Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Христианская теология и философия
В то же время христианская теология всегда использовала философию. Мы сосредоточим внимание поэтому на тех компонентах и аспектах теологии, которые связаны с использованием философии в "собственно теологии". Этим указана особенность, соответственно ограниченность, нашего подхода к такой объемной и многогранной теме, как "христианская теология". Данный подход обусловлен проблематикой нашей работы. Христианская теология в ее историческом оформлении и существовании теснейшим образом связана с историей европейской философии. Это в особенной мере касается наиболее "спекулятивных" компонентов этой теологии. Это верно также относительно тех разновидностей христианской теологии, в которых отрицается необходимость и возможность связи с философией. Влияние философии осуществляется через общий культурный контекст. Раннее христианство вступило во взаимодействие с античной философией как изначально нехристианским типом понимания бытия и теоретической деятельности. Известно, как сложно протекал в христианстве процесс оформления церковно-догматического учения о Боге, осуществлявшийся с использованием элементов античной философии. Возможно, именно неполная интеграция этих элементов в базисные смысловые образования христианства давала в истории импульс к критике, к призывам к "деэллинизации христианства" и т. п. Такое взаимодействие определило и облик средневековой схоластической теологии. В Новое время и в современную эпоху христианская теология также постоянно соотносится с философией. При этом прямое или опосредованное воздействие философии на теологию усиливается. Это связано, в частности, с тем, что современная теология не может искать выхода в простом воспроизведении библейского понимания Бога. Этому препятствуют трудности экзегетической реконструкции, обусловленные, во-первых, осознанием многослойное™ и многосмысленности содержания Библии, которые делают крайне сложной выработку единого концептуального образа, и, во-вторых, обостренностью герменевтического сознания в современной теологии и философии, ведущей в свою очередь к осознанию того, насколько всякая интерпретационная экзегетическая деятельность обусловлена многообразными историческими и культурными факторами. Все это в огромной степени мотивирует обращение к философии как к средству богопознания, причем как в конструктивно-систематических, так и в экзегетических целях. Об усилении роли философии, о тенденции ко все большей взаимопроницаемости границ свидетельствует и определенное изменение функций философских построений в теологическом комплексе. Так, анализ процесс-теологии в ее целостности наглядно свидетельствует об определенном изменении функций философии по отношению к систематической теологии в сопоставлении с традиционным образцом отношений с нею. Философская процесс-теология (см. Гл. одиннадцатая) предстает не как пропедевтическое, вспомогательное построение, а как основание, на котором пытаются строить не только систематическую, но и экзегетическую теологию. Философия со времени ее зарождения воспринималась в античном мире как представитель универсального, т. е. всеобщече-ловеческого разума. И в христианскую эпоху это представление в той или иной форме всегда сохраняло свою действенность. Философизация теологии означает поэтому ее универсализацию. А теология сегодня, как никогда, нуждается в универсализации своей "вести". Это связано как с ее ситуацией в рамках секуляр-
Говоря о тенденции к философизации теологии, имеет смысл обратить внимание на следующее обстоятельство. Различные философские опосредования говорения о Боге в современных теологических концепциях являются проявлением, а в чем-то и завершением одной базисной характеристики философии религии и теологии Нового времени, которая заключается в представлении о том, что всякое рассуждение о Боге неизбежно опосредуется "верующим сознанием", соответственно теологическим сознанием. Конечно, эта характеристика сильнее проявлялась в одни времена, чем в другие, в протестантской теологии (особенно прежде) сильнее, чем в православной и католической. Особенно наглядно проявляется эта характеристика при сопоставлении с "непосредственной", объектно-онтологической базисной устремленностью средневековой схоластической теологии и ортодоксального православного богословия. Разумеется, и схоластической теологии и православному богословию известны примеры рассмотрения субъектного опосредования рассуждения, но речь идет о преобладающей теоретической установке. Тенденция к определенному возрастанию значения философии проявляется и в отказе от того, что можно назвать "керигматичес-кой моделью". Эта модель предполагает идею некоего неизменного содержательно-смыслового ядра веры, претерпевающего некоторое преображение посредством философии, но сохраняющегося и определяющего, в конечном счете, характер и результаты такого преображения. Согласно"керигматической модели" проблема заключается только в том, чтобы найти адекватную философию, а роль пригодной для теологии философии в разные эпохи могут выполнять различные философии. В настоящее время керигматическая модель не провозглашается в качестве программы и практически не используется. Еще одним проявлением зафиксированной нами тенденции можно считать ослабление так называемого "теологического позитивизма", наиболее ярким и влиятельным вариантом которого можно считать теологические воззрения Карла Барта и некоторых его последователей в реформатской традиции. В истории теологии в двадцатом столетии при всех содержательных различиях между православной, католической и протес- тантской теологией, при всех различиях, обусловленных тем, что мы можем назвать аксиоматикой базисного выбора - т. е. выбора конфессиональной принадлежности - обнаруживается значительное сходство в формах мышления. Причину этого следует искать в необходимости размежевания, соответственно опосредования, теологии с "сознанием" эпохи, тематизированном в том числе и в различных светских философиях. Эту параллельность можно видеть в трех крупных "поворотах" теологии: к субъекту; к истории; к обществу. Все эти повороты, все соответствующие проблемно-тематические области разрабатывались и разрабатываются в теологии с самым активным использованием современных философских построений и средств рассуждения. Все эти разработки так или иначе связаны, на наш взгляд, с поиском путей к, по существу, метафизической теории тринитарной субъективности Бога, призванной одновременно показать Бога как основу всей мирской реальности и как основу человеческой свободы и достоинства.
Date: 2015-11-15; view: 606; Нарушение авторских прав |