Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-теистическое понятие Бога





Философско-теистические концептуализации природы Бога ис­торически весьма разнообразны. Воспроизведение в полном объе­ме этих концептуализации во многом совпало бы с историей теологии, а также с историей европейской метафизики в ее теологическом аспекте. С эпохи средневековья, и особенно после Декарта, философско-теистическое понятие Бога воспроизводится в более или менее устойчивых содержательных контурах. Если отвлечься от некоторых философско-теологических построений в немецкой философии девятнадцатого века, то можно сказать, что именно это понятие доминировало в истории теологической и философской мысли.

1.1. Классический "метафизический теизм".

Прежде чем предпринять попытку реконструировать классичес­кое философско-теистическое понятие Бога, следует указать на связь этого понятия с основными доказательствами бытия Бога. Эти до­казательства и понятие Бога традиционно были взаимоувязаны. Их связь наиболее наглядно просматривается в логической зависимос­ти того или иного содержания понятия Бога от способа, каким устанавливают и обосновывают его существование. А эти доказа­тельства исходили из определенных представлений о Боге.

Самое важное заключается в том, что доказательства бытия Бога указывают на то, что бытие Бога абсолютно. Исторически космо­логическое доказательство преобладало, и соответственно в поня­тии Бога преобладало то содержание, которое можно получить по­средством этого способа обоснования его существования. В глав­ном космологическое доказательство представляет Бога как необходимое существо, являющееся причинной инстанцией по от-


ношению к миру. Кроме того, из космологического доказательства в разнообразии его вариантов можно вывести и многие другие со­держательные характеристики классического метафизического по­нятия Бога. При этом связь содержательных компонентов такова, что делает это понятие весьма когерентным. Это обстоятельство вкупе с тем, что данное понятие во многом соответствует базисной религиозной установке, по-видимому, и обусловило его историчес­кую устойчивость.

При характеристике классического философского понятия Бога представляется целесообразным прибегнуть к одному различению, использовавшемуся в поздней схоластике. Это различение между метафизической и физической сущностью Бога.

Прежде всего Бог по своей сущности един со своим бытием и потому обладает бытием только через самого себя, точнее, Бог есть свое бытие. В Боге полностью совпадают сущность и реаль­ное бытие. Он не только обладает бытием как сущее, т. е. име­ющее бытие, но есть само бытие, или есть субсистирующее бытие. В этом заключается метафизическая сущность Бога, посредством которой он конституируется и посредством которой отделяется от всего, что не является им самим.

Бог является праосновой мира, вообще всякого многообразного сущего. В нем коренится все, поскольку все исходит из него как первопричины и влечется к нему как к последней цели. Все уча­ствует в его полноте и потому является подобием или по крайней мере хранит следы его величия. Сама праоснова как таковая коре­нится не в чем-то ином, но только в самой себе.

Первая и последняя причина существует в силу абсолютной необходимости своей собственной сущности. Это из самого себя бытие.

Как само бытие Бог есть вся полнота бытия и потому бес­конечен. Бог не ограничивается здесь никаким не-бытием и есть чистое бытие, чистая актуальность, которая с начала завершенно пребывает в себе. Бог несказанно превосходит конечное, подвер­женное становлению сущее, т. е. трансцендентен по отношению к сущему, хотя и пребывает одновременно в нем как его праос­нова, т. е. имманентен сущему.

В бесконечном божественном бытии конечное содержание мира в своей множественности наличествует таким образом, что оно уже


 









Date: 2015-11-15; view: 328; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию