Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория эклектизма
Для философии совершенно не важна систематичность. Неплохо, когда она изложена в систематичном виде, но если её задача критики культуры достигается иным путем, то мало что меняется. Иногда одна лишь статья, посвященная какой-то частной теме переворачивает все мировоззрение.
Рассмотрение множества мнений философов по тому или иному вопросу обусловлено еще тем, что, располагая в определенном порядке высказывания тех или иных философов, можно достичь «симфонического» единства следования логике исследования, ибо каждый из философов со своей спецификой мировоззренческих установок, расположенный в определенном месте текста, на определенном отрезке размышления, позволяет «нарисовать» целостную картину понимания какой-либо проблемы, создать целостную картину понимания мира и феномена присутствия (Dasein) человека в нем. Суть философии вообще не состоит в строгой доказательности на базе формальной или «мистической» логики, а состоит в живой «размеченности» смысла и свободной «прозрачной» топологии философствования. Уместно, на мой взгляд, отметить, что употребление такого «дикого» языка еще обусловлено тем, что логика движения к позитивному знанию, провозглашенная А. Сен- Симоном и О. Контом, действительно существует. Философия теряет свои позиции в ментальности современного общества. Чувствуя это и не видя новой формы философии в виде традициологии, они стараются оправдать свое предназначение и свой «паек», а потому стараются изобрести что-то «новенькое и сладенькое», показывая, что они что-то «открывают» и вообще что-то «делают». Но это «новенькое и сладенькое» представляет из себя довольно уродливое и вредное для ума построение, вращающееся вокруг одной довольно банальной мысли типа – «сознание первично, а бытие вторично», «все есть ложь, а истина лишь известна Богу», «мир идет к концу» и «человек погряз во зле» - мыслям всем уже известным. А потому эту банальную мысль и уродливость скрывают за «дымовой завесой» «заумного» языка, за многословием броских фраз, на которые может купиться только подросток недалекого ума. К слову сказать, это многословие ещё обусловлено тем, что гонорар идет именно от этого количества слов и строчек, что для них крайне важно.
Но рассмотрение множества мнений философов по тому или иному вопросу более обусловлено еще и тем, что, располагая в определенном порядке мысли тех или иных философов, я стремлюсь достичь «симфонического» единства следования логике исследования, ибо каждый из мыслителей со своей спецификой мировоззренческих установок, расположенный на определенном отрезке размышления, позволяет «нарисовать» целостную картину понимания какой-либо проблемы, создать целостную картину понимания мира и феномена присутствия (Dasein) человека в нем. Многих может удивить, что берутся мысли философов совершенно разных направлений. Может создаться представление у поверхностно мыслящих философов, что тут присутствует какая-то непоследовательность и «эклектичность». Хочу заметить, что я считаю позицию античных эклектиков мудрой и глубокой. Как известно, основатель эклектизма Филон из Лариссы считал, что все философы говорят об одном и том же, но используют разный язык и разные полюсы «высвечивания» Истины. И именно «схватывая» Истину с этих различных точек зрения можно выявить её во всей своей красоте и многообразии. Как известно, понятие «эклектизм» происходит от греческого ek-legein, что значит – разобрать и соединить снова, произвести «деконструкцию». По моему мнению - это как нельзя более достойная позиция современного серьезного исследователя. Далее, всякий мыслитель современности, по моему мнению, должен быть собеседником «другого», вести диалог с «другим» миром, его философствование должно быть открыто для «другого». Это еще связано и с тем, что я являюсь сторонником новых систем рациональности, построенных на известных принципах «констелляций» Т. Адорно и «ризомы» Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Хотя, если быть точным, то эти принципы имеют основой «принцип дополнительности» Н. Бора - принципа, на котором построено все здание современной физики. А так как даже здание современной физики строится на принципах «эквивалентных описаний» и «альтернативных онтологий», то требовать от современных философов «древовидных» систем изложения, идущих от одного «начала», построенных на пример евклидовых «Начал», смешно. Тем более, что история философии дает нам образец такого «курьеза» на примере Спинозы, более «слабая» попытка такого типа построения у Гегеля тоже ни у кого не вызывает восторга. Ибо суть философии не состоит в строгой доказательности на базе формальной или «мистической» логики, а состоит в живой «размеченности» смысла и свободной «прозрачной» топологии философствования. В этом причина популярности диалогической и поэтической формы, ибо философские концепты антиномичны, значения концептов метафоричны и полисемантичны. Потому расположение в симфоническом единстве различных философских мнений, объединенных единой драматургией и сюжетом - это синтетическая форма философствования, которая более совершенна, чем диалогическая и поэтическая, и наиболее соответствует современной культуре, в которой рационалистичность удивительным образом сочетается с её полифоничностью, является «спектаклем», о чем писал в свое время Ги-Эрнст Дебор - автор известной книги «Общество спектакля» (1968). Многие понимают вышеуказанные принципы живого философствования своеобразно. Вместо сухой формалистики они отдают себя «буйству» иррациональной игры словами, свободной игре философствования, наводя «мистический» туман на суть рассматриваемых философией проблем, окончательно все запутывая, нагромождая груды словесной эквилибристики. Возникает странный парадокс - философия призвана прояснить людям смыслы существования, именно в этом суть этой сферы ментальной деятельности. Но путем словесной «эквилибристики» самоуслаждения философов, при употреблении разных форм «эзопового» языка она достигает прямо противоположного результата - смысл еще более затемняется, люди отворачиваются от такого рода «философии» и делают это совершенно правильно.
Философская мысль нонкогнитивна, она избегает когнитивной ошибки, которая состоит в редукции феноменов духа и мира к эпистемологическим формам, она содержит ценностные аспекты духовной жизни и некогерентные многообразия бытия. Философская мысль учит не только мыслить, она учит жить и быть. Нонкогнитивная философская мысль потому алогична и эклектична.
ВСТАВКА: Теперь в начале XXI века он приобретает перипатетическое измерение, и точка отсчета этих многомерных координат идет от того места Ландшафта, в котором находится мыслитель – путешественник в данный момент в этом объемном пространстве, т.е. от той точки зрения, которая формирует его «ментальную карту» и «горизонт понимания». Но это место его есть лишь временная стоянка, ибо место точки зрения постоянно меняется из-за того, что субъект путешествует, имеет определенную траекторию, скорость, ускорение и динамику движения своей мысли по Ландшафту. При изменении же местоположения субъекта-перипатетика меняется дистанция между изучаемым объектом и перспектива его рассмотрения, что меняет его понимание; меняется также способ его рассмотрения, меняется ментальная карта самого субъекта-перипатетика. Субъект-перипатетик потому эклектик. Современная философия Ландшафта является неоэклектизмом, подытоживающем опыт всей европейской и азиатской мысли прошлого. Эклектизм понимается всегда в негативном смысле, как непоследовательность, но эклектизм – это высшая форма последовательности, ибо она следует не по прямым рокадным дорогам логицизма, а по извилистым тропам реальности. Эклектизм был высшей точкой развития древней философии, сам термин происходит от греческого ek-legein, что значит – разобрать и соединить снова. И исходно оно понималось как учение синтезирующее все известное античности многообразие человеческой мысли. В эклектизме был подытожен весь опыт античного философствования.
Я считаю позицию античных эклектиков мудрой и крайне глубокой. Как известно, основатель эклектизма Филон из Лариссы считал, что все философы говорят об одном и том же, только используют разный язык и разные полюсы «высвечивания» Истины. И именно «схватывая» Истину с этих различных точек зрения можно выявить её во всей своей красоте и многообразии. Вообще, как известно понятие «эклектизм» происходит от греческого ek-legein, что значит – разобрать и соединить снова, произвести «деконструкцию». По моему мнению - это как нельзя более достойная позиция современного серьезного исследователя. Далее, всякий мыслитель современности, по моему мнению, должен быть собеседником «другого», вести диалог с «другим» миром, его философствование должно быть открыто для «другого». Это еще связано и с тем, что я являюсь сторонником новых систем рациональности, построенных на известных принципах «констелляций» Т. Адорно и «ризомы» Ж. Делёза и Ф. Гваттари. Эти принципы являются основой парадигм многополюсного рассмотрения исследуемого предмета. Хотя, если быть более последовательным, то эти принципы имеют основой «принцип дополнительности» Н. Бора - принципа, на котором построено все здание современной физики. А так как даже здание современной физики строится на принципах «эквивалентных описаний» и «альтернативных онтологий», то требовать от современных философов «древовидных» систем изложения, идущих от одного «начала», построенных на пример евклидовых «Начал», смешно. Тем более, что история философии дает нам образец такого «курьеза» на примере Спинозы, более «слабая» попытка такого типа построения у Гегеля тоже ни у кого не вызывает восторга. И если брать примеры из философии Нового времени, то тут ближе всего «антиномичность» мышления Канта. Расположение в симфоническом единстве различных философских мнений, объединенных единой драматургией и сюжетом - это синтетическая форма философствования, которая более совершенна, чем диалогическая и поэтическая, и наиболее соответствует современной культуре, в которой рационалистичность удивительным образом сочетается с её полифоничностью, является «спектаклем», о чем писал в свое время Ги-Эрнст Дебор - автор известной книги «Общество спектакля» (1968).
ФРАКТАЛЫ МЫСЛИ
Известна теория «фракталов» Бенуа Мандельброта, который в своей работе «The fractal geometry of nature» (Сан-Франциско,1977) предложил новую неевклидову геометрию, отказавшись от подразумеваемой в евклидовой геометрии «гладкости» поверхностей. Он создал геометрию негладких, шероховатых, изъеденных ходами и отверстиями поверхностей. К слову сказать, У. Хогарт (1697-1764), когда стремился найти образ совершенства, то одним из них была не прямая линия или плоская поверхность, - одним из этих образов совершенства была S- образная линия, которую он считал «линией красоты». РИЗОМЫ МЫСЛИ
ЛЕКТОН И СИМУЛЯКР
Симулякры постмодернистской иронии – игра различий и повторений
Фрактальные поверхности скольжения мысли
БАРОККО РАЗБИТОГО СОЗНАНИЯ Субъект-перипатетик – это шизофреник, он живет в барочных, неправильных системах, его сознание все время изгибается, варьируется и раскалывается, но сохраняя при этом человечность князя Мышкина, ощущение несправедливости мира «по-максимуму». Философия Ландшафта – это необарочная философия, что роднит её с барочной философией разнообразий, изгибов и гармоний Лейбница. Разбитый и разломанный субъект-шизофреник всегда мучим вопросом: Куда идти, куда идти? 3. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ФИЛОСОФСКОГО ОПЫТА Человек отличается во многом от животных «разумом», но, прежде чем утверждать это, надо выяснить, что такое «разум». Наиболее существенной же чертой разума является не познание, а, как не странно это звучит от многих, умение создавать «химеры», т.е. обладание продуктивной способностью воображения. Человек создает разные концептуальные искусственные схемы, которые имеют крайне отдаленную схожесть с реальностью. Как бы сказал м. Хайдеггер, он выдвигается в «ничто». Вот эта способность и есть собственно человеческая способность. Человек «конструирует» и «изобретает» - он «философствует». Центральный вопрос кантовой критики: «Как возможны априорные синтетические суждения?» – это есть скрытая форма центрального вопроса антропологии: «Как возможен человек?» и одновременно центрального вопроса философии: «Как возможна метафизика?». Важный момент философского романа – это критика и достижение ясности. Главные функции философского романа – это прояснение прошлого, критический диагноз настоящего и прогноз будущего культуры. Критика и прояснение культурно-социальной ситуации не приемлет вычурного языка и словесной эквилибристики, она приемлет ясный и прозрачный язык. Философский роман – это «левый миф», который, если следовать Р. Барту, не приемлет строя мистико-запутанного строя языка «правого мифа». Потому он построен по поэтике реалистического романа. Хотя структуралисты считают, что реалистический роман построен на таких же обманчивых системах, как и другие формы романа, я позволю себе не согласится с этим мнением. Собственно говоря, семиотико - структуралистская теория литературы в наше время потерпела полное фиаско. Культурология – это разговор о сути человеческой культуры и человека, об их несуразицах, проблемах и смыслах, а потому и её органично присущ обычный разговорный язык, в который синергично включены и религиозные символы, и научные термины, и художественные метафоры. А так как, культурология – это философская наука, то в ней присутствуют и формы философского концептуального языка.
Философия это «размытое» образование, которое надстроено над всеми мировоззренческими формами: религией, наукой, искусством, над ментальными формами, которые проявлены в социальной (право, мораль) и хозяйственной (техника) сферах. Философия – это виртуальный «Град», блуждающий между «Градом небесным» и «Градом земным». Её предмет максимально широк по своему объему рассматриваемых явлений. В истории наблюдаются разные типы философии, которые в то или иное время отдают предпочтение либо рефлексии над мифологией, либо над религией, либо над наукой, либо над искусством, либо над социальными или хозяйственными сферами человеческой культуры. Сами философы никогда не были чистыми философами, – они были религиозными проповедниками, учеными, художниками, правоведами и политиками, поднимаясь в своих размышлениях на уровень философских обобщений. До уровня комплексной рефлексии над всей культурой философия поднималась крайне редко. Date: 2015-11-15; view: 385; Нарушение авторских прав |