Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные философско-религиозные антропологические концепции
Как уже говорилось, представленная выше программа является, по существу, нормативным проектом. В то же время в литературе существуют концепции, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени приближаются к воплощению данного проекта. Соответственно, мы эксплицируем здесь эти концепции. Их содержание в своей совокупности позволит читателю наглядно представить не только философско-религиозную антропологию как таковую, но и состояние современного философско-ант-ропологического знания в целом. Основным источником анализируемых концепций явилось творчество основоположников современной философской антропологии Макса Шел ера, Гельмута Плеснера и Арнольда Гелена*. Воздействие Шелера на философско-религиозную антропологию определяется широким интересом к его основным философс-ко-антропологическим идеям. К их числу следует отнести прежде всего принцип философско-аргументативного соотнесения образа человека с божественной реальностью, а также идею открытости человека миру. Истолкование открытости человека миру в смысле его определенной надмирности, утверждение, что условием ее возможности является богооткрытость человека, т. е. в конечном счете соответствующий замысел Бога-творца для философско-религиозных антропологов выступает как основное средство соотнесения * Философско-антропологические теории Г. Плеснера и А. Гелена рассматривались нами в контексте анализа философской критики религии. См. Ч. I, Гл. пятая. человека с Богом. Широкое применение нашли и другие идеи Ше-лера, особенно те, которые характеризуют дух человека. Идея Плеснера об эксцентрической позициональности человека, в соответствии с которой последний постоянно выходит за пределы мира, также может использоваться для философского обоснования "надмирности" человека. Философско-религиозные антропологи по-своему интерпретируют и ряд других характеристик человеческого бытия, вытекающих из тезиса об эксцентрической позициональности. Разнообразное применение находят и идеи Гелена. Так, его основополагающее утверждение о биологической неспециализированное™ человека истолковывается в смысле служебной специализированное™ психофизической организации человека по отношению к духу. Эта служебная специализированность должна в конечном счете предстать как соответствующий замысел Бога-творца. § 1. Философско-религиозный образ человека у Макса Шелера 1.1. Задача создания философской антропологии отчетливо формулируется Шелером только в поздний период его творчества. Однако все его усилия так или иначе всегда концентрировались вокруг проблем человека. "Вопросы "что есть человек?", "каково его положение в бытии?", - писал он в предисловии к работе "Положение человека в космосе", - с пробуждением моего философского сознания стали для меня более существенными и важными, чем всякий другой философский вопрос"2. Шелер всегда сохранял убеждение в том, что в определенном смысле все основные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что такое человек и какое метафизическое положение он занимает в рамках бытия. Другим фокусом его теоретических усилий была философско-религиозная проблематика. По его собственным словам, он всегда стремился заложить первые основания систематического построения "естественной теологии". Основной формой реализации этих устремлений Шелера были философско-антропологические постро- ения, которые с необходимостью приобретали характер философско-религиозной антропологической концепции. Философская антропология определяется Шелером как "базисная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отношении к различным сферам природы и основе всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире; о силах, которые движут им и которые движет он; об основных направлениях его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей"3. Таким образом, принципиальной задачей философской антропологии, по Шелеру, является разработка некоей сущностной идеи человека. Представляется возможным сделать с определенными оговорками вывод о том, что подобной сущностной идеей Шелер считал антропологический дуализм духа и жизни, понимаемой как психофизическая организация человека. Дуализм духа и жизни, или духа и порыва, как выражается Шелер в поздний период своего творчества, выполняет условие, указанное для такой сущностной идеи самим Шелером, поскольку определяет особое положение человека в порядке бытия, так как дух, в понимании Шелера, есть инстанция, резко отделяющая человека от всей остальной жизни. Указанный дуализм является константой всего творчества Шелера. Он провозглашается еще в его ранних работах, лежит в основе его этики, гносеологии и философии религии, подробно разрабатывается им в поздних работах. Все основные изменения в творчестве Шелера на позднем этапе были так или иначе связаны с изменениями в рамках этого дуализма, являющегося здесь, по существу, воспроизведением общего онтологического дуализма. Именно антропологический дуализм был призван продемонстрировать богосоотнесенность человека, его теономность и теоморфность, должен был в конечном счете подтвердить программное философско-антропологическое утверждение Шелера о том, что человека можно постичь "только в свете идеи Бога". Антропологический дуализм выражается у Шелера прежде всего в отрицании "субстанциального единства" духа и жизни, или,
Date: 2015-11-15; view: 536; Нарушение авторских прав |