Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия религии как философская теология
Характеризуя во Введении философскую теологию как одну из важнейших форм философии религии, мы отметили, что философскую теологию можно понимать в широком и в узком, или строгом, смысле. Напомним, что философская теология в широком смысле охватывает весь спектр позитивных отношений между философией и теологией. Разумеется, речь идет при этом только о более или менее тематизированно и развернуто выраженном отношении. К философской теологии в таком широком смысле можно в принципе отнести и те содержания философского религиоведения, где решаются оправдательные, или апологетические, по отношению к религии задачи. Сердцевиной философской теологии в широком смысле можно считать философские компоненты теолого-догматического учения о Боге. Философская теология в узком, или строгом, смысле — это автономное философское богопознание. Характеристике целей, задач, методов и функций, а также способов реализации такого философского богопознания и посвящена Часть II нашей работы. ГЛАВА ШЕСТАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ КАК АВТОНОМНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ § 1. Теоретические принципы автономного философского богопознания Эта глава является первой из трех, посвященных философской теологии как относительно автономному философскому бо-гопознанию. В ней будут рассмотрены общие характеристики философской теологии как относительно автономного философского богопознания, указаны главные цели и функции, базисные методологические установки, а также выделены ее основные разновидности. В последующих главах философская теология как автономное философское богопознание будет рассматриваться в соответствии со своими основными функциями (о которых сейчас пойдет речь). Конституирующим принципом философской теологии в узком, или строгом, смысле является стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами. В контексте европейской культуры это означает прежде всего, что учение о Боге должно создаваться в отвлечении от факта и содержания божественного откровения, данного в библейском тексте, или даже просто безотносительно к нему. Безотносительность предполагает в первую очередь начальные условия философско-теологического рассуждения, а также способы развертывания этого рассуждения. Конкретно это означает, что исходным моментом философского рассуждения должны становиться сугубо "естественные" данности человеческого существования. А само рассуждение, определяющее философско-теологи-ческое построение, должно соответствовать критериям и стандартам развертывания философской аргументации, обоснования и систематизации. Все это вместе призвано свидетельствовать, что фундаментальная установка философской теологии как автономного богопознания, ее рассуждения и построения являются теоретически правомерными с точки зрения принципов, господствующих во "всеобщем сознании" той или иной эпохи, т. е. применительно к Новому времени и современности — в светской философии, в науках, в практической сфере в широком смысле. В противоположность всякой теологии, выводимой из предпосылок веры, философская теология рассматриваемого вида претендует на то, чтобы "непредвзято" ставить вопрос о Боге и рассматривать его посредством строго философских методов. При этом появляется и основание для критической проверки теологических позиций, определяемых верой. Условия философского познания Бога определяются условиями существования человека. В соответствии с исходными постулатами философской теологии человек не может "непосредственно-духовно" созерцать Бога. Познание действительности, а тем более Бога человеком опосредовано его познавательными возможностями. Философское учение о Боге должно исходить из доступной философскому опыту действительности мира и человека. Отсюда проистекает общая ситуация философии в "вопросе о Боге", заключающаяся в том, что человеку в его "естественном" существовании Бог не "дан" непосредственно. Это обстоятельство заставляет философско-теологическую мысль постоянно создавать или варьировать уже имеющиеся доказательства бытия Бога, а также воспроизводить или создавать философские учения о характере божественной реальности и ее отношении к миру и человеку. Путь философского богопознания начинается с миропознания и продвигается к богопознанию, поскольку мир постигается не как последняя и абсолютная действительность, а как "образ" таковой. Бог философски постижим не непосредственно в себе самом, а только посредством отдаленного подобия в зеркале мира. Философское познание действительности Бога - это, по существу, "путь от миропознания к богопознанию". Лишь такой способ познания Бога возможен для человека. Философское богопознание возможно потому, что Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. Если бы это было не так, то Бога нельзя было бы постичь в мире и исходя из мира. Философская теология этого вида опирается на утверждение о том, что такое богопознание является единственно возможным для человека, если ему не дано или если бы не было дано божественное откровение, т. е. если Бог сам не дал или не дал бы человеку знание о самом себе. Говоря о "мире" в данном контексте, мы понимаем мир во всем богатстве содержаний и смыслов, выявленных историческим опытом существования человечества, включая полноту теоретического научного и философского знания. Особое значение в философском богопознании должен получить специфический опыт бытия-в-мире человека, что означает необходимость для философского богопознания опереться на теоретическое знание о человеке, прежде всего философско-антропологическое знание. Здесь следует подчеркнуть, что не только философское постижение и осмысление мира служит целям богопознания. История свидетельствует о том, что осмысление Бога само служило обогащению и углублению "понятия мира". Это верно относительно не только античности и средневековья, но и классической метафизики Нового времени. Философская теология как философское богопознание является прежде всего дискурсивным способом философствования. Это определенная совокупность философско-теоретических утверждений и рассуждений. Таким образом, философская теология есть теоретическое отношение к Богу, соответственно теоретическая разновидность религиозного отношения. Философская теология как автономное богопознание предлагает не только определенное понимание природы философии, но и определенную философско-антропологическую концепцию. Философское богопознание отражает "природную религиозность человека", проявляющуюся в первую очередь в поиске основ и смысла всего сущего. Человек при этом не ограничивается познанием ве-
щей самих по себе, что было бы вполне достаточно для его жизнеобеспечения. Вопросы о существовании, сущности Бога и его отношении к миру вытекают из вопроса о содержании и смысле бытия человека и мира. § 2. Основные задачи автономного философского богопознания Философская теология решает три основные тесно взаимосвязанные задачи. Она призвана, во-первых, подтвердить существование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком. Всякая конкретная философско-теологическая концепция или концентрируется на решении одной из указанных задач, или, если предпринимается попытка решить все эти задачи в в совокупности, предстает как целостное, относительно автономное философское учение о Боге. Каждое развернутое философско-теологическое построение по своим принципам, задачам и функциям является, по существу, метафизической системой. Эта метафизическая система может быть развернутой, соответствующей критериям метафизической тотальности, но может решать и ограниченное число проблем философского богопознания. Однако в любом случае основной принцип философско-теологического рассуждения предполагает установку на метафизическую системность. На наш взгляд, глубинный смысл усилий по созданию философского учения о Боге проясняется лишь в свете вопроса античной философии об истинной природе божественного, противопоставляемой всяким мнениям, обусловленным человеческими устремлениями низшего порядка или человеческим невежеством. Постановка такого вопроса была истоком философско-метафизи-ческой теологии. Базисное устремление античной философской теологии постичь природу божественного саму по себе явилось одним из важнейших конституирующих импульсов христианской теологии, а также философской теологии. § 3. Критерии оценки философских учений о Боге После того как мы в общем систематическом плане охарактеризовали философскую теологию как автономное философское бого-познание, нам необходимо установить какую-то типологию применительно к многообразным автономным философско-теологичес-ким учениям. Разработка типологии предполагает опору на какие-то критерии. Укажем те критерии, которые положены в основу нашей типологии автономных философско-теологических учений. Философско-теологические концепции можно разделить по задачам. В зависимости от целеполагания конкретная философско-теологическая концепция может решать одну из трех основных задач философского богопознания, на которые было указано выше, или решать в систематизированной совокупности, представая как более или менее целостное учение. Это первый критерий. В любом варианте конкретная философско-теологическая концепция неизбежно соотнесется с определенной философской идеей или понятием Бога. Характер такой идеи или такого понятия является вторым критерием классификации философско-теологических построений. Здесь имеет смысл отметить, что мы предпочитаем выражение "философское понятие Бога" выражению "философская идея", поскольку оно, как представляется, четче свидетельствует об онтологической интенции философско-теологического теоретизирования. Место и значение философского богопознания определяется прежде всего тем, что оно представляет собой попытку философского постижения сущности Бога. Создание философского учения о Боге является главнейшей задачей философского богопознания. Философское учение о Боге неизбежно будет либо теистическим, либо какой-то формой отрицания теизма. Теизм является фундаментальной религиозной установкой европейской цивилизации, и европейская философская теология неизбежно будет соотноситься в той или иной форме с теизмом, пока она остается европейской философией. Представляется поэтому возможным разделить философские учения о Боге на теистические и на такие, где выдвигается претензия на какую-то альтернативу теизму. Разумеется, возможно и более дифференцированное членение, в частности деление на классический и неклассический философский теизм.
В качестве третьего критерия могут служить используемые философской теологией средства для решения своих основных задач. Речь идет, по существу, о дифференциации философии по тематическим разделам, по базисным принципам философского рассуждения и т. п. Соответственно рядом с очевидно преобладающим в традиции онтологическим подходом к философско-теологическои проблематике существует, например, трансцендентал-философский подход, причем в различных вариантах. Как четвертый критерий можно использовать отношение той или иной автономной философско-теологическои концепции, прежде всего предлагаемого ею философского понятия божественной реальности, к церковной теологии христианских конфессий. Определение характера этого отношения позволяет также указать функции философского богопознания. Базисными вариантами здесь выступают служебные пропедевтические функции по отношению к церковной теологии христианских конфессий, с одной стороны, и полностью автономное конституирование религиозного отношения, "философской веры" — с другой. § 4. "Естественная теология" В историческом плане принципиальная возможность автономного философского богопознания была дана вследствие автономизации философии по отношению к античной религии, а также вследствие того, что античная философия просто предшествовала во времени христианству. В эту же эпоху можно говорить о появлении - и терминологически, и по содержанию - философской теологии. Философская теология предстает как философское размышление о последней и высшей реальности, определяющей всякую другую реальность. Принципиальная возможность, а также способы реализации этой возможности в античной философии в христианскую эпоху были продолжены именно в "естественной теологии". Естественная теология в ее классической форме на протяжении всего своего существования была теснейшим образом связана с тра- дицией схоластической мысли*. Разумеется, история схоластической традиции не совпадает полностью с историей естественной теологии. Схоластическая традиция шире в тематическом плане. Кроме того, естественная теология как предметно и методологически осознанное теоретическое предприятие появляется в рамках уже существующей схоластической мысли. Несмотря на обрисованную теснейшую связь естественной теологии и со средневековой схоластикой, и со "второй схоластикой" и с неосхоластикой двух последних столетий, было бы неправильно увязывать естественную теологию исключительно со схоластической традицией. Важно то, что естественная теология существовала в европейской философии и теологии, вообще в европейской культуре как определенная теоретическая программа, провозглашающая и реализующая принцип относительно автономной философской теологии, прежде всего автономного философского познания Бога. Неслучайно поэтому в истории европейской мысли сама идея I автономного философского богопознания всегда ассоциировалась в | первую очередь с традицией естественной теологии. Условия появления этой традиции, процесс ее оформления и развития - вот что наиболее часто понимается под автономным философским богопоз-нанием. Если говорить современным языком, то естественная теология всегда воспринималась как парадигма автономной философской теологии. Более того, строго говоря, всякая иная философская теология является и в историческом и в логическом отношении продолжением естественной теологии. Естественная теология методологически, говоря современным языком, представляющая мир не как творение, но как "чистый мир", "чистую природу", выступает уже как "предварительная форма" иной философской теологии. Они, по существу, тождественны в своих исходных посылках и средствах ] осуществления. Остается только различие по результирующему построению. * Некоторые характеристики средневековой схоластики вообще, а также те, что важны с точки зрения тематики естественной теологии, будут рассматриваться в Части IV. Средневековая схоластика определила в целом ряде существенных моментов всю дальнейшую традицию католической схоластики, а также раннепротестантскую схоластику.
Date: 2015-11-15; view: 854; Нарушение авторских прав |