Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зак. 4338
ко философских позиций Венского кружка, либо также философских воззрений, оформившихся под воздействием его идей в других странах, прежде всего в англо-американской и скандинавской философии. Позиции Венского кружка получили парадигматическое выражение у Рудольфа Карнапа. С точки зрения нашей темы особое значение имеет работа "Преодоление метафизики посредством логического анализа языка", опубликованная во втором томе журнала "ЕгкепШшз". Карнап стремился дать радикальное и окончательное решение проблем метафизики. Он отвергает метафизику из-за недостаточной достоверности ее положений, проистекающей из слабости познавательных способностей человека в сфере метафизических предметов. Метафизика отвергается в силу полного отсутствия смысла в ее высказываниях. Карнап резко утверждает, что метафизика не просто ложна, но "бессмысленна", метафизические утверждения - "кажущиеся утверждения", а метафизические понятия, в том числе понятия "Бог", "абсолют", - бессодержательные, кажущиеся понятия. Именно предельная заостренность антиметафизической и соответственно антитеологической позиции определила воздействие воззрений Карнапа на современную философию религии. Антитеологическая программа Венского кружка, в основе которой лежит определенная теория смысла, была не только радикальной, но и новаторской. В сопоставлении с традиционными формами критики метафизики и религии критика со стороны Венского кружка представляла собой нечто новое постольку, поскольку она нацелена не на демонстрацию социальной функции критикуемой метафизики, а на выявление отсутствия смыслового содержания метафизики, что должно выявиться в анализе посредством указания на синтаксическую или семантическую бессмыслицу. Тщетно искать в работах представителей Венского кружка ответ на вопрос о том, что же такое в действительности метафизика. Под метафизикой в Венском кружке понимается лишь совокупность всего того, что не согласуется с верификационистской теорией смысла. Метафизика - это содержательно неопределенное, но повсеместно используемое членами Венского кружка понятие. В англоязычных странах тональность логическому позитивизму на ранних этапах его эволюции задал Альфред Айер. Творче- ство Айера важно еще и потому, что он был одним из немногих логических позитивистов, кто непосредственно обращался к анализу теологических высказываний, не ограничиваясь общей критикой метафизики. Айер понимает метафизику как исследование природы реальности, лежащей в основе явлений или трансцендирующей явления, изучением которых довольствуются науки. Метафизик, по мнению Айера, стремится получить не-опытное знание фактов. Кроме того, он претендует на более глубокое и основательное познание реальности, чем могут дать самые разработанные и теоретичные науки. Айер утверждает в книге "Язык, истина и логика", что "сказать, что Бог существует, — значит сделать определенное метафизическое высказывание, это высказывание не может быть ни истинным, ни ложным... ни одно предложение, ставящее целью описать природу трансцендентного Бога, не может иметь какого-то буквального значения"30. По мнению Айера, метафизические высказывания, хотя их и стремятся использовать как подлинные утверждения, претендующие на истинность, представляют собой предложения, которые на деле не высказывают ни тавтологию, ни эмпирическую гипотезу. А ведь все высказывания, которые обладают фактуальным содержанием, являются эмпирическими гипотезами. Айер заявляет, что предложение становится фактуально значимым для всякого данного человека, если, и только если, он знает, как верифицировать высказывание, которое стремится выразить это предложение, т. е. если он знает, какие наблюдения приведут его при определенных условиях к тому, чтобы принять высказывание как истинное или отвергнуть как ложное. В дальнейшем признание недостатков первоначальных формулировок привело Айера к более тонкой версии своего критерия. Во введении ко второму изданию книги "Язык, истина и логика" он утверждает: "Осмысленное утверждение, которое не является аналитическим, должно быть непосредственно или опосредованно верифицируемым"31. Антиметафизическая и антитеологическая программа современного эмпиризма связана не только с верификационистским критерием смысла, как у Карнапа и Айера, но и с фальсификациониз-мом. Эти взгляды также претерпели известную эволюцию, повли-
явшую и на общую эволюцию неопозитивизма. В свете задач данной работы нет нужды в анализе всех перипетий этой эволюции, поскольку все версии предполагали в принципе одинаковые философско-религиозные позиции, означающие отрицание осмысленности религиозных верований и теологических утверждений. Роль фальсификационистских позиций в современной философии религии была обусловлена в основном позициями Энтони Флю, сформулированными в начале 50-х годов. В философии религии эти позиции получили название "вызов Флю". В своей работе "Теология и фальсификация" Флю рассматривает следующий сюжет. Однажды два исследователя пришли на расчищенный участок в джунглях. На участке было много цветов и много сорняков. Один из исследователей высказал предположение, что за этим участком ухаживает садовник. Другой не согласился с ним. Чтобы разрешить свой спор, они установили наблюдение за участком. На участке никто не появляется. Предположив, что садовник — невидимка, исследователи обносят участок колючей проволокой и пропускают по ней электрический ток. Они даже устраивают патрулирование с собаками. Но нет никаких признаков чьего-либо присутствия. Не слышно криков, проволока не шевелится, собаки не лают. Тем не менее тот исследователь, который верит в существование садовника, не меняет своего убеждения. Он утверждает, что садовник существует, но при этом он невидим, неосязаем, нечувствителен к электрическому току, лишен запаха и не производит шума. Этот садовник тайком ухаживает за своим любимым садом. Другой исследователь, скептик, в конце концов спрашивает своего товарища о том, чем же такой невидимый, неосязаемый и т. д. садовник отличается от воображаемого садовника или от вообще несуществующего садовника. Этот рассказ представляется Флю примером того, как какое-то утверждение может постепенно, шаг за шагом приобрести совершенно иной статус посредством оговорок и уточняющих характеристик. Человек может выхолостить подобным образом свое утверждение, даже не заметив этого. "Прекрасная смелая гипотеза может быть, — отмечает Флю, — убита дюйм за дюймом, это будет смерть через тысячу оговорок"32. Тот исследователь, что верит в существование садовника, посредством своих оговорок относительно невидимости, неосязаемости и т. п. выхолащивает, как считает Флю, свое утверждение о существовании садовника. Флю приводит еще один пример. Ребенок умирает вследствие неоперируемого рака горла. Его земной отец безумствует в попытках как-то помочь. Небесный же отец не проявляет ни малейших признаков озабоченности. Верующий человек в этой ситуации делает оговорки относительно того, что любовь небесного отца - это "не просто земная любовь", ее природа непостижима и т. п. Все эти оговорки приводят к тому, что становится совершенно неузнаваемым смысл первоначального утверждения о любящем Боге. Ситуация смерти через тысячу оговорок заключает в себе, по мнению Флю, особую опасность для теологических высказываний. Высказывания типа "у Бога есть план", "Бог сотворил мир", "Бог любит нас так, как отец любит своих детей" предстают как утверждения, как "грандиозные космологические утверждения". Если утверждение действительно является утверждением, то оно необходимо будет тождественно отрицанию отрицания этого утверждения. И все, что свидетельствует против утверждения или может заставить говорящего отказаться от своего утверждения, образует компонент "значения отрицания" этого утверждения. Знание значения отрицания какого-то утверждения - это определенное знание значения этого утверждения. "А если нет ничего, что какое-то утверждение отрицает, - подчеркивает Флю, - то нет ничего, что оно утверждает. Это вовсе не утверждение"". Поэтому Флю задает тот вопрос, который и образует суть "вызова Флю": "Что такое должно было бы произойти, что могло бы стать доказательством против любви или доказательством против существования Бога?"34 На наш взгляд, позиции Флю можно резюмировать следующим образом. Теологическое или религиозное утверждение является фактуальным утверждением, только, и если только, высказывающий его готов указать, какая действительная или представимая конфигурация событий была бы несовместима с этим утверждением и какая действительная или представимая конфигурация событий свидетельствовала бы против его истинности. "Вызов Флю" заключается как раз в следующем. Верующие считают некоторые ключевые вероучительные положения факту-альными высказываниями. Но если они действительно фактуаль-ны, то должна существовать возможность, по крайней мере логическая, описать две ситуации с различным эмпирическим содержа-
нием, одна из которых действительно имеет место, если оно ложно или вероятно ложно. Флю имеет в виду нерелигиозные, нетеологические эмпирические высказывания, способные служить в качестве свидетельства для религиозного высказывания. Религиозные и теологические высказывания должны быть подтверждаемы или опровергаемы в принципе нерелигиозными, эмпирическими, фактуаль-ными высказываниями. Если определенное эмпирическое условие выполнено, то высказывание истинно или вероятно истинно. Если выполнено другое условие, то это высказывание ложно или вероятно ложно. Если такие условия непредставимы, то предлагаемое фактуальное религиозное высказывание и не истинно и не ложно соответственно, его можно заподозрить в бессмысленности. "Вызов Флю" оказал огромное воздействие на философские дискуссии о языке религии, на все разновидности аналитической философии религии. В настоящее время философские дискуссии вокруг фактуаль-ной эмпиристской теории смысла утратили остроту, нельзя утверждать, что они находятся в центре внимания даже аналитических философов. Тем не менее проблема фактуального смысла религиозных верований сохраняет живое присутствие в современной философии религии. В последние годы эта проблема ассоциируется чаще всего с творчеством Кая Нильсена, позиции которого нередко квалифицируются как "смягченный неопозитивизм". Суть позиции Нильсена заключается в том, что вряд ли можно обладать верой в Бога, если нет какого-то разумного понимания того, во что или в кого следует верить. Вера требует по крайней мере какого-то понимания. Поэтому ключевой вопрос в нынешних затруднениях христианского, иудейского и исламского верования в существование Бога - это вопрос о том, обладает ли "не-антропо-морфная речь о Боге" достаточным смыслом для того, чтобы сделать веру "разумным выбором". Для ответа на вопрос об осмысленности "речи о Боге" требуется какой-то критерий. Нильсен исходит из следующего критерия смысла. Должно быть засвидетельствовано какое-то отношение между актуальным или возможным опытом и когнитивно осмысленными утверждениями. Это означает, что верующий должен показать, что по крайней мере один какой-то опыт может свидетельски подтвердить или опровергнуть истинность или ложность религиозных высказываний. "Для того чтобы понять, что мы говорим, когда говорим о Боге, — отмечает Нильсен, — наше понятие Бога должно иметь какую-то эмпирическую опору"35. Это означает, что должна существовать возможность указать, по крайней мере в принципе, что могло бы свидетельствовать за или против истины того высказывания, что есть какое-то существо, трансцендентное по отношению к миру и совершенно независимое от мира. Позитивисты, напоминает Нильсен, утверждают, что подобное высказывание вообще нельзя подтвердить или опровергнуть даже в принципе и поэтому такое высказывание лишено фактуального значения. Конечно, признает Нильсен, верующий может не проявлять желания заниматься философской теологией. Он вправе считать, что нет нужды искать подтверждение или обоснование для своих верований посредством апелляции к эмпирическим свидетельствам или посредством философской и теологической аргументации. Но ведь речь идет, как подчеркивает Нильсен, не об обосновании или о подтверждении истинности этих верований. Принципиальный вопрос заключается в том, обладают ли они вообще тем смыслом, каким их наделяют верующие, т. е. обладают ли они каким-то фактуальным содержанием. Ведь если они лишены такого содержания, то являются: 1) не тем, чем считают их верующие; 2) лишены достоверности, которой их обычно наделяли религиозные люди. Не следует отождествлять религию с ее доктринальными формулами. Тем не менее доктрины сохраняют ключевое значение и служат предпосылкой многого того, что делают религиозные люди. А определить, имеют ли эти формулы какое-то фактуальное содержание, можно только с помощью фактуального критерия смысла. Поэтому "эмпиризм в религии еще не сказал своего последнего слова"36. 3.3.3. После рассмотрения наиболее репрезентативных неопозитивистских воззрений на религию и теологию попытаемся резюмировать логико-позитивистские философско-религиозные позиции. Это предполагает прежде всего попытку реконструкции логико-позитивистской теории языкового смысла, или значения, применительно к религии и теологии.
Эта теория, точнее, критерий смысла призван был устанавливать, является ли какое-либо высказывание, претендующее быть фактуальным, действительно фактуальным, т. е. высказыванием о каком-то положении дел в реальном мире. Такое высказывание должно быть эмпирически проверяемым, т. е. как минимум в принципе верифицируемым или в принципе фальсифицируемым. При этом неопозитивисты считают, что эмпирическая проверяемость является не только достаточным, но и необходимым условием фактуального значения высказывания. Высказывания, выражающие теистические верования, не являются подлинными фактуальными высказываниями, равно не являются аналитическими высказываниями. Они не могут быть ни верифицированы, ни фальсифицированы, поскольку нельзя сделать эмпирические наблюдения, верифицирующие или фальсифицирующие существование или несуществование какой-либо трансцендентной, т. е. внемирной, сущности. Так как утверждение о существовании Бога невозможно эмпирически проверить, то не выполняется необходимое условие для подлинного фактуального высказывания. Утверждение о существовании Бога не является поэтому подлинным фактуальным утверждением. Но ведь верующие считают, что когда они говорят о существовании Бога, то имеют в виду или утверждают определенный факт. Неопозитивисты приходят, таким образом, к выводу о неизбежной внутренней противоречивости и бессмысленности религиозных высказываний. 3.3.4. Фактуальная теория смысла сохраняет определенные позиции в современной философии религии. Тем не менее она не играет столь заметной роли, как прежде. Неопозитивистам так и не удалось сформулировать критерий фактуального значения таким образом, чтобы он мог действительно служить средством демаркации между осмысленными высказываниями науки и здравого смысла, с одной стороны, и бессмысленными метафизическими и религиозными — с другой. Другими словами, антиметафизическая, соответственно антитеологическая программа неопозитивизма, заключавшаяся в демонстрации полной бессмысленности метафизики, осталась, по существу, нереализованной. Date: 2015-11-15; view: 377; Нарушение авторских прав |