Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Догматика и философия
§ 1. Историческая характеристика догматической теологии Догматика, как признается почти единодушно в настоящее время, образует составную часть систематической теологии христианских конфессий. Отнесение догматики к систематической теологии, иногда даже растворение в последней проистекает из определенного структурно-энциклопедического замысла. С целью акцентировать это обстоятельство мы будем использовать иногда обозначение "догматико-систематический". Понятие "догматика", являющееся сокращенной формой от "догматической теологии", обозначает ту теологическую дисциплину (а также соответствующие изложения и учебники), которая стремится всеохватно и как нечто обязательное изложить христианское учение той или иной христианской церкви или сообщества. Такое изложение осуществляется с опорой на догматы как фундаментальные положения соответствующего учения. Это учение строится на основе библейского свидетельства и сообразуясь с исторической традицией церкви. Само обозначение "догматическая теология" появляется лишь в XVII в. До этого в соответствующих целях использовались обозначения "сентенции", "теологические суммы", с XVI в. -"теологические основоположения". Корни догматической теологии можно найти в позднеан-тичной и средневековой теологии, но в строгом смысле — это явление Нового времени. Истоки догматического теологизиро- вания следует искать в целостных и тематизированных частичных изложениях христианского вероучения. Эти изложения отделяются, таким образом, от непосредственной связи с тем или иным изложением Св. Писания, даже если эти последние обладают высоким понятийным и спекулятивным уровнем. Обсуждаемые вопросы получают здесь определенное систематическое место. Историки теологии зачинателем догматики считают наряду с Августином ("О христианском учении") Иоанна Дамаскина, который в своем произведении "Точное изложение православной веры" излагает христианское учение в том порядке, что во многом принят и сегодня. Лишь в XII в. на Западе возникают сопоставимые крупные концепции, инспирированные более широким ознакомлением с античным наследием. Петр Ломбардский пишет "Сентенции", содержащие сходный порядок. Они были предметом комментариев вплоть до XVI в. и тем самым определяли тематический контур схоластической теологии. Следует назвать, далее, Александра Гэльского и Фому Аквинского. При всем том эти ранние формы теологии лишь условно могут быть названы догматикой, поскольку теология средневековья еще не дифференцировалась четко в методическом отношении. У Петра Ломбардского при передаче и толковании Св. Писания и отцов церкви уже утверждается схоластический принцип аргументации и контраргументации. У Фомы Аквинского речь идет о методе теологии как о свершаемом в философских категориях истолковании Св. Писания и традиции. Тем не менее нельзя говорить об обосновании какого-то "особого" метода догматики. Кроме того, теология еще не членится на теологические предметные дисциплины. При этом, однако, образуются — особенно начиная с XIII в. - самостоятельные тематические комплексы. И все же вплоть до Нового времени этот вид теологии занимается всей теологической сферой, поэтому не возникает догматическая теология как особая дисциплина, предметно и функционально отграниченная от других теологических дисциплин. Исторические причины, которые привели к оформлению догматической теологии, еще не полностью ясны в деталях. Это развитие, в числе прочего, следует рассматривать в связи с об- разованием догматической формы мышления, выходящей за пределы собственно теологии. В сопоставлении со схоластикой догматическая теология как явление Нового времени представляет собой более высокий уровень рефлексии, поскольку она весь материал, систематизируя, возводит к последним аксиомам, которые, со своей стороны, уже нельзя отрицать. Догматы скрупулезным образом отличались от простых теологем. Следствием этого была большая мера свободы и вариативности в теологической работе. Догматика понималась как наука о церковных догматах: исходным пунктом было изложение догматов церкви, которые затем обосновывались Св. Писанием и традицией и, наконец, спекулятивно развертывались на пути теологического рассуждения и заключения. Начиная с раннего Нового времени появляются попытки переформулировать унаследованное учение, исходя из какой-либо единой рациональной ведущей идеи. В протестантизме для этого нового системного мышления, для устремления к гармоничной, внутренне связной организации материала основополагающей является ориентация на "разум субъекта", т. е. на разумную субъективность. Рациональная прозрачность систематического изложения служит тому, чтобы сделать возможным свободное разумное усвоение религиозно-теологических положений. Традиционный догматический материал заново структурируется таким образом, чтобы разумность и благочестие человека могли служить принципом организации и изложения всех теологических положений. Эти теологические положения понимаются уже не как церковно заданные, независимые от субъекта истины, но как рефлексивные содержания, которые не могут быть содержательными вне своей рефлексивности, т. е. вне соотнесенности с познающим их человеком. Католическая догматическая теология в Новое время находилась под значительным воздействием того, что в настоящее время нередко именуют "догматистской моделью" теологии. Это обозначение не догматической теологии, но догматистского понимания этой теологии. Данная модель по существу претворялась в практику после Тридентского собора до тех пор, пока II Ватиканский собор не санкционировал другую версию разумения веры. Утвер-
ждаемые тезисы оправдываются посредством обращения к совокупности определений магистрата по тому или иному предмету. Доказательство осуществляется с помощью цитат из Св. Писания, отцов церкви и авторитетных теологов. Эта система функционирует на основе различения между церковью научающей и церковью научаемой. Магистрат (папа и епископы) конституируется в высшую инстанцию знания и контроля за знанием. В протестантизме с конца XVIII в., а в католицизме в полной мере после II Ватиканского собора религия и теология различаются таким образом, что вере противостоит осознанно профессионализированная теология. Теология, проектируемая как позитивная наука, изменяет унаследованное положение дел с учением. Она, опираясь на исторически изменяющиеся установки и содержание религиозного сознания, осознанно реконструирует догматические учения. Эта самостоятельная реконструкция во все большей мере служит утверждению той или иной теологической позиции, которая одновременно стремится повлиять на религиозно-церковную ситуацию в целом. Современная теология, особенно протестантская, предстает, вследствие этого как чередование и как конкуренция сменяющих и вытесняющих друг друга позиций. Их плюрализм отражает цер-ковно-религиозный и мировоззренческий плюрализм современного общества. К конфессиональной расколотости нововременной теологии добавляется, таким образом, и ее позициональная внутренняя дифференциация. Задача догматики состоит в том, чтобы на свою ответственность утверждать высказывания веры и обосновывать их утверждение. Она должна быть в состоянии сказать, почему она сохраняет те или иные наличные высказывания в ранге догматических утверждений и каким образом она соотносит их с историческими, социологическими, идеолого-критическими интерпретациями. Тем самым основная проблема для нынешней догматики по-прежнему заключается в определении отношений между историчностью, способностью к диалогу и обязательными верователь-ными высказываниями. Догматика может осуществляться плодотворно только на основе такой установки, которая не отказывается от догматического рас- суждения, но не позволяет ему превратиться в догматистское, скованное страхом за свою судьбу. Догматика, как полагают, остается жизнеспособной только в рамках систематической теологии, постоянно осмысляющей свои собственные принципы. Православная догматика устойчиво понимает свои догматы как непререкаемые истины, источником и основой которых является божественное откровение, содержащееся в Св. Писании, а определяются эти истины Церковью. § 2. Догматика и философская метафизика 2.1. Ядром догматики является учение о Боге. В догматико- Философия, используемая в догматической теологии, есть философская метафизика. Под метафизикой мы понимаем - применительно к нашей теме — общую теорию действительности в целом. Как правило, она носит форму концептуализации принципов или реальностей, определяющих совокупную действительность. Использование философской метафизики в догматической теологии, ее во многих отношениях основополагающее значение для догматики являются общепризнанными. 2.2. Следует отметить, однако, что в христианской традиции
Оппоненты метафизики признают, что в течение двух с половиной тысячелетий метафизика имела нормативное значение для западной мысли, была "направляющим логосом" европейской культуры. Однако в настоящее время метафизика стала "сомнительной в радикальном смысле", что проявляется, в частности, в том, что ее категориальные оппозиции, такие, как "дух—материя", "рациональное—иррациональное" и др., уже не воспринимаются как нечто очевидное. Все это предписывает, по мнению оппонентов, "новое, критическое отношение" к метафизической традиции. "Нынешний кризис метафизики", как они заявляют, не может не иметь последствий для христианства вообще и, в первую очередь, для христианской теологии. Кризис метафизики ставит под сомнение христианскую идентичность. Христианство должно поэтому, по мнению оппонентов заси-лия метафизики в теологии, искать сегодня и обрести свою идентичность вне метафизических путей. Метафизика столь долго оформляла язык теологии да и веры вообще, что в настоящее время обновить этот язык можно только посредством сознательной и упорной борьбы с метафизикой. При ближайшем рассмотрении выясняется, что все подобные призывы остаются лишь диагнозами и императивами, за которыми не следует конкретная и убедительная реализация программных требований всех этих деклараций. Вообще очень трудно представить, каким же будет христианство, освобожденное от метафизического содержания, неотъемлемого от христианства в течение почти двухтысячелетней истории. 2.3. Христианская теология должна представить Бога как абсолют, как высшее бытийное начало совокупной действительности (соответственно — представить его как: всеобъемлющий онтологический объяснительный принцип). При этом такой принцип должен предстать и как основа интеллигибельности реальности, в том числе исторической и индивидуально-жизненной реальности. Все это означает, прежде всего, что догматическая теология должна иметь возможность опереться на соответствующую метафизику. Такой метафизикой может быть только теистическая метафизика в одной из своих разновидностей. При всех различиях и своеоб- разии догматических учений в православной, католической и протестантской теологии собственно философский компонент в каждом случае будет представлен тем, что было названо "классическим метафизическим теизмом". В данной работе мы подробно проанализировали различные варианты теистической метафизики, при этом особое внимание было уделено "философско-теистическому понятию" в его классической форме и процесс-теизму как наиболее влиятельной современной альтернативе классической версии философского теизма. Мы завершим свой анализ указанием на то важнейшее обстоятельство, что теистическо-метафизическое содержание — образуя лишь компонент догматике-теологического учения в его полноте — претворяется в таком учении в надфилософскую по своей сути концептуальную и смысловую связь. ПРИМЕЧАНИЯ Часть I. "Философия религии как философское религиоведение" 1. ОНО К. Оаз НеШ§е. - Оо«а, 1926. - 8. 1. 2. ОПо К. \Уез1-ОзШсЬе МузИк - Ооша, 1926. 3. 8*асе \У. Т. МузИскт апй рЬНозорпу. — 1^., 1960. 4. ХаеНпег К. С. Музгкмзт, засгей апй ргоГапе. - N. У., 1961. 5. А1топс1 РЬ. Муз1ша1 ехрепепсе апй ге1щюш йос1ппе. - ВегНп е1 а1., 1982. 6. ^ату/п^Ы \У. I. Муз1Мзт. - ВгщЬюп, 1981. 7. СШГогй \У. К. ТЬе е1Ысз оГ ЬеНеГ. // ТЬе гаНопаЫу оГ ЬеИеГ т Сой / Ей. С. Маугойез. - Еп§1е\УОой СШГз, N. V., 1970. - Р. 159-160. 8. Эопоуап Р. ЯеЬ§юиз 1ап§иа§е. - N. У., 1976. Р. 1. 9. ВагЬоиг I. Мушз, тойе1$ апй рагайщтз: ТЬе па1иге оГ зс^епийс апй ге1щюиз 1ап§иа2е.— Ь., 1974. 10. 8сЬоеп Е. ЯеИ§юиз ехр1апаИопз: А тойе1 Ггот те зс1епсез. — ЭигЬат, 11. Кт§-Раг1о\у I, СЬпз1епзеп \У. N. РакЬ апй Ше НГе оГ геазоп. - 12. Вгагту/аНе Я. Ап етршазг'з У1е\у оГ те па!иге о!" геНроиз ЬеИеГ // РЬПозорЬу оГге1щюп /Ей. 5. М. СаЬп. - N. У., 1970. 13. Наге К. М. ТЬео1о§у апй Га1зШса1юп (В) // №\у еззауз т рЬПозорЫса! 1Ьео1о§у /Ей. А. Р1е\у, А. Маст1уге. - Ь., 1955. 14. Вигке Т. Р. ТЬе ге1ис*ап1 у1бюп: ап еззау т 1Ке рЬПозорЬу о!" геИ§юп. РЫ1айе1рЫа, 1974. 15. 1ЫЙ., Р. 39. 17. УУЬШакег.!. Н. МаПегз оГГаИЬ апй таПегз оГрппс1р1е: Яе1щюиз 1га1Ь-с1а1тз апй 1Ьеп 1о§к. - 8ап АпЮпю, 1980. 18. Р1еззпег Н. 01е 8пд1еп йез Ог§атзсЬеп ипй йег МепзсЬ. - ВегНп; \л\ртщ, 1928. Ркззпег Н. Шег е1ш§е МоНуе йег рЬПозорЫзсЬеп Ап1горо1о§1е. -8шйшт Оепегак, 1956, №. 9. Р1еззпег Н. СопйШо Ьитапа. - РйШЬщеп, 1964.
19. Р1еззпег Н. От 8шГеп. 8. 293. 20. 1ЫЙ., 8. 304. 21.1ЫЙ.,8. 310. 22.1ЫЙ., 8. 305.
23. СеЫеп А. Эег МепзсЬ: зете №шг ипй зете 81е11ип§ т йег \УеЬ. — ВегНп, 1944. 24. 1Ый., 8. 33. 25. 1Ьн1.,8. 31. 26. 1Ый., 8. 34. 27. 1Ый., 8. 35. 28. Лапзеп Р. Ато1й СеЫеп: Ше аптгоро1о§1зсЬе Ка1е§опеп1еЬге. — Вопп, 1975. - 8. 14. 29. \У1ие§еп51ет Ь. \Уегкаиз§аЬе т 8 Вйе. Вй. - РгапкГиЛ ат Мет, 1984. - 8. 84. 30. Ауег А. Ьап§иа§е, 1га1Ь апй 1о§1с- Ь., 1936. - Р. 174. 31. Ауег А. Ьап§иа§е, тгиш апй 1о81с.- N. У., 1952. - Р. 13. 32. Р1е\у А. ТЬео1о§у апй СаЫЯсаИоп // №\у еззауз ш рЫ1озорЫса11Ьео1о§у. — Ь., 1955. - Р. 97. 33.1Ый., Р. 98. 34.1ЫЙ., Р. 99. 35. №е1зеп Я. Ап т1гойис1юп Ю те рЬПозорЬу оГ ге!щюп. - Ь., 1982. — Р. 141. 36.1Ый.,Р. 171. Часть II. "Философия религии как философская теология" 1. Ретп Н. 01е ёететзате РгоЫетаИк сЬпзШсЬег ТЬео1о§1е Ьеи1е ипй йег окишетзсЬе Аиз1аизсЬ // НапйЬисЬ йег Окитешк. РайегЬогп, 1987. 8. 14. 2. МакоЬп N. Апзе1т'з опЮ1о§1са1 ргооГз //Яеазоп апй геН§юп. ИЬаса; — Ь., 1977. 3. НаПзЬогпе СЬ. Апзе1т'з йезсоуегу. Ьа 8а11е, 1965. 4. Теппап* Р. К. РЫ1озорЫса11Ьео1о§у: СатЬпй§е: СатЬг. ишу. ргезз, 1930. 5. 8итта 1Ьео1о§1ае I, 2, ай. 1 //Босгопз ап§еЬс1 Й1У1 ТЬотас Ацу'таНь орега отгаа. Уо1. 1. - Р., 1895. - Р. 16-17. 6. ЬоХг }.-&. 2иг 81гикшг йез Оо11езЬе\уе18ез //ТЬео1о§1е ипй РЬПозорЫе. 1981. Н. 4. 8. 486. 7. 8сЬаеЯег К. РаЬщкеИ гиг ЕгГаЬгип§. 2ие 1гапзгепйеп1а1еп НегтепеиИк Йез 8ргесЬепз уоп СоИ. — Рге1Ьиг§ е!с, 1982. 8сЬаеШег Я. ЯеИ§10зрЫ1озорЫе. - РгеШиг§ 1. Вг.: МипсЬеп, 1983.
8. ЗсЬаепЛег К. КеИ§юпзрЫ1озор1е. 8. 100. 9. 8сЬе1ег М. Эег РогтаЬзтиз т сЗег Е41пк ишЗ сПе та1епа1е \Уег1е1Ык. — Вегп; МипсЬеп, 1966. - 5. 395. 10. Наттег Р. ТЬеопоте Ап1Ьгоро1о§1е? Мах 8Ье1егз МепзсЬепЫШ ипс! ИЛЬИ., 8. 285. 12. \Уеке В. КеН§юп$рЫ1озорЫе. Ргейипгё е1с, 1979. 13. 1Ыа\, 8. 66. 14. 1Ы<1, 8. 67. 15. 0§деп 8Ь. Тобаго* а пе\у гЬе^зт //Ргосе88 рЬПозорЬу апй СЬпзНап 1ЬоиёЬ1. - 1псПапроНз, 1977. - Р. 178. 16. А1ехапйег 8. 8расе, Ите апс! деИу. - Ь., 1927. 17. ХУЬиеЬеаа" А. N. Ргосезз апд геаШу. - N. V., 1978. 19. НайзсЬогпе СЬ. СгеаНуе зуп1:Ье815 апс! рЫ1о8ор1са1 тегЬос!. - Ь., 1970. 20. НайзсЬоте СЬ. 1Ыа\, Р. 46. 22. ^е18сЬебе1 XV. Оег Сои йег РЬПозорЬеп: Сгип<Ие§ип8 етег 23. 1Ыо\, Вй. 2, 8. 202. 24. 1Ы<1.,Ва\ 2, 8. 217. Часть III. "Философско-религиозная антропология" 1. Никонов К. И. Современная христианская антропология. — М., 1983. — С. 21. 2. 8сЬе1ег М. 01е 81е11ип§ ёез МепзсЬеп 1Ш Козтоз. - МипсЬеп, 1947, 8.7. 3. 8сЬе1ег М. РЬПозорЫзсЬе ХУеНапзсЬаиипё. МипсЬеп, 1954, 8. 62. 4. 8сЬе1ег М. \\^езеп ипа" Рогтеп дег 8утра1Ые. Вопп, 1926, 8. 89. 5. 8сЬе1ег М. 2иг 1сЗее с1ез МепзсЬеп. — Оезаттеке \Уегке, 4955, Вй. 3, 8. 190-191. 6. 8сЬе1ег М. В1е 31е11ип§ с1ез МепзсЬеп ил Козтоз. 8. 35. 7. 8сЬе1ег М. Оег РогтаНзтиз т ёег ЕгЫк ипё Фе та1епа1е ХУеПегЫк, 8. 293. 8. 8сЬе1ег М. РЬПозорЫзсЬе \УекапзсЬаиипё, 8. 30. 9. 8сЬе1ег М. Оег РогтаНзтиз т йет ЕгЫк ипа* сНе тагепак ХУеПегЫк, 8. 370.
10. 1Ыо\, 8. 382-383. 11. 8сЬе1ег М. РЬПозорЫзсЬе ^еЬапзсЬаиипё, 5- 13- 12. 1Ыа\, 3. 13. 13. 8сЬе1ег М. 01е ЗгеИипё с1ез МепзсЬеп 1т Козтоз, 8. 40. 14. 8сЬе1ег М. РЬПозорЫзсЬе Х^е11апзсЬеиип§, 8. 11. 15. Неп§51епЬег§ Н.-Е. РЬПозорЫзсЬе АтЫоро1о81е. -ЗшпваЛ, 1957. - 8. 9. 16. Неп§81епЬег§ Н.-Е. 2иг ЯеУ1зюп с1ез Ве§пгГз йег тепзсЬИсЬеп №тг / /РЬПозорЫа пашгаИз. - 1973. Вд. 14, Н. 1. 8. 60. 17. Неп§з1епЬег§ Н.-Е. РЬПозорЫзсЬе Ап1Ьгоро1о§1е. 8. 96. 18. Неп§зхепЬег§ Н.-Е. 01е Рга§е пасЬ уегЫпсШсЬеп Аизза^еп т йег 19. НегщзхепЬег§ Н.-Е. РЬПозорЫзсЬе Ап1Ьгоро1о§1е. 8. 131. 21.1Ш., 3. 132. 22.1ЪЫ., 8. 135. 23.1Ыс1., 8. 165. 24. 1Ы±, 3. 224. 25. Неп§51епЪегё Н.-Е. 2иг Кеу1зюп йез Ве§гШз (1ег тепзсЬИсЬеп №идг. 8. 64. 26. Непёз1епЬег§ Н.-Е. РЬПозорЫзсЬе АЫЬгороЬ^е. 8. 325. 27.1Ыо\ 8. 378. 28. ОогегЬ Е. \Уаз 151 <3ег МепзсЬ? Сшпйги^е етег рЬПозорЫзсЬег 29. СогегЬ Е. Ме1арЬуз1к. - 1ппзЬгиск, 1961. - 8. 616. 30. СогесЬ Е. \Уаз 151 ёег МепзсЬ? 8. 191-192. 31.1Ыо\, 3. 196. 32. РаппепЬегё XV. АпгЬгорок^е т 1Ьео1о81$сЬег РегзреШуе — СоШпдеп, 1983.-3.21. ЗЗЛШ., 8. 21. 34. РаппепЬег§ XV. \Уаз 151 йег МепзсЬ? - СоШпёеп, 1976. - 3. 10. 35. РаппепЪегд XV. Ап1Ьгоро1о§1е т гЬео1о§1зсЬег РегзреШуе, 8. 65. 36. РаппепЬег§ XV. \Уаз 1$1 дет МепзсЬ, 3. 26. 37.1Ыа., 8. 15. 38. Мб., 3. 13. 39.1Ыо\, 3. 24. 40.1ЬШ., 3. 23. 41. КаЬпег К. Ое1з11п \УеЬ. - 1ппзЬшск, 1957. - 8. 407. 42. ЯаЬпег К. Ногег дез ХУоПез: 2иг Сшпс11е§ип8 е1пег КеЬ^опзрЬНозрЫе. — РгеШиге 1т Вге1зёаи е1с, 1971. — 5. 44.
43. 1Ьк!., 8. 47. 44. М±, 8. 50. 45. 1ЬШ., 8. 63. 46. 1Ыё., 8. 77. 47.1ЬИ.,8. 116. 48.1ЬШ., 8. 173. Часть IV. "Христианская теология и философия" 1. Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. - М., 1981. -С. 113. 2. уап 8*еепЪег§пеп Р. Ьа рЫ1о$орЫе ее 1а паШге ои XIII 81ес1е // Ьа Шокойа де11а паШга пе1 МеШоеуо. - МПапо, 1966. - Р. 116. 3. Оипеш Р. Ье зузИете йе топёе. НкКмге ёез ёосглпез созто^яиез йе Р1а1оп а Сорегшс. - Р., 1954. Уо1. 1. Р. 104. 4. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. Малый комментарий. Послание против Вернера. Упсальская запись. — М., 1964. — С. 14. 5. Там же.-С. 12-13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ* Аксаков А. С. Литературная критика /Сост., вступ. ст. и коммент. Кирилова А. С. — М.: Современник, 1982. Аксаков К. С. Эстетика и литературная критика /Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Кошелева В. А. — М.: Искусство, 1995. Андреев Д. Л. Роза мира: Метафилософия истории. — М.: Прометей, 1991. Аскольдов С. А. Алексей Александрович Козлов. — СПб., Изд-во Рус. Христиан. гуманитар, ин-та, 1997. Бахтин М. М. К философии поступка /Публ. и вступ. ст. Бочарова С. Г., Примеч. Аверинцева С. С. //Философия и социология науки и техники. - М., 1986. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — Изд. 2-е. — М.: Искусство, 1986. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. Поцкова П. В. — М.: Правда 1989. (Из истории отечеств, филос. мысли). Н. А. Бердяев о русской философии / Сост., вступ. ст. и примеч. Емельянова Б. В., Новикова А. И. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. (Рус. философия). Бердяев Н.А. Самопознание: опыт философской автобиографии. — М.: Мысль, 1991. Бердяев Н. А. О назначении человека /Сост.: Греков Л. И., Поляков А. П.; Авт. вступ. ст. Гайденко П. П.; Примеч. Медведевой Р. К. — М.: Республика, 1993. Бердяев Н.А. Философия свободного духа /Сост. Алексеев П. В.; Вступ. ст. Мысливченко А. Г.; Подгот. текста и примеч. Медведевой Р. К. — М.: Республика, 1994. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. — М.: Искусство, 1994. * Подготовлен с участием И. Л. Беленького. Вернее И. А. Царство Духа и царство Кесеря /Сост. и "«^^^ ва П. В.; Подгот. текста и прим. Медведевой Р. К. М.. Респуоли ^г;и;;—С Д» пРавоСлавНой ^. - Бу1ко]Тн. Героизм и подвижничество /Сост., вступ. ст., коммент. П^ал^Во^Гло^^^^ дня философии /Вступ. ст., сост. и примеч. Хоружего С. С. Избран ные статьи. /Сост., вступ. ст. и примеч. Роднянскои * Б Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцание и умозрения. М.. бДГся19т^ Послесл. Долгова К. М. - М.: Республика, 1996 Булгаков С. И. Труды по социологии и теологии: В 2-х т. /Изд. подгот. В В. Сапова. - М.: Наука, 1997. ***««.«А. И. Статьи по философии /Вступ. с. Ермичева д. А Сост подгот. текста и примеч. Ермичева А. А. и др., Библиогр. Ли харева И М-, Ермичева А. А. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун- быГ«Б. П. Этика преображенного эроса /Вступ. ст., сост. и коммент. Сапова В. В. - М.: Республика, 1994. Вышеславцев Б. П. Сочинения. - М.: Раритет, 1995. ГпппЛжа В И Религиеведение. — М., 1995. т. текста и прим. Макагоновой Т. //Наше наследие - Оиг Ьеп1а8е. Гер^енТм. О. Тройственный образ совершенства. - Томск: Водо- лей, 1994. „ о07 Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. - Томск: Водолеи, 1997^ Григорьев А. Эстетика и критика /Вступ. статья, сост. и примеч. Журав левой А И. - М.: Искусство, 1980. Губман! Л. Современная католическая философия: человек и история. Да1'е111 И. Я. Россия и Европа: Взгляд на куль. и= — ния слав, мира к германо-романскому /Предисл. Страхова Н. М, Ст. Бестужева-Рюмина К. Н.; Сост., вступ. ст., коммент. Галактио-нова А. А. — 6-е изд. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та: Глаголь, 1995. Зеньковский ВВ. История русской философии /Сост. послесл. и коммент. Полякова А. В. — Л.: Эго, 1991. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Школа-Пресс, 1996. — 271 с. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. — М.: Республика, 1997. Иванов В. И. Лик и личины России: Эстетика и литературная теория. — М.: Искусство, 1995. Иванов В. И. Родное и вселенское /Сост., вступ. ст. и примеч. Толмачева В. М. — М.: Республика, 1994. Ильин И. А. О грядущей России: Избр. ст. / Под ред. Полторацкого Н. П. — М.: Свято-Троицкий монастырь; Нью-Йорк: Корпорация "Телекс", 1993. Ильин И. А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. 235 с. Ильин И. А. Одинокий художник: Ст., речи, лекции. Сост., предисл., примеч. Белова В. И. — М.: Искусство, 1993. Ильин И. А. Путь к очевидности /Сост.: Алексеев П. В., Кураев В. И.; Послесл. Кураева В. И.; Примеч. Медведевой Р. К. — М.: Республика, 1993. Ильин И. А. Сочинения в 2-х т. — М.: Моск. филос. фонд; Медиум, 1993. Кимелев Ю. А. Современная философско-религиозная антропология. — М., 1985. Кимелев Ю. А., Полякова И. Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. - М., 1988. Кимелев Ю. А Современная западная философия религии. — М., 1989. Кимелев Ю. А. Философский теизм. - М., 1993. Киреевский И. В. Критика и эстетика /Сост., вступ. статья и примеч. Манна Ю. В. - М.: Искусство, 1979. Леонтьев К. Восток, Россия и славянство: Философская и полит, публицистика. Духовная проза. /Общ. ред., сост., подгот. текста, коммент. Г. Б. Кремнева. - М.: Республика, 1996. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика 1-И вв. н. э. /Пер. текстов Гаспарова М. Л., Федорова Н. А.; Примеч. к текстам Тахо-Годи А. А. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1982. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М. Мысль, 1989. 27 Зак. 4338. Лосев А. Ф. Из ранних произведений /Вступ. ст. Тахо-Годи А. А., Гого-тишвили Л. А.; Отв. ред. Тахо-Годи А. А.; Сост. и подгот. текста Ма-ханькова И. И.; Примеч. Гоготишвили Л. А. и др.; Журн.: Вопр. -философии и др. — М.: Правда, 1990. Лосев А. Ф. Философия имени. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. - М.: Искусство, 1992. Кн. 1.; 1994. Кн. 2. Лосев А.. Ф. Бытие-имя-космос /Сост. и ред. Тахо-Годи А. А. - М.: Мысль, 1993. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии /Сост. Тахо-Годи А. А. - М.: Мысль, 1993. Лосев А. Ф. Миф - число - сущность /Сост. Тахо-Годи А. А. - М.: Мысль, 1994. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелет. развития. - М.: Искусство, 1994. Кн. 2. Лосев А. Ф. Словарь античной философии: Избр. ст. - М.: Мир идей: АО "Акрон", 1995. Лосев А. Ф. Форма - стиль - выражение /Сост. Тахо-Годи А. А. - М.: Мысль, 1995. Лосский Н. О. Избранное /Вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Филатова В. П.; Ин-т философии АН СССР и др. - М.: Правда, 1991. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра /Вступ. ст. Титаренко А. И. - М.: Политиздат, 1991. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении; Интуитивизм. - М.: Изд. группа "Прогресс" У1А, 1992. Лосский Н. О. Бог и мировое зло /Сост. Поляков А. П., Алексеев П. В., Яковлев А. А. - М.: Республика, 1994. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция /Сост. Поляков А. П.; Послесл. Гайденко П. П.; Подгот. текста и примеч. Медведевой Р. К. - М.: Республика, 1995. Никонов К. И. Современная христианская антропология. - М., 1983. Новгородцев П. И. Об общественном идеале /Сост., подгот. текста, вступ. ст. Соболева А. В. - М.: Правда, 1991. Новгородцев П. И. Сочинения /Сост., авт. вступ. ст. и примеч. Колеров М. А., Плотников Н. С. - М.: Раритет, 1995. Новгородцев П. И. Введение в философию права: Кризис соврем, правосознания /РАН Ин-т государства и права. - М.: Наука, 1996. Розанов В. В. О себе и жизни своей: Уединенное; Смертное; Опавшие листья; Апокалипсис нашего времени /Сост., предисл., ком- мент., указ., подгот. текста Сукача В. Г. — М.: Моск. рабочий, 1990. Розанов В. В. Сочинения. Ин-т философии АН СССР и др.; Сост., подгот. текста и примеч. Барабанова Е. В. — М.: Правда, 1990. Т. 1. Религия и культура.; Т. 2. Уединенное. Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития: Лит.-эстет, работы раз. лет /Сост., вступ. ст. Ерофеева В. В.; Коммент. Дарка О. — М.: Искусство, 1990. Розанов В. В. О понимании: Опыт исслед. природы, границ и внутр. строения науки как цельного знания /Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Подгот. текста и коммент. Сукача В. Г. Вступ. ст. Бибизина В. В. — М.: СПб.: Наука; Ювеста, 1994. Самарин Ю. Ф. Избранные произведения /Сост., вступ. ст. Цимбае-ва Н. И. - М.: Моск. филос. фонд РОССПЭН, 1996. Соловьев В. С. Сочинения: В 2-х т. /Сост. и подгот. текста Котрелева Н. В.; Вступ. ст. Асмуса В. Ф.; Примеч. Котрелева Н. В., Рашковского Е. Б. — М.: Правда, 1989. Соловьев В. С. О христианском единстве: О расколе; Великий спор; Догматическое развитие Церкви; Русская идея; Россия и Вселенская Церковь; Письма; Неизданный материал. — М.: Рудомино, 1994. Соловьев В. С. Оправдание добра. — М.: Республика, 1996. Спекторский Е. Проблемы социальной физики в XVII столетии. В 2-х т. Т. 1,1910.; Т. 2,1917. Степун Ф- Жизнь и творчество. — Берлин, 1923. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. — М.: Прогресс-Литера; СПб.: Але-тейя, 1995. Страхов Н. Н. Литературная критика / Вступ. ст., сост. Н. Н. Сколова; Примеч. Н. Н. Скатова и В. А. Котельникова. — М., Современник, 1984. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность: Светлой памяти Великого князя Владимира Кирилловича посвящается. Рос. импер. союз-орден. - СПб: А/О "Комплект", 1992. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории /Сост., вступ. ст., коммент. Смолина М. Б. — М.: Ред. журн. "Москва", 1997. Трофимова 3. П. Гуманизм, религия, свободомыслие. — М., 1992. Трубецкой Е. Н. Метафизические предпосылки познания: О преодолении Канта и кантианства. - М., 1917.
Трубецкой Е. Н. Смысл жизни /Сост. Полякова А. П., Апрышко П. П. — М.: Республика, 1994. Трубецкой С. Н. Сочинения /Сост., ред. и вступ. ст. Гайденко П. П.; Примеч. Гайденко П. П., Афиногенова Д. Е.; РАН. Ин-т философии. М.: Мысль, 1994. Федоров Н. Ф. /Сост., вступ. ст. и примеч. Семеновой С. Г. — М.: Раритет, 1994. Федоров К Ф. Собрание сочинений: В 4-х т. /Сост., подгот. текста и ком-мент. Гачевой А. Г., Семеновой С. Г. — М.: Прогресс, 1995. Т. 1. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4-х т. — М.: Прогресс, 1995. Т. 2. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4-х т. — М.: Традиция, 1997. Т. 3. Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры. - СПб.: София, Т. 1, 1991; Т. 2, 1992. Флобренский П. Иконостас: Избр. тр. по искусству. — СПб.: Мифрил; Рус. кн. 1993. Флобренский П. А. Сочинение: В 4-х т. — М.: Мысль, Т. 1, 1994; Т. 2, 19%. Франк С. Л. Духовные основы общества. — М.: Республика. 1917. Франк С. Л. Душа человека: Опыт введения в филос. психологию. -М., 1917. Франк С. Л. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеч. знания; Душа человека: Опыт введ. в филос. психологию. — СПб.: Наука, 1995. Франк С. Л. Русское мировоззрение. — СПб.: Наука, 19%. Франк С. Л. Очерки методологии общественных наук //Вопр. методологии. - М., 1997. Вып. 2; Вып.З; Вып. 4. Франк С. Л. Реальность и человек /Сост. Алексеев П. В.; Примеч. Медведевой Р. К. - М.: Республика, 1997. Хомяков А. С. Сочинения: В 2-х т. /Вступ. ст., сост. и подгот. Кошеле-ва В. А. — М.: Моск. филос. фонд: Медиум, 1994. Чаадаев П. Я. Сочинения /Сост., подгот. текста, примеч. Проскуриной В. Ю.; Вступ. ст. Мильчиной В. А., Осповата А. Л. - М.: Правда, 1989. Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма /АН СССР. Ин-т философии. - М.: Наука, 1991. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия: (Глас, вопиющего в пустыне). Пер. с фр. /Вступ. ст. Милоша Ч.; Подгот. текста и примеч. Ахутина А. В. - М.: Прогресс; Гнозис, 1992. Шестов Л. И. Сочинения: В 2-х т. /Сост., науч. подгот. текста, вступ. ст. и примеч. Ахутина А. В.; Инт-т философии РАН. — М.: Наука, 1993. Шестов Л. Сочинения /Сост., вступ. ст. и примеч. Полякова Л. В. - М.: Раритет, 1995. Шестов Л. Сочинения.: В 2-х т. - Томск: Водолей, 1996. Шпет Г. Г. История как проблема логики. Критические и методологические исследования. 4.1. Материалы. - М., 1916. Шпет Г. Г. Сочинения /Предисл. Пастернак Е. В.; Ин-т философии АН СССР и др. - М.: Правда, 1989. Шпет Г. Г. Герменевника и ее проблемы /Вступ. замеч., Подготовка текста и публ. А. А. Матюшине, Е. В. Падерман //Контекст: Лит. тео-рет. 1980,1990, 1991, 1992. М.: Наука, 1989-1993. Шпет Г. Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения//Вопр. искусствовед. - М., 1997. Шпет Г. Г. Философские этюды. - М.: Прогресс, 1994. Шпет Г. Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы. - Томск: Водолей, 1996. Эрн В. Ф. Сочинения /Сост., подгот. текста: Котрелева Н. В., Антоновой Е. В.; Вступ. ст. Шеррер Ю.; Филос. о-во СССР. - М.: Правда, 1991. Яблоков И. Н. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994. А1Ьег1 К. Уош КиК 8ит Ьо§о$: 81иаЧеп гиг РЬПозорЫе дег КеН§юп. - НатЪш-§: Метег, 1982. АШоп Ж Р. Отпе паиаге апа* Ьитап кгщиаве: Еззауз т рЬНозорЫса! *Ъео1о8у. Кпаса, N. V.: СогпеЦ ишу. ргезз, 1989. ТЬе аиЮпоту оГ ге1щюиз ЬеНеГ: А сгШса1 йиши-у/Еа'. \«1п ап тПчхшсгюп Ьу Сгоззоп Р. I. - Ыо1ге Бате; Ь.: \]шу. оГЫо!ге Бате рге8$, 1981. ВаННаааг Н. V. Яеёа§пег ипе рЫ1о8ор1е а раШг йе 1а 1пеок>81е // Роиг ипе рЫ1озорЫе спгеИеппе. — Р., 1983. ВагЬоиг!. Му1п8, тодек апс! рагааЧ$>т$. ТЬе пашге оГзыетШс апд геН§юиз Ьищиазе. - Ь.: 8СУ ргез8, 1974. Веек Н. ЫаШгЬсЬе ТЬео1о81е: Сгипёпзк рЫ1о80рЫ8сЬег СоПевегкеппиш. - Мипспеп; 8а12оиг§: Риз*е1, 1986. ВЫпзпагй В. Яеазоп гай ВекеГ. - №му Науеп: Уа1е ищу. ргезз, 1975. ВгакепЫеЫ С.-К. Но\у рЬНоворЬу зЬарев гЬеопез оГ геНвюп. Ьепб: С1еешр. Вт%&ег IV. ТЬео1о81а па1игаЬз. - Ри11асЬ Ье1 Мипспеп: Вег§тап81о11е8 Уег1., 1959. Вигеп Р. уол. ТЬе ес!§е$ оГ кпдиаае. Ап езяау т *Ье 1о§к оГ а геП^юп. - N. V.: МастШап, 1972.
Вит Е.А. Турез оГгеЬ§юиз рЬИозорЬу - N. V.; Ь.: Нагрег, 1939. ТЬе сЬа11еп§е оГ геИ^оп Юдау. Еззауз оп 1пе рЬПозорЬу оГ гегдооп /Ей. Ьу Кт§-Раг1о\у I. — N. V.: 8с1епсе ЫзЮгу риЫ., 1976. СоШпз /. ТЬе етегаепсе о!" рЬПозорЬу оГ геН§юп. — №\у Науеп; Ь.: Уа1е итз. ргезз, 1967. СоШпз Я. Р. Мос1е1з оГ 1Ьео1о§1са1 геЯесИоп. — ЬапЬат е!с.: 1Му. ргезз оГ Атепса, 1984. Соорег В. 2. ТЬе 1деа о!" Сод. А \\ЪкеЬеад1ап сгМ^ие о( 81. ТЬотаз Аяшпаз сопсер! оГСод. - ТЬе На^ие: N0806°, 1974. Сгее1 Я. Т. 01уте траззМШу: Ап еззау т рЫ1озорЫса1 гЬео1о§у. — СатЬпд§е е*с.: СатЬпд§е ишу. ргезз, 1986. йатез В. Ап тггодисйоп го гЬе рЬПозорЬу оГ геЬ§юп. - ОхГогд; N. V.: ОхГогд ишу. ргезз, 1982. В'кег(I. ^гЩ>еп81ет'з ге1еуапсе Гог 1Ьео1о§у. — Вегп; Ргапкшй а. V.: Ьапе, 1975. В1еи. — Р.: ВеаисЬезпе, 1985. йирге Ж ЕттЬгигщ т «Не КекёЮпзрЬиозоргне. — ЗШЙ^аЛ е*с.: КоЫЬаттег, 1985. ЕЬеИп§ С. 81идшт дег ТЬео1о§1е. Ете епгуЫораШзсЬе ОпепИегагщ. — ТиЫпёеп: МоЬг, 1975. Е11уюой Я. 5. }г. Музйсшп апд геНцюп. — Ещ>1е\УОод с1гЙ8 (Ы. ].): РгепИсе На11, 1980. Регт О. \У. Сошетрогагу Атепсап *Ьео1о§1ез: А сгШса1 зигуеу. — N. У.: 8еаЬигу ргезз, 1981. Регге Р. Ваз1С тодегп рЬНозорЬу оГ геЬ§юп. — N. У.: 8спЬпег, 1967. Рогй Ь. Б. ТЬе 1иге оГ Сой: А ЫЬНса1 Ьаскгоипд Гог ргосезз 1Ье1зт. - РЬНадеЬМа: РоПгезз ргезз, 1978. ТЬе ГиШге оГ рЫ1озорЫса1 *Ьео1о{*у / Ей. Ьу Еуапз К. А. — РШадекма: уУезглйпзгег ргезз, 1971. Сои пеппеп: РЬапотепо1о§1зсЬе 2и8агще /Нг$8. уоп Сазрег В. — Рге1оиг§; МипсЬеп: А1Ьег, 1981. СгаЬпег-НаШг А. ТЬеопе дег ТЬео1о§1е а1з МззепзсЬаГг. — МипсЬеп: Козе1- Уей., 1974. Сип1оп С. Е. Весогшп§ апд Ье1п§: ТЬе досглпе оГСод ш СЬаг1ез НаЛзЬогпе апс! Каг1 ВайЬ. - ОхГогд: ОхГогд иту. ргезз, 1978. На11 У. Кпо^1едее, ЬеНеГ апд ггапзсепдепсе: РЬПозорЫса1 ргоЫетз т ге1щюп. — ВозЮп: МиГШп, 1975. НаПзкоте СИ. Ргот Аяшпаз Ю ХУЬМеЬеад: Зеуеп сеШипез оГ теШрЬузшз оГ геЦ§юп. — МИ^аикее: Мащиеие иту. ргезз, 1976. НаПзкогпе СИ. Сгеа^уе зуп1:Ьез13 апд рЬПозорЫса1 тегЬод. - Ь.: 8СМ ргезз, 1970. НаПакоте Ск. А па!ига1 *Ьео1оёу Гог оиг Ите. - Ьа 8а11е: Ореп СоиЛ, 1967. НеЫ姧ег е11а яиезИоп де 01еи. — Р.: Огаззе!, 1980. Шгзск Ет. 0\е. СезсЫсЫе дег пеиегп еуап§еПзсЬеп ТЬео1о81е. — Ои1егз1оЬ: МоЬп, 1975. - В<1е. 1-5. Зопев Н. О. 01е Ьо§1к 1Ьео1оё1зсЬег РегзреШуеп: Е1пе зргасЬапа1у11зсЬе ишегзисЬигщ. - ОоШгщеп: УапдепЬоеск ипй КиргесЫ. 1985. /их1 Ж-О. Ке1щюзе БргасЬе ипй апа1у11зсЬе РЬПозорЫе. 8тп ипд Ушйт ге1щ10зег Аизза^еп. - Зиодагс: КоЫЬаттег, 1975. Ьопег^ап В. Ме1Ьод т 1Ьео1о§у. - N. У.: Негёег, 1973. Мас1>ге%ог С. РШозорЫса1 138иез 1П геи§10из Шои^Ы. — ВозЮп: МиЯЬп, 1973. Масркегвоп Тк. РЬПозорЬу апб геЦ^оиз ЬеЦеГ. — Ь., 1974. Масдиате /. ТЫпЫпб аЬои1 Сод. — Ь.: 8СМ ргезз, 1975. Масдиате /. Т\уегй1е1Ь-сепгигу геЬ^оиз 1Ьои§Ь1. — Ь.: 8СМ ргезз, 1971. МоЫаг Тк. Сод апд 1Ье кполукй^е оГгеаШу. — N. У.: Вазк Ьоокз, 1973. Иазк Я. Н. СЬпзНап ГакЬ апд ЫзЮпса1 ипдегзгапдхгщ. — Сгапд Кар1с1з: 2опдегуап; БаИаз: РгоЬе т1тз1пез т1егп., 1984. ЮскоПх IV. ЗузгетаИс апд рЫ1озоЫса1 1Ьео1о§у. - Нагтопдз\УОйЬ е!с.: Реп§ит Ьоокз, 1971. О'ВоппеИ У. ТпгйЧу апд 1етрогаЫ;у: ТЬе СЬпзИап досгппе оГ Сод т 1Ье 11§Ы оГ ргосезз 1;Ьео1оёу апд гЬе 1Ьео1ову оГ Ьоре. — ОхГогд: ОхГогд иту. ргезз, 1983. О&егтапп Н. 8ет ги Сои. 01е рЬНозорЫзсЬе ОоПезГгаее. — МипсЬеп; 8а1гЬиг8: Риз1е{, 1974. О'Ьеагу /. 5. Риезгюптё Ьаск: ТЬе оуегсот1П8 оГтеШрЬузкз т СЬпзНап 1гадШоп. — МтпеароИз е1с.: ХУхпзЮп ргезз, 1985. 0(1о К. Эаз НеНще. - Со1ла: Юо1з, 1926. РаШп О. А. Огоипдлуогк оГ рЬЛозорЬу оГ геН^кт. — Ь.: ЕругойЬ ргезз, 1986. РаПепоп Я. Ь. А рЬНозорЬу оГгеЬ^оп. — ОигЬат: Оике иту. ргезз, 1970. Репе1кат Т. Сод апд зсерйазт: А згиду 1п зсерИсгзт апд йдехзт. — ОогдгесЫ е!с.: Ке1де1, 1983. РепеШат Т. РгоЫетз оГгеи§юиз кпо\у1едёе. — Ь.; Ва51п§зЮке: МастШап, 1971. РепеШат Т. КеЬ§юп апд гаИопаШу. Ап 1тгодисиоп 1о 1Ье рЬНозорЬу оГ ге1щт. - N. У.: Капдот Ьоизе, 1971.
РкИИрз О. 2. ВеПеГ, спайке ап<1 Гогтз оГ Ше. - Ь.; Вазт§зЮке: МастШап, 1986. РЫШрв 3.2. Райп апё рЫ1озорЫса1 епчшгу. — Ь.: Яои11её§е апё Раи1, 1970. - VIII, 277 р. РЫШрв /). 2. Яеи^юп \уИЬои1 ехр1апаИоп. — ОхГогё: В1еск\уе11, 1976. РЬПозорЫе е* ге1щюп. - Р.: Её. зос1а1ез, 1974. РМозорЬу оГге1щюп / Ей. Ьу Сапп 8. М. - N. V. е1с.: Нагрег апа Кош, 1970. РЬПозорЬу оГ геН§1оп. Ап ап1Ьо1о§у оГ соп1етрогагу у1е\уз. /Еа. Ьу М. V. 31е\уаП - ВозЮп е!с, 1996. Папйща А. Соё апа о1пег ттёз. — ИЬаса: СогпеИ иту. ргезз, 1967. АЫп Р1апНп$а /Её. Ьу ТотЬегНп I. Е., Уап 1пуа§еп Р. - ОогёгесМ е!с.: Яе1ёе1, 1985. Ргоифоо1 IV. ЯеИ§юиз ехрепепсе. - Вегке1еуе1с.: Цшу. оГСаШогта ргезз, 1985. Яакпег К. Ногег ёез А\\эЛез. 2иг Сгипёкеипе етег ЯеИ§юпзрЫ1озорЫе. РгеШищ 1п Вге1з1аи: Негёег, 1971. Яатаеу I. СЬпзйап етртазт. — Ь.: ЗпеШоп ргезз, 1974. Яа1юпаШу апа ге%юиз ЬеИеГ /Её. \укЬ ап гтоё. Ьу Ое1апеу С. Р. — Ио1ге Бате (1пё.); Ь.: 1Му. оГИо1ге Оате ргезз, 1979. Яеазоп апё геН§юп /Её. Ьу Вго\\гп 8. С. — ИЬаса; Ь.: СогпеИ иту. ргезз, 1977. Яищо /. Яеазоп, ге1а11У1зт апё Ооё. - Ваз1П§з1оке; 1_.: МастШап, 1986. ЗскаеЩег Я. РапщкеИ; гиг ЕгйЬгигщ. 2иг ггапзгепёепЫеп НегтепеиНк ёез 8ргесЬепз уоп Сои. — Рге1Ьиг§ е1х.: Негёег, 1982. 5скае//1ег Я. ЯеН§юпзрЫ1озорЫе. — Ргеизигё/ь Вг. /; МипсЬеп: А1Ьег, 1983. 8сНоеп Е. ЯеН^юиз ехр1апа!юпз: А тоёе1 хгот 1Ье заепсез. — БигЬат: Оике иту. ргезз, 1985. 51аа!е Н. А. Сотетрогагу рЬПозорЫез оГ геИ§юп. — ЬапЬат епс.: Ш1у. ргезз о!" Атепса, 1986. 81асе IV. Т. МузИазт апё рпИозорЬу. — Ь.: МастШап, 1960. Эег 81гек ит ёеп Сои ёег РЬПозорЬеп: Апгеёищ>еп ипё АтшоПеп /Нгз§. уоп Мо11ег }. — ОиззеШогГ: Ра1тоз, 1985. ЗтпЬигпе Я. ТЬе соЬегепсе оГ1Ье1зт. — ОхГогё: С1агепёоп ргезз, 1977. 8тпЪигпе Я. РакЬ апё геазоп. — ОхГогё: С1агепёоп ргезз, 1981. 11т Мо§ИсЬкек оёег УптоёНсЬкеИ паШгНсЬег ОоИезегкеппх-пез Ьеи1е / Нгз§. уоп Кгетег К. — Ье1ёеп: ВгШ, 1985. \Уат\мп%к(\У. I. МузИазт: А зШёу оГ Из паШге, со§пШуе уа1ие апё тога1 1трНсаИопз. — Вп§Ь1:оп: Нагуез1ег ргезз, 1981. У/е1вскейе1 Ж Оет Сои ёег РЬПозорЬеп: Ошпёкбипё етег рЬПозорЫзсЬеп ТЬео1о81е 1т 2екакегёез №ЬШзтиз. - МипсЬеп: ТазсЬепЬис, 1979. - Вё. 1-2. \Уе11е В. ЯеИ§юпзрЬШзорЫе. — РгеШиг? е1с.: Негёег, 1979. МкИекеай А. N. Ргосезз апё геаШу. - N. V.: ТЬе Ргее ргезз, 1979. УкШакегЗ. Н. Маиегз оПаМЬ апё таПегз о!"рппс1р1е: ге1щюиз 1ги1Ь-с1ат18 апё 1Ье1Г 1о81с. — 8ап АШото: Тпт1у ип1у. ргезз, 1981. ШЩегШет Ь. ^егкаизёзЬе. - Ргапкшй а. V.: ЗиЬгкатр, 1984. - Вё. 1. 2аекпег Я. С. Муз11С1зт, засгеё апё ргоГапе. - N. V.: ЗсЬоскеп Ьоокз, 1961.
Абеляр — 347 Августин - 78, 233, 355, 389, 396 Аверроэс — 344, 351, 363 Автоликий Питанский — 367 АйерА. — 162, 163 Александер С. -г- 237, 240 Александр Гэльский —396 Амвросий Медиоланский — 338 Альберт Великий — 343, 351, 352 Анаксимандр — 358 Ансельм Кентерберийский — 199, 200 Аристарх Самосский — 373, 375 Аристотель — 102, 180, 204, 236, 334, 344, 345, 349, 356, 357, 359- 365, 370, 376, 378-380 Бальди Б. — 377 БарбурЯ. — 104—106 Барт К. - 103, 183, 320, 386 Беда Достопочтенный — 341, 342 Берк П.-120-127 Бодэн Ж. - 370 Больштедт А. фон — 351, 352 Бонавентура — 42, 350, 351 Ботан Л. — 84 Браге Т. - 369, 376, 379 Бландевилл Т. — 376 Боннети А. — 84 Бозанкет Б. — 89 БрейзуэйтР. — 118, 119 Бруно Дж. — 380 Брэдли Ф. — 89 Буридан Ж. — 367 Бультман Р. — 256 Бэкон Р. - 343, 353, 355 Вайшедель В. — 246— 251 Ван Стенберген Ф. — 344 Василий Великий — 337, 338 Вельте Б. — 217—221 Вернадский В. И. — 335 Вильгельм Коншский — 204 Витгенштейн Л. —98, 109, ПО, 128, 158-161 Вольтер — 381 Вольф X. — 180 Гадамер Г. — 296 Галилей Г. — 380, 381 Гаманн Г. — 84 Гарриот Т. — 380 Гартман Э. фон — 11 Гегель Г.В.Ф. - 11, 140, 245 ГекслиТ. — 137 Гелен А. - 142, 149-156, 258, 269, 271, 285, 287, 297, 304 Гоклениус — 180 Григорий XIII — 378 Гроссетест Р. — 343, 353—355 Густерль Э. — 296 Де Суньига Д. — 380 Декарт Р. — 200 Дерхэм У. — 204 Джеймс У. — 45 ДиДж.-376 ДиггесЛ. — 376 Диггес Т. - 376, 377, 380 Дильгей В. — 109 Диодор - 337, 338 Дионисий Малый — 341 Донн Дж. — 370 Донован П. — 91 Дриш Г. — 274 Дуне Скот — 353 Дю Бартас — 370 Дюгем П. - 358 Евдокс - 357, 365 Жильбер из Порре — 347 Зенер Р.С. - 59 Зиммель Г. — 274 Иоанн Златоуст — 337 Иоанн Дамаскин — 396 Ирбе Ф. — 84 Исидор Севильский — 332, 340, 341 Каллипп — 357, 365 Кальвин Ж. — 43, 112, 371 Кант И. - 11,45,109,138,140, 180, 199,201,210,216,217,296 Карнап Р. - 162, 163 Кекерманн Б. — 325 Кеплер И. - 369, 380, 381 Кинг-Фарлоу Дж. — 107 Клавий X. - 369, 378, 379 Клауберг И. — 180 Климент Александрийский — 336, 337 Климент Римский — 336 КлиффордУ. К.-81,82 Коген Г. - 11 Кольпе X. — 27 Коперник Н. - 330. 356-358, 363- 381 Корет Эм. - 210, 295-300 Косьма Индикоплов — 339 Кристенсен У. — 107 Кун Т. - 104 Кьеркегор С. — 84, 386 Лактанций — 337, 345, 367 Лейбниц Г. В. — 109, 203 Леу Г. ван дер — 28 Лотц И.-Б. — 209 Лотце Р. — 11 Лютер М. - 370, 371, 373, 374 Макробий — 340 Мак-Таггарт Дж. — 89 Малкольм Н. — 200 Маркс К. - 132, 140 Марциан Капелла — 340 МеЛанхтон Ф. - 370, 371, 373-375 Мерло-Понти М. — 296 Местлин М. — 369, 380 Мильтон Дж. — 370 Наторп П. — 11 Нильсен К. — 166 Никонов К. И. - 259 Ницше Ф. - 109, 132 Огден Ш. - 236 Оккам У. - 353 Олмонд Ф. — 60 Олстон У. — 113 Орем (Орезмский) Николай — 367 Ориген — 337 Ортега-и-Гассет X. — 109 Осиандер А. — 372, 374, 379 Остин Дж. — 120 Отто Р. - 28, 53, 58, 59 Павел III - 364, 366, 368 Павел Ап. — 389 Панненберг В. — 302—309 Пейли У. - 204—205 Петр Ломбардский — 347, 396 Петр из Пуатье — 204 Петри X. - 197 Пецер - 374, 375
Плантинга А. — 113 Платон - 102, 204, 236, 239, 334, 340 Плеснер Г. - 142-149, 258, 269, 271,297,308 Плиний — 341 Порфирий — 334 Посидоний — 362 Преторий И. — 375 Прокл - 358, 361-364 Птолемей — 342, 356,357, 359-365, 369, 373, 375, 378, 379 Пурбах — 375 Рабан Мавр — 332 Ранер К.-210, 309-314 Рассел Б. — 158 Рейнгольд Э. - 369, 374, 376, 378 Ретик Г. - 369, 375, 380 Ротман К. — 380 Ротхакер Э. — 146 Руге А. — 140 Рыбка Е. — 368 Рыбка П. — 368 Сакробоско — 375 Сартр Ж.-П. - 396 Севериан — 336—338, 340 Сигер Брабантский — 343, 350, 351 Сильвестр II — 342 Симпликий — 358 Сократ— 139,204 Сосиген — 361 Спина Б. — 377 Спиноза Б. — 11 Стевин С. — 380 Стейс У. — 58, 59 Суарес Ф. — 204 Суинберн Р. — 194 ТеннантФ.Р. — 206 Теофраст — 352 Тиррелл Г. — 45 Толозани Дж.М. — 377, 378 Уайтхед А. — 357-340 УиттейкерДж. — 127, 128 Уолтерсторфф Н. — 113 Уэйнрайт У. — 60 Фейербах Л. — 140 Фейхингер Г. — 109 Феодор Мопсуестский — 336—338 Фехнер Т. — 45 Филд Дж. - 378 Флю Э. — 164—166 Фома Аквинский — 42, 181, 204, 206, 230, 310, 343, 351-353, 363, 379, 390, 396 Фотий — 337 Фрейд 3. -132, 278 Хайдеггер М. - 184, 221, 296 Халкидий — 340 Хаммер Ф. — 212—215 Хартсхорн Ч. - 200, 237, 239-243 Хенгстенберг Г.Э. — 285—295, 297 ХеэрР.-119 Хюгель Ф. фон — 45 Цицерон —216 Шелер М. - 28, 142, 148, 150, 212, 213, 246, 258,271-285, 287, 289, 293,297 Шен Э. - 105, 106 Шенберг - 277 Шеффлер Р.-210-212 Шонер И. - 369 Шлейермахер ф. — 43, 45 Штадт — 375 Штрауб Г. — 375 Энгельс Ф. — 140 Эразм Роттердамский — 373 Юнгель Э. — 44 Юм Д.- 109, 138,205 Янсен П. — 155 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................ 3 Введение. Философия религии как особый вид философской теории и как особая философская дисциплина............................................. 5 § 1. О предметной сфере философии религии................................................... 7 § 2. Основные формы философии религии...................................................... 12 § 3. О структуре книги........................................................................................... 18 Часть I. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФСКОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ...................................................................................... 21 Глава первая. Общие характеристики философского религиоведения................................................................................................. 22 § 1. Предметная область философского религиоведения........................... 22 § 2. Философское религиоведение и теология............................................... 24 § 3. Философия религии и научное религиоведение.................................... 25 § 4. Религиозное знание как приоритетный объект философского религиоведения.................................................................... 32 § 5. Задачи философского религиоведения.................................................... 36 § 6. Заключение...................................................................................................... 37 Глава вторая. Религиозный опыт................................................................... 39 § 1. Религиозный опыт в осмыслении христианской теологии................. 42 § 2. Оформление философско-религиоведческой проблематики религиозного опыта........................................................................................ 44 § 3. Задачи философского исследования религиозного опыта................. 45 § 4. Описательная характеристика религиозного опыта........................... 51 § 5. Эпистемологический статус религиозного опыта................................ 62 Глава третья. Религиозная вера...................................................................... 73 § 1. Вера в теологическом понимании.............................................................. 75 § 2. Религиозная вера в философском осмыслении....................................... 77 Глава четвертая. Философский анализ языка религии и эпистемология § 1. Соотношение лингвистического и эпистемологического исследо § 2. Эпистемологический статус религиозного знания............................... 96 Глава пятая. Критика религии и философия.......................................... 129 § 1. Критика религии как целостный феномен............................................. 129 § 2. Общие характеристики философской критики религии.................... 135 § 3. Философская критика религии в XX веке.............................................. 141 Часть П. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ..................................................................................................... 169 Глава шестая. Философская теология как автономное философское богопознание................................................................................................... 171 § 1. Теоретические принципы автономного философского богопознания.......................................... >..................................................... 171 § 2. Основные задачи автономного философского богопознания......... 174 § 3. Критерии оценки автономных философских учений о Боге................................................................................................................ 175 § 4. "Естественная теология"............................................................................. 176 § 5. Нетрадиционные и новаторские философско- теологические поиски................................................................................... 185 § 6. Заключение.................................................................................................... 190 Глава седьмая. Философские способы доказательства или подтверждения бытия Бога........................................................................... 192 § 1. Характер и функции доказательств бытия Бога и указаний на существование Бога................................................................................ 194 § 2. Традиционные доказательства бытия Бога......................................... 198 § 3. Философско-антропологические обоснования бытия Бога............. 207 § 4. Поиски новаторских способов доказательного подтверждения существования Бога....................................................... 217 Глава восьмая. Философские концептуализации "сущности" Бога.............. 223 § 1. Философско-теистическое понятие Бога............................................... 224 § 2. Философский процесс-теизм.................................................................... 235 § 3. Иные философские концептуализации "сущности" Бога.................. 244 Часть III. ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ... 253 Глава девятая. Общие характеристики философско-религиозной антропологии.................................................................................................. 256 § 1. Философско-религиозная антропология в контексте теоретического антропологического знания......................................... 256 § 2. Теоретическая программа философско-религиозной антропологии.................................................................................................. 264 Глава десятая. Современные философско-религиозные антропологические концепции................................................................... 271 § 1. Философско-религиозный образ человека у Макса Шелера............................................................................................ 272 § 2. Обоснование христианского образа человека в философской антропологии Ганса Эдуарда Хенгстенберга...................................... 285 § 3. Теоморфный образ человека в антропологической концепции Эмериха Корета....................................................................... 295 Глава одиннадцатая. Фундаментал-теологическая антропология................ 301 § 1. Открытость человека миру как его богооткрытость в антропологии Вольфгарта Панненберга............................................ 302 § 2. "Фундаментал-теологическая антропология" Карла Ранера.............................................................................................................. 309 Заключительные замечания к Части III............................................................. 314 Часть IV. ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ..................... 317 Глава двенадцатая. Что такое теология?................................................. 322 Глава тринадцатая. Проблемы теоретического обоснования теологии........................................................................................................... 327 § 1. Теоретическое обоснование теологии через отношение к науке.............................................................................................................. 329 § 2. Фундаментал-теологические проблемы теоретического статуса Глава четырнадцатая. Догматика и философия.................................. 395 § 1. Историческая характеристика догматической теологии................. 395 § 2. Догматика и философская метафизика.................................................. 399 Примечания........................................................................................................... 402 Список литературы................................................................................................. 407 Указатель имен...................................................................................................... 418 I Date: 2015-11-15; view: 480; Нарушение авторских прав |