Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнерусские памятники письменности





 

До нас дошли памятники древнерусской письменности начиная с эпохи Киевского государства.

Наиболее ранние памятники относятся к XI веку. Но есть также памятники, относящиеся к первой четверти X в. Это памятник, который называется «Гнёздовская надпись», обнаруженный при раскопке одного из Гнёздовских курганов близ Смоленска (1949 г.). Памятник представляет собой глиняный сосуд с надписью, которую читают по-разному: «горухща» (горчица), «горушна» (горчичные), «горух пса» (писал Горух). Опубликована в 1950 году Д. А. Авдусиным и М. Н. Тихомировым. Но этот памятник даёт немного для исторического изучения языка.

К середине XI в. (1052, 1054) относятся граффити в Софийском соборе в Киеве, открытые историком и археологом С. А. Высоцким.

От XI века дошла новгородские берестяные грамоты, найденные в 1951 г. Новгородские грамоты очень важны в том отношении, что написаны «простыми людьми», непрофессионалами, пишущими немного и нечасто. Это говорит о том, что письменность на Руси в ту эпоху была широко распространена. Важность берестяных грамот заключается и в том, что они отражают живой разговорный язык народа в большей степени, чем какие-либо иные памятники письменности. Памятники XI века, написанные писцами по большей части представляют собой церковные произведения, переписанные со старославянского оригинала. К ним относятся:

Остромирово евангелие 1056 – 1057 г. Книга евангельских чтений, расположенных в том порядке, в каком они читались в церкви в течение года. Такое Евангелие именуется апракос – это разновидность Евангелия или Апостола, иначе именуемая «Недельным Евангелием (Апостолом)» или «Богослужебным Евангелием (Апостолом)», в которой текст организован не в естественном порядке книг, а календарно, согласно с недельными церковными чтениями, начиная со Святой (пасхальной) недели. В частности, текст евангелий-апракосов начинается первой главой Евангелия от Иоанна, а не Евангелием от Матфея, как принято в обычных четвероевангелиях. Апракосами являются многие древнейшие славянские евангельские рукописи. Остромирово Евангелие переписано дьяконом Григорием со старославянского оригинала. Предполагают, что Григорий был киевлянином, вызванным в Новгород со своими помощниками. Евангелие называется Остромировым по имени новгородского посадника, к которому был вызван Григорий. Этот памятник содержит древнерусские языковые особенности, поскольку был создан на Руси. Остромирово евангелие издавалось три раза: в 1834г. русским филологом, академиком Петербургской АН Александром Христофоровичем Востоковым, а в 1883 и в 1889 гг. фотолитографированным способом (фотомеханическая печать) на средства купца Савинкова. Памятник хранится в публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге.



Архангельское Евангелие 1092 г. – кириллическое рукописное Евангелие-апракос. Предполагается, что написано на юге, каким образом попало на север, где было найдено, неизвестно. Евангелие издано в 1912 г. В настоящее время хранится в Москве, в РГБ.

Новгородские служебные четьи-минеи 1095 – 1097 гг. – три книги чтений религиозных песен и гимнов, расположенных по дням и месяцам (минея – греч. «месяц»). В служебных Минеях, предназначенных для богослужения, гимнографические тексты располагаются в последовательности их чтения или пения на Вечерне, Утрене, иногда также на Литургии, Повечерии и др. Изданы в 1881г. хорватским филологом-славистом, академиком Петербургской АН Ватрославом (Игнатием Викторовичем) Ягичем. В настоящее время хранятся в Историческом музее в Москве.

Святославовы изборники 1073 и 1076г. созданы в Киеве для князя Святослава дьяконом Иоанном.

Изборник 1073г. – своеобразная энциклопедия знаний того времени в разных областях жизни: в нем собраны сведения по астрономии, выразительным средствам художественной речи, рекомендации по употреблению пищи, сведения о количестве и времени и т.д.

Изборник 1076г. – сборник статей религиозно-нравоучительного характера. Он написан на основе «княжьих книг», т.е. книг, хранившихся в библиотеке Святослава.

Первый изборник был издан в 1880г., находится в Москве, в Государственном Историческом Музее; второй был издан в 1876 г., переиздан в 1965г. АН СССР с комментариями и указателями.

Рукопись в настоящее время хранится в библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Петербурге.

От XI в. дошли ещё такие книги, как «Чудовская толковая псалтырь», «Евгеньевская псалтырь». Псалтырь – книга псалмов. Псалмы – песнопения (религиозные гимны и молитвы), составляющие псалтырь.

Псалтырь – одна из книг Библии, содержит 150 псалмов, занимает важное место в христианском культе, оказала огромное влияние на фольклор и средневековую словесность; в средневековье была основной учебной книгой для овладения грамотой.

Большинство рукописей XI в. не сохранилось. Информация о них осталась только в упоминаниях и в списках рукописей более поздних веков. Например, «Книга пророков» (одна из частей «Библии») новгородского попа Упыря Лихого (1047г.) дошла до нас только в списке XVI в., оригинал XI в. не сохранился. С книги была изготовлена копия, где было упомянуто имя древнего автора. Эта книга, скорее всего, предназначалась для церковной библиотеки.



Упырь Лихой – первый известный на Руси переписчик книг, священник, работавший в Новгороде в 1047 году. В 1047 году перевел и написал «Книгу пророков». Его запись на книге – древнейшая датированная запись на древнерусских книгах:

«Слава тебе Господи царю небесный, яко сподоби мя написати книги си. Ис коуриловице князю Влодимиру Новгороде княжащю сынови Ярославлю болшему. Поучах же е писати в лето 6555 месяца мая 14. А кончах того же лета месяца декабря в 19. Аз поп Оупирь Лихый. Тем ж молю всех прочитати пророчество се. Велика бо чюдеса написаша нам сии пророци в сих книгах. Здоров же княже будь в век живи, но … писавшаго не забывай».

К XI в. относится и оригинальная надпись на Тьмутараканском камне (1068г.), в которой говорится об измерении князем Глебом ширины Керченского пролива. Эта надпись интересна тем, что в ней отражаются черты, свойственные живому русскому языку того времени.

В 40-х годах XI века написано «Слово о законе и благодати» Митрополита Иллариона – первый оригинальный памятник торжественного красноречия.Полное название: «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала кагану нашему Влодемиру Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей». В «Слове…» противопоставлены Ветхий и Новый Заветы. Илларион был первым киевским митрополитом из русских, жил в загородной резиденции киевского князя, селе Берестове. «Слово о законе и благодати» было прочитано им в торжественной обстановке в присутствии Ярослава Мудрого и его семьи. В этом произведении утверждается идея равноправия Руси и русского народа со всеми другими христианскими государствами и народами, воспевается христианская вера.

Обратимся ещё раз к словам Илариона: «Вера благодатная по всей земле распространится и до нашего язычника русского дойдет, евангельским же источником наводнит всё и всё покрыв до нас прольется. Ибо уже мы со всеми христианами славим святую троицу, а Иудея (иудаизм) молчит».

«Слово» – патриотическое публицистическое произведение, которое является образцом риторического оформления мысли. Известно в 44 списках. Оказало большое влияние на развитие высокого стиля древнерусской литературы.

В 80-х годах XI в. великим русским писателем Нестором Летописцем, автором жития Бориса и Глеба и древнейшего летописного свода «Повесть временных лет», написано «Житие Феодосия Печерского». Житие дошло до нас в списке XII века, в составе рукописного сборника XII – XIII вв., который хранился в Успенском соборе Московского Кремля под названием «Успенский сборник».

Начинается это произведение так: «Благодарю тебя, владыко мой, господе Иисусе Христе, что сподобил меня недостойного соповедателя (тот, кто несет весть вместе с кем-то, в данном случае с Иисусом Христом) быть святым твоим угодником. Ибо сперва, писав о житии и о погублении, и о чудесах святых и блаженных страстотерпцев Борис и Глеба, принудил себя и к другому исповеданию приступить».

Вступление можно назвать высоким образцом ораторской прозы.

В «Житии Феодосия Печерского» рассказывается о рождении и детстве Феодосия, смерти отца, конфликтах с матерью, преследованиях с её стороны. Феодосий был необычным ребенком: не играл с детьми, ходил в церковь каждый день, приобщался к божественным книгам, изучал грамматику, мечтал исходить все места, по которым ходил Иисус Христос, непрестанно молился. Мать же хотела, чтобы он был, как все дети: чтобы общался со сверстниками, занимался домом. В конце концов он сбегает из дома в Киев (сам он жил в пригороде г. Киева), попадает в пещеру к Антонию, который принял его и постриг в монахи Киево-Печерского монастыря. Описание жизни Феодосия в Киево-Печерском монастыре содержит много интересных бытовых подробностей, в частности о жизни и писательстве известных деятелей русской литературы середины XIв. – Илариона и Никона Великого. Большое внимание в житии уделено описанию отношению монастыря к киевским князьям.

_________________________________________________________

*Князь ростовский Борис был убит вместе с братом Глебом сторонниками Святополка.

В житии говорится и об изготовлении книг и писательстве Феодосия, упоминается о том, что к этому Феодосия сподвиг Великий Никон, игумен Киево-Печерского монастыря, летописец, составивший Киево-Печерский свод 1073г.






Date: 2015-06-06; view: 6498; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию