Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №6: Система средств, форм, методов воспитания





План:

1.Понятие средств, форм, методов и приемов воспитания, их взаимосвязь.

2.Характеристика методов воспитания. Различные подходы к их классификации.

3.Основные методы воспитания, их характеристика.

Форма занятия: проблемная лекция

Цель: формирование системы знаний об основных формах, методах, средствах и приемов воспитания и их особенностях и характеристиках.

Основные понятия по теме: формы воспитательной работы, методы воспитания, средства воспитания, приемы воспитания, беседа, лекция, диспуты, убеждение, пример, приучение, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль, общественное мнение, переключение.

 

Основное содержание лекции

 

1. Личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Так, для формирования таких характеристик личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируется патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов воспитания.

Однако для формирования отношений личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознания, совершенствованию поведения и волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств.

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателя на сознания, волю и чувства учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Отражая двуединый характер воспитания, методы служат одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания в живом педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы, которые называются приемами воспитания. По отношению к методу приемы воспитания носят частный, подчиненный характер. Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющих частное назначение.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми однако, они тесно связаны и применяются в единстве. Средства воспитания –это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также наглядные пособия, которые используются в процессе реализации того или иного метода. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т.д.).

Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы, перечисленные выше методы воспитания используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий.

Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые.

2. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Классификация помогает выявить в методах воспитания общее и частное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становятся более понятными и очевидными назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям. Так углубляется научная мысль учителя, создаются предпосылки для педагогического творчества.

Явления воспитания очень сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия. Этим объясняется тот факт, что в существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса.

Одна из классификаций выделяет в качестве методов воспитания убеждение, упражнение, поощрение и наказание. (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Коралев и др.). От этой классификации несколько отличается группировка методов воспитания, предложенная Т.А.Ильиной и И.Т.Огородником. Она включает в себя методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, методы стимулирования поведения школьников. В классификации И.С.Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства самовоспитанием.

 

Группировка методов воспитания по Н.И.Болдыреву, Н.К.Гончарову, Б.П.Есипову, Ф.Ф.Королеву (1963г.)

Date: 2015-06-07; view: 584; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию