Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ






В предыдущей части работы подчеркивалось, что специфика философской теологии, особенно философской теологии как ав­тономного философского богопознания, заключается в том, что­бы создавать учение о Боге сугубо философскими средствами. Это предполагает в первую очередь, что существование Бога обосновывается посредством обращения к данностям "естествен­ного" опыта, т. е. обращения к природно-космической сфере, к социально-исторической сфере, к данностям индивидуальной че­ловеческой жизни. Философское осмысление характера боже­ственной реальности также осуществляется прежде всего посред­ством тех мыслительных ресурсов, которые выработаны в ре­зультате философского постижения "естественных данностей" человеческого существования, т. е. постижения всех сред его существования.

Мы уже в основном видели, какие опытные ресурсы и мысли­тельные средства используются философской теологией для реше­ния своих задач. В связи с этим или, вернее, в продолжение возни­кает вопрос: а способна ли философская теология реализовать свой проект посредством соответствующей концептуализации человека как целостного феномена? Мы имеем в виду такую концептуализа­цию сущностной структуры человека, создание такого "онтологи­ческого образа" человека, который самим своим "составом" будет свидетельствовать о божественном Творце. Бытийная сущностная структура, т. е. структура, являющаяся условием возможности су­ществования человека, должна быть прозрачной относительно сво­его творца.

Концептуализацию такой структуры можно было бы считать одним грандиозным подтверждением бытия Бога. Кроме того, ее можно было бы рассматривать и как определенную философскую концептуализацию характера божественной реальности, поскольку мы получили бы подтверждение фундаментальным представлени­ям религиозной традиции.


Одним словом, реализация философско-антропологического про­екта, о котором идет речь, означала бы решение основных задач философской теологии, причем весьма эффективным способом.

В этой части нашей работы мы попытаемся выработать теоре­тическую программу, которая должна была бы лечь в основу иско­мого проекта. Кроме того, мы рассмотрим ряд современных фило-софско-антропологических концепций, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени приблизились к его реализации.

Программа такого проекта должна создаваться на основе совре­менной философии. При этом главным ее источником должна слу­жить современная философская антропология, а также другое тео­ретическое антропологическое знание.

В связи с этим наша первостепенная задача заключается в уста­новлении места философско-религиозной антропологии, как мы ее представляем, в контексте теоретического антропологического знания.



ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

§ 1. Философско-религиозная антропология в контексте теоретического антропологического знания

Антропология (от греч. апШгороз - человек) в широком смысле слова означает совокупное теоретическое знание о человеке, разра­батываемое в науках, философии и теологии. Соответственно су­ществуют и различные антропологии — научная, философская и теологическая. Каждая из этих антропологии внутренне дифферен­цирована, способна использовать ресурсы других областей антро­пологического знания.

Крайне затруднительно говорить, по меньшей мере в настоя­щее время, о единой научной, единой философской или единой теологической антропологии. В то же время каждая из них обладает относительно единой проблематикой, которая задается в конечном счете определенными базисными представлениями о человеке, а также основополагающим теоретическим способом рассмотрения человека.

1.1. Научная антропология- это совокупность исследований человека, осуществляемых различными науками. Такие исследова­ния можно разделить на две группы. К первой относятся те, где предметом изучения становятся отдельные аспекты "природы человека", а ко второй - исследования, идущие от различных контекстов существования человека к нему самому. К первой


группе можно отнести физическую, или соматическую, медицин­скую антропологию, а также антропологию, изучающую психи­ческую и духовную деятельность человека; ко второй — соци­альную антропологию в широком смысле, культурантропологию. Каждая из этих антропологии образуется определенной совокуп­ностью наук.

Проведенное здесь разделение весьма условно — поскольку вся­кое научно-антропологическое исследование, как правило, много­темно, соответственно в нем используются результаты и методы дру­гих областей научно-антропологических исследований. Отчасти и по этой причине здесь расчленение научно-антропологического знания • проведено по тематическому признаку, а не в соответствии с науч­ными дисциплинами.


1.2. Философская антропология рассматривает человека в кон­тексте его природного и социально-исторического бытия. Другими словами, философская антропология исследует и осмысляет поло­жение человека в природе, обществе и истории. При этом она опи­рается на данные естественных, социальных, исторических и гума­нитарных наук. Философская антропология стремится прийти к определенным философским утверждениям общего характера, ука­зывающим на фундаментальные свойства человека или даже на какую-то "бытийную сущностную структуру".

Философская антропология, помимо использования многооб­разных научных данных, исходит из определенных представле­ний, кажущихся очевидными и базисными. Выделим некоторые из них, представляющиеся нам наиболее важными. Человек есть существо, соотносящееся посредством действия и знания с чем-то иным по отношению к нему самому. Человек обладает спо­собностью языкового обозначения и внеположной ему реаль­ности, и своей собственной реальности. Он может организовывать социальное взаимодействие по тем или иным правилам. В рамках этого взаимодействия и вообще коммуникационного действия человек в состоянии определять и реализовывать осознанно ка­кие-то цели. Человек в состоянии делать это, поскольку суще­ствует в модусе самосоотнесенности. Такая самосоотнесенность создает условия для относительной недетерминированности его поведения окружающей средой. У человека существует и возмож-


 









Date: 2015-11-15; view: 745; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию