Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №6: Система средств, форм, методов воспитанияПлан: 1.Понятие средств, форм, методов и приемов воспитания, их взаимосвязь. 2.Характеристика методов воспитания. Различные подходы к их классификации. 3.Основные методы воспитания, их характеристика. Форма занятия: проблемная лекция Цель: формирование системы знаний об основных формах, методах, средствах и приемов воспитания и их особенностях и характеристиках. Основные понятия по теме: формы воспитательной работы, методы воспитания, средства воспитания, приемы воспитания, беседа, лекция, диспуты, убеждение, пример, приучение, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль, общественное мнение, переключение.
Основное содержание лекции
1. Личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Так, для формирования таких характеристик личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируется патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов воспитания. Однако для формирования отношений личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознания, совершенствованию поведения и волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателя на сознания, волю и чувства учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. Отражая двуединый характер воспитания, методы служат одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся. Метод воспитания в живом педагогическом процессе расчленяется на составляющие его элементы, которые называются приемами воспитания. По отношению к методу приемы воспитания носят частный, подчиненный характер. Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющих частное назначение. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми однако, они тесно связаны и применяются в единстве. Средства воспитания –это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также наглядные пособия, которые используются в процессе реализации того или иного метода. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т.д.). Поскольку воспитание осуществляется в системе учебных занятий и внеклассной работы, перечисленные выше методы воспитания используются как в процессе обучения, так и в системе внеклассных мероприятий. Форма воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. 2. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Классификация помогает выявить в методах воспитания общее и частное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Становятся более понятными и очевидными назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям. Так углубляется научная мысль учителя, создаются предпосылки для педагогического творчества. Явления воспитания очень сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия. Этим объясняется тот факт, что в существующих классификациях за основу берется одна или несколько сторон воспитательного процесса. Одна из классификаций выделяет в качестве методов воспитания убеждение, упражнение, поощрение и наказание. (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Коралев и др.). От этой классификации несколько отличается группировка методов воспитания, предложенная Т.А.Ильиной и И.Т.Огородником. Она включает в себя методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, методы стимулирования поведения школьников. В классификации И.С.Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуационные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства самовоспитанием.
Группировка методов воспитания по Н.И.Болдыреву, Н.К.Гончарову, Б.П.Есипову, Ф.Ф.Королеву (1963г.)
|