Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философско-антропологические обоснования бытия Бога
Антропологические обоснования существования Бога могут принимать различные формы. Это обусловлено прежде всего сложностью феномена человека и соответственно многообразием философ-ско-антропологической проблематики, образующей основу таких обоснований. Все разнообразие актуальных и возможных философско-ант-ропологических обоснований существования Бога можно разделить условно на две группы. К первой следует отнести те фило-софско-антропологические построения, в которых существование Бога доказывается посредством концептуализации онтологического образа человека. Иными словами, сама природа человека, его состав, если говорить традиционным языком, призвана указать на бытие Бога. Эти построения станут объектом специального рассмотрения в Части III, посвященной философско-религиозной антропологии. Ко второй группе целесообразно отнести философско-антропо-логические обоснования существования Бога, реализуемые через определенные тематизации характера отношений между человеком и Богом. Ключевым моментом здесь является указание на такие характеристики существования человека в мире, которые предполагают неизбежность отношений с Богом. Разумеется, в действительности всякое философско-антрополо-гическое обоснование существования Бога всегда содержит и элементы онтологического образа, и тематизацию отношений с боже-
ственной реальностью, варьируются лишь конкретные пропорции того и другого подходов. Тем не менее членение философско-ант-ропологических обоснований на указанные две группы оправдывается тем, что позволяет внести относительный порядок в разнообразие попыток антропологического обоснования существования Бога. 3.1. Философско-трансцендентальное доказательство. Обратимся прежде всего к тем построениям, которые можно квалифицировать как философско-трансцендентальные доказательства бытия Бога. Такая квалификация правомерна потому, что, во-первых, само рассуждение в этих построениях воспроизводит теоретический принцип доказательств бытия Бога и, во-вторых, в качестве исходной опытной основы этих рассуждений берется факт трансцендентальности человека со всеми ее возможностями. 3.1.1. Здесь мы понимаем трансцендентальность в весьма широком смысле как способность человека быть субъектом опыта, соответственно быть субъектом познавательного опыта, быть способным и к осуществлению всех тех функций, о которых говорит трансцендентальная философия в ее различных вариантах. Целесообразно сначала дать общую характеристику того, что правомерно назвать трансцендентальной философской теологией. Сфокусированные эксплицитные трансцендентал-философские доказательства бытия Бога образуют часть, разумеется важнейшую, этой разновидности философской теологии. Сердцевину трансцендентальной философской теологии образует интерпретация трансцендентальности человека как чего-то недостаточного самого по себе. Такая недостаточность понимается как неподвластность транцендентальной сферы самому человеку. Человек обладает способностью к опыту, он способен осуществлять акты восприятия, созерцания, мыслительного синтеза, но эту способность он получает от Бога. Отсюда цель - показать, что условие трансцендентальных возможностей человека, т. е. его возможностей быть субъектом опыта, носит транссубъектный характер. Бог и предстает как такое условие. Трансцендентальная теология реализует важнейшие цели философского богопознания посредством философско-трансценденталь-ного исследования субъекта опыта, причем ее приверженцам представляется, что трансцендентальную сферу человека, его личностную субъективность правомерно соотнести с личностным Богом. В определенном смысле философская трансцендентал-теология является продолжением трансцендентал-субъективной линии европейской философии Нового времени. Правда, истоки трансцендентальной философской теологии можно искать и в более ранние периоды истории философии. Так, ее можно увязывать с определенными моментами традиции христианского платонизма, где предпринимались попытки описать Бога не как какой-то предмет, находящийся над предметами мира, а как условие познавательной силы и ее соотнесенности с предметами. Все теологические высказывания получают антропологическую укорененность в том смысле, что предполагается невозможность сделать какое-либо теологическое высказывание о Боге, которое не было бы одновременно высказыванием о человеке, и наоборот. Посредством трансцендентал-философского анализа познавательных и деятельных свершений субъекта выявляется полагаемая вместе с этими свершениями "трансценденция к бытию вообще" как "базисная конституция человека". 3.1.2. Программный принцип и своего рода резюмирующий вариант трансцендентал-философского доказательства бытия Бога очень четко представляется Иоганном-Батистом Лотцем. Лотц полагает, что трансцендентальное доказательство объединяет в себе все типы традиционных доказательств существования Бога. Он подчеркнуто употребляет выражение "доказательство бытия Бога" в единственном числе, поскольку, по его мнению, есть только одно такое доказательство. Многие доказательства суть лишь различные оформления этого одного доказательства. Лотц говорит о доказательстве, исходящем из "действительности мира и человека", т. е. об апостериорном доказательстве. "Доказательство бытия Бога исходит, — пишет Лотц, — из человека, самореализующегося в мире, как из чего-то несомненно существующего, или действительного. Восхождение к Богу осуществляется как экспликация того, что всегда и необходимо со-происходит в этой самореализации, соответственно как развертывание вовнутрь, а не добавление извне. Другими словами, доказательство идет по пути трансцендентальной экспликации или продвижения к основе, делающей возможной самореализацию человека"6.
Date: 2015-11-15; view: 377; Нарушение авторских прав |