Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные философско-религиозные антропологические концепции





Как уже говорилось, представленная выше программа является, по существу, нормативным проектом. В то же время в литературе существуют концепции, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени приближаются к воплощению данного проекта. Соответ­ственно, мы эксплицируем здесь эти концепции.

Их содержание в своей совокупности позволит читателю на­глядно представить не только философско-религиозную антропо­логию как таковую, но и состояние современного философско-ант-ропологического знания в целом.

Основным источником анализируемых концепций явилось твор­чество основоположников современной философской антрополо­гии Макса Шел ера, Гельмута Плеснера и Арнольда Гелена*.

Воздействие Шелера на философско-религиозную антрополо­гию определяется широким интересом к его основным философс-ко-антропологическим идеям. К их числу следует отнести прежде всего принцип философско-аргументативного соотнесения образа человека с божественной реальностью, а также идею открытости человека миру. Истолкование открытости человека миру в смысле его определенной надмирности, утверждение, что условием ее воз­можности является богооткрытость человека, т. е. в конечном счете соответствующий замысел Бога-творца для философско-религиоз­ных антропологов выступает как основное средство соотнесения


* Философско-антропологические теории Г. Плеснера и А. Гелена рас­сматривались нами в контексте анализа философской критики религии. См. Ч. I, Гл. пятая.


человека с Богом. Широкое применение нашли и другие идеи Ше-лера, особенно те, которые характеризуют дух человека.

Идея Плеснера об эксцентрической позициональности чело­века, в соответствии с которой последний постоянно выходит за пределы мира, также может использоваться для философского обоснования "надмирности" человека. Философско-религиозные антропологи по-своему интерпретируют и ряд других характери­стик человеческого бытия, вытекающих из тезиса об эксцентри­ческой позициональности.

Разнообразное применение находят и идеи Гелена. Так, его ос­новополагающее утверждение о биологической неспециализирован­ное™ человека истолковывается в смысле служебной специализи­рованное™ психофизической организации человека по отношению к духу. Эта служебная специализированность должна в конечном счете предстать как соответствующий замысел Бога-творца.

§ 1. Философско-религиозный образ человека у Макса Шелера

1.1. Задача создания философской антропологии отчетливо формулируется Шелером только в поздний период его творчества. Однако все его усилия так или иначе всегда концентрировались вокруг проблем человека. "Вопросы "что есть человек?", "каково его положение в бытии?", - писал он в предисловии к работе "Положение человека в космосе", - с пробуждением моего фи­лософского сознания стали для меня более существенными и важными, чем всякий другой философский вопрос"2. Шелер всегда сохранял убеждение в том, что в определенном смысле все основ­ные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что такое человек и какое метафизическое положение он занимает в

рамках бытия.

Другим фокусом его теоретических усилий была философско-религиозная проблематика. По его собственным словам, он всегда стремился заложить первые основания систематического построе­ния "естественной теологии". Основной формой реализации этих устремлений Шелера были философско-антропологические постро-


ения, которые с необходимостью приобретали характер философс­ко-религиозной антропологической концепции.

Философская антропология определяется Шелером как "базис­ная наука о сущности и сущностном строении человека; о его отно­шении к различным сферам природы и основе всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и ду­ховном начале в мире; о силах, которые движут им и которые движет он; об основных направлениях его биологического, психи­ческого, духовно-исторического и социального развития, а также о сущностных возможностях этого развития и о действительности этих возможностей"3. Таким образом, принципиальной задачей философской антропологии, по Шелеру, является разработка неко­ей сущностной идеи человека.

Представляется возможным сделать с определенными оговор­ками вывод о том, что подобной сущностной идеей Шелер считал антропологический дуализм духа и жизни, понимаемой как психофизическая организация человека. Дуализм духа и жизни, или духа и порыва, как выражается Шелер в поздний период своего творчества, выполняет условие, указанное для такой сущностной идеи самим Шелером, поскольку определяет особое положение человека в порядке бытия, так как дух, в понимании Шелера, есть инстанция, резко отделяющая человека от всей остальной жизни.

Указанный дуализм является константой всего творчества Шелера. Он провозглашается еще в его ранних работах, лежит в основе его этики, гносеологии и философии религии, подроб­но разрабатывается им в поздних работах. Все основные изме­нения в творчестве Шелера на позднем этапе были так или иначе связаны с изменениями в рамках этого дуализма, явля­ющегося здесь, по существу, воспроизведением общего онтоло­гического дуализма. Именно антропологический дуализм был призван продемонстрировать богосоотнесенность человека, его теономность и теоморфность, должен был в конечном счете подтвердить программное философско-антропологическое утвер­ждение Шелера о том, что человека можно постичь "только в свете идеи Бога".

Антропологический дуализм выражается у Шелера прежде все­го в отрицании "субстанциального единства" духа и жизни, или,


 









Date: 2015-11-15; view: 536; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию