Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианская теология и философия






Данная часть нашей работы посвящена собственно теологии, или теологии христианских конфессий. Всякое рассмотрение фило­софии религии, претендующее хотя бы на малую степень система­тичности и полноты, должно включать в себя характеристику хри­стианской теологии как особого, отличного от философии, во мно­гих отношениях даже уникального вида теоретической деятельности. Ведь на всем протяжении своего существования философия рели­гии определяет себя через отношение того или иного рода к теоло­гии христианских конфессий. Соответственно, характеристика хри-станской теологии способствует пониманию специфики филосо­фии религии.

В то же время христианская теология всегда использовала фи­лософию. Мы сосредоточим внимание поэтому на тех компонентах и аспектах теологии, которые связаны с использованием филосо­фии в "собственно теологии". Этим указана особенность, соответ­ственно ограниченность, нашего подхода к такой объемной и мно­гогранной теме, как "христианская теология". Данный подход обус­ловлен проблематикой нашей работы.

Христианская теология в ее историческом оформлении и суще­ствовании теснейшим образом связана с историей европейской фи­лософии. Это в особенной мере касается наиболее "спекулятив­ных" компонентов этой теологии. Это верно также относительно тех разновидностей христианской теологии, в которых отрицается необходимость и возможность связи с философией. Влияние фи­лософии осуществляется через общий культурный контекст.

Раннее христианство вступило во взаимодействие с античной философией как изначально нехристианским типом понимания бытия и теоретической деятельности. Известно, как сложно протекал в христианстве процесс оформления церковно-догматического уче­ния о Боге, осуществлявшийся с использованием элементов антич­ной философии. Возможно, именно неполная интеграция этих эле­ментов в базисные смысловые образования христианства давала в


истории импульс к критике, к призывам к "деэллинизации христи­анства" и т. п.

Такое взаимодействие определило и облик средневековой схо­ластической теологии. В Новое время и в современную эпоху хри­стианская теология также постоянно соотносится с философией. При этом прямое или опосредованное воздействие философии на теологию усиливается.

Это связано, в частности, с тем, что современная теология не может искать выхода в простом воспроизведении библейского по­нимания Бога. Этому препятствуют трудности экзегетической ре­конструкции, обусловленные, во-первых, осознанием многослой­ное™ и многосмысленности содержания Библии, которые делают крайне сложной выработку единого концептуального образа, и, во-вторых, обостренностью герменевтического сознания в современ­ной теологии и философии, ведущей в свою очередь к осознанию того, насколько всякая интерпретационная экзегетическая деятель­ность обусловлена многообразными историческими и культурными факторами. Все это в огромной степени мотивирует обращение к философии как к средству богопознания, причем как в конструк­тивно-систематических, так и в экзегетических целях.

Об усилении роли философии, о тенденции ко все большей взаимопроницаемости границ свидетельствует и определенное из­менение функций философских построений в теологическом ком­плексе.

Так, анализ процесс-теологии в ее целостности наглядно свиде­тельствует об определенном изменении функций философии по от­ношению к систематической теологии в сопоставлении с традицион­ным образцом отношений с нею. Философская процесс-теология (см. Гл. одиннадцатая) предстает не как пропедевтическое, вспомога­тельное построение, а как основание, на котором пытаются строить не только систематическую, но и экзегетическую теологию.

Философия со времени ее зарождения воспринималась в ан­тичном мире как представитель универсального, т. е. всеобщече-ловеческого разума. И в христианскую эпоху это представление в той или иной форме всегда сохраняло свою действенность. Философизация теологии означает поэтому ее универсализацию. А теология сегодня, как никогда, нуждается в универсализации своей "вести". Это связано как с ее ситуацией в рамках секуляр-


 




ной по преимуществу культуры, так и с ситуацией глобального религиозного плюрализма.

Говоря о тенденции к философизации теологии, имеет смысл обратить внимание на следующее обстоятельство. Различные фи­лософские опосредования говорения о Боге в современных теоло­гических концепциях являются проявлением, а в чем-то и завер­шением одной базисной характеристики философии религии и тео­логии Нового времени, которая заключается в представлении о том, что всякое рассуждение о Боге неизбежно опосредуется "верующим сознанием", соответственно теологическим сознанием. Конечно, эта характеристика сильнее проявлялась в одни времена, чем в другие, в протестантской теологии (особенно прежде) сильнее, чем в пра­вославной и католической. Особенно наглядно проявляется эта ха­рактеристика при сопоставлении с "непосредственной", объектно-онтологической базисной устремленностью средневековой схоласти­ческой теологии и ортодоксального православного богословия. Разумеется, и схоластической теологии и православному богословию известны примеры рассмотрения субъектного опосредования рассуж­дения, но речь идет о преобладающей теоретической установке.


Тенденция к определенному возрастанию значения философии проявляется и в отказе от того, что можно назвать "керигматичес-кой моделью". Эта модель предполагает идею некоего неизменного содержательно-смыслового ядра веры, претерпевающего некоторое преображение посредством философии, но сохраняющегося и оп­ределяющего, в конечном счете, характер и результаты такого пре­ображения. Согласно"керигматической модели" проблема заключа­ется только в том, чтобы найти адекватную философию, а роль пригодной для теологии философии в разные эпохи могут выпол­нять различные философии. В настоящее время керигматическая модель не провозглашается в качестве программы и практически не используется.

Еще одним проявлением зафиксированной нами тенденции мож­но считать ослабление так называемого "теологического позити­визма", наиболее ярким и влиятельным вариантом которого можно считать теологические воззрения Карла Барта и некоторых его пос­ледователей в реформатской традиции.

В истории теологии в двадцатом столетии при всех содержа­тельных различиях между православной, католической и протес-


тантской теологией, при всех различиях, обусловленных тем, что мы можем назвать аксиоматикой базисного выбора - т. е. выбора конфессиональной принадлежности - обнаруживается значитель­ное сходство в формах мышления. Причину этого следует искать в необходимости размежевания, соответственно опосредования, теологии с "сознанием" эпохи, тематизированном в том числе и в различных светских философиях. Эту параллельность можно видеть в трех крупных "поворотах" теологии: к субъекту; к истории; к обществу.

Все эти повороты, все соответствующие проблемно-тематичес­кие области разрабатывались и разрабатываются в теологии с са­мым активным использованием современных философских постро­ений и средств рассуждения. Все эти разработки так или иначе свя­заны, на наш взгляд, с поиском путей к, по существу, метафизической теории тринитарной субъективности Бога, призванной одновременно показать Бога как основу всей мирской реальности и как основу человеческой свободы и достоинства.


 









Date: 2015-11-15; view: 555; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию