Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







БЫСТРОТУ И ТОЧНОСТЬ РЕАКЦИИ





 

В настоящее время каждому квалифицированному тренеру и специалисту по боксу известно, какое значение для успехов спортсмена на ринге имеет быстрая и точная реакция.

Однако еще далеко не все знают, как проявляется у различных боксеров быстрая реакция и тем более как развивать ее и совершенствовать в ходе трени­ровки.

Нередко приходится слышать: «у этого боксера отличная реакция», или «смотрите, как прекрасно он реагирует на действия противника», или «у него совсем не развита реакция»...

Обычно эти высказывания далеко не точны и совсем не определяют состояния и уровня развития реакции боксера.

Вряд ли можно утверждать, что один боксер имеет «прекрасно развитую реакцию» вообще, а другой — «плохую». В действительности дело обстоит значительно сложнее.

Как показывает практика, реакция спортсмена на ринге имеет самые различные проявления и особенности, которые должны внимательно оцениваться и учитываться каждым преподавателем бокса.

В боях можно увидеть боксеров, которые моментально выбирают себе положение для атак, но медленно реагируют на атаки и контратаки противника или, на» оборот, мгновенно защищаясь от ударов противника и контратакуя его, не умеют вовремя атаковать и развивать атаку.

Другие, так же быстро защищаясь от ударов партнера, задерживаются, когда хотят нанести ответные или встречные контрудары.

Многие боксеры, имея быструю реакцию, не могут воспользоваться ею и преждевременно наносят удары или принимают защиты, чем ставят себя в невыгодное положение.

Опытный боксер всегда сможет определить во время боя недостатки в реагировании противника и сумеет использовать их для победы.

Среди некоторых тренеров существует ошибочное мнение, что у боксеров нельзя воспитать быстроту и точность реакции, так как это качество «природное» и пытаться его усовершенствовать бессмысленно.

Иные тренеры для развития быстроты реакции пред­лагают ученикам общие рецепты: брать старты, бегать с ускорением, играть в баскетбол и т. д.

Для развития общей быстроты реакции боксера эти средства весьма полезны, но воспитать специфическую быстроту реакции спортсмена с их помощью невозможно.



Такие упражнения, как условный и вольный бой, сами по себе развивают быстроту и точность реакции, если преподаватель строго требует, чтобы ученики не обменивались ударами, а внимательно наблюдали за действиями противника и стремились вовремя защищаться и наносить удары в открывающиеся места.

Однако для достижения мгновенной быстроты и точности реакции одних упражнений в условном и вольном боях еще недостаточно.

К сожалению, специальные упражнения для развития этого качества у спортсменов в практике почти не используются.

В тренировках не создается необходимых условий, способствующих увеличению лабильности и подвижности нервных процессов, оказывающих влияние на быстроту и точность реакции, отчего это качество у боксера развивается недостаточно, что и отражается на его успехах в бою.

Кроме того, причиной недостаточного развития быстроты и точности реакции является увлечение трене» ров и боксеров «отшлифовкой» ударов, проводимой вне связи с разнообразными боевыми ситуациями.

В бою успех нанесения ударов зависит от умения соразмерять усилия движений руки с положением, на­правлением и дистанцией, на которой внезапно действу­ет противник. Но этого умения можно достигнуть лишь разносторонне развивая реакцию.

Для того чтобы воспитать быстроту и точность ре­акции, тренеру на каждом уроке следует применять це­лую систему специальных заданий в различных ими­тационных упражнениях, упражнениях с партнером без перчаток и в перчатках и в упражнениях с ла­пами.

Боксеры должны уметь анализировать и оценивать положения рук, туловища и ног партнера и мгновенно реагировать заданными действиями на эти положения, на появившиеся открытия, а также на подаваемые команды, знаки и сигналы.

Упражнения не могут заменить условный и воль­ный бой, но являются подводящими к ним — «настраи­вают» боксеров на внимание, на постоянное реагирова­ние в различных боевых ситуациях.

Во всех боевых упражнениях преподаватель обязан вовремя заставлять боксера быстрее защищаться от атак партнера, обращать внимание на положение его рук и туловища, на момент начала движений, использо­вать и создавать открытия для моментальных атак и контратак и все время оценивать боевые положения.

Приведем несколько примерных упражнений, спо­собствующих развитию быстроты и точности реакции боксера.

Важнейшая задача тренера — Выработать защитную реакцию боксера на удары партнера. Этого можно до­стигнуть специально-подготовительными упражнениями без перчаток.

Тренер, находясь в боевой стойке перед группой уче­ников, построенных в шеренги, наносит удары, а обучаемые обязаны мгновенно выполнять заданные защиты (рис. 1).

Для того чтобы боксеры научились быстро различать начало и виды ударов, целесообразно сперва наносить удары, резко отличающиеся друг от друга по исходному положению и направлению. Например, показывать бо­ковой левой или боковой правой, удар снизу или боко­вой и т. д. Постепенно, когда ученики начнут своевре­менно реагировать на эти удары, следует переходить к ударам, менее отличающимся друг от друга по ис­ходному положению или направлению. Например, пока­зать два одиночных прямых удара в голову (левой и правой) или два прямых двойных удара (левой—правой или правой—левой) и т. д.



Сначала тренер несколько утрирует исходное поло­жение для ударов и наносит их замедленно, стоя на месте и не применяя финтов. Затем удары должны быть все быстрее и внезапней, без утрирования исходных по­ложений. Тренер, двигаясь перед учениками, заставляет их маневрировать в боевой стойке и как можно быстрее применять соответствующие защитные действия. Через некоторое время, по мере усвоения боксерами этих уп­ражнений, преподаватель перед нанесением ударов ис­пользует ложные действия и финты.

 

 

Аналогичные задания в той же последовательности даются обучаемым, упражняющимся в парах — сначала без перчаток (рис. 2), а затем в перчатках.

В этих упражнениях надо следить за тем, чтобы в ударах не было ритмичности, чтобы они наносились на разных дистанциях и из различных положений.

Перечисленные упражнения на месте (с партнером и без него) могут быть с успехом использованы для развития быстроты и точности реакции при контруда­рах. Для этого после защиты ученики должны немедленно выполнять контратакующие действия.

Реагируя защитой на показ ударов преподавателем, ученики могут сразу же переходить к стремительным контратакам сериями ударов, а упражняясь в парах,— они должны соблюдать строгую последовательность в нанесении контрударов, т. е. действовать от более прос­тых и заметных ударов к более сложным и внезапным. Эти условия необходимы для того, чтобы атакующему было легче научиться защищаться от ответных и встреч­ных действий партнера..

Другая важная задача тренировки боксера — воспи­тание реакции на внезапно появляющуюся цель. Для этого тренер использует различные имитационные движения, упражнения в парах с лапами.

Стоя перед группой и находясь в собранной стойке, преподаватель внезапно раскрывает различные части тела или ставит ладонь, как лапу.

Ученики обязаны подбирать соответствующие удары или их сочетания. Например, на показ правой ладони, обращенной к боксерам на уровне подбородка, наносится удар прямой правой; на такой же показ левой ладо­ни удар следует левой; на показ ладоней рук, наложенных друг на друга, ученики наносят, в зависимости от положений ладоней, различные серии: при движении преподавателя вперед — на отступлении, а при движе­нии назад—в наступлении.

Чтобы научить занимающихся быть внимательными при атаке на открывшиеся цели, преподаватель вызы­вает боксеров на атаку, открывая ту или иную часть тела, а затем, защитившись от ударов, идет в контрата­ку. Занимающиеся должны немедленно защищаться. Это упражнение требует и от тренера быстрой и точной реакции, которую он должен все время у себя совер­шенствовать.

Те же упражнения применяются в парах без перча­ток на дистанциях больших, чем боевые, а затем с парт­нером в перчатках и с лапами на всех боевых дистан­циях.

В упражнениях без перчаток удары имитируются, а в упражнениях в перчатках наносятся по раскрытым перчаткам или умышленно открываемой партнером це­ли. Удары должны быть быстрыми и иметь «туширующий» характер (с резкой остановкой у цели).

В упражнениях в перчатках и с лапами одному из учеников предлагается попасть ударом в цель — перчат­ку или лапу, движущуюся на разных дистанциях, в разных направлениях и с разной быстротой. Так, тренер или один из боксеров, находясь в стойке, двигает лапу или перчатку горизонтальной плоскостью влево — впра­во — для ударов снизу, фронтальной — для прямых уда­ров, а обращенной в сторону (вверх—вниз—вперед—назад) — для боковых ударов.

Тренер может прислонять лапу к подбородку, манев­рировать, разрывать дистанцию, уклоняясь, стараться избежать атак боксера и наносить ему легкие удары. Ученик стремится попасть ударом в цель и, промахи­ваясь, снова начинает повторную атаку.

Для того чтобы преодолеть стремление преждевре­менно наносить удары у некоторых быстро возбудимых обучаемых, можно рекомендовать такое упражнение.

Преподаватель, наложив одну лапу на другую ударными поверхностями и поставив их в разные положения, внезапно на мгновение сдвигает одну из них. Боксер должен немедленно среагировать ударом на открытие и сдержаться в момент закрытия лап.

Это же упражнение можно выполнять всей группой. Лапы заменяются ладонями, а ученики наносят удары по воздуху без перчаток (рис. 3.)

 

 

Одним из наиболее сложных видов реагирования в бою считается внезапная стремительная атака, которая неожиданно вызывает у противника растерянность, хаотичность в действиях или заставляет его пассивно обороняться. Такая атака застигает защищающегося врасплох, не готовым к обдуманным контратакующим действиям, и он не успевает точно и быстро среагиро­вать на наступление противника.

Чтобы быстро находить удобные моменты для внезапной и стремительной атаки, боксер должен уметь предугадывать действия противника, учитывая исход­ные положения и движения его ног, рук и туловища, а также напряженность или расслабленность мышц.

Для атаки, например, наиболее благоприятные условия, когда противник, продвигаясь вперед, недостаточ­но использует маневрирование; применяет ложные действия и финты для последующей атаки; расслабляет мышцы, распрямляя ноги и опуская плечи для времен­ной передышки; совершает ногами «челночное движение» (двигаясь вперед); промахивается, отступает, ставя ногу с носка на пятку, и др.

Для внезапной атаки удачен также момент, когда противник переключает внимание от зашиты и контр­атаки на подготовку собственной атаки.

Очень важно, чтобы боксеры умели сразу подмечать указанные ситуации боя и тут же реагировать на них мгновенными, автоматическими действиями. Эти упраж­нения позволят спортсменам направить основное внимание на развитие атак и контратак.

Упражнение заключается в том, что тренер, стоя перед учениками, имитирует «противника», расслабив­шегося, или потерявшего равновесие, или переключив­шего внимание от подготовки к защите на подготовку к атаке. С целью научить боксеров предохранять себя от травм тренер имитирует боксера, допускающего во время атаки опасное движение головой, а обучаемые реагируют на него ударами с шагом в сторону.

Для того чтобы занимающиеся научились экономно расходовать свои усилия, атакуя противника, приме­нившего глухую защиту, тренер имитирует перед груп­пой различные виды глухих защит. Ученики стремятся найти открытую часть тела или ложными ударами вы­зывают открытие и моментально наносят акцентирован­ные удары.

Особенно внезапны бывают атаки, когда за ложны­ми ударами одного вида следуют действительные удары совершенно другого вида. Например, ложная атака двойными прямыми, не доведенными до цели, быстро чередуется действительной атакой ударом снизу в соче­тании с боковым ударом и т. д.

Для того чтобы выработать умение атаковать та­ким образом, очень полезны упражнения с лапами.

В бою часто случается, что один из боксеров сильно промахивается, а другой упускает возможность контр­атаковать его.

Чтобы научить боксера мгновенно повторять атаку и сближаться с противником при собственном промахе, тренер или партнер создают внезапные для атакующе­го положения, отскакивая назад или опуская лапу, вы­зывая тем самым противника на повторную атаку.

Многие боксеры даже высокой квалификации, со­средоточивая свое внимание на атаке, не успевают реагировать на контратаки противника, в результате чего происходит обмен ударами, не дающий преимущества атакующему.

Поэтому тренерам следует выработать у боксеров умение реагировать на контратаки противника защитными, встречными и ответными действиями.

Для этого атакующему боксеру дается задание при подготовке к атаке и непосредственно во время нее, защищаясь и сковывая действия противника, проводить контратаку в наступлении. Действия атакующего вна­чале состоят из одиночных, заранее установленных ударов, затем из любых одиночных, и лишь после этого действия и противодействия усложняются двойными ударами и сериями.

Таковы некоторые из специальных упражнений для развития быстроты и точности реакции.

Упражнения следует применять на каждом трени­ровочном уроке в течение 15—20 мин., и они должны быть неразрывно связаны с процессом совершенствова­ния приемов техники.

Как показала личная практика тренерской работы, регулярное использование этих упражнений в занятиях способствует совершенствованию быстроты и точности реакции.

Специальные упражнения на реакцию повышают уверенность обучаемых в бою, улучшают внимание, сообразительность, смекалку и другие качества.

Кроме того, характер выполнения упражнений позволяет тренеру лучше судить об индивидуальных осо­бенностях учеников.

 

А. И. Булычев,








Date: 2015-05-04; view: 545; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию