Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 15. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ.. 116





Практические задания. 123

Контрольные вопросы.. 126

Рекомендуемая литература. 127

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»: 128

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История психологии» относится к базовой части профессионального цикла и занимает одно из центральных и системообразующих мест в психолого-педагогическом образовании. Особая роль истории психологии обусловлена включением в содержание данной дисциплины как общекультурных, так и профессиональных компонентов, что позволяет студенту интегрировать знания, полученные из курсов философии, социологии, культурологи и собственно профессиональных дисциплин в единую систему, составляющую основу профессионального мышления.

Целью учебной дисциплины является формирование у студентов адекватного представления о развитии системы психологических знаний, методологических и теоретических аспектов истории психологии. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций будущих профессионалов в различных научных и научно-практических областях психологии.

Структура пособия повторяет логику программы по дисциплине «История психологии» и включает в себя следующие компоненты:

· Теоретический обзор психологических воззрений изучаемого периода.

· Практические задания.

· Контрольные вопросы.

· Рекомендуемая литература (основная и дополнительная).

На наш взгляд, обзорное изложение психологических воззрений способствует целостному пониманию студентом логики развития и преемственности идей психологической науки в истории ее развития. Детальное изучение представленных теорий и концепций предполагает обращение студентов к основным учебникам по истории психологии, а также к дополнительной литературе и первоисточникам, перечень которых предлагается в рамках каждой темы настоящего пособия.

Предлагаемое пособие является составной частью учебно-методического комплекса по курсу «История психология» для студентов высших учебных заведений дневной и заочной формы обучения, обучающихся по образовательным программам психолого-педагогической направленности.




ТЕМА 1. История психологии как науЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

История психологии – это особая дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию её природы, функций, генезиса. Таким образом, если общая психология как наука изучает психические факты, то история психологии изучает открытие и развитие представлений о фактах психической реальности на разных этапах поступательного развития науки.

Исходя из специфики предмета, методы истории психологиинаправлены на воссоздание истории развития психологии как части общественно-исторического прогресса, поэтому заимствованы не из психологической науки, а смежных с ней дисциплин – науковедение, история, социология. Основными методами истории психологии являются (по Т.Д. Марцинковской):

1) Историко-генетический методпозволяет изучать идеи прошлого в контексте общей логики развития науки в определенный исторический период.

2) Историко-функциональный метод заключается в анализе преемственности высказываемых идей, в поиске научных источников той или иной идеи.

3) Биографический методпредставляет собой анализ возможных причин и условий формирования научных взглядов ученого.

4) Метод категориального анализа,направленный на выявление особенностей понимания и трактовки конкретной научной психологической категории в определенные хронологические период или в трудах разного периода одного и того ученого. Введенный в науку французским историком Марком Блоком, метод получил свое развитие и детальную проработку в научном творчестве отечественного историка психологии Михаила Григорьевича Ярошевского.

5) Метод систематизации психологических высказываний,предполагающий формирование обширной электронной базы всех идей, высказываний, ссылок ученых в истории науки.

Следует учитывать, что каждый из методов имеет как преимущества, так и ограничения. Достижение максимальной достоверности и снижения степени субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания возможно именно при условии комплексного использования существующих методов.

Задачи истории психологии определяются уникальностью предмета и положения психологии в контексте общественной жизни и других наук. Обобщив многообразие функций истории психологии в анализе развития психологических идей, можно выделить три основных задачи:

1) Изучение закономерностей развития знаний о психической реальности.

2) Поиск и описание взаимосвязей истории психологии с другими науками.

3) Анализ факторов возникновения и развития психологического знания.

М.Г. Ярошевский выделяет три фактора, детерминирующих развитие психологической науки:

1. Социальный факторобусловленность развития науки особенностями общественных отношений в разные исторические эпохи. Культурные, политические, экономические и социальные условия конкретного исторического периода оказывают влияние на содержание научных концепций и их распространение.



К примеру, социальной предпосылкой зарождения и развития гуманистического направления психологии стала «холодная война» между двумя мировыми сверх-державами – СССР и США, способная положить начало мировой ядерной войне и, соответственно, всему живому на Земле. Чувство неуверенности, нестабильности мира и небезопасности существования привело западное общество к глубокому духовному кризису. Именно в этой социальной ситуации стали очевидными ограничения бихевиоризма и психоанализа, утверждавшими биологическую и социальную детерминацию сущности человека, предлагавшими модификацию поведения и медицинскую модель помощи в решении эмоциональных и духовных проблем личности. Став «третьей силой» психологии, гуманистическое направление провозгласило решающую роль психотерапевтических отношений в решении эмоциональных проблем, собственной активности личности, ее целостность и уникальность.
Не смотря на то, что идеи понимания против объяснения и модификации, уникальности и индетерминированности личности высказывались в истории психологии неоднократно (В.Дильтей, Э.Шпрангер, Г.Олпорт, Ш.Бюллер и пр.), общественное и научное признание они получили лишь в социальном контексте второй половины ХХ века.

2. Личностный фактор – обусловленность открытий и изменений в науке деятельностью и особенностями личности отдельных ученых.

Ярким примером обусловленности концепции биографией ее творца является индивидуальная психология А.Адлера, которая по своей сути является психологией возможностей, рожденной психологом в непосредственном собственном жизненном опыте. Известно, что А.Адлер был болезненным и слабым ребенком, плохо адаптировался и плохо учился в школе, был невысокого мнения о своих физических данных. Эти переживания повлияли на представления А.Адлера о мотивационной роли чувства неполноценности в формировании личности. Согласно теории Адлера, главное значение имеет не то, чем обладает человек, а то, как он этим распоряжаемся. Часто, истинность своих теорий авторы подтверждают не только жизнью, но и смертью.
Так, основоположник идеалистического направления в науке Сократ, приговоренный афинским судом к смертной казни, отказался от подготовленного его учениками побега и с достоинством принял смерть, самостоятельно приняв уготованный судом смертельный яд. Являясь убежденным идеалистом, Сократ считал смерть истинным освобождением души из «темницы тела» и вознесением её в столь желанный для философа мир идей.

3. Предметно-логический фактор рассматривает эволюцию психологического познания как следствие преобразования предмета, категориального аппарата, подходов к решению ключевых проблем психологии. Рассмотрим более подробно содержание предметно-логического анализа развития психологической науки.

Итак, логика развития психологической науки определяется преобразованием ее категориального аппарата, состоящего из специфических конкретно-научных категорий и объяснительных принципов, целостная система которых позволяет теоретически и эмпирически исследовать и описывать психическую реальность.

Специфические конкретно-научные категории психологии отражают различные аспекты психологической реальности, постоянные проблемы, составляющие содержание психологии на протяжении всей истории ее развития. В качестве основных М.Г. Ярошевский выделяет: «Образ», «Действие», «Мотив» (базисные категории)и «Сознание», «Деятельность», «Личность» (метапсихологические категории). Т.Д. Марцинковская в качестве основных инвариант выделяет: «Мотив», «Образ», «Деятельность», «Личность», «Общение», «Переживание».

В качестве основных объяснительных принципов научного познания, опираясь на которые психология способна адекватно теоретически отражать свой предмет, М.Г. Ярошевский выделяет:

Принцип детерминизма (буквально – «определять), предполагающий изучение любого явления через анализ факторов, определяющих происхождение и течение, содержание и проявление психического. Детерминизм может быть как причинным (психические явления определяются предшествующими факторами), так и целевым (течение явлений определяется целью). В свою очередь, причинный детерминизм в истории психологии имеет различные варианты (механистический, биологический, психологический, социальный).

Принцип развитиявошел в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. Согласно данному принципу, психические явления познаются только в развитии, их изучение должно строиться на исследовании закономерностей, механизмов, стадий и видов психического развития. Развитие может быть онтогенетическим и филогенетическим, эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным. Выделяют следующие аспекты психического развития: социальное, интеллектуальное, личностное. В истории психологии источники и движущие силы развития имели разное объяснение (социогенетический, биогенетический и конвергентный подходы и др.).

Принцип системностиутверждает необходимость исследоватьпсихику как совокупность взаимосвязанных компонентов, отношения между которыми обеспечивают ее целостное функционирование. В истории психологии существует несколько подходов к объяснению системности психики (элементаризм, функционализм, холизм). В современной психологии системность предполагает активность психики, обеспечивающую процессы саморегуляции и компенсации, в силу которых нарушение одних функций замещается нормальной работой других.

Помимо категориального аппарата, логика развития психологической науки определяется изменением ее предмета. В своем развитии и становлении предмет психологии может быть описан через определенные этапы:

I. Психология как наука о душе (с VII в.до н.э.).

II. Психология как наука о сознании (с XVII в.).

III.Психология как наука о поведении (с 1913 г.).

IV. Психология как наука о психических явлениях (со второй половины ХХ в.).

В продолжение проблемы периодизации, следует отметить, что в истории психологии существует проблема периодизации, связанная с трудностью выделения её критериев. Критерий может быть хронологическим (проблемы науки в каждый исторический период), географическим (анализ психологических воззрений по странам и регионам), категориальным (анализ преобразования основных психологических категорий, например «мотив» или «личность») и др. Часто критерием является общественно-экономическая формация, состояние смежных наук, идеи отдельных психологических школ и направлений. Проблема периодизации заключается в том, что обращение к любому из критериев исключает из поля исторического анализа другие, не менее важные аспекты развития психологии, в результате чего редуцируются объяснительные схемы, утрачиваются целостность и логика в понимании развития психологии.

Не менее важным аспектом предметно-логического анализа истории психологии является история преобразования подходов к объяснению ключевых проблем психологии: соотношение психического и телесного (психофизическая/психофизиологическая проблема), духовного и материального (материализм, идеализм), личности и общества (проблема социальной обусловленности психики), чувственного и рационального (рационализм, эмпиризм, агностицизм). Так же, в истории психологии изменялись подходы к решению вопроса неосознаваемых процессов, целостности, движущих сил и условий развития личности.

Завершая обзор характеристик предметной области истории психологии, отметим современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований (по Ю.Н. Олейникову, 2004):

1) Активизация историко-сравнительных исследований (особенности отечественной психологии в разные периоды ее развития либо с зарубежными направлениями психологии и т.п.).

2) Переосмысление развития психологического познания путем разработки истории отдельных научных областей, направлений, проблем психологии.

3) Рост количества издаваемой литературы по историко-психологической проблематике и истории психологии (как отечественной, так и зарубежной).

4) Расширение профессионального сообщества историков психологии за счет включения в проведение историко-психологических исследований представителей смежных с психологией научных дисциплин: историков, философов, физиологов, культурологов, педагогов.

5) Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих проблемы истории психологии: лаборатория истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН (зав. лаб.
В.А. Кольцова), сектор истории психологии Института истории естествознания и техники РАН, кафедры психологических факультетов Московского, Санкт-Петербурского, Ярославского, Ростовского и других университетов, лаборатория истории психологии в Институте проблем развития личности (зав. лаб. Т.Д. Марцинковская) и в Психологическом институте РАО (зав. лаб.
И. Равич-Щербо), кафедра общей психологии и истории психологии МосГУ(зав. каф. Ю.Н. Олейник).

6) Расширение источниковой базы историко-психологических исследований, что позитивно отражается на качестве и достоверности исследований по истории психологии.

 

Практические задания

 

1. Составьте и заполните таблицу «Этапы развития психологии».Критерий периодизации, содержание и дизайн – на усмотрение студента.

2. Опишите содержательно эволюцию одной из специфических конкретно-научных категорий психологии (категория – на выбор студента).

3. Подготовьте конспект статьи из научного журнала «Методология и история психологии»,отражающей проблемы и предметную область истории психологии. 1

1 Конспект – краткое, связное и последовательное изложение основной информации подлинника, пересказ его содержания в свернутом (сокращенном) виде. Структура конспекта должна включить в себя: вступление (излагаются исходные данные реферируемого текста: название, выходные данные, сведения об авторе); основную часть (содержание реферируемого текста, основные мысли и тезисы) и заключение(формулируются выводы, к которым приходит автор анализируемого текста).

 

Контрольные вопросы

 

1. Что является предметом истории психологии?

2. Какие функции выполняет история психологии в научном познании?

3. Какие методы использует история психологии для анализа развития представлений о психике?

4. Раскройте сущность и возможные решения проблемы периодизации в истории психологии.

5. Опишите основные методологические принципы и варианты их развития в истории психологии.

6. Приведите примеры эволюции основных категорий психологии.

7. Назовите детерминирующие факторы развития психологической науки и приведите примеры их влияния на развитие психологии.

Рекомендуемая литература

 






Date: 2015-04-23; view: 844; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию