Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепт как логос
Концепт не утверждает, он порождает. Не зря творец европейского философствования Сократ утверждал, что он занимается искусство повивальной бабки – майевтикой. Русский философ И.И. Лапшин в своей работе «Философия изобретения и изобретение в философии» (1922) правильно подчеркивал, что понятие зачатия в смысле деторождения в латинском языке обозначается тем же словом, что и концепт – conceptio. Концепт – это животворящий «Логос», это катализирующий центр кристаллизации ментальных систем. В принципе во всех сферах деятельности существуют формы концептуального мышления – в виде лозунгов, манифестальных проповедей, общих методологических установок. Но собственная стихия концептуального мышления – это философия, да и тот, кто в какой-либо частной области выступает как создатель концептуальных идей является философом по существу, да таковым формально или неформально понимается.
1. ПОРОЖДЕНИЕ ПАРАДИГМ
АНАЛОГИИ
Человек понять реальность во всей её полноте не может, он познает её лишь путем частичных моделей-подобий, имеющих характер аналогий и метафор, ибо человек переносит на окружающий мир образы присущих ему социальных практик и известных ему типов знания об окружающей реальности, он вообще склонен больше к пониманию мира художественно - метафорически. Потому-то философия, которая стремится дать целостное понимание мира, всегда оперирует мысленными метафорами. Мысленные метафоры и «мысле-образы» – основная форма концепта. Концепт – это не научное понятие, ибо: «Пониманию чужда ученость, а ученость далека от понимания» (8. гл.81), но это и не художественная метафора, ибо: «Нет красоты в правдивом слове, нет правды в сказанном красиво» (там же). Описаниереального «Жизненного мира» требует реального жизненного языка, требует языка мысленных метафор и мысле-образов концептов. Именно – мысленных метафор, а не художественных, которые служат для совершенного иного типа повествования и имеют в философии роль вспомогательного средства. Концепт также не является молитвенным «шифром трансценденции», «руническим» символом религиозного сознания, который служит для целей достижения «откровений» и «просветлений». Также философ, хотя и должен знать в полном объеме всю проблематику современной ему науки и её истории, но не должен вдаваться в тонкости эмпирических исследований; – он концептуалист – неприкаянный «Абеляр» современности, творец концептов: мысле-образов, мысленных метафор – беспокоящих «Оводов», а не научных теорий, которые используют образы и аналогии, но мысле-образ - не теоретизированный образ, а мысленная метафора – это не аналогия, - аналогия это рационально-эмпирически фундированное подобие. Мысле-образ и мысленная метафора только пробуждают-возбуждают Мысль, смущая-раздевают Сознание,давая им направление, заставляя потом им реализоваться в идеологии, науке и искусстве, выразиться в социальных формах и типах хозяйственных практик. Конечно, это не значит, что весь текстовой массив философии должен состоят из мысленных метафор, нет. Философский текст - это «ризома» из концептов, молитвенных «шифров трансценденции», художественных метафор, научных понятий и категорий. И именно это композиционное единство концептов, трансцендентных «рунических шифров», художественных метафор, научных понятий и категорий придает философскому тексту очарование и уникальность. И всякий раз, массив философского текста при рассмотрении той или иной проблемы поворачивается определенной стороной: то он собственно философствует, то молитвенно проповедует, то художественно выражает, то научно доказывает. Философский текст пульсирует-летает: то взлетает в высоты откровения; то поэтически пролетает над поверхностью культурного Ландшафта; то опускается на его поверхность, копается в гомусно-гумусных нечистотах его бытия, пролезает в его пещеры.
2. ФИЛОСОФСКИЕ МЕТАФОРЫ
Язык философии как язык синтетический метафоричен. Но, кроме этого, философия еще владеет и понятийным мышлением. В результате слияния художественного мышления посредством метафор и рационального мышления посредством понятий и категорий формируется язык философии. Крайнюю позицию здесь занял Хосе Ортега-и-Гассет: «Когда тот или иной автор упрекает философию за использование метафор, он попросту признается, что не понимает и философию и метафору» (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М. 1991. С.203)
Здесь надо отметить фактически первую работу о роли метафоры в философии И. В. Полозовой (г. Тольятти) «Метафора как средство философского познания» (1999). Автор этой небольшой работы считает, что «…метафора – это форма, имманентная самой сути философии как особой формы человеческой культуры, пытающейся постичь мир во всей его целостности и единстве. Именно благодаря метафоре, абсолютизирующей родство всех вещей и игнорирующей их различия, в философии возможно выйти к глубинному тождеству всех вещей» (Полозова И.В. Метафора как средство философского познания. Самара. 1999. С.96). Но автор лишен односторонности, правильно подчеркивая: «Метафора представляет собой лишь один полюс философии. Кроме метафоры, в философии существует также и понятие. В каждой из философских систем удельный вес понятий и метафор различен, это зависит от того, к какому из полюсов тяготеет философ. Но метафора в философии неустранима. Она живет и будет жить в философских текстах, покуда существует философия. Без метафоры невозможно живое, целостное постижение бытия человеком. Нет метафоры – нет и философии как духовной сферы, где Человек стоит перед Миром, где Человек открыт Бытию» (Полозова И.В. Метафора как средство философского познания. Самара. 1999. С.51). Последние строки цитаты свидетельствуют все же о том, что автор тяготеет к точке зрения, что метафора занимает первенствующее значение в философии, что приводит к тому, что автор далее подменяет ведущие аналогии в философии типа: «Мир есть Разум», Мир есть Чувство», «Мир есть Воля» под понятие метафоры. Хотя, как было сказано, метафора – это художественно выраженная аналогия, аналогия же – это рациональная форма метафоры. Более всего под центральный инструмент философствования подходит понятие не «метафора» или «аналогия», а «концепт» как синтез рационального и иррационального, понятийного и художественного мышления. О чем верно утверждали Ж. Делез и Ф. Гваттари. В философии большую роль играет рациональные формы мышления, хотя как подчеркивает В. С. Степин, «…первичными формами бытия философских категорий как рационализации универсалий культуры выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии» (Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С.279). Степин так же согласен, что в философии одновременно присутствуют как символические и метафорические способы мышления, так и понятийно-категориальные. Отсюда, по его мнению, «.. неустраняемая неопределенность в использовании философской терминологии, включенность в ткань философского рассуждения образов, метафор и аналогий, посредством которых высвечиваются категориальные структуры, пронизывающие все многообразие культурных форм» (Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С.280)
3. КОНЦЕПТ КАК CONCETTI
Изобретателем «кончетти» (concetti) был итальянский поэт Джамбатиста Марино (1569-1625).
Date: 2015-11-15; view: 355; Нарушение авторских прав |