Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №1: Воспитание как целенаправленный процесс





План:

1. Сущность и особенности воспитательного процесса.

2.Понятие цели воспитания в педагогике.

3. Постановка цели воспитания на современном этапе развития Республики Казахстан.

Форма занятия: вводная лекция

Цель: сформировать у студентов представления о воспитательном процессе и его особенностях; раскрыть сущность целенаправленности воспитательного процесса; ознакомить с основными нормативными документами, определяющими основные цели и задачи воспитания граждан Республики Казахстан.

Основные понятия по теме: воспитание, целенаправленность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонность, цель воспитания, гуманистическая система воспитания.

 

Основное содержание лекции

1. Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной свей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей:

1. Целенаправленный процесс. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику.

2. Длительность. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для процесса воспитания характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

3. Непрерывность. Процесс воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

4. Комплексность. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.

5. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Это обусловлено большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию.

6. Двусторонний характер. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

2. Воспитательная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены для достижения воспитательных целей и задач.

В педагогической науке – разработка и определение целей воспитания является одной из важных проблем.

Цель – это то, к чему стремятся, что необходимо осуществить, достичь. Цель определяет способ и характер деятельности человека.

Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достичь в процессе воспитательной работы, самовоспитания.

Четкое знание целей воспитания позволяет человеку создать представление о том, каким он должен быть, что естественно, придает воспитательной работе, самовоспитанию необходимую осмысленность и направленность.

Цели воспитания имеют конкретно-исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства.

Западная педагогика определяя цель воспитания придерживается курса умеренности, практичности, достижимости. Прагматическая педагогика отстаивает цели, выведенные из жизни. Новогуманистическая педагогика цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Педагогика экзистенциализма ставит совей целью вооружение человека опытом существования. Педагогика неотомизма выступает за формирование богобоязненной личности. Необихевиористы в качестве главной цели воспитания выдвигают задачу формирования «управляемого индивида».

 

3. Функции и задачи воспитателя на современном этапе вытекают из общих целей и задач воспитания, поставленных обществом и государст­вом перед учебно-воспитательными учреждениями. Духовно-нравственное становление подрастающего поколения, его подготовка к самостоятельной жизни является сегодня важнейшей составляющей развития нашего общества и государства. Основные положения современной государственной политики в сфере воспитания и образования Республики Казахстан четко сформулированы в Законе РК «Об образовании» (1999), Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева к народу «Казахстан-2030» и др. В них четко определены цели и задачи воспитания, моделирования воспитательного и образовательного пространства в целях обеспечения самоопределения и саморазвития личности, создания условий для ее самореализации, взаимодействия семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений.


Как отмечается в «Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан» (2000): «Сегодня выдвигается вопрос о необходимости создания на научной основе нового концептуального подхода к воспитанию, стратегическим ориентиром которого должно стать формирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, призванной содействовать реализации задач социально-экономического, гуманно-нравственного образования общества, способной сохранить и учредить мир и согласие между народами Республики Казахстан».[1]

Целевыми стратегическими установками при определении целей и задач современной системы воспитания также являются: «Концепция формирования нового социально-экономического поведения граждан Республики Казахстан» (1995), «Концепция гуманитарного образования в Республике Казахстан» (1994), «Концепция формирования исторического сознания» (1995), «Концепция общеобразовательной школы» (1995), «Концепция государственной политики РК в области образования» (1996), «Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан» (1996).

В новых докумен­тах о школе предлагается ориентировка на реалистический подход к це­ли воспитания. Разработчики новых концепций воспитания и воспита­тельной работы считают, что реальная задача воспитания сегодня - дать школьнику базовое образование и культуру и на их основе предостав­лять, создавать условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные объективные и субъективные условия (желания индивида) и возможности семьи, школы, общественности.

Реальная цель воспитания включает в себя формирование базовой культуры личности (культуры жизненного самоопределения; культуры семейных отношений; экономической культуры и культуры труда; поли­тической, демократической и правовой культуры; интеллектуальной, нравственной, культуры общения; экологической, художественной, фи­зической культуры). Ядром базовой культуры сегодня признаются обще­человеческие ценности.

Для сохранения учащейся молодёжи как дееспособной части общества, готовой к его возрождению, особое значение имеют следующие задачи, на реализацию которых следует сосредоточить усилия всех социальных институтов общества, причастных к воспитанию молодежи:

- философско-мировоззренческая подготовка молодёжи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования; формирова­ние самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, по­требности в ее проектировании и реализации;

- приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражаю­щих богатство общечеловеческой культуры, в том числе своего оте­чества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в дальнейшем обогащении;

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциа­ла каждого ребёнка, подростка, юноши, девушки; реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общения;

- формирование общечеловеческой морали (доброты, взаимопони­мания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям); культуры общения; культивиро­вание интеллигентности как высокой меры воспитанности;


- развитие внутренней свободы, способности к объективной само­оценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинст­ва, самоуважения, готовности и способности к рефлексии;

- формирование готовности личности к самовоспитанию и самообразованию;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, разви­тие гражданственности и социальной ответственности;

- развитие потребности в творческом труде; воспитание социально-значимой целеустремлённости, предприимчивости и деловитости, че­стности и ответственности в деловых отношениях;

- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, спо­собности быть хорошим семьянином.

В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:

• личностный подход в воспитании; признание личности развивающе­гося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, подростка, признание их соци­альных прав и свобод; отношение к воспитаннику как к субъекту соб­ственного развития; опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

• целенаправленное управление развитием личности ребёнка, его сознанием, чувствами и поведением как целостным процессом. Эмоциональная скудность существующей системы воспитания и гипер­трофия рационального делают воспитание неэффективным.

• природосообразность воспитания, которая предполагает обязатель­ный учёт половозрастных особенностей учащихся, а также реализацию указанных ниже принципов;

• определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития субъективных личностных свойств, на формирова­ние которых следует ориентироваться;

• опору при их формировании на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного пола и возраста;

• преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

• изучение и воспитание индивидуально личностных свойств школь­ника в общей структуре возрастно-психологической диагностики и коррекция поведения с учетом принятой в науке периодизации воз­растов;

• обеспечение взаимосвязи возрастно-половой диагностики, психоло­гической консультации и коррекции;

• единство воспитания, обучения и развития, что требует существен­ного изменения содержания общего образования, форм и методов обучения;

• национальное своеобразие воспитания, опора в воспитании на на­циональные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки. Однако, национальная “окрашенность” воспи­тания не может препятствовать выходу учащихся в широкий многона­циональный и культурный мир, в котором предстоит жить молодым поколениям;


• организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитатель­ного процесса. В школе нужна интересная, отвечающая общечелове­ческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащих­ся реальная жизнь, наполненная разнообразными делами - не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно-полезными, самодеятельно творческими, досуговыми, чтобы каждый учащийся нашел себе дело по душе, ощущая чувство успеха, уверен­ности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;

• гуманизация межличностных отношений. Авторитарность, грубость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность. Уважительное отношение между педагогами и детьми, тер­пимость к мнению детей, доброта и внимание по отношению к ним создает психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможно развитие и саморазвитие ученика, создание благоприят­ного психологического климата для ребят и их наставников, совер­шенствование межличностных отношений в учебном заведении, соз­дание ситуаций успеха, доверия;

• дифференциация воспитания с целью активизации познавательной и мотивационно-потребностной сферы учащихся, процессов воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, предлагающая от­бор содержания, форм и методов воспитания, учёт специфических позиций детей и взрослых, прежде всего родителей и педагогов, в воспитательном процессе, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономически­ми и социально психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, в соответ­ствии с ведущими функциями институтов воспитания, в-четвёртых, с учётом уникальной неповторимости участников воспитательного про­цесса;

• средовой подход в воспитании включает различные варианты взаи­модействия учебного заведения со средой (с семьёй, внеучебными объединениями, в которые включён учащийся), которая весьма про­тиворечива. Учебное заведение не может полностью оградить детей от негатив­ных влияний среды. Школа должна выполнять функции культурно-духовного центра, способствующего совершенствованию различных сфер жизни в со­циуме;

• эстетизация среды - современная и перспективная замена так на­зываемой “Наглядной агитации”, красивая обстановка и чистота в школе, вузе создают стабильно действующий фактор воспитания благородных чувств, отношений и поведения.

Важное место должна занять гуманизация воспитания (в первую оче­редь образования) - приобщение личности к культуре общества, разви­тие планетарного сознания, отношение к планете, как к общему дому.

Новая школа начала строить свою деятельность на основе принципов демократизации и гуманизации целостного педагогического процесса. Ей предстоит самой стать развивающейся и развивающей личность. Поэто­му наиболее актуальными в организации воспитательной работы стано­вятся принципы личностного, деятельностного, ком­плексного подходов к воспитанию, а также добровольности и защиты прав ребёнка, ненасилия.

Основные цели и задачи воспитания граждан Республики Казахстан сформулированы в основных законодательных актах, конкретизированы в концепциях «Гуманитарного образования» (1994г.), «Этнокультурного образования» (1996г.), «Комплексной программе воспитания (2000г.) и др.

Вывод: О сновная цель воспитания в современных условиях – формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на мир и свое предназначение в нем.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика М. “Владос”, 2000.

2. Безрукова В.С. Педагогика проективная. Екатеринбург: “Деловая книга”, 1996.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Просвещение, 1999.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Прометей, 1992.

5. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995г.

6. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1995.

7. Елканов С.В. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., Просвещение, 1989г.

8. Психология и педагогика. Учебное пособие. /Под редакцией К.А.Абульхановой, Н.В.Васиной, Л.Г.Лаптева, В.А.Сластенина. – М., 1998.

9. Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан.- Астана, 2000.

 







Date: 2015-06-07; view: 896; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию