Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 15. Отечественная психология: этапы развития, научные школы, современные тенденции. . 116
Практические задания. 123 Контрольные вопросы.. 126 Рекомендуемая литература. 127
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»: 128
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «История психологии» относится к базовой части профессионального цикла и занимает одно из центральных и системообразующих мест в психолого-педагогическом образовании. Особая роль истории психологии обусловлена включением в содержание данной дисциплины как общекультурных, так и профессиональных компонентов, что позволяет студенту интегрировать знания, полученные из курсов философии, социологии, культурологи и собственно профессиональных дисциплин в единую систему, составляющую основу профессионального мышления. Целью учебной дисциплины является формирование у студентов адекватного представления о развитии системы психологических знаний, методологических и теоретических аспектов истории психологии. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций будущих профессионалов в различных научных и научно-практических областях психологии. Структура пособия повторяет логику программы по дисциплине «История психологии» и включает в себя следующие компоненты: · Теоретический обзор психологических воззрений изучаемого периода. · Практические задания. · Контрольные вопросы. · Рекомендуемая литература (основная и дополнительная). На наш взгляд, обзорное изложение психологических воззрений способствует целостному пониманию студентом логики развития и преемственности идей психологической науки в истории ее развития. Детальное изучение представленных теорий и концепций предполагает обращение студентов к основным учебникам по истории психологии, а также к дополнительной литературе и первоисточникам, перечень которых предлагается в рамках каждой темы настоящего пособия. Предлагаемое пособие является составной частью учебно-методического комплекса по курсу «История психология» для студентов высших учебных заведений дневной и заочной формы обучения, обучающихся по образовательным программам психолого-педагогической направленности. ТЕМА 1. История психологии как науЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
История психологии – это особая дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию её природы, функций, генезиса. Таким образом, если общая психология как наука изучает психические факты, то история психологии изучает открытие и развитие представлений о фактах психической реальности на разных этапах поступательного развития науки. Исходя из специфики предмета, методы истории психологии направлены на воссоздание истории развития психологии как части общественно-исторического прогресса, поэтому заимствованы не из психологической науки, а смежных с ней дисциплин – науковедение, история, социология. Основными методами истории психологии являются (по Т.Д. Марцинковской): 1) Историко-генетический метод позволяет изучать идеи прошлого в контексте общей логики развития науки в определенный исторический период. 2) Историко-функциональный метод заключается в анализе преемственности высказываемых идей, в поиске научных источников той или иной идеи. 3) Биографический метод представляет собой анализ возможных причин и условий формирования научных взглядов ученого. 4) Метод категориального анализа, направленный на выявление особенностей понимания и трактовки конкретной научной психологической категории в определенные хронологические период или в трудах разного периода одного и того ученого. Введенный в науку французским историком Марком Блоком, метод получил свое развитие и детальную проработку в научном творчестве отечественного историка психологии Михаила Григорьевича Ярошевского. 5) Метод систематизации психологических высказываний, предполагающий формирование обширной электронной базы всех идей, высказываний, ссылок ученых в истории науки. Следует учитывать, что каждый из методов имеет как преимущества, так и ограничения. Достижение максимальной достоверности и снижения степени субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания возможно именно при условии комплексного использования существующих методов. Задачи истории психологии определяются уникальностью предмета и положения психологии в контексте общественной жизни и других наук. Обобщив многообразие функций истории психологии в анализе развития психологических идей, можно выделить три основных задачи: 1) Изучение закономерностей развития знаний о психической реальности. 2) Поиск и описание взаимосвязей истории психологии с другими науками. 3) Анализ факторов возникновения и развития психологического знания. М.Г. Ярошевский выделяет три фактора, детерминирующих развитие психологической науки: 1. Социальный фактор – обусловленность развития науки особенностями общественных отношений в разные исторические эпохи. Культурные, политические, экономические и социальные условия конкретного исторического периода оказывают влияние на содержание научных концепций и их распространение. К примеру, социальной предпосылкой зарождения и развития гуманистического направления психологии стала «холодная война» между двумя мировыми сверх-державами – СССР и США, способная положить начало мировой ядерной войне и, соответственно, всему живому на Земле. Чувство неуверенности, нестабильности мира и небезопасности существования привело западное общество к глубокому духовному кризису. Именно в этой социальной ситуации стали очевидными ограничения бихевиоризма и психоанализа, утверждавшими биологическую и социальную детерминацию сущности человека, предлагавшими модификацию поведения и медицинскую модель помощи в решении эмоциональных и духовных проблем личности. Став «третьей силой» психологии, гуманистическое направление провозгласило решающую роль психотерапевтических отношений в решении эмоциональных проблем, собственной активности личности, ее целостность и уникальность. 2. Личностный фактор – обусловленность открытий и изменений в науке деятельностью и особенностями личности отдельных ученых. Ярким примером обусловленности концепции биографией ее творца является индивидуальная психология А.Адлера, которая по своей сути является психологией возможностей, рожденной психологом в непосредственном собственном жизненном опыте. Известно, что А.Адлер был болезненным и слабым ребенком, плохо адаптировался и плохо учился в школе, был невысокого мнения о своих физических данных. Эти переживания повлияли на представления А.Адлера о мотивационной роли чувства неполноценности в формировании личности. Согласно теории Адлера, главное значение имеет не то, чем обладает человек, а то, как он этим распоряжаемся. Часто, истинность своих теорий авторы подтверждают не только жизнью, но и смертью. 3. Предметно-логический фактор рассматривает эволюцию психологического познания как следствие преобразования предмета, категориального аппарата, подходов к решению ключевых проблем психологии. Рассмотрим более подробно содержание предметно-логического анализа развития психологической науки. Итак, логика развития психологической науки определяется преобразованием ее категориального аппарата, состоящего из специфических конкретно-научных категорий и объяснительных принципов, целостная система которых позволяет теоретически и эмпирически исследовать и описывать психическую реальность. Специфические конкретно-научные категории психологии отражают различные аспекты психологической реальности, постоянные проблемы, составляющие содержание психологии на протяжении всей истории ее развития. В качестве основных М.Г. Ярошевский выделяет: «Образ», «Действие», «Мотив» (базисные категории) и «Сознание», «Деятельность», «Личность» (метапсихологические категории). Т.Д. Марцинковская в качестве основных инвариант выделяет: «Мотив», «Образ», «Деятельность», «Личность», «Общение», «Переживание». В качестве основных объяснительных принципов научного познания, опираясь на которые психология способна адекватно теоретически отражать свой предмет, М.Г. Ярошевский выделяет: Принцип детерминизма (буквально – «определять), предполагающий изучение любого явления через анализ факторов, определяющих происхождение и течение, содержание и проявление психического. Детерминизм может быть как причинным (психические явления определяются предшествующими факторами), так и целевым (течение явлений определяется целью). В свою очередь, причинный детерминизм в истории психологии имеет различные варианты (механистический, биологический, психологический, социальный). Принцип развития вошел в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Согласно данному принципу, психические явления познаются только в развитии, их изучение должно строиться на исследовании закономерностей, механизмов, стадий и видов психического развития. Развитие может быть онтогенетическим и филогенетическим, эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным. Выделяют следующие аспекты психического развития: социальное, интеллектуальное, личностное. В истории психологии источники и движущие силы развития имели разное объяснение (социогенетический, биогенетический и конвергентный подходы и др.). Принцип системности утверждает необходимость исследоватьпсихику как совокупность взаимосвязанных компонентов, отношения между которыми обеспечивают ее целостное функционирование. В истории психологии существует несколько подходов к объяснению системности психики (элементаризм, функционализм, холизм). В современной психологии системность предполагает активность психики, обеспечивающую процессы саморегуляции и компенсации, в силу которых нарушение одних функций замещается нормальной работой других. Помимо категориального аппарата, логика развития психологической науки определяется изменением ее предмета. В своем развитии и становлении предмет психологии может быть описан через определенные этапы: I. Психология как наука о душе (с VII в.до н.э.). II. Психология как наука о сознании (с XVII в.). III.Психология как наука о поведении (с 1913 г.). IV. Психология как наука о психических явлениях (со второй половины ХХ в.). В продолжение проблемы периодизации, следует отметить, что в истории психологии существует проблема периодизации, связанная с трудностью выделения её критериев. Критерий может быть хронологическим (проблемы науки в каждый исторический период), географическим (анализ психологических воззрений по странам и регионам), категориальным (анализ преобразования основных психологических категорий, например «мотив» или «личность») и др. Часто критерием является общественно-экономическая формация, состояние смежных наук, идеи отдельных психологических школ и направлений. Проблема периодизации заключается в том, что обращение к любому из критериев исключает из поля исторического анализа другие, не менее важные аспекты развития психологии, в результате чего редуцируются объяснительные схемы, утрачиваются целостность и логика в понимании развития психологии. Не менее важным аспектом предметно-логического анализа истории психологии является история преобразования подходов к объяснению ключевых проблем психологии: соотношение психического и телесного (психофизическая/психофизиологическая проблема), духовного и материального (материализм, идеализм), личности и общества (проблема социальной обусловленности психики), чувственного и рационального (рационализм, эмпиризм, агностицизм). Так же, в истории психологии изменялись подходы к решению вопроса неосознаваемых процесс ов, целостности, движущих сил и условий развития личности. Завершая обзор характеристик предметной области истории психологии, отметим современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований (по Ю.Н. Олейникову, 2004): 1) Активизация историко-сравнительных исследований (особенности отечественной психологии в разные периоды ее развития либо с зарубежными направлениями психологии и т.п.). 2) Переосмысление развития психологического познания путем разработки истории отдельных научных областей, направлений, проблем психологии. 3) Рост количества издаваемой литературы по историко-психологической проблематике и истории психологии (как отечественной, так и зарубежной). 4) Расширение профессионального сообщества историков психологии за счет включения в проведение историко-психологических исследований представителей смежных с психологией научных дисциплин: историков, философов, физиологов, культурологов, педагогов. 5) Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих проблемы истории психологии: лаборатория истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН (зав. лаб. 6) Расширение источниковой базы историко-психологических исследований, что позитивно отражается на качестве и достоверности исследований по истории психологии.
Практические задания
1. Составьте и заполните таблицу «Этапы развития психологии». Критерий периодизации, содержание и дизайн – на усмотрение студента. 2. Опишите содержательно эволюцию одной из специфических конкретно-научных категорий психологии (категория – на выбор студента). 3. Подготовьте конспект статьи из научного журнала «Методология и история психологии», отражающей проблемы и предметную область истории психологии. 1 1 Конспект – краткое, связное и последовательное изложение основной информации подлинника, пересказ его содержания в свернутом (сокращенном) виде. Структура конспекта должна включить в себя: вступление (излагаются исходные данные реферируемого текста: название, выходные данные, сведения об авторе); основную часть (содержание реферируемого текста, основные мысли и тезисы) и заключение (формулируются выводы, к которым приходит автор анализируемого текста).
Контрольные вопросы
1. Что является предметом истории психологии? 2. Какие функции выполняет история психологии в научном познании? 3. Какие методы использует история психологии для анализа развития представлений о психике? 4. Раскройте сущность и возможные решения проблемы периодизации в истории психологии. 5. Опишите основные методологические принципы и варианты их развития в истории психологии. 6. Приведите примеры эволюции основных категорий психологии. 7. Назовите детерминирующие факторы развития психологической науки и приведите примеры их влияния на развитие психологии. Рекомендуемая литература
Date: 2015-04-23; view: 2466; Нарушение авторских прав |