить с основными законами формирования и этапами развития коллектива.

Основные понятия по теме: коллектив, закон перспективных линий, закон параллельного действия, авторитарный стиль руководства, демократический стиль руководства, самоуправление.

 

Основное содержание лекции

 

1. Существует много определений коллектива. Коллектив – объединение людей, которые имеют общественно значимую цель, совмещенную с целью индивидуальной, принимающих участие в деятельности по достижению цели и имеющие общие интересы. Общественно-значимая цель – главный показатель коллектива.

Классификация коллективов:

1. по целям и содержанию деятельности: (трудовой, учебный, боевой т.д.)

2. по форме организации и возникновению: (организованный, стихийно-сложившийся, незримый).

3. по составу участников (одновозрастной и разновозрастной)

Особенности коллектива:

1. общественно-полезная деятельность

2. целостность коллектива

3. взаимовлияние друг на друга участников коллектива

4. забота коллектива о своих членах.

Что характерно для поведения личности в коллективе? Выделяют три крайних типа поведения личности в коллективе:

1. Личность, ориентированная на задачу (активисты)

2. Личность, ориентированная на людей (общественники, члены профкома)

3. Личность, ориентированная на себя

Как правило, в коллективе нельзя четко разделить членов коллектива по определенному типу, только по его преобладанию.

 

2. А.С.Макаренко, формулируя определение коллектива, указывал, что коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда. В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. Школьный ученический коллектив представляет особую организационную форму коллективного объединения всех учащихся на основе учебной деятельности. Вместе с тем следует учитывать, что в ученической среде возникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе общения развиваются межличностные отношения. Коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явление социальное. В коллективе выделяют два вида отношений:

деловые (совместная деятельность по решению социально значимых задач, соблюдение установленных организационных зависимостей, правил и порядков)

личные (личные привязанности, симпатии и антипатии).

Ученический коллектив от других объединений отличается целым рядом признаков:

1.совместная устремленность к социально значимым целям учебной деятельности;

2.совместная деятельность членов, направленная на достижение поставленных целей;

3. ответственная зависимость между членами коллектива при направляющем воздействии учителя.

Современный школьный коллектив представляет собой органическое единство двух коллективов – педагогов и учащихся. Их функционирование – взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов.

 

3. Основным условием развития коллектива является: коллектив постоянно должен совершенствоваться. Это положение раскрывают 2 основных закона развития и формирования детского коллектива.

Закон перспективных линий. Он предъявляет требования к учителю видеть в начале работы все 3 перспективы и строить, планировать эту работу.

Существует 3 перспективы в развитии детского коллектива:

(закон движения коллектива по А.С.Макаренко)

1. перспектива ближняя (в ее содержании деятельность, которая отвечает интересам учащихся).

2. перспектива средняя, которая предполагает деятельность, охватывающие личные и общественные интересы.

3. перспектива дальняя (сочетание общественных и личных интересов в деятельности).

На I этапе классный руководитель организует разнообразную деятельность, с целью выявления интересов детей (сбор информации).

На II этапе интересы детей классный руководитель ставит на службу интересов коллектива.

На III этапе – коллектив начинает предъявлять более высокие требования к личности.

Закон параллельного действия – выражается в тех требованиях, которые разбирались выше.

В своей основе законы имеют выстроенную деятельность на основе обучения с целью максимального развития коллектива.

Зная перспективы, этапы развития, учитель может предвидеть продвижение вперед на основе диагностики. (уровень воспитанности; уровень сформированности коллектива в целом – здесь комплекс методов).

 

4. Выделяют следующие основные этапы становления коллектива:

I этап – «авторитарный» (требования исходят от педагога). Этот этап узнавания педагогом детей, детьми друг друга. Отсутствие органов уставного самоуправления. Этот этап должен быть как можно кратким.

II этап – этап формирования и обучения детских органов самоуправления. Учитель воздействует через эти органы на коллектив. Требования параллельно от учителя и от актива класса. Меняется функция учителя.

III этап - переход к смене обязанностей. Члены актива, обученные своим функциям более самостоятельны. Учитель усложняет свои требования. Добавляется третья линия требований – от отдельных членов коллектива.

IV этап – самый высший этап – требования личности к самому себе.

Наша задача – привести учащихся к самоуправлению…

Педагогическое руководство и детское самоуправление это не противоречащие одно другому понятия. Правильно организованное противоречие – это всегда результат профессионально грамотного педагогического руководства. С учетом продвижения по этапам формирования коллектива учитель должен менять стиль управления, как и ученики взаимоотношения – чтобы привести к самоуправлению. Учитель и учащиеся должны уметь соотносить требования с знаниями развития коллектива. Если учитель этого всего не знает, то возможны конфликты.

 

5. Наряду с понятием формирования коллектива существует и такое понятие формирование личности в коллективе, существует понятие индивидуальный подход к ребенку. Если учитель профессионально грамотно выстраивает формирование коллектива, с учетом законов, этапов, перспектив, то в таком коллективе создаются условия для разностороннего развития каждой личности (выявление интереса – использование его в коллективе – больший рост, чем этот интерес, системой поручений через коллектив). Отношения детей в коллективе, и с учителем дает возможность увидеть себя в коллективе, оценить себя, предпринять шаги по приобретению у себя кого-то положительного качества - т.е. происходит процесс самовоспитания и самообразования. А всякая ли личность понимает, принимает то положительное, что несет в себе коллектив? – нет, по 2 причинам:

- в силу собственного типа личности

- в зависимости от индивидуальных особенностей, чаще обусловленных возрастными особенностями.

Подход должен быть индивидуальным, здесь необходимо обращать внимание на каждого ребенка. То есть, мы должны выдать человека с высоким уровнем воспитанности, активного в своей позиции, человека ответственного за свои поступки.

Выводы:

1. При правильной организации работы по формированию коллектива личность школьника получает возможности разностороннего развития.

2. Профессионально грамотно организованная деятельность и общение учащихся в ходе этой деятельности, являются важными средствами формирования коллективных отношений.

3. Самоуправление в коллективе, на высоком уровне его сформированности – всегда следствие реализации закона параллельного действия и является результатом педагогического руководства.

 

Литература:

1.Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива М.1984.

2.Иванов И.П. Воспитывать коллективистов М., 1987.

3.Коротов В.М. Развитие воспитательной функции коллектива М., 1971.

4.Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. в 7т. М., 1958 т.V.

5.Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива М., 1987.

6.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1987.

 


Тема № 11: Содержание деятельности классного руководителя

План:

1. Функции деятельности классного руководителя.

2. Планирование воспитательной работы классного руководителя.

3.Работа с родителями учащихся. Организация и осуществление совместной воспитательной работы.

Форма занятия: обзорная лекция

Цель: раскрыть особенности организации и планирования деятельности классного руководителя.

Основные понятия по теме: классное руководство, план воспитательной работы, циклограмма работы классного руководителя, тетрадь классного руководителя, родительское собрание, гуманистическая направленность, принцип коллегиальности, принцип системности, принцип целесообразности и природосообразности.

 

Основное содержание лекции

1. Воспитательная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены для достижения воспитательных целей и задач.

Классное руководство – основная и ведущая форма организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал; духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива; создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих с общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.

Круг обязанностей классного руководителя. Основная функция классного руководителя - организаторская, в основе которой лежит способность к культурному саморазвитию и твор­ческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Профессионально значи­мые качества для классного руководителя:

- педагогический профессионализм;

- коммуникабельность;

- организаторские умения и навыки;

- высокая духовная культура.

1. Организация жизнедеятельности классного коллектива. Создание комфортных условий для обучения и развития личности в классном коллективе

Классный руководитель:

— Организует учебно-воспитательный процесс в классе:

· регулярно контролирует посещаемость учебных занятий учениками клас­са, ведет учет пропусков в классном журнале;

· посещает уроки в своем классе;

· проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости учащихся (регулярно проверяет днев­ники;

· анализирует текущие и итоговые оценки);

· осуществляет контроль за соблюдением учащимися дисциплины;

· следит за внешним видом уча­щихся класса;

· ведет работу по обеспечению учащихся учебниками.

— Организует внеурочную воспитательную работу в классе:

· организует ученическое самоуправление в классе, способствует сплоче­нию коллектива, развивает инициативу учащихся;

· проводит классные собрания, тематические классные часы;

· проводит коллективные творче­ские дела;

· организует экскурсии в музеи, посещение театров, выставок;

· проводит беседы по правилам уличного движения, противопожарной безопасности и инструктаж по охране труда при проведении внеурочных мероприятий и общественно полезного труда; организует правовое про­свещение учащихся;

· содействует получению дополнительного образова­ния учащимися класса через систему кружков, клубов, секций, объедине­ний, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образова­ния, в учреждениях культуры, по месту жительства; проводит работу по профилактике правонарушений, стремясь к раннему выявлению учащих­ся «группы риска», «неблагополучных семей»;

· оказывает в случае необ­ходимости помощь воспитанникам в решении жизненных проблем.

— Организует общественно-полезный труд учащихся класса:

· Организует дежурства в классе и в школе; уборку объектов школы и пришкольного участка.

— Проводит работу с родителями учащихся класса:

· добивается от родителей осуществления контроля за успеваемостью ре­бенка;

· проводит родительские собрания, а также индивидуальные собе­седования с родителями; работает с родительским комитетом класса;

· привлекает родителей к организации внеучебной деятельности учащихся.

Date: 2015-06-07; view: 1049; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию