Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
В предыдущей части работы подчеркивалось, что специфика философской теологии, особенно философской теологии как автономного философского богопознания, заключается в том, чтобы создавать учение о Боге сугубо философскими средствами. Это предполагает в первую очередь, что существование Бога обосновывается посредством обращения к данностям "естественного" опыта, т. е. обращения к природно-космической сфере, к социально-исторической сфере, к данностям индивидуальной человеческой жизни. Философское осмысление характера божественной реальности также осуществляется прежде всего посредством тех мыслительных ресурсов, которые выработаны в результате философского постижения "естественных данностей" человеческого существования, т. е. постижения всех сред его существования. Мы уже в основном видели, какие опытные ресурсы и мыслительные средства используются философской теологией для решения своих задач. В связи с этим или, вернее, в продолжение возникает вопрос: а способна ли философская теология реализовать свой проект посредством соответствующей концептуализации человека как целостного феномена? Мы имеем в виду такую концептуализацию сущностной структуры человека, создание такого "онтологического образа" человека, который самим своим "составом" будет свидетельствовать о божественном Творце. Бытийная сущностная структура, т. е. структура, являющаяся условием возможности существования человека, должна быть прозрачной относительно своего творца. Концептуализацию такой структуры можно было бы считать одним грандиозным подтверждением бытия Бога. Кроме того, ее можно было бы рассматривать и как определенную философскую концептуализацию характера божественной реальности, поскольку мы получили бы подтверждение фундаментальным представлениям религиозной традиции. Одним словом, реализация философско-антропологического проекта, о котором идет речь, означала бы решение основных задач философской теологии, причем весьма эффективным способом. В этой части нашей работы мы попытаемся выработать теоретическую программу, которая должна была бы лечь в основу искомого проекта. Кроме того, мы рассмотрим ряд современных фило-софско-антропологических концепций, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени приблизились к его реализации. Программа такого проекта должна создаваться на основе современной философии. При этом главным ее источником должна служить современная философская антропология, а также другое теоретическое антропологическое знание. В связи с этим наша первостепенная задача заключается в установлении места философско-религиозной антропологии, как мы ее представляем, в контексте теоретического антропологического знания. ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОЙ АНТРОПОЛОГИИ § 1. Философско-религиозная антропология в контексте теоретического антропологического знания Антропология (от греч. апШгороз - человек) в широком смысле слова означает совокупное теоретическое знание о человеке, разрабатываемое в науках, философии и теологии. Соответственно существуют и различные антропологии — научная, философская и теологическая. Каждая из этих антропологии внутренне дифференцирована, способна использовать ресурсы других областей антропологического знания. Крайне затруднительно говорить, по меньшей мере в настоящее время, о единой научной, единой философской или единой теологической антропологии. В то же время каждая из них обладает относительно единой проблематикой, которая задается в конечном счете определенными базисными представлениями о человеке, а также основополагающим теоретическим способом рассмотрения человека. 1.1. Научная антропология- это совокупность исследований человека, осуществляемых различными науками. Такие исследования можно разделить на две группы. К первой относятся те, где предметом изучения становятся отдельные аспекты "природы человека", а ко второй - исследования, идущие от различных контекстов существования человека к нему самому. К первой группе можно отнести физическую, или соматическую, медицинскую антропологию, а также антропологию, изучающую психическую и духовную деятельность человека; ко второй — социальную антропологию в широком смысле, культурантропологию. Каждая из этих антропологии образуется определенной совокупностью наук. Проведенное здесь разделение весьма условно — поскольку всякое научно-антропологическое исследование, как правило, многотемно, соответственно в нем используются результаты и методы других областей научно-антропологических исследований. Отчасти и по этой причине здесь расчленение научно-антропологического знания • проведено по тематическому признаку, а не в соответствии с научными дисциплинами. 1.2. Философская антропология рассматривает человека в контексте его природного и социально-исторического бытия. Другими словами, философская антропология исследует и осмысляет положение человека в природе, обществе и истории. При этом она опирается на данные естественных, социальных, исторических и гуманитарных наук. Философская антропология стремится прийти к определенным философским утверждениям общего характера, указывающим на фундаментальные свойства человека или даже на какую-то "бытийную сущностную структуру". Философская антропология, помимо использования многообразных научных данных, исходит из определенных представлений, кажущихся очевидными и базисными. Выделим некоторые из них, представляющиеся нам наиболее важными. Человек есть существо, соотносящееся посредством действия и знания с чем-то иным по отношению к нему самому. Человек обладает способностью языкового обозначения и внеположной ему реальности, и своей собственной реальности. Он может организовывать социальное взаимодействие по тем или иным правилам. В рамках этого взаимодействия и вообще коммуникационного действия человек в состоянии определять и реализовывать осознанно какие-то цели. Человек в состоянии делать это, поскольку существует в модусе самосоотнесенности. Такая самосоотнесенность создает условия для относительной недетерминированности его поведения окружающей средой. У человека существует и возмож-
Date: 2015-11-15; view: 745; Нарушение авторских прав |