Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фундаментал-теологические проблемы теоретического статуса теологии





В § 1 мы рассмотрели предпринимавшиеся на протяжении все­го существования христианской теологии усилия прояснить и обо­сновать ее теоретический статус через отношение к научному зна­нию. Это потребовало анализа истории отношений между религией и наукой, между теологией и наукой. Указанные усилия образуют первую из двух выделенных нами основных форм обоснования теоретического статуса теологии.

Второй из этих форм можно считать разработки проблем теоре­тического статуса теологии, осуществляемые через соотнесение с общими стандартами теоретичности, разумности и рациональности, принятыми в культуре общества. Понятно, что эти две формы во многих отношениях пересекаются, поскольку наука, научность не­редко воспринимается как воплощение таких стандартов.

При рассмотрении данной проблематики мы свою главную цель видим в том, чтобы охарактеризовать проблемную ситуацию теоло-


гии, возникающую как раз вследствие применения указанных куль­турных стандартов к теологии как теоретической деятельности. И теоретическое осознание проблемной ситуации, и попытки ее ре­шения носили и носят философский характер. Другими словами, речь идет еще об одном способе функционирования философии в христианской теологии. И по этой причине данная проблематика включается в сферу нашего рассмотрения.

2.1. Обоснование теологией своего теоретического статуса, пре­тензий на соответствие стандартам академической теоретической рес­пектабельности и т. п. чаще всего носит форму обоснования "науч­ности теологии". В самом общем виде проблематика научности те­ологии - это проблематика истинности теологических, в первую очередь догматических утверждений.

Христианская теология выработала целую традицию научно-теоретической рефлексии.

Не касаясь вопроса о "теологии "Нового Завета", в частности "теологии ап. Павла", которого считают зачинателем теологии как развернутого и дисциплинированного размышления о Боге, можно исходить из того, что теология как истолкование текстов и рассужде­ние о Боге представлена уже у отцов церкви и в раннем средневеко­вье. Такая теология с самого начала обладала своим, причем весьма достойным, местом в христианском сообществе наряду с другими формами, способами христианского существования такими, как культ, благовестие, устроение церкви, действие в мире и т. д.

Понятие теологии в узком смысле используется начиная с IV в. только применительно к учению о Боге и о троице, которое отличают от изложения божественного действия. Лишь в схола­стике утверждается широкое словоупотребление, так что "теоло­гия" уже соотносится с теоретическим рассмотрением всего содер­жания веры, становится обозначением христианского учения в целом. Тем не менее теологии, мощно утвердившейся в христи­анской жизни, потребовался очень длительный период времени, чтобы выработать определенные средства саморефлексии, а затем придти к отчетливому осознанию и осмыслению своеобразия своего труда.

Вслед за Августином священное учение понималось как муд­рость в отличие от науки. Науки исследуют свойства земных


 




вещей, а мудрость имеет дело с вечным, с Богом как высшим благом, ее цель — вечная общность с Богом. С возникновением университетов в XII и XIII вв. теология вступила в круг наук, которыми занимались на других факультетах. Все это вызвало интерес к вопросу о научном характере теологии. Отличение ее как мудрости от наук уже не было достаточным.

Сущность, предмет, цели и пути познания теологии становят­ся предметом ее эксплицитного размышления лишь во второй четверти XIII в. В это время теология могла оглянуться на более чем тысячелетнюю историю. К этому времени она уже обладала, с одной стороны, собственным предметом, а с другой — целым рядом направленных на ее самообоснование разработок. Эти раз­мышления отливались в форму понимания теологией себя как науки.

Одновременно вследствие рецепции аристотелизма теология стала постигаться уже не как мудрость, но как наука. Фома Аквинский предпринял попытку обосновать ее как выводную теоретическую науку. Надстоящее знание, знание, покоящееся на "знании Бога и святых", должно обеспечивать очевидность истин веры, которые предполагаются как авторитет откровения. Такой подход был действен долгое время, особенно в католической теологии.

В последние десятилетия рассматриваемая проблематика явля­ется компонентом предметной области такой теологической дис­циплины, как фундаментал-теология, соответствующие усилия рань­ше нередко называли "теорией теологического познания"*.


2.2. А теперь охарактеризуем проблемную ситуацию теологии, возникающую вследствие соотнесения теологии как теоретической деятельности с принятыми в культуре стандартами теоретичности и рациональности.

* Фундаментал-теологические разработки проблемы теоретического статуса теологии можно считать наиболее близким аналогом разработок проблем эпи­стемологического статуса религиозного знания в философии религии как фи­лософском религиоведении. В связи с этим необходимо провести одно очень существенное различие. Проблематика теоретического самообоснования теоло­гии, проблематика обоснования теологии как науки уже по объему чем пробле­матика религиозного знания как такового, под которым следует понимать зна­ние, заключенное в вере, содержащееся в вере.


В Новое время теоретический статус теологии была поставлен под сомнение. Это сомнение, которое до сего дня определяет об­суждение проблематики теоретического статуса теологии вытекало из постулата о безграничной автономии и мощи разума. Этот по­стулат исключает знание, принципы которого связаны с авторите­том, не подлежащим вопрошанию и сомнению.

То обстоятельство, что опора на авторитет откровения состав­ляет специфическое отличие теологии от мирских наук, аргумен­тирующих исходя из очевидных принципов разума, отчетливо осознавалось и в зрелое средневековье. Однако тогда это не ставило под сомнение ее теоретический статус. Этот научный статус вызвал принципиальные сомнения, когда появилась мысль о том, что подлинной теорией (наукой) может быть лишь такая которая не опирается на какие-либо предзаданные авторитеты' Предполагается, что не только логика аргументации на основе тех или иных принципов, но и само принятие этих принципов должно быть поставлено под контроль разума. В этом заключа­ется природа науки как науки. Тем самым обоснование научности теологии оказалось увязанным с вопросом о том, может ли у нее быть обоснование, свободное от авторитета, опирающееся лишь на правильно понимающий себя разум.

Если понимать теологию как "науку веры", т. е. как теорети­ческое развертывание веры, предпосылаемой как нечто данное и неприкасаемое, то теология должна признать эту веру как основу норму и цель. Этим она вызывает подозрение в том, что зависит от точки зрения веры, которая принимается произвольно.

Данное возражение нельзя, как считают оппоненты теологии опровергнуть посредством ссылки на то, что решение подвергать все критико-рациональной проверке само базируется в конечном счете на произвольном решении. Ведь тот, кто вообще прибегает к аргументации, уже всегда стоит на почве критической, связан­ной с правилами логики рациональности. Если, таким образом теология учитывает возражения со стороны критики теологии на основе общепринятой критической рациональности, то она дол­жна уметь обосновать те высказывания, которые определяют христианско-религиозное самосознание.

Далее, теология должна не только заниматься церковью, но и быть "церковной" в основополагающем смысле. Это верно


 




относительно всех христианских конфессий. Православное бого­словие опирается на толкование Св. Писания и Св. Предания. Католическая теология соотносится с обязательной для нее интер­претацией Св. Писания и церковной традицией, а протестантская теология соотносится с нормами, задаваемыми Св. Писанием и вероисповеданием.


Поскольку научность связана, по крайней мере, с формулиро­ванием свободных от противоречий, предметно-когерентных и ра­ционально контролируемых высказываний, то теология, как утвер­ждается критиками, не может соответствовать своей претензии на всеобще признаваемую научность до тех пор, пока она не прими­рит это требование с притязанием быть "церковной наукой".

Таким образом, все сомнения в теоретическом статусе и возра­жения против научности теологии можно свести к возражениям и сомнениям, связанным, во-первых, с ее функциями и, во-вторых, с ее методологическим принципом. С точки зрения функций, науч­ность теологии сомнительна в силу направляющего ее главного интереса — возвещения и обоснования веры, особенно церковной. С методологической же точки зрения, научность теологии сомни­тельна потому, что она исходит из определенной базисной предпо­сылки: она предпосылает основу христианской веры в откровении, происшедшем в Иисусе Христе. Ведь с позиций строгой научности требуется, чтобы предпосылки рассуждения принимались только после испытания и могли подвергнуться пересмотру. Но теология воспринимает свою базисную предпосылку как безусловный ис­ходный пункт.

2.3. Попытаемся кратко резюмировать ответы теологии на ука­занную проблемную ситуацию.

Осмысление этой ситуации в католической теологии по-пре­жнему сводится, в конечном счете, к утверждениям о невозмож­ности какого-то базисного противоречия между естественным и сверхъестественным разумом. Представители католической теоло­гии не видят принципиального противоречия между научностью и церковностью. Они доверяют способности разума к постиже­нию истины и доверяют способности к постижению истины церковью как совокупным сообществом верующих. Однако такая церковность предполагает, что теологи неукоснительно придержи-


ваются общепринятых стандартов научности, а церковная инстан­ция с доверием прислушивается к их аргументам и в определен­ных пределах руководствуется ими. При таком подходе остается все же неясным, каким образом должна разрешаться ситуация, когда аргументация, соответствующая критериям научности, по самой своей логике перешагивает пределы, положенные для нее церковной инстанцией.

В протестантской теологии проблематика теоретичности и на­учности теологии увязывается с рядом условий, важнейшим из ко­торых является "всеобщность" утверждений. Всеобщность в дан­ном случае, во-первых, предполагает всеобщность понимания, т. е. возможность одинаково мыслить содержание одинаково оформлен­ных высказываний; во-вторых, предполагает, что теологические высказывания подчиняются всеобще понятым и принятым стан­дартам обоснования и доказательства.


Всеобщность означает также выход за пределы субъективности веры в том смысле, что вера и ее ноэтические познавательные ком­поненты получают всеобщую тематизацию и становятся объектом теоретического осмысления. Всеобщность является особо важным условием научности теологии потому, что в самой протестантской мысли неоднократно предпринимались попытки представлять тео­логию, теологическое рассуждение сугубо как выражение религи­озного переживания и опыта, лишь как тематизацию "экзистенци­альной задетости" того или иного человека.

Кроме того, проблема научности теологии — это и проблема ее понятности для нетеологов, соответственно, проблема культурной всеобщности теологических высказываний. Понятность и, соответ­ственно, коммуникативность теологических высказываний имеет и огромное практическое значение.

Обрисованный подход является проявлением одной из базис­ных ориентации протестантской теологии, а именно ориентации на "разум субъекта", т. е. разумную субъективность. Всеобщность тео­логических утверждений должна сделать возможным разумное ус­воение теологических положений.

2.4. В современной теологии обоснование теоретических притя­заний теологии осуществляется и посредством осмысления языка теологии. Такое осмысление языка теологии обусловлено, в основ-


 









Date: 2015-11-15; view: 416; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию