Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия религии как философская теология






Характеризуя во Введении философскую теологию как одну из важнейших форм философии религии, мы отметили, что философ­скую теологию можно понимать в широком и в узком, или стро­гом, смысле.

Напомним, что философская теология в широком смысле охва­тывает весь спектр позитивных отношений между философией и теологией. Разумеется, речь идет при этом только о более или ме­нее тематизированно и развернуто выраженном отношении. К фи­лософской теологии в таком широком смысле можно в принципе отнести и те содержания философского религиоведения, где реша­ются оправдательные, или апологетические, по отношению к рели­гии задачи.

Сердцевиной философской теологии в широком смысле можно считать философские компоненты теолого-догматического учения о Боге.

Философская теология в узком, или строгом, смысле — это ав­тономное философское богопознание. Характеристике целей, задач, методов и функций, а также способов реализации такого философ­ского богопознания и посвящена Часть II нашей работы.


ГЛАВА ШЕСТАЯ

ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ КАК АВТОНОМНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ

§ 1. Теоретические принципы автономного философского богопознания

Эта глава является первой из трех, посвященных философс­кой теологии как относительно автономному философскому бо-гопознанию.

В ней будут рассмотрены общие характеристики философс­кой теологии как относительно автономного философского бо­гопознания, указаны главные цели и функции, базисные мето­дологические установки, а также выделены ее основные разно­видности.

В последующих главах философская теология как автономное философское богопознание будет рассматриваться в соответствии со своими основными функциями (о которых сейчас пойдет речь).

Конституирующим принципом философской теологии в узком, или строгом, смысле является стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами. В контексте европейской культу­ры это означает прежде всего, что учение о Боге должно создавать­ся в отвлечении от факта и содержания божественного откровения, данного в библейском тексте, или даже просто безотносительно к нему. Безотносительность предполагает в первую очередь началь­ные условия философско-теологического рассуждения, а также спо­собы развертывания этого рассуждения. Конкретно это означает,



что исходным моментом философского рассуждения должны ста­новиться сугубо "естественные" данности человеческого существо­вания. А само рассуждение, определяющее философско-теологи-ческое построение, должно соответствовать критериям и стандартам развертывания философской аргументации, обоснования и систе­матизации.

Все это вместе призвано свидетельствовать, что фундамен­тальная установка философской теологии как автономного бого­познания, ее рассуждения и построения являются теоретически правомерными с точки зрения принципов, господствующих во "всеобщем сознании" той или иной эпохи, т. е. применительно к Новому времени и современности — в светской философии, в науках, в практической сфере в широком смысле.

В противоположность всякой теологии, выводимой из предпосы­лок веры, философская теология рассматриваемого вида претендует на то, чтобы "непредвзято" ставить вопрос о Боге и рассматривать его посредством строго философских методов. При этом появляется и основание для критической проверки теологических позиций, опреде­ляемых верой.

Условия философского познания Бога определяются услови­ями существования человека. В соответствии с исходными посту­латами философской теологии человек не может "непосредствен­но-духовно" созерцать Бога. Познание действительности, а тем более Бога человеком опосредовано его познавательными возмож­ностями. Философское учение о Боге должно исходить из дос­тупной философскому опыту действительности мира и человека. Отсюда проистекает общая ситуация философии в "вопросе о Боге", заключающаяся в том, что человеку в его "естественном" существовании Бог не "дан" непосредственно. Это обстоятельство заставляет философско-теологическую мысль постоянно создавать или варьировать уже имеющиеся доказательства бытия Бога, а также воспроизводить или создавать философские учения о ха­рактере божественной реальности и ее отношении к миру и человеку.

Путь философского богопознания начинается с миропознания и продвигается к богопознанию, поскольку мир постигается не как последняя и абсолютная действительность, а как "образ" таковой. Бог философски постижим не непосредственно в себе самом, а


только посредством отдаленного подобия в зеркале мира. Фило­софское познание действительности Бога - это, по существу, "путь от миропознания к богопознанию". Лишь такой способ познания Бога возможен для человека. Философское богопознание возможно потому, что Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. Если бы это было не так, то Бога нельзя было бы постичь в мире и исходя из мира.

Философская теология этого вида опирается на утверждение о том, что такое богопознание является единственно возможным для человека, если ему не дано или если бы не было дано божественное откровение, т. е. если Бог сам не дал или не дал бы человеку знание о самом себе.

Говоря о "мире" в данном контексте, мы понимаем мир во всем богатстве содержаний и смыслов, выявленных историческим опы­том существования человечества, включая полноту теоретического научного и философского знания. Особое значение в философском богопознании должен получить специфический опыт бытия-в-мире человека, что означает необходимость для философского богопоз­нания опереться на теоретическое знание о человеке, прежде всего философско-антропологическое знание.

Здесь следует подчеркнуть, что не только философское постиже­ние и осмысление мира служит целям богопознания. История свиде­тельствует о том, что осмысление Бога само служило обогащению и углублению "понятия мира". Это верно относительно не только ан­тичности и средневековья, но и классической метафизики Нового времени.

Философская теология как философское богопознание является прежде всего дискурсивным способом философствования. Это оп­ределенная совокупность философско-теоретических утверждений и рассуждений. Таким образом, философская теология есть теоре­тическое отношение к Богу, соответственно теоретическая разно­видность религиозного отношения.

Философская теология как автономное богопознание предлага­ет не только определенное понимание природы философии, но и определенную философско-антропологическую концепцию. Фило­софское богопознание отражает "природную религиозность челове­ка", проявляющуюся в первую очередь в поиске основ и смысла всего сущего. Человек при этом не ограничивается познанием ве-


 




щей самих по себе, что было бы вполне достаточно для его жизн­еобеспечения. Вопросы о существовании, сущности Бога и его от­ношении к миру вытекают из вопроса о содержании и смысле бы­тия человека и мира.

§ 2. Основные задачи автономного философского богопознания

Философская теология решает три основные тесно взаимосвя­занные задачи. Она призвана, во-первых, подтвердить существова­ние Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Бо­гом и человеком. Всякая конкретная философско-теологическая концепция или концентрируется на решении одной из указанных задач, или, если предпринимается попытка решить все эти задачи в в совокупности, предстает как целостное, относительно автономное философское учение о Боге.

Каждое развернутое философско-теологическое построение по своим принципам, задачам и функциям является, по существу, ме­тафизической системой. Эта метафизическая система может быть развернутой, соответствующей критериям метафизической тоталь­ности, но может решать и ограниченное число проблем философс­кого богопознания. Однако в любом случае основной принцип философско-теологического рассуждения предполагает установку на метафизическую системность.

На наш взгляд, глубинный смысл усилий по созданию фило­софского учения о Боге проясняется лишь в свете вопроса антич­ной философии об истинной природе божественного, противопос­тавляемой всяким мнениям, обусловленным человеческими устрем­лениями низшего порядка или человеческим невежеством. Постановка такого вопроса была истоком философско-метафизи-ческой теологии. Базисное устремление античной философской те­ологии постичь природу божественного саму по себе явилось од­ним из важнейших конституирующих импульсов христианской те­ологии, а также философской теологии.


§ 3. Критерии оценки философских учений о Боге

После того как мы в общем систематическом плане охарактери­зовали философскую теологию как автономное философское бого-познание, нам необходимо установить какую-то типологию приме­нительно к многообразным автономным философско-теологичес-ким учениям. Разработка типологии предполагает опору на какие-то критерии. Укажем те критерии, которые положены в основу нашей типологии автономных философско-теологических учений.

Философско-теологические концепции можно разделить по за­дачам. В зависимости от целеполагания конкретная философско-теологическая концепция может решать одну из трех основных за­дач философского богопознания, на которые было указано выше, или решать в систематизированной совокупности, представая как более или менее целостное учение. Это первый критерий.

В любом варианте конкретная философско-теологическая кон­цепция неизбежно соотнесется с определенной философской идеей или понятием Бога. Характер такой идеи или такого понятия является вторым критерием классификации философско-теологических пост­роений. Здесь имеет смысл отметить, что мы предпочитаем выраже­ние "философское понятие Бога" выражению "философская идея", поскольку оно, как представляется, четче свидетельствует об онтоло­гической интенции философско-теологического теоретизирования.

Место и значение философского богопознания определяется прежде всего тем, что оно представляет собой попытку философс­кого постижения сущности Бога. Создание философского учения о Боге является главнейшей задачей философского богопознания. Философское учение о Боге неизбежно будет либо теистическим, либо какой-то формой отрицания теизма. Теизм является фунда­ментальной религиозной установкой европейской цивилизации, и европейская философская теология неизбежно будет соотноситься в той или иной форме с теизмом, пока она остается европейской философией.

Представляется поэтому возможным разделить философские уче­ния о Боге на теистические и на такие, где выдвигается претензия на какую-то альтернативу теизму. Разумеется, возможно и более дифференцированное членение, в частности деление на классичес­кий и неклассический философский теизм.


 




В качестве третьего критерия могут служить используемые фи­лософской теологией средства для решения своих основных задач. Речь идет, по существу, о дифференциации философии по темати­ческим разделам, по базисным принципам философского рассужде­ния и т. п. Соответственно рядом с очевидно преобладающим в традиции онтологическим подходом к философско-теологическои проблематике существует, например, трансцендентал-философский подход, причем в различных вариантах.

Как четвертый критерий можно использовать отношение той или иной автономной философско-теологическои концепции, преж­де всего предлагаемого ею философского понятия божественной ре­альности, к церковной теологии христианских конфессий. Определе­ние характера этого отношения позволяет также указать функции философского богопознания. Базисными вариантами здесь выступа­ют служебные пропедевтические функции по отношению к церков­ной теологии христианских конфессий, с одной стороны, и полнос­тью автономное конституирование религиозного отношения, "фило­софской веры" — с другой.

§ 4. "Естественная теология"

В историческом плане принципиальная возможность автономно­го философского богопознания была дана вследствие автономизации философии по отношению к античной религии, а также вследствие того, что античная философия просто предшествовала во времени христианству.

В эту же эпоху можно говорить о появлении - и терминоло­гически, и по содержанию - философской теологии. Философс­кая теология предстает как философское размышление о после­дней и высшей реальности, определяющей всякую другую ре­альность.

Принципиальная возможность, а также способы реализации этой возможности в античной философии в христианскую эпоху были продолжены именно в "естественной теологии".

Естественная теология в ее классической форме на протяжении всего своего существования была теснейшим образом связана с тра-


дицией схоластической мысли*. Разумеется, история схоластичес­кой традиции не совпадает полностью с историей естественной те­ологии. Схоластическая традиция шире в тематическом плане. Кроме того, естественная теология как предметно и методологически осоз­нанное теоретическое предприятие появляется в рамках уже суще­ствующей схоластической мысли.

Несмотря на обрисованную теснейшую связь естественной те­ологии и со средневековой схоластикой, и со "второй схоласти­кой" и с неосхоластикой двух последних столетий, было бы не­правильно увязывать естественную теологию исключительно со схоластической традицией. Важно то, что естественная теология существовала в европейской философии и теологии, вообще в ев­ропейской культуре как определенная теоретическая программа, провозглашающая и реализующая принцип относительно авто­номной философской теологии, прежде всего автономного фило­софского познания Бога.

Неслучайно поэтому в истории европейской мысли сама идея I автономного философского богопознания всегда ассоциировалась в | первую очередь с традицией естественной теологии. Условия появ­ления этой традиции, процесс ее оформления и развития - вот что наиболее часто понимается под автономным философским богопоз-нанием. Если говорить современным языком, то естественная тео­логия всегда воспринималась как парадигма автономной философ­ской теологии.

Более того, строго говоря, всякая иная философская теология является и в историческом и в логическом отношении продолжени­ем естественной теологии. Естественная теология методологически, говоря современным языком, представляющая мир не как творе­ние, но как "чистый мир", "чистую природу", выступает уже как "предварительная форма" иной философской теологии. Они, по существу, тождественны в своих исходных посылках и средствах ] осуществления. Остается только различие по результирующему по­строению.

* Некоторые характеристики средневековой схоластики вообще, а также те, что важны с точки зрения тематики естественной теологии, будут рассматри­ваться в Части IV. Средневековая схоластика определила в целом ряде суще­ственных моментов всю дальнейшую традицию католической схоластики, а также раннепротестантскую схоластику.


 



Date: 2015-11-15; view: 812; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию