Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закономерности педагогического процесса. Законы педагогического процесса – его сущностные особенности и, следовательно, проявляются как в целомЗаконы педагогического процесса – его сущностные особенности и, следовательно, проявляются как в целом, так и в частностях. Однако, для того, чтобы знать, чем обусловливается упорядоченность изменений в педагогическом процессе, необходимо представить, как взаимосвязаны явления, части, элементы (компоненты) процесса, как законы отражаются в закономерностях. Закономерности имеют тенденцию непрерывного возобновления, неизменного повтора (отсюда и сам термин – закономерность). Закономерности есть отражение связей внутри самой системы, равно как и с системами более высокого порядка. Знание закономерностей дает возможность, во-первых, получать оптимальные результаты педагогической деятельности, во-вторых, позволяет построить модель педагогического процесса, исходя из которой, возможно проанализировать реальный педагогический процесс, его положительные и отрицательные стороны, и в то же время смоделировать развитие положительного опыта. Изучение закономерностей педагогического процесса началось еще в 20-е годы. Впервые их формулировку дал М.А.Данилов. Из всех закономерностей педагогического процесса, как наиболее значимые, он выделяет две – целенаправленность педагогического процесса и позицию школьника в нем. Одновременно М.А.Данилов указывает на то, что в педагогическом процессе постоянно сказывается влияние множества факторов, которые различным образом изменяются в зависимости от перемены условий и времени. Профессор Хмель Н.Д. подчеркивает именно это обстоятельство и связывает с ним необходимость тщательного изучения педагогического процесса и его закономерностей. В их числе определены: - обусловленность педагогического процесса социально-экономическими потребностями общества; - определенная целенаправленность педагогического процесса; - двусторонний характер педагогического процесса, связанный с взаимодействием педагогов и учащихся, воспитателей и воспитанников, учителя и учащихся, при обязательной деятельности двух сторон; - следствием тщательно продуманной и организованной деятельности учащихся является их активность в педагогическом процессе; - зависимость эффективности педагогического процесса от соответствия возрастным особенностям и уровню развития коллектива учащихся и его отдельных членов; - в педагогическом процессе школы с возрастом учащихся растет усиление влияния коллектива на личность; - тщательно организованное взаимодействие учащихся есть условие повышения эффективности педагогического процесса; - компоненты педагогического процесса не равнозначны по отношению друг к другу, существует их определенная соподчиненность (от цели к задаче, содержанию, средства, формам, методам и приемам от педагога к учащимся и родителям); - сложное взаимодействие компонентов педагогического процесса по отношению друг к другу и во времени функционирования в каждый момент обусловливает необходимость учета не одного показателя, а их совокупностей, факторов; - педагогический процесс не одномоментен, длителен по времени функционирования. Изучая особенности каждой закономерности, следует иметь ввиду, что часть их отражает социально обусловленный характер педагогического процесса и влияет на требования к личности, формируемой в целостном педагогическом процессе, и цели, задачи и содержание, зависимые от этих требований. Другая часть закономерностей ориентирует на особенности его организации и руководства, третья – определяет специфику педагогического процесса в условиях определенной социальной среды. Поэтому, если невольно педагогический процесс организуется с нарушением той или иной закономерности, это неизбежно приведет к потере качества. Овладение особенностями объекта своей деятельности - педагогическим процессом – позволит учителю строить свою работу на строго научных основах, прогнозировать развитие педагогического процесса и добиваться запланированных результатов, то есть подчинить технологию своего труда законам управления. Указанные закономерности позволяют построить графическую модель педагогического процесса, с помощью которой можно вести анализ его особенностей (схема 2). 3. Структура педагогического процесса и его закономерности, отражающие взаимосвязь компонентов, позволяет считать, что у педагогического процесса целостность определяется единством цели и результат при взаимодействии систем разного порядка внутри системы «педагоги-учащиеся». Следовательно, основным интегративным качеством, выражающим это единство, следует считать единство разнородного, где непрерывность взаимоперекрещивающихся влияний подсистем на становление личности определяется преобразующей активностью субъекта, каким должны быть не только каждый педагог, но и каждый учащийся.
|