Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №1: Воспитание как целенаправленный процессСтр 1 из 16Следующая ⇒
План: 1. Сущность и особенности воспитательного процесса. 2.Понятие цели воспитания в педагогике. 3. Постановка цели воспитания на современном этапе развития Республики Казахстан. Форма занятия: вводная лекция Цель: сформировать у студентов представления о воспитательном процессе и его особенностях; раскрыть сущность целенаправленности воспитательного процесса; ознакомить с основными нормативными документами, определяющими основные цели и задачи воспитания граждан Республики Казахстан. Основные понятия по теме: воспитание, целенаправленность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонность, цель воспитания, гуманистическая система воспитания.
Основное содержание лекции 1. Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной свей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: 1. Целенаправленный процесс. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. 2. Длительность. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. 3. Непрерывность. Процесс воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. 4. Комплексность. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. 5. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. 6. Двусторонний характер. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие. 2. Воспитательная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены для достижения воспитательных целей и задач. В педагогической науке – разработка и определение целей воспитания является одной из важных проблем. Цель – это то, к чему стремятся, что необходимо осуществить, достичь. Цель определяет способ и характер деятельности человека. Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достичь в процессе воспитательной работы, самовоспитания. Четкое знание целей воспитания позволяет человеку создать представление о том, каким он должен быть, что естественно, придает воспитательной работе, самовоспитанию необходимую осмысленность и направленность. Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Западная педагогика определяя цель воспитания придерживается курса умеренности, практичности, достижимости. Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Новогуманистическая педагогика цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Педагогика экзистенциализма ставит совей целью вооружение человека опытом существования. Педагогика неотомизма выступает за формирование богобоязненной личности. Необихевиористы в качестве главной цели воспитания выдвигают задачу формирования «управляемого индивида».
3. Функции и задачи воспитателя на современном этапе вытекают из общих целей и задач воспитания, поставленных обществом и государством перед учебно-воспитательными учреждениями. Духовно-нравственное становление подрастающего поколения, его подготовка к самостоятельной жизни является сегодня важнейшей составляющей развития нашего общества и государства. Основные положения современной государственной политики в сфере воспитания и образования Республики Казахстан четко сформулированы в Законе РК «Об образовании» (1999), Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева к народу «Казахстан-2030» и др. В них четко определены цели и задачи воспитания, моделирования воспитательного и образовательного пространства в целях обеспечения самоопределения и саморазвития личности, создания условий для ее самореализации, взаимодействия семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений. Как отмечается в «Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан» (2000): «Сегодня выдвигается вопрос о необходимости создания на научной основе нового концептуального подхода к воспитанию, стратегическим ориентиром которого должно стать формирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, призванной содействовать реализации задач социально-экономического, гуманно-нравственного образования общества, способной сохранить и учредить мир и согласие между народами Республики Казахстан».[1] Целевыми стратегическими установками при определении целей и задач современной системы воспитания также являются: «Концепция формирования нового социально-экономического поведения граждан Республики Казахстан» (1995), «Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан» (1994), «Концепция формирования исторического сознания» (1995), «Концепция общеобразовательной школы» (1995), «Концепция государственной политики РК в области образования» (1996), «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан» (1996). В новых документах о школе предлагается ориентировка на реалистический подход к цели воспитания. Разработчики новых концепций воспитания и воспитательной работы считают, что реальная задача воспитания сегодня - дать школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставлять, создавать условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные объективные и субъективные условия (желания индивида) и возможности семьи, школы, общественности. Реальная цель воспитания включает в себя формирование базовой культуры личности (культуры жизненного самоопределения; культуры семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; политической, демократической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, культуры общения; экологической, художественной, физической культуры). Ядром базовой культуры сегодня признаются общечеловеческие ценности. Для сохранения учащейся молодёжи как дееспособной части общества, готовой к его возрождению, особое значение имеют следующие задачи, на реализацию которых следует сосредоточить усилия всех социальных институтов общества, причастных к воспитанию молодежи: - философско-мировоззренческая подготовка молодёжи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования; формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации; - приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе своего отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в дальнейшем обогащении; - выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребёнка, подростка, юноши, девушки; реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения; - формирование общечеловеческой морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям); культуры общения; культивирование интеллигентности как высокой меры воспитанности; - развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии; - формирование готовности личности к самовоспитанию и самообразованию; - воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданственности и социальной ответственности; - развитие потребности в творческом труде; воспитание социально-значимой целеустремлённости, предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях; - воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином. В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи: • личностный подход в воспитании; признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, подростка, признание их социальных прав и свобод; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса; • целенаправленное управление развитием личности ребёнка, его сознанием, чувствами и поведением как целостным процессом. Эмоциональная скудность существующей системы воспитания и гипертрофия рационального делают воспитание неэффективным. • природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учёт половозрастных особенностей учащихся, а также реализацию указанных ниже принципов; • определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития субъективных личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться; • опору при их формировании на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного пола и возраста; • преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника; • изучение и воспитание индивидуально личностных свойств школьника в общей структуре возрастно-психологической диагностики и коррекция поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов; • обеспечение взаимосвязи возрастно-половой диагностики, психологической консультации и коррекции; • единство воспитания, обучения и развития, что требует существенного изменения содержания общего образования, форм и методов обучения; • национальное своеобразие воспитания, опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки. Однако, национальная “окрашенность” воспитания не может препятствовать выходу учащихся в широкий многонациональный и культурный мир, в котором предстоит жить молодым поколениям; • организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитательного процесса. В школе нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь, наполненная разнообразными делами - не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно-полезными, самодеятельно творческими, досуговыми, чтобы каждый учащийся нашел себе дело по душе, ощущая чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека; • гуманизация межличностных отношений. Авторитарность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность. Уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброта и внимание по отношению к ним создает психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие ученика, создание благоприятного психологического климата для ребят и их наставников, совершенствование межличностных отношений в учебном заведении, создание ситуаций успеха, доверия; • дифференциация воспитания с целью активизации познавательной и мотивационно-потребностной сферы учащихся, процессов воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, предлагающая отбор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых, прежде всего родителей и педагогов, в воспитательном процессе, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, в соответствии с ведущими функциями институтов воспитания, в-четвёртых, с учётом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса; • средовой подход в воспитании включает различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (с семьёй, внеучебными объединениями, в которые включён учащийся), которая весьма противоречива. Учебное заведение не может полностью оградить детей от негативных влияний среды. Школа должна выполнять функции культурно-духовного центра, способствующего совершенствованию различных сфер жизни в социуме; • эстетизация среды - современная и перспективная замена так называемой “Наглядной агитации”, красивая обстановка и чистота в школе, вузе создают стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения. Важное место должна занять гуманизация воспитания (в первую очередь образования) - приобщение личности к культуре общества, развитие планетарного сознания, отношение к планете, как к общему дому. Новая школа начала строить свою деятельность на основе принципов демократизации и гуманизации целостного педагогического процесса. Ей предстоит самой стать развивающейся и развивающей личность. Поэтому наиболее актуальными в организации воспитательной работы становятся принципы личностного, деятельностного, комплексного подходов к воспитанию, а также добровольности и защиты прав ребёнка, ненасилия. Основные цели и задачи воспитания граждан Республики Казахстан сформулированы в основных законодательных актах, конкретизированы в концепциях «Гуманитарного образования» (1994г.), «Этнокультурного образования» (1996г.), «Комплексной программе воспитания (2000г.) и др. Вывод: О сновная цель воспитания в современных условиях – формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на мир и свое предназначение в нем. Литература: 1. Подласый И.П. Педагогика М. “Владос”, 2000. 2. Безрукова В.С. Педагогика проективная. Екатеринбург: “Деловая книга”, 1996. 3. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Просвещение, 1999. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Прометей, 1992. 5. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995г. 6. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1995. 7. Елканов С.В. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., Просвещение, 1989г. 8. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Под редакцией К.А.Абульхановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. – М., 1998. 9. Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан.- Астана, 2000.
Date: 2015-06-07; view: 896; Нарушение авторских прав |