Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зак. 4338. На наш взгляд, философскую теологию, отличную от есте­ственной теологии, следует понимать как завершение базисной тенденции естественной теологии к







На наш взгляд, философскую теологию, отличную от есте­ственной теологии, следует понимать как завершение базисной тенденции естественной теологии к обособлению от теологии от­кровения.

Именно в силу указанных причин мы, исследуя общие харак­теристики автономного философского богопознания, обращаемся прежде всего к естественной теологии. Мы предпримем попытку решить двоякую задачу: реконструировать теоретическую про­грамму естественной теологии и одновременно оценить ее, опи­раясь на предложенные выше критерии оценки автономных философско-теологических концепций.

Итак, приступим к анализу естественной теологии, опираясь на выделенные критерии оценки автономных философско-теологичес­ких концепций. Разумеется, здесь речь может идти о естественной теологии только как об определенной теоретической программе. Кроме того, мы выделим основное содержательное ядро многооб­разных способов реализации данной программы. Все, о чем мы будем говорить здесь, будет подробно излагаться и анализировать­ся в последующих главах, посвященных автономной философской теологии, а также философско-религиозной антропологии.

Естественная теология стремится постичь бытие и сущностные характеристики Бога только посредством "естественного" света ра­зума, опирающегося на "естественные" данности человеческого су­ществования и на данность природы.

Естественная теология является той частью метафизики, кото­рая исследует сущее с точки зрения его последнего, лежащего по ту сторону всякого опыта основания. Ее предмет - это Бог: его суще­ствование, его сущность и его действие.

4.1. Естественная теология решает все три основные тесно взаимосвязанные задачи автономного философского богопозна­ния Она призвана, во-первых, доказать или подтвердить суще­ствование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком.

Всякая конкретная естественно-теологическая концепция или концентрируется на решении одной из указанных задач, или, если предпринимается попытка решить все эти задачи в совокупности,


предстает как целостное, относительно автономное философское учение о Боге.

Каждое развернутое естественно-теологическое построение по своим принципам, задачам и функциям является, по существу, метафизической системой. Эта метафизическая система может быть развернутой, соответствующей критериям метафизической тотальности, но может решать и ограниченное число философско-теологических проблем. Однако в любом случае базисный прин­цип естественно-теологического рассуждения предполагает уста­новку на метафизическую системность.

Естественно-теологические построения предстают либо как тра­диционные доказательства бытия Бога, либо включают такие дока­зательства. Разумеется, они могут содержать и другие доказатель­ства или указания на бытие Бога помимо традиционных, т. е. онто­логического, космологического и телеологического. Должно быть лишь выполнено одно важнейшее, даже принципиальное условие: все доказательства или указания должны подтверждать существова­ние Бога, который понимается в соответствии с фундаментальны­ми теистическими представлениями.

Концептуализация философско-теистического понятия Бога яв­ляется важнейшей задачей естественной теологии. Философский теизм в рамках естественной теологии — это те содержания, источ­ником которых является только философский разум, опирающийся на опыт естественного человеческого существования, а соотнесение с откровением или носит итоговый характер, или вообще выносит­ся за скобки.

Наполнение и углубление этого понятия является, по суще­ству, не только содержательным, но и смысловым ядром естествен­ной теологии как определенной философско-теоретической програм­мы и парадигмы.

Философско-теистическое понятие Бога предполагает и совер­шенно определенный подход к проблематике отношений между Богом и миром, Богом и человеком.

Таким образом, всякое построение в рамках естественной тео­логии так или иначе всегда решает все основные задачи философс­кого богопознания. Это задается самой логикой философско-теис­тического понятия как содержательной и смысловой сердцевины этого вида философско-теоретической деятельности.


 




4 2 Мы уже фактически определили естественную теологию, если исходить из второго критерия. Естественная теология нераз­рывно и логически, и исторически связана с философско-теисти-ческим понятием Бога, причем в его классической форме.


4 3 Если применить третий критерий, связанный с установ­лением тех основных средств философского рассуждения, которое образует основу того или иного философско-теологического по­строения, то можно уверенно утверждать, что всякое естественно-теологическое построение есть философское учение о Боге, созда­ваемое средствами онтологии.

Естественная теология - это философское богопознание, фи­лософское учение о Боге на базе онтологии. Онтологией назы­вается философское исследование и философское учение о бытии, о сущем как таковом. Онтология изучает, если говорить коротко, наиболее общие свойства всех сущностей, как материальных так и нематериальных. Само обозначение появилось в XVII в. (Гок-лениус - 1613 г., И. Клауберг - 1656 г., окончательно у Хри­стиана Вольфа) как обозначение метафизики бытия.

Всякое учение о Боге в естественной теологии - это определен­ная онто-теологическая концептуализация. Мы можем выразиться и так что в истории европейской философской и теологической мысли именно философская теология на базе ошо-теолопш чаще всего именовалась как "естественная теология".

В оформлении традиции философской теологии как онто-тео-логии особую роль сыграли два фактора. Первый из них связан с философией Аристотеля, а второй - с определенным содержанием Библии, где Бог говорит о себе как о "сущем".

Два базисных положения определяют суждения естественной теологии: во-первых, что присуще сущему как таковому, присуще и Богу но особенным образом; во-вторых, что присуще контин-гентно (случайно) сущему как контингентному, необходимо следу­ет отрицать относительно Бога. Тем самым суждения естественной теологии строятся на принципе аналогии.

Философская теология как онто-теология, или естественная те­ология в соответствии со своей программой даст такой ответ на вопрос'о существовании и сущности Бога. Бог есть "само бытие (1Р5ит евзе) Само бытие есть необходимо существующая сущность.


В заключение отметим, что в силу указанной онто-теологи-ческой природы естественной теологии ее исторические судьбы оказывались тесно связанными с судьбами философской, онтоло­гии вообще. Наиболее ярким примером в этом отношении можно считать ситуацию, сложившуюся вследствие критики Кантом тра­диционной метафизической онтологии. Дело здесь не только в его непосредственной критике так называемых традиционных доказательств бытия Бога. Философские позиции Канта можно было воспринять и как оспаривание принципиальной возможно­сти традиционной онтологии со всеми вытекающими отсюда последствиями для естественной теологии в ее классической форме.

4.4. Обратимся, наконец, к четвертому критерию, на установ­ление характера отношений между автономной философско-тео-логической концепцией и церковной теологией христианских кон­фессий.

Традиционно ситуация в отношениях между естественной те­ологией и систематической теологией христианских конфессий представляется довольно ясной в логическом отношении. Есте­ственная теология понимает себя как предступень или "предсло-во" веры, ведущие с помощью "естественного" разума к сверхъе­стественной вере. Догматическая, или систематическая, теология как теология откровения содержательно расширяет и конкретизи­рует философское знание о Боге, полученное "естественным" философским разумом. Некое общее откровение, запечатленное в сотворенном мире, служит основой естественно-философского богопознания, а специальное историческое откровение, запечат­ленное в священных текстах и передаваемое в традиции, служит основой нормативного расширенного и единственно истинного знания о Боге, разрабатываемого на этой основе систематической теологией. Эта программа исходит главным образом из томист­ского представления об отношении между естественной теологией и теологией откровения, хотя сам Фома Аквинский не употреб­ляет термин "естественная теология". Томистское понимание ха­рактера этих отношений оказало во многом определяющее воздей­ствие на всю дальнейшую традицию.


Традиционное понимание отношения между естественной тео­логией и собственно теологией исходит, таким образом, прежде


 




всего из разграничения компетенций. Дисциплинарные различия обусловлены, в соответствии с таким подходом, разными возмож­ностями богопознания.

Философский разум, лишенный "сверхъестественного освеще­ния" ограничен в своих возможностях постижения сверхъестествен­ного божественного самооткровения. Поэтому даже тем философи­ям, которые готовы или стремятся выполнять какие-либо религиоз­но-служебные функции, полагаются определенные, как правило, весьма жесткие пределы. Такова классическая модель отношений между естественно-теологическим и догматико-теологическим богопознани-ем. Она нашла свое наиболее последовательное воплощение в схола­стической традиции - и в средневековой схоластике, и во "второй схоластике", и в неосхоластике.

Установка на то, что естественная теология как дело есте­ственного человеческого разума должна получить дополнение и завершение в теологии, опирающейся на откровение и веру, пред­полагает, что религия не может пониматься как нечто, противо­речащее разуму, нечто иррациональное. В соответствии с такой установкой между философским богопознанием и собственно религиозным отношением к Богу должна существовать какая-то общность.

4.5. Наряду с функциями, непосредственно связанными с раз­работкой философского учения о Боге, естественная теология тра­диционно выполняла и другие.

Одна из них заключается в демонстрации философскими сред­ствами несостоятельности всех тех позиций, что оспаривают пра­вомерность существования религии, прежде всего демонстрации несостоятельности различных вариантов атеизма. Суть усилий естественной теологии в данном плане заключается в следующем. Если кто-либо ставит под сомнение существование Бога, то тем самым он как бы отрицает последнее основание всего сущего в

его целостности.

Еще одна функция естественной теологии состоит в обосно­вании того, что религия, основывающаяся на Библии, библейская религия, является единственно истинной среди всех других рели­гий Ведь нигде больше, как утверждается, Бог не предстает как "сущий", как абсолютное бытие, в своей вечности, единстве и



трансцендентности дающее бытие всякому сущему. Всякое бытие, не соответствующее такому абсолютному бытию, есть не-абсолют-ное, соответственно конечное и несовершенное бытие. И если этому бытию поклоняются как божественному, то такое покло­нение есть поклонение ложным богам, есть в действительности идолопоклонство.

И все же, несмотря на всю важность служебных по отношению к религии функций, которые выполняла естественная теология, от­ношение к естественной теологии в христианской традиции никогда не было однозначным. Отношение к античному философскому бо-гопознанию на раннем латинском Западе было столь же двойствен­ным, как и отношение к античному философскому наследию вооб­ще. Программа христианской естественной теологии, по существу, окончательно оформилась только в пору расцвета средневековой схо­ластики. Проблема естественной теологии получала различное реше­ние в Новое время. Это было связано прежде всего с оформлением в западном христианстве двух конфессий. Католицизм в целом при­держивался того отношения к естественной теологии, которое офор­милось в рамках средневековой схоластики. Протестантизм, особен­но на первых порах, в общем отрицательно относился к философс­кой теологии как автономному богопознанию.

Отношение конфессиональной теологии к философскому бого­познанию в Новое время определялось еще и таким важнейшим фактором, как оформление и развитие относительно автономной, т. е. не находящейся под жестким религиозно-институциональным контролем философии. Особого внимания в контексте рассматри­ваемой проблематики заслуживает то обстоятельство, что развитие философии означало и появление философско-теологических уче­ний, не всегда совпадающих с построениями естественной и систе­матической теологии.

В двадцатом столетии естественная теология, соответственно ее право на существование наряду с теологией откровения стол­кнулась с крайней формой отрицания в теологии К. Барта. Во­обще в реформатской, или кальвинистской, традиции, к которой принадлежит и К. Барт, всегда настороженно относились к есте­ственной теологии.

Значительную роль сыграло критическое отрицание правомер­ности метафизики, исторически теснейшим образом связанной с


 




естественной теологией, в философии М. Хайдеггера и в неопо­зитивизме*.

4.6. В концептуальном плане основу напряжений между соб­
ственно теологией как теологией откровения и естественной теоло­
гией образуют опасения со стороны первой относительно того, что
сам принцип естественной теологии предполагает ее претензию в
конечном счете на роль высшей инстанции, оценивающей веру и
даже содержание богооткровения. Получается, как утверждают, что
разум, по существу, задает содержание веры или выступает как
некий гарант достоверности этого содержания. Если кратко поды­
тожить подобные рассуждения, то можно сказать, что теологи опа­
саются идеи о том, что разум, находясь вне веры, может предста­
вать, как нечто обосновывающее веру. Подчеркнем, что опасение
вызывает главным образом то, что разум может претендовать на
подобные функции исключительно на своей собственной основе,
т. е. с позиций полной автономии по отношению к факту и содер­
жанию богооткровения.

Ответом на подобные опасения является указание на то, что философский акт богопознания, т. е. естественную теологию, в стро­гом смысле нельзя считать чем-то глубоко нерелигиозным или аре-лигиозным, направленным на то, чтобы сделать Бога всего лишь объектом философии, лишенным таинственности, величия и мощи. Философское богопознание нельзя считать чисто человеческим де­янием. В таком богопознании божественная основа мира будто бы являет себя в акте миропознания.

4.7. Итак, выше была реконструирована теоретическая про­
грамма естественной теологии в ее традиционном классическом
облике. Реконструкция была осуществлена с опорой на предло-

* Не в последнюю очередь под влиянием этой критики в католической мысли произошли существенные изменения. Католические теоретики пришли в основном к согласию относительно того, что если смотреть с библейской точки зрения, то нет богопознания без, а соответственно до откровения и веры. Человеческий разум обладает тем не менее потенциалом естественного бого­познания, поскольку может разрабатывать, если исходит из веры, подтвержда­ющие рациональные указания на существование Бога, опираясь на всеобщее, непрямое откровение Бога в творении.


женные нами критерии оценки автономной философской теоло­гии, прежде всего соответствующего философского учения о Боге Такая программа может служить идентификационным признаком или определенным совокупным критерием оценки не только конк­ретных концепций, ориентированных на реализацию программы естественной теологии, но также и оценки разнообразных концеп­ций, в той или иной форме стремящихся к решению задач авто­номной философской теологии, в первую очередь к созданию ав­тономного философского учения о Боге.

§ 5. Нетрадиционные и новаторские философско-теологические поиски

Мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что всякие философско-теологические поиски, в первую очередь усилия создать какое-то нетрадиционное философское учение о Боге, в истори­ческом и в логическом отношении являются продолжением есте­ственной теологии.

Если подходить строго, то сама идея отхода от естественной теологии, прежде всего сама идея о возможности выработать какое-то нетрадиционное понимание природы божественной ре­альности, могла появиться только тогда, когда уже можно гово­рить о наступлении постхристианской эпохи в отношениях между философией и теологией. Другими словами, подобная идея могла появиться только в связи с фундаментальными изменениями, которые отчетливо обозначаются во второй половине XVII в.

Здесь следует упомянуть и так называемую естественную религию, поскольку в Новое время естественная теология не­редко соединялась с естественной религией. Иногда термины "естественная теология" и "естественная религия" воспринима­лись даже как тождественные. Идея естественной религии как религии, базирующейся только на естественном разуме, связана с деизмом и Просвещением. Крайние представители концепции естественной религии рассматривают все "позитивные", т. е. ба­зирующиеся на откровении, религии, в том числе и христиан­ство, как следствие процесса искажения и падения по отноше-


 




нию к некоей первоначальной нормативной естественной религии с ее основными идеями — Бога, свободы, бессмертия души*.

Мы разделяем автономные философско-теологические концеп­ции, в которых предпринимаются попытки создать философское учение о Боге, в той или иной форме и степени отличающееся от классического философско-теистического учения, на нетрадицион­ные и новаторские.

Под "нетрадиционными" мы понимаем попытки разработать ка­кие-то альтернативы "классическому" теизму, а под новаторски­ми — усилия создать нетеистическое философское учение о Боге. Как правило, попытки создать философское нетеистическое учение о Боге на деле приводит к концептуализациям, которые просто не носят отчетливого теистического характера. Это выражается в том, что подобные концептуализации могут в принципе получить теис­тическое толкование.

Постараемся квалифицировать такие философско-теологичес­кие усилия, исходя из предложенных выше критериев оценки авто­номных философско-теологических учений. Оценка в случае необ­ходимости будет дифференцироваться применительно к нетради­ционным и новаторским учениям.

5.1. Всякое нетрадиционное и новаторское философское уче­ние о Боге неизбежно должно стремиться к решению всех основ­ных задач философского богопознания. Они указывают сред­ства, с помощью которых удостоверяется существование высшей реальности; эксплицируют, насколько считают возможным, при­роду этой реальности; наконец, стремятся представить характер отношения между высшей реальностью и мирской действитель­ностью.

Такая установка на всеохватность или целостность связана имен­но с нетрадиционностью или даже новаторством в подходе к зада­чам философского богопознания. Такие автономные философско-теологические концепции должны в той или иной форме обосно­вать свой отход от традиционных представлений.

* Понятие естественной религии не играет в современной мысли сколько-нибудь заметной роли.


5.2. Ключевое значение в нетрадиционных и новаторских фи­лософско-теологических поисках имеет, разумеется, концептуали­зация природы Бога. Ведь нетрадиционность и новаторство прояв­ляются как раз в характере предлагаемого и обосновываемого фи­лософского понятия Бога.

При анализе нетрадиционного или новаторского философского богопознания отправным моментом может послужить отношение к традиционной естественной теологии, ее учению о Боге. Напом­ним, что учение о Боге традиционной философской, или естествен­ной, теологии, ее результирующую идею Бога можно квалифици­ровать как "классический философский теизм".

Такой подход создает условия для указания на возможные типы нетрадиционного или новаторского философского богопознания Нетрадиционное философское богопознание - это прежде всего ка­кие-то новые подходы к разработке философско-теистического по­нятия Бога. А новаторское философское богопознание - это по­пытки создать философское нетеистическое понятие Бога.

Таким образом, все нетрадиционные и новаторские поиски в сфере осмысления или концептуализации философского понятия Бога располагаются в спектре между какими-то изменениями в классическом философско-теистическом понятии Бога и созданием новаторского нетеистического философского понятия Бога.

Следует отметить, что разработка какого-то философского по­нятия Бога, носящего радикально нетеистический или антитеисти­ческий характер, является скорее чисто мыслительной возможнос­тью, лишь "представимой идеей". Здесь необходимо оговорить весь­ма существенное условие. Это остается лишь представимой возможностью, пока речь идет о философской теологии на почве европейской философии.

5.3. Нетрадиционные и новаторские поиски в автономной фи­лософской теологии могут вестись с помощью самых разнообраз­ных философских средств. При этом, однако, всегда будет присут­ствовать "онтологическая интенция". Всякое философско-теологи-ческое теоретизирование должно представить Бога как бытийную, а не только мыслительно возможную реальность, более того, должно представить Бога как безусловное бытие.


 




5.4. Обратимся к оценке нетрадиционных и новаторских фило-софско-теологических концепций с позиций их отношения к тео­логии христианских конфессий, прежде всего отношения к догма-тико-систематической теологии. Ведь речь идет в первую очередь о философских учениях о Боге, а конфессионально-догматическое учение о Боге разрабатывается именно в догматике.

5.4.1. Нетрадиционные философско-теологические учения, пре­
тендующие на разработку каких-то альтернатив классическому фил о-
софско-теистическому учению, могут сохранять определенные отно­
шения с систематической теологией, с ее догматическим учением о
Боге. Отношения эти будут такого рода, что соответствующее нетра­
диционное учение будет претендовать на внесение некоторых изме­
нений в догматическое учение о Боге. Дело в том, что важнейшим
компонентом церковно-догматического учения о Боге является тра­
диционное философско-теистическое понятие, и изменения в догма­
тическом учении, проистекающие из философской теологии, будут
изменениями этого понятия.

Обратим внимание и на следующее обстоятельство. Экзегети­ческая теология и библеистика все более полно выявляют исто­рическую многослойность и многосмысленность Библии, так что теология не может считать ее содержание чем-то совершенно однозначным. В этой ситуации нетрадиционные философские учения о Боге могут считать себя вправе предложить нетрадици­онные экзегетические средства. Речь идет о том, что нетрадици­онное философское понимание сущности Бога может выступить в качестве герменевтического средства по отношению к содержа­нию Библии.

Все это проистекает из того, что нетрадиционные концептуали­зации философского теизма в общем сохраняют признание боже­ственного откровения, соответственно признают нормативное зна­чение содержания Библии.

5.4.2. Новаторская философская теология в отличие от есте­
ственной теологии ни в своих отправных моментах, ни в характере
рассуждения, ни в результирующем построении не обязана соотно­
ситься с "божественным откровением". Это проявляется прежде
всего в попытках нетеистической концептуализации характера бо­
жественной реальности. Соответственно отсюда очевидно, что она
реализуется вне соотнесения с теологией христианских конфессий.


Понятно, что новаторская философская теология, верная своим прин­ципам, является чем-то неправомерным с позиций конфессиональ­ной теологии во всех ее разновидностях.

Философская теология новаторского типа реализует, по суще­ству, программу превращения философии в религию. Прежде всего она концептуализирует Бога - "центральную религиозную действи­тельность". А всякая такая концептуализация имплицирует и опре­деленное отношение к божественной реальности, т. е. конституиру­ет основополагающее религиозное отношение. Кроме того, фило­софское учение о Боге концептуализирует и характер отношений между Богом и миром, между Богом и человеком, а эта концептуа­лизация определяет и вид религиозного отношения к миру, рели­гиозного поведения в мире.

Разумеется, новаторское философское учение о Боге само по себе вряд ли способно конституировать целостное религиозное от­ношение. Тем не менее оно способно образовать основу определен­ной "философской веры".

С определенной точки зрения философскую теологию, пред­полагающую некое полностью автономное философско-те'ологи-ческое конструирование, в результате которого создается какое-то новаторское философское учение о Боге, можно понимать как завершение базисной тенденции естественной философской тео­логии к обособлению от теологии откровения. Естественная те­ология, сопрягающаяся с "естественной религией", может претен­довать не только на предшествование позитивной религии, но и на критические позиции по отношению к ней.

Таким образом, различение естественной и новаторской (в об­суждаемом смысле) философской теологии определяется в конеч­ном счете отношением к возможности и содержанию божественно­го откровения. Это конституирующий принцип различия.

Вместе с тем можно отметить и фундаментальную общность между этими типами философской теологии, заключающуюся в том, что важнейшей целью во всех случаях остается, по определе­нию, философское богопознание, исходящее только из естествен­ных данностей человеческого существования.


 




§ б. Заключение

Ключевая проблема автономного философского богопозна­ния — это проблема того, а может ли Бог, божественная реаль­ность быть предметом философского познания в строгом смыс­ле. Последовательно положительный ответ предполагает включе­ние божественной реальности, Бога как предмета наряду с другими предметами в сферу предметности философии. А это означает отрицание абсолютной мощи, абсолютной уникальности, абсо­лютной инаковости, абсолютной всеохватности и т. п. этой ре­альности.

Превращение Бога, божественной реальности в предмет фи­лософского богопознания означает, кроме того, и подчинение этой реальности правилам или закономерностям функционирова­ния познавательной способности человека. Божественная реаль­ность ставится в зависимость от логических операций, закономер­ностей формирования понятий и т. п. И в силу данного обсто­ятельства мы неизбежно приходим к отрицанию безусловности божественной реальности.

Если говорить религиозным языком, философское богопозна-ние означает устранение неисчерпаемой по глубине и возвышенно­сти таинственности божественного бытия.

Другая важнейшая проблема заключается в установлении, а из­меняется ли что-либо, если метафизическая первопричина, "субси-стирующее бытие" и т. п. получают название "Бог".

Ответ на этот вопрос всегда представлял огромную и основ­ную трудность для философской теологии, поскольку нелегко отождествлять метафизическую идею божества, концептуализиру­емую ею, с Богом религии. В современном философском бого-познании этот вопрос, по существу, обходится, что свидетельству­ет еще раз о размывании границ между догматическим и фило­софским богопознанием.

Для новаторской философской теологии, отказывающейся от соотнесенности с библейским содержанием, а также от тра­диционных критериев божественного, проблема заключается в нахождении таких критериев, которые могли бы подтвердить божественность реальностей, концептуализируемых в качестве таковых.


Итак, повторим, что философская теология как относительно автономное философское богопознание стремится к решению трех основных тесно взаимосвязанных задач. Она призвана, во-первых, продемонстрировать или подтвердить существование Бога; во-вто­рых, определить по возможности его природу; в-третьих, охаракте­ризовать отношения между Богом и миром.

Рассмотрение того, как философская теология решает эти зада­чи, составляет содержание последующих глав данного сегмента (Части II) нашей работы.



ГЛАВА СЕДЬМАЯ







Date: 2015-11-15; view: 544; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию