Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 2: Парадигмы воспитания. Современная концепция воспитания. Зарубежные модели воспитания





План:

1. Сущность понятия «парадигма».

2. Современная концепция воспитания.

3. Зарубежные модели воспитания.

Основные понятия: парадигма, концепция, модель, гуманистическая школа.

Основное содержание лекции

 

2. Концепция – система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель».

В условиях преобразований в настоящее время не сложилась концепция воспитания в образовательной системе, где создаются разные подходы к воспитанию: официальный подход, православное воспитание, альтернативные системы, например, вальдорфская педагогика и др. Все они более или менее радикально сменяют коммунистическое воспитание.

Система коммунистического воспитания создавалась с 1918 года В.Лениным, Н.Крупской, А.Луначарским, А.Макаренко и другими.

На рубеже 1990-2003 гг.в теоретических исследованиях подготовки педагога начинает развиваться направление, устанавливающее взаимосвязь между особенностями целостного педагогического процесса общеобразовательной школы и содержанием обучения учителя (Л.А.Левшин, Ю.П.Сокольников, Н.Д.Хмель, Н.Н.Хан). Распространение целостного подхода способствовало переходу вузов на новый уровень содержательно-организационной работы. Примером может служить опыт Казахского национального педагогического университета им.Абая по разработке Концепции высшего педагогического образования РК, авторский коллектив которой составили ведущие казахстанские ученые Т.С.Садыков, К.К.Жанпеисова, Н.Д.Хмель, А.А.Абишев, А.А.Бейсенбаева, С.И.Калиева, Н.Н.Хан, Р.Б.Мухитова, Ж.И.Намазбаева, Г.И.Калиева. Концепция включает следующие разделы:

1. Тенденции в подготовке педагогических кадров в мировой практике.

2. Реальное состояние подготовки педагогических кадров в РК и факторы, негативно влияющие на нее.

3. Цель и задачи высшего педагогического образования.

4. Требования к профессиональной подготовке учителя.

5. Структура высшего педагогического образования.

6. Структура и содержание профессионально-педагогической подготовки учителя по курсам и годам обучения.

7. Ожидаемые результаты.

 

В Концепции делается анализ теории и практики, а также обобщается мировой опыт подготовки педагогических кадров, на основе чего выявляется следующие тенденции в развитии педагогического образования:

1) проблема реформирования образования и подготовки специалистов (учителей) рассматривается как высший приоритет общества.

2) подготовка будущего учителя все более принимает характер непрерывного педагогического образования, которое реализуется в педагогических колледжах, институтах, университетах, при этом переход к университетскому образованию становится ведущим.

3) пересматривается цель профессионально-педагогической подготовки учителя, обновляется содержание педагогического образования, разрабатываются новые учебные планы, корректируются программы.

 

3. В странах Европы и в США имеется значительное разнообразие теорий и их подходов к воспитанию. Анализ позволяет объединить их в две большие группы. Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается более или менее жесткое руководство, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технологической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщающее название гуманистическая школа. В общем воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Бихевиоризм понимает воспитание как модификацию поведения, как выработку поведенческих реакций. Воспитывать значит формировать поведенческие навыки, соответствующие ролевым ожиданиям. Поэтому в моделях воспитания на этой основе разрабатываются четкие цели воспитания, учебные курсы, назначенные для формирования определенных качеств учащихся, а также система внеурочной деятельности. Несомненно, формирование навыков поведения необходимо, однако при таком подходе есть опасность получить функционера, потребителя массовой культуры, у которого не развита собственная внутренняя мотивация поведения.

Гуманистическая, либерально-демократическая педагога критикует модификационный подход именно за игнорирование внутреннего мира, за манипулирование личностью и выдвигает другие идеи. Согласно гуманистической концепции – дать возможность свободного развития индивидуальности. Процесс воспитания понимается как помощь в саморазвитии, как открытие «Я», как процесс самоактуализации. Такой подход к воспитанию реализуется в процессе обучения и во внеурочных занятиях с применением ролевых игр, анализом ситуаций и других методов. Ценность гуманистического подхода во внимание к развитию способностей и своеобразия личности. Недостатком этой модели можно считать ослабление целенаправленного воздействия, возникает опасность формирования людей с приглушенным чувством ответственности, социальных связей. Неслучайно, многие педагоги Запад, избегая крайностей технологизма и гуманизма, основывают воспитание на религиозной философии и морали. Своеобразный подход к воспитанию представляет Вальдорфская школа, философской основой которой является духовная наука и антропософия Р.Штайнера.


 

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике – М., 1996.

2. Подласый И.П. Педагогика – М., 1996.

3. Шадриков В.Д. Деятельность и способности – М., 1994.

4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание – М., 2000.

5. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. – М., 1994.

Управление воспитательной системы школы: проблемы и решения / Под ред.В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И.Соколовой. – М., 1999.







Date: 2015-06-07; view: 1160; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию