Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зак. 4338. На наш взгляд, философскую теологию, отличную от естественной теологии, следует понимать как завершение базисной тенденции естественной теологии к
На наш взгляд, философскую теологию, отличную от естественной теологии, следует понимать как завершение базисной тенденции естественной теологии к обособлению от теологии откровения. Именно в силу указанных причин мы, исследуя общие характеристики автономного философского богопознания, обращаемся прежде всего к естественной теологии. Мы предпримем попытку решить двоякую задачу: реконструировать теоретическую программу естественной теологии и одновременно оценить ее, опираясь на предложенные выше критерии оценки автономных философско-теологических концепций. Итак, приступим к анализу естественной теологии, опираясь на выделенные критерии оценки автономных философско-теологических концепций. Разумеется, здесь речь может идти о естественной теологии только как об определенной теоретической программе. Кроме того, мы выделим основное содержательное ядро многообразных способов реализации данной программы. Все, о чем мы будем говорить здесь, будет подробно излагаться и анализироваться в последующих главах, посвященных автономной философской теологии, а также философско-религиозной антропологии. Естественная теология стремится постичь бытие и сущностные характеристики Бога только посредством "естественного" света разума, опирающегося на "естественные" данности человеческого существования и на данность природы. Естественная теология является той частью метафизики, которая исследует сущее с точки зрения его последнего, лежащего по ту сторону всякого опыта основания. Ее предмет - это Бог: его существование, его сущность и его действие. 4.1. Естественная теология решает все три основные тесно взаимосвязанные задачи автономного философского богопознания Она призвана, во-первых, доказать или подтвердить существование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком. Всякая конкретная естественно-теологическая концепция или концентрируется на решении одной из указанных задач, или, если предпринимается попытка решить все эти задачи в совокупности, предстает как целостное, относительно автономное философское учение о Боге. Каждое развернутое естественно-теологическое построение по своим принципам, задачам и функциям является, по существу, метафизической системой. Эта метафизическая система может быть развернутой, соответствующей критериям метафизической тотальности, но может решать и ограниченное число философско-теологических проблем. Однако в любом случае базисный принцип естественно-теологического рассуждения предполагает установку на метафизическую системность. Естественно-теологические построения предстают либо как традиционные доказательства бытия Бога, либо включают такие доказательства. Разумеется, они могут содержать и другие доказательства или указания на бытие Бога помимо традиционных, т. е. онтологического, космологического и телеологического. Должно быть лишь выполнено одно важнейшее, даже принципиальное условие: все доказательства или указания должны подтверждать существование Бога, который понимается в соответствии с фундаментальными теистическими представлениями. Концептуализация философско-теистического понятия Бога является важнейшей задачей естественной теологии. Философский теизм в рамках естественной теологии — это те содержания, источником которых является только философский разум, опирающийся на опыт естественного человеческого существования, а соотнесение с откровением или носит итоговый характер, или вообще выносится за скобки. Наполнение и углубление этого понятия является, по существу, не только содержательным, но и смысловым ядром естественной теологии как определенной философско-теоретической программы и парадигмы. Философско-теистическое понятие Бога предполагает и совершенно определенный подход к проблематике отношений между Богом и миром, Богом и человеком. Таким образом, всякое построение в рамках естественной теологии так или иначе всегда решает все основные задачи философского богопознания. Это задается самой логикой философско-теистического понятия как содержательной и смысловой сердцевины этого вида философско-теоретической деятельности.
4 2 Мы уже фактически определили естественную теологию, если исходить из второго критерия. Естественная теология неразрывно и логически, и исторически связана с философско-теисти-ческим понятием Бога, причем в его классической форме. 4 3 Если применить третий критерий, связанный с установлением тех основных средств философского рассуждения, которое образует основу того или иного философско-теологического построения, то можно уверенно утверждать, что всякое естественно-теологическое построение есть философское учение о Боге, создаваемое средствами онтологии. Естественная теология - это философское богопознание, философское учение о Боге на базе онтологии. Онтологией называется философское исследование и философское учение о бытии, о сущем как таковом. Онтология изучает, если говорить коротко, наиболее общие свойства всех сущностей, как материальных так и нематериальных. Само обозначение появилось в XVII в. (Гок-лениус - 1613 г., И. Клауберг - 1656 г., окончательно у Христиана Вольфа) как обозначение метафизики бытия. Всякое учение о Боге в естественной теологии - это определенная онто-теологическая концептуализация. Мы можем выразиться и так что в истории европейской философской и теологической мысли именно философская теология на базе ошо-теолопш чаще всего именовалась как "естественная теология". В оформлении традиции философской теологии как онто-тео-логии особую роль сыграли два фактора. Первый из них связан с философией Аристотеля, а второй - с определенным содержанием Библии, где Бог говорит о себе как о "сущем". Два базисных положения определяют суждения естественной теологии: во-первых, что присуще сущему как таковому, присуще и Богу но особенным образом; во-вторых, что присуще контин-гентно (случайно) сущему как контингентному, необходимо следует отрицать относительно Бога. Тем самым суждения естественной теологии строятся на принципе аналогии. Философская теология как онто-теология, или естественная теология в соответствии со своей программой даст такой ответ на вопрос'о существовании и сущности Бога. Бог есть "само бытие (1Р5ит евзе) Само бытие есть необходимо существующая сущность. В заключение отметим, что в силу указанной онто-теологи-ческой природы естественной теологии ее исторические судьбы оказывались тесно связанными с судьбами философской, онтологии вообще. Наиболее ярким примером в этом отношении можно считать ситуацию, сложившуюся вследствие критики Кантом традиционной метафизической онтологии. Дело здесь не только в его непосредственной критике так называемых традиционных доказательств бытия Бога. Философские позиции Канта можно было воспринять и как оспаривание принципиальной возможности традиционной онтологии со всеми вытекающими отсюда последствиями для естественной теологии в ее классической форме. 4.4. Обратимся, наконец, к четвертому критерию, на установление характера отношений между автономной философско-тео-логической концепцией и церковной теологией христианских конфессий. Традиционно ситуация в отношениях между естественной теологией и систематической теологией христианских конфессий представляется довольно ясной в логическом отношении. Естественная теология понимает себя как предступень или "предсло-во" веры, ведущие с помощью "естественного" разума к сверхъестественной вере. Догматическая, или систематическая, теология как теология откровения содержательно расширяет и конкретизирует философское знание о Боге, полученное "естественным" философским разумом. Некое общее откровение, запечатленное в сотворенном мире, служит основой естественно-философского богопознания, а специальное историческое откровение, запечатленное в священных текстах и передаваемое в традиции, служит основой нормативного расширенного и единственно истинного знания о Боге, разрабатываемого на этой основе систематической теологией. Эта программа исходит главным образом из томистского представления об отношении между естественной теологией и теологией откровения, хотя сам Фома Аквинский не употребляет термин "естественная теология". Томистское понимание характера этих отношений оказало во многом определяющее воздействие на всю дальнейшую традицию. Традиционное понимание отношения между естественной теологией и собственно теологией исходит, таким образом, прежде
всего из разграничения компетенций. Дисциплинарные различия обусловлены, в соответствии с таким подходом, разными возможностями богопознания. Философский разум, лишенный "сверхъестественного освещения" ограничен в своих возможностях постижения сверхъестественного божественного самооткровения. Поэтому даже тем философиям, которые готовы или стремятся выполнять какие-либо религиозно-служебные функции, полагаются определенные, как правило, весьма жесткие пределы. Такова классическая модель отношений между естественно-теологическим и догматико-теологическим богопознани-ем. Она нашла свое наиболее последовательное воплощение в схоластической традиции - и в средневековой схоластике, и во "второй схоластике", и в неосхоластике. Установка на то, что естественная теология как дело естественного человеческого разума должна получить дополнение и завершение в теологии, опирающейся на откровение и веру, предполагает, что религия не может пониматься как нечто, противоречащее разуму, нечто иррациональное. В соответствии с такой установкой между философским богопознанием и собственно религиозным отношением к Богу должна существовать какая-то общность. 4.5. Наряду с функциями, непосредственно связанными с разработкой философского учения о Боге, естественная теология традиционно выполняла и другие. Одна из них заключается в демонстрации философскими средствами несостоятельности всех тех позиций, что оспаривают правомерность существования религии, прежде всего демонстрации несостоятельности различных вариантов атеизма. Суть усилий естественной теологии в данном плане заключается в следующем. Если кто-либо ставит под сомнение существование Бога, то тем самым он как бы отрицает последнее основание всего сущего в его целостности. Еще одна функция естественной теологии состоит в обосновании того, что религия, основывающаяся на Библии, библейская религия, является единственно истинной среди всех других религий Ведь нигде больше, как утверждается, Бог не предстает как "сущий", как абсолютное бытие, в своей вечности, единстве и трансцендентности дающее бытие всякому сущему. Всякое бытие, не соответствующее такому абсолютному бытию, есть не-абсолют-ное, соответственно конечное и несовершенное бытие. И если этому бытию поклоняются как божественному, то такое поклонение есть поклонение ложным богам, есть в действительности идолопоклонство. И все же, несмотря на всю важность служебных по отношению к религии функций, которые выполняла естественная теология, отношение к естественной теологии в христианской традиции никогда не было однозначным. Отношение к античному философскому бо-гопознанию на раннем латинском Западе было столь же двойственным, как и отношение к античному философскому наследию вообще. Программа христианской естественной теологии, по существу, окончательно оформилась только в пору расцвета средневековой схоластики. Проблема естественной теологии получала различное решение в Новое время. Это было связано прежде всего с оформлением в западном христианстве двух конфессий. Католицизм в целом придерживался того отношения к естественной теологии, которое оформилось в рамках средневековой схоластики. Протестантизм, особенно на первых порах, в общем отрицательно относился к философской теологии как автономному богопознанию. Отношение конфессиональной теологии к философскому богопознанию в Новое время определялось еще и таким важнейшим фактором, как оформление и развитие относительно автономной, т. е. не находящейся под жестким религиозно-институциональным контролем философии. Особого внимания в контексте рассматриваемой проблематики заслуживает то обстоятельство, что развитие философии означало и появление философско-теологических учений, не всегда совпадающих с построениями естественной и систематической теологии. В двадцатом столетии естественная теология, соответственно ее право на существование наряду с теологией откровения столкнулась с крайней формой отрицания в теологии К. Барта. Вообще в реформатской, или кальвинистской, традиции, к которой принадлежит и К. Барт, всегда настороженно относились к естественной теологии. Значительную роль сыграло критическое отрицание правомерности метафизики, исторически теснейшим образом связанной с
естественной теологией, в философии М. Хайдеггера и в неопозитивизме*. 4.6. В концептуальном плане основу напряжений между соб Ответом на подобные опасения является указание на то, что философский акт богопознания, т. е. естественную теологию, в строгом смысле нельзя считать чем-то глубоко нерелигиозным или аре-лигиозным, направленным на то, чтобы сделать Бога всего лишь объектом философии, лишенным таинственности, величия и мощи. Философское богопознание нельзя считать чисто человеческим деянием. В таком богопознании божественная основа мира будто бы являет себя в акте миропознания. 4.7. Итак, выше была реконструирована теоретическая про * Не в последнюю очередь под влиянием этой критики в католической мысли произошли существенные изменения. Католические теоретики пришли в основном к согласию относительно того, что если смотреть с библейской точки зрения, то нет богопознания без, а соответственно до откровения и веры. Человеческий разум обладает тем не менее потенциалом естественного богопознания, поскольку может разрабатывать, если исходит из веры, подтверждающие рациональные указания на существование Бога, опираясь на всеобщее, непрямое откровение Бога в творении. женные нами критерии оценки автономной философской теологии, прежде всего соответствующего философского учения о Боге Такая программа может служить идентификационным признаком или определенным совокупным критерием оценки не только конкретных концепций, ориентированных на реализацию программы естественной теологии, но также и оценки разнообразных концепций, в той или иной форме стремящихся к решению задач автономной философской теологии, в первую очередь к созданию автономного философского учения о Боге. § 5. Нетрадиционные и новаторские философско-теологические поиски Мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что всякие философско-теологические поиски, в первую очередь усилия создать какое-то нетрадиционное философское учение о Боге, в историческом и в логическом отношении являются продолжением естественной теологии. Если подходить строго, то сама идея отхода от естественной теологии, прежде всего сама идея о возможности выработать какое-то нетрадиционное понимание природы божественной реальности, могла появиться только тогда, когда уже можно говорить о наступлении постхристианской эпохи в отношениях между философией и теологией. Другими словами, подобная идея могла появиться только в связи с фундаментальными изменениями, которые отчетливо обозначаются во второй половине XVII в. Здесь следует упомянуть и так называемую естественную религию, поскольку в Новое время естественная теология нередко соединялась с естественной религией. Иногда термины "естественная теология" и "естественная религия" воспринимались даже как тождественные. Идея естественной религии как религии, базирующейся только на естественном разуме, связана с деизмом и Просвещением. Крайние представители концепции естественной религии рассматривают все "позитивные", т. е. базирующиеся на откровении, религии, в том числе и христианство, как следствие процесса искажения и падения по отноше-
нию к некоей первоначальной нормативной естественной религии с ее основными идеями — Бога, свободы, бессмертия души*. Мы разделяем автономные философско-теологические концепции, в которых предпринимаются попытки создать философское учение о Боге, в той или иной форме и степени отличающееся от классического философско-теистического учения, на нетрадиционные и новаторские. Под "нетрадиционными" мы понимаем попытки разработать какие-то альтернативы "классическому" теизму, а под новаторскими — усилия создать нетеистическое философское учение о Боге. Как правило, попытки создать философское нетеистическое учение о Боге на деле приводит к концептуализациям, которые просто не носят отчетливого теистического характера. Это выражается в том, что подобные концептуализации могут в принципе получить теистическое толкование. Постараемся квалифицировать такие философско-теологические усилия, исходя из предложенных выше критериев оценки автономных философско-теологических учений. Оценка в случае необходимости будет дифференцироваться применительно к нетрадиционным и новаторским учениям. 5.1. Всякое нетрадиционное и новаторское философское учение о Боге неизбежно должно стремиться к решению всех основных задач философского богопознания. Они указывают средства, с помощью которых удостоверяется существование высшей реальности; эксплицируют, насколько считают возможным, природу этой реальности; наконец, стремятся представить характер отношения между высшей реальностью и мирской действительностью. Такая установка на всеохватность или целостность связана именно с нетрадиционностью или даже новаторством в подходе к задачам философского богопознания. Такие автономные философско-теологические концепции должны в той или иной форме обосновать свой отход от традиционных представлений. * Понятие естественной религии не играет в современной мысли сколько-нибудь заметной роли. 5.2. Ключевое значение в нетрадиционных и новаторских философско-теологических поисках имеет, разумеется, концептуализация природы Бога. Ведь нетрадиционность и новаторство проявляются как раз в характере предлагаемого и обосновываемого философского понятия Бога. При анализе нетрадиционного или новаторского философского богопознания отправным моментом может послужить отношение к традиционной естественной теологии, ее учению о Боге. Напомним, что учение о Боге традиционной философской, или естественной, теологии, ее результирующую идею Бога можно квалифицировать как "классический философский теизм". Такой подход создает условия для указания на возможные типы нетрадиционного или новаторского философского богопознания Нетрадиционное философское богопознание - это прежде всего какие-то новые подходы к разработке философско-теистического понятия Бога. А новаторское философское богопознание - это попытки создать философское нетеистическое понятие Бога. Таким образом, все нетрадиционные и новаторские поиски в сфере осмысления или концептуализации философского понятия Бога располагаются в спектре между какими-то изменениями в классическом философско-теистическом понятии Бога и созданием новаторского нетеистического философского понятия Бога. Следует отметить, что разработка какого-то философского понятия Бога, носящего радикально нетеистический или антитеистический характер, является скорее чисто мыслительной возможностью, лишь "представимой идеей". Здесь необходимо оговорить весьма существенное условие. Это остается лишь представимой возможностью, пока речь идет о философской теологии на почве европейской философии. 5.3. Нетрадиционные и новаторские поиски в автономной философской теологии могут вестись с помощью самых разнообразных философских средств. При этом, однако, всегда будет присутствовать "онтологическая интенция". Всякое философско-теологи-ческое теоретизирование должно представить Бога как бытийную, а не только мыслительно возможную реальность, более того, должно представить Бога как безусловное бытие.
5.4. Обратимся к оценке нетрадиционных и новаторских фило-софско-теологических концепций с позиций их отношения к теологии христианских конфессий, прежде всего отношения к догма-тико-систематической теологии. Ведь речь идет в первую очередь о философских учениях о Боге, а конфессионально-догматическое учение о Боге разрабатывается именно в догматике. 5.4.1. Нетрадиционные философско-теологические учения, пре Обратим внимание и на следующее обстоятельство. Экзегетическая теология и библеистика все более полно выявляют историческую многослойность и многосмысленность Библии, так что теология не может считать ее содержание чем-то совершенно однозначным. В этой ситуации нетрадиционные философские учения о Боге могут считать себя вправе предложить нетрадиционные экзегетические средства. Речь идет о том, что нетрадиционное философское понимание сущности Бога может выступить в качестве герменевтического средства по отношению к содержанию Библии. Все это проистекает из того, что нетрадиционные концептуализации философского теизма в общем сохраняют признание божественного откровения, соответственно признают нормативное значение содержания Библии. 5.4.2. Новаторская философская теология в отличие от есте Понятно, что новаторская философская теология, верная своим принципам, является чем-то неправомерным с позиций конфессиональной теологии во всех ее разновидностях. Философская теология новаторского типа реализует, по существу, программу превращения философии в религию. Прежде всего она концептуализирует Бога - "центральную религиозную действительность". А всякая такая концептуализация имплицирует и определенное отношение к божественной реальности, т. е. конституирует основополагающее религиозное отношение. Кроме того, философское учение о Боге концептуализирует и характер отношений между Богом и миром, между Богом и человеком, а эта концептуализация определяет и вид религиозного отношения к миру, религиозного поведения в мире. Разумеется, новаторское философское учение о Боге само по себе вряд ли способно конституировать целостное религиозное отношение. Тем не менее оно способно образовать основу определенной "философской веры". С определенной точки зрения философскую теологию, предполагающую некое полностью автономное философско-те'ологи-ческое конструирование, в результате которого создается какое-то новаторское философское учение о Боге, можно понимать как завершение базисной тенденции естественной философской теологии к обособлению от теологии откровения. Естественная теология, сопрягающаяся с "естественной религией", может претендовать не только на предшествование позитивной религии, но и на критические позиции по отношению к ней. Таким образом, различение естественной и новаторской (в обсуждаемом смысле) философской теологии определяется в конечном счете отношением к возможности и содержанию божественного откровения. Это конституирующий принцип различия. Вместе с тем можно отметить и фундаментальную общность между этими типами философской теологии, заключающуюся в том, что важнейшей целью во всех случаях остается, по определению, философское богопознание, исходящее только из естественных данностей человеческого существования.
§ б. Заключение Ключевая проблема автономного философского богопознания — это проблема того, а может ли Бог, божественная реальность быть предметом философского познания в строгом смысле. Последовательно положительный ответ предполагает включение божественной реальности, Бога как предмета наряду с другими предметами в сферу предметности философии. А это означает отрицание абсолютной мощи, абсолютной уникальности, абсолютной инаковости, абсолютной всеохватности и т. п. этой реальности. Превращение Бога, божественной реальности в предмет философского богопознания означает, кроме того, и подчинение этой реальности правилам или закономерностям функционирования познавательной способности человека. Божественная реальность ставится в зависимость от логических операций, закономерностей формирования понятий и т. п. И в силу данного обстоятельства мы неизбежно приходим к отрицанию безусловности божественной реальности. Если говорить религиозным языком, философское богопозна-ние означает устранение неисчерпаемой по глубине и возвышенности таинственности божественного бытия. Другая важнейшая проблема заключается в установлении, а изменяется ли что-либо, если метафизическая первопричина, "субси-стирующее бытие" и т. п. получают название "Бог". Ответ на этот вопрос всегда представлял огромную и основную трудность для философской теологии, поскольку нелегко отождествлять метафизическую идею божества, концептуализируемую ею, с Богом религии. В современном философском бого-познании этот вопрос, по существу, обходится, что свидетельствует еще раз о размывании границ между догматическим и философским богопознанием. Для новаторской философской теологии, отказывающейся от соотнесенности с библейским содержанием, а также от традиционных критериев божественного, проблема заключается в нахождении таких критериев, которые могли бы подтвердить божественность реальностей, концептуализируемых в качестве таковых. Итак, повторим, что философская теология как относительно автономное философское богопознание стремится к решению трех основных тесно взаимосвязанных задач. Она призвана, во-первых, продемонстрировать или подтвердить существование Бога; во-вторых, определить по возможности его природу; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром. Рассмотрение того, как философская теология решает эти задачи, составляет содержание последующих глав данного сегмента (Части II) нашей работы. ГЛАВА СЕДЬМАЯ Date: 2015-11-15; view: 544; Нарушение авторских прав |