Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философско-антропологические обоснования бытия Бога





Антропологические обоснования существования Бога могут при­нимать различные формы. Это обусловлено прежде всего сложнос­тью феномена человека и соответственно многообразием философ-ско-антропологической проблематики, образующей основу таких обо­снований.

Все разнообразие актуальных и возможных философско-ант-ропологических обоснований существования Бога можно разде­лить условно на две группы. К первой следует отнести те фило-софско-антропологические построения, в которых существование Бога доказывается посредством концептуализации онтологическо­го образа человека. Иными словами, сама природа человека, его состав, если говорить традиционным языком, призвана указать на бытие Бога. Эти построения станут объектом специального рас­смотрения в Части III, посвященной философско-религиозной антропологии.

Ко второй группе целесообразно отнести философско-антропо-логические обоснования существования Бога, реализуемые через определенные тематизации характера отношений между человеком и Богом. Ключевым моментом здесь является указание на такие характеристики существования человека в мире, которые предпола­гают неизбежность отношений с Богом.

Разумеется, в действительности всякое философско-антрополо-гическое обоснование существования Бога всегда содержит и эле­менты онтологического образа, и тематизацию отношений с боже-


 




ственной реальностью, варьируются лишь конкретные пропорции того и другого подходов. Тем не менее членение философско-ант-ропологических обоснований на указанные две группы оправдыва­ется тем, что позволяет внести относительный порядок в разнооб­разие попыток антропологического обоснования существования Бога.

3.1. Философско-трансцендентальное доказательство. Обратимся прежде всего к тем построениям, которые можно квалифицировать как философско-трансцендентальные доказатель­ства бытия Бога. Такая квалификация правомерна потому, что, во-первых, само рассуждение в этих построениях воспроизводит тео­ретический принцип доказательств бытия Бога и, во-вторых, в ка­честве исходной опытной основы этих рассуждений берется факт трансцендентальности человека со всеми ее возможностями.

3.1.1. Здесь мы понимаем трансцендентальность в весьма ши­роком смысле как способность человека быть субъектом опыта, со­ответственно быть субъектом познавательного опыта, быть способ­ным и к осуществлению всех тех функций, о которых говорит трансцендентальная философия в ее различных вариантах.

Целесообразно сначала дать общую характеристику того, что правомерно назвать трансцендентальной философской теологией. Сфокусированные эксплицитные трансцендентал-философские до­казательства бытия Бога образуют часть, разумеется важнейшую, этой разновидности философской теологии.

Сердцевину трансцендентальной философской теологии образует интерпретация трансцендентальности человека как чего-то недоста­точного самого по себе. Такая недостаточность понимается как непод­властность транцендентальной сферы самому человеку. Человек обла­дает способностью к опыту, он способен осуществлять акты восприя­тия, созерцания, мыслительного синтеза, но эту способность он получает от Бога. Отсюда цель - показать, что условие трансцендентальных возможностей человека, т. е. его возможностей быть субъектом опыта, носит транссубъектный характер. Бог и предстает как такое условие.

Трансцендентальная теология реализует важнейшие цели фи­лософского богопознания посредством философско-трансценденталь-ного исследования субъекта опыта, причем ее приверженцам пред­ставляется, что трансцендентальную сферу человека, его личност­ную субъективность правомерно соотнести с личностным Богом.


В определенном смысле философская трансцендентал-теология является продолжением трансцендентал-субъективной линии евро­пейской философии Нового времени. Правда, истоки трансценден­тальной философской теологии можно искать и в более ранние периоды истории философии. Так, ее можно увязывать с опреде­ленными моментами традиции христианского платонизма, где пред­принимались попытки описать Бога не как какой-то предмет, нахо­дящийся над предметами мира, а как условие познавательной силы и ее соотнесенности с предметами.

Все теологические высказывания получают антропологическую укорененность в том смысле, что предполагается невозможность сделать какое-либо теологическое высказывание о Боге, которое не было бы одновременно высказыванием о человеке, и наоборот. По­средством трансцендентал-философского анализа познавательных и деятельных свершений субъекта выявляется полагаемая вместе с этими свершениями "трансценденция к бытию вообще" как "ба­зисная конституция человека".

3.1.2. Программный принцип и своего рода резюмирующий вариант трансцендентал-философского доказательства бытия Бога очень четко представляется Иоганном-Батистом Лотцем.

Лотц полагает, что трансцендентальное доказательство объе­диняет в себе все типы традиционных доказательств существо­вания Бога. Он подчеркнуто употребляет выражение "доказа­тельство бытия Бога" в единственном числе, поскольку, по его мнению, есть только одно такое доказательство. Многие дока­зательства суть лишь различные оформления этого одного до­казательства.

Лотц говорит о доказательстве, исходящем из "действитель­ности мира и человека", т. е. об апостериорном доказательстве. "Доказательство бытия Бога исходит, — пишет Лотц, — из чело­века, самореализующегося в мире, как из чего-то несомненно существующего, или действительного. Восхождение к Богу осу­ществляется как экспликация того, что всегда и необходимо со-происходит в этой самореализации, соответственно как разверты­вание вовнутрь, а не добавление извне. Другими словами, дока­зательство идет по пути трансцендентальной экспликации или продвижения к основе, делающей возможной самореализацию человека"6.


 









Date: 2015-11-15; view: 377; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию