Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 5: Закономерности и принципы воспитания





План:

1. Понятие «закономерности воспитания».

2. Характеристика основных закономерностей воспитания.

3.Понятие «принципы воспитания».

4. Характеристика основных принципов воспитания.

Форма занятия: обзорная лекция

Цель: раскрыть сущность понятий «закономерности воспитания» и «принципы воспитания», определить особенности закономерностей и принципов воспитания, ознакомить с правилами и требованиями реализации принципов воспитания.

Основные понятия по теме: закономерности воспитания, принципы воспитания.

Основное содержание лекции

1. Педагогические закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной, то есть независимой от воли субъекта, действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.

Определить закономерность – значить выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы воспитательной практики. Пренебречь закономерностями – значит заведомо обречь профессиональную деятельность педагога на низкую продуктивность.

Постижение закономерностей открывает дорогу к свободному достижению цели, освобождает человека от колоссальных усилий, придает работе легкость и изящество. А главное – радость, за которую не надо платить собственной жизнью.

2. Первая закономерность. Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Любая воспитательная задача решается через инициирование активности: физическое развитие – через физические упражнения, нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач, любовь к красоте тоже формируется в процессе активного взаимодействия с красотой, будь это восприятие, воссоздание или изучение красоты.

Согласно данной закономерности хороший педагог – это педагог, умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию способностей.

Вторая закономерность. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Искусство использования данной закономерности состоит в том, чтобы предложить вовремя, не раньше, не позже. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если педагог запоздал с материалом для актуальных потребностей, то «господин случай» выполнит свою формирующую функцию и подбросит жизненный материал для острой нужды молодого человека, но этот материал не всегда будет добрым и достойным.

Согласно данной закономерности хороший педагог – это педагог, умеющий видеть, что происходит с растущим ребенком и что для ребенка кажется самым главным на данный момент его жизни, и не отвергать «неудобство» развития, а направлять особенности роста по пути культуры.

Третья закономерность. Развитие личности через деятельность и только через деятельность самой личности ставит педагога и ребенка перед проблемой неподготовленности ребенка к деятельности: он не обладает от природы не умениями, ни соответствующими навыками для самостоятельной жизни. Следовательно необходимо специальное оснащение ребенка деятельностной готовностью. Совместно разделенная деятельность выступает решением данного противоречия.

Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам или которую тот еще не усвоил.

Четвертая закономерность. Решающим для благоприятного развития личности при самой интенсивной ее деятельности будет внутреннее состояние ребенка, определяющее его ценностные отношения к объектам деятельности. Только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, чтобы он был спокоен в отношении к нему близких людей, чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение к себе, когда он видит мимико-пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию.

Пятая закономерность. Развивающаяся автономия и психологическая эмансипация ребенка предписывают воспитанию так называемый «скрытый характер». Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного ее обогащения и приготовленности к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил.

Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личностной свободы, совместным осмыслением жизни и ее устройства, а также уважительным к нему отношением и демократичностным стилем общения.

 

3. Принцип воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, а в отличии от общих принципов педагогического процесса это общие положения которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. К принципам предъявляются некоторые требования.

¨ Обязательность. Принцип воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.

¨ Комплексность. Принципы несут в себе требования комплексности, предлагающие их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

¨ Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что, требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

 

4. Современная система воспитания руководствуется следующими принципами:

¨ общественная направленность воспитания. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.

¨ связь воспитания с жизнью и трудом. Принцип требует от воспитателей широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами, а также привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

¨ опора на положительное в воспитании. Педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания.

¨ гуманизация воспитания. Он требует: гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод: предъявления воспитаннику посильных и разумно сформированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; отказа от телесных и других уничтожающих честь и достоинство личности наказания и т.д.

¨ личностный подход понимается как опора на личностные качества: направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

¨ единство воспитательных воздействий. Это принцип координации усилий школы, семьи и общественности по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Вывод: Таким образом, педагогические закономерности, тесно связанные с психологическими, социальными, физиологическими факторами, выдвигают для педагога-практика ряд четких и ясных общих требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребенку. Педагог не может позволить себе игнорировать одну закономерность и учитывать другую. Он изучает их, а помнит и реализует в своей работе с детьми принципы воспитания. Принципы воспитания – это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатель может достичь высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика М. “Владос”, 2000.

2. Безрукова В.С. Педагогика проективная. Екатеринбург: “Деловая книга”, 1996.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Просвещение, 1999.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Прометей, 1992.

5. Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского.- М., 1983.- С.279.

6. Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной.- М., 1977.- С.13.

Date: 2015-06-07; view: 861; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию