Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философско-теистическое понятие Бога
Философско-теистические концептуализации природы Бога исторически весьма разнообразны. Воспроизведение в полном объеме этих концептуализации во многом совпало бы с историей теологии, а также с историей европейской метафизики в ее теологическом аспекте. С эпохи средневековья, и особенно после Декарта, философско-теистическое понятие Бога воспроизводится в более или менее устойчивых содержательных контурах. Если отвлечься от некоторых философско-теологических построений в немецкой философии девятнадцатого века, то можно сказать, что именно это понятие доминировало в истории теологической и философской мысли. 1.1. Классический "метафизический теизм". Прежде чем предпринять попытку реконструировать классическое философско-теистическое понятие Бога, следует указать на связь этого понятия с основными доказательствами бытия Бога. Эти доказательства и понятие Бога традиционно были взаимоувязаны. Их связь наиболее наглядно просматривается в логической зависимости того или иного содержания понятия Бога от способа, каким устанавливают и обосновывают его существование. А эти доказательства исходили из определенных представлений о Боге. Самое важное заключается в том, что доказательства бытия Бога указывают на то, что бытие Бога абсолютно. Исторически космологическое доказательство преобладало, и соответственно в понятии Бога преобладало то содержание, которое можно получить посредством этого способа обоснования его существования. В главном космологическое доказательство представляет Бога как необходимое существо, являющееся причинной инстанцией по от- ношению к миру. Кроме того, из космологического доказательства в разнообразии его вариантов можно вывести и многие другие содержательные характеристики классического метафизического понятия Бога. При этом связь содержательных компонентов такова, что делает это понятие весьма когерентным. Это обстоятельство вкупе с тем, что данное понятие во многом соответствует базисной религиозной установке, по-видимому, и обусловило его историческую устойчивость. При характеристике классического философского понятия Бога представляется целесообразным прибегнуть к одному различению, использовавшемуся в поздней схоластике. Это различение между метафизической и физической сущностью Бога. Прежде всего Бог по своей сущности един со своим бытием и потому обладает бытием только через самого себя, точнее, Бог есть свое бытие. В Боге полностью совпадают сущность и реальное бытие. Он не только обладает бытием как сущее, т. е. имеющее бытие, но есть само бытие, или есть субсистирующее бытие. В этом заключается метафизическая сущность Бога, посредством которой он конституируется и посредством которой отделяется от всего, что не является им самим. Бог является праосновой мира, вообще всякого многообразного сущего. В нем коренится все, поскольку все исходит из него как первопричины и влечется к нему как к последней цели. Все участвует в его полноте и потому является подобием или по крайней мере хранит следы его величия. Сама праоснова как таковая коренится не в чем-то ином, но только в самой себе. Первая и последняя причина существует в силу абсолютной необходимости своей собственной сущности. Это из самого себя бытие. Как само бытие Бог есть вся полнота бытия и потому бесконечен. Бог не ограничивается здесь никаким не-бытием и есть чистое бытие, чистая актуальность, которая с начала завершенно пребывает в себе. Бог несказанно превосходит конечное, подверженное становлению сущее, т. е. трансцендентен по отношению к сущему, хотя и пребывает одновременно в нем как его праоснова, т. е. имманентен сущему. В бесконечном божественном бытии конечное содержание мира в своей множественности наличествует таким образом, что оно уже
Date: 2015-11-15; view: 328; Нарушение авторских прав |