Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1 философия - технология модернитиСтр 1 из 15Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ КАНОН ФИЛОСОФИИ
Философия является вторичным образованием ментальности, которая занимается критической и разъясняющей деятельностью, формой инициации культурных инноваций. Стремление некоторых сделать философию то религией, то наукой, то искусством совершенно несостоятельно. Философия при всей своей погруженности в эти ментальные формы является образованием, которое имеет свою проблематику, свои задачи и цели, хотя в те или иные периоды своего существования, она проявлена как более похожей на религию, или более похожей на науку и искусство. Но это говорит только о том, что она связана тесно с этими мировоззренческими формами, и в той или иной экзистенциальной ситуации отдает большее предпочтение какой-либо из вышеуказанных форм, но не более. Философия не кафедральное занятие, философия – реальная культурно-социальная практика, это жизненный опыт философа и реальная работа человеческого ума по установлению надежных скреп по разломам человеческой культуры, по установке надежных стоек в пещерах ее фундамента. Как писал, в частности Б. Кроче: «Настоящая философия, в отличие от безжизненных школярских схем, исполнена страстью: чувством добра она питает умственные закоулки, утишает боль душевного подполья. Именно страсть выносит на передний план философских истин историческую ситуацию, готовя ее последующее разрешение провоцируемым действием. Это не стерильное созерцание и поклонение божественной жизни, описываемое фанатичными риторами, хотя и этому можно найти подходящие поводы, и не мучительное освобождение от жизненных тягот. Это, скорее, всегда непростое соучастие в непрекращающемся творении всегда нового мира. Такой логике отвечает вся история философии, любому из понятий которой так или иначе соответствует жизненная роль» (Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб. 1999. С.22). Философия как реальная культурно-социальная практика включена в историю. Без этой реальной включенности в историю, она бессмысленный набор фраз. Когда философия выключается из истории и превращается в архивную работу, она самоуничтожается. Философия приобретет новый жизненный импульс только в историчности человеческого бытия, в присутствии ее в решении реальных забот и проблем культуры. Философия всегда философия Настоящего, и только с точки зрения бушующего Настоящего она понимает свое Прошлое и инициирует свое Будущее. Только будучи философией своего Настоящего она становится Вечной философией. Именно таковой была философия Гераклита, Платона, Аристотеля и Канта. Философия – форма ментальной деятельности, свойственная модернизационному типу культуры. В традиционалистских типах культуры, где модернизационные процессы мало проявлены, роль философии существенно снижена, но даже в этих культурах философия процветает в трагические переломные периоды, от которых не застрахованы и эти тип культур, – в эпоху перемен. Расцвет философии всегда приходится на тот период, когда в теле культуры образуются «разрывы» и «складки», в которых начинают «копошиться» разного рода философские концепты. Это относится к периоду возникновения философии как суверенной формы ментальности, т.е. к греческому обществу от времен Солона до времен Александра. Это относится к китайской, индийской и арабской культуре, это относится и к западноевропейскому обществу XVI-XX вв. Ввиду принятого стиля «модернити» в нашей жизни философия сейчас выступает как центральная и структурообразующая ментальная форма, заменив религию. Если отсутствует необходимость модернизации, то философия автоматически преобразуется в процессе культурного творчества в религиозную форму сакрального или секуляризированного типа, постепенно приобретая свойственные религии черты. Технология модернизации выступает в разных формах. Во-первых, модернизация идет путем, деконструкции ментальности самого субъекта: во-вторых, путем деконструкции понимания мира этим субъектом. Это приводит к различению форм философии на «идеалистические» и «материалистические», но это различение может иметь лишь «пропедевтический» характер, который при более подробном анализе «снимается», а выступает на первый план та роль и значение, которую выполняет та или иная философия в качестве технологии модернизации. Эту задачу философия решает в разных формах. Главный метод модернизации состоит не в отвержении традиции, а, - либо в прояснении и уточнении существующей традиции; либо в заимствовании традиций иной культурной общности; либо в инициации какой-либо маргинальной в данный момент традиции; либо в обращении к древней и давно утерянной традиции. Потому философия никогда не строится на «пустом» месте. COGITO 1 ФИЛОСОФИЯ – ЭТО СВОБОДА. 1. ФИЛОСОФИЯ – ВОИНСТВУЮЩАЯ ШИЗОФРЕНИЯ
Философия – это свобода, это дистанцирование от оков традиций той или иной культурной общности в которой существует философ. Философ всегда скептично относится к существующему порядку вещей. Это маргинал. Потому скептицизм - органон философии: «…скептицизм есть привал для человеческого разума, где он может обдумать свое догматическое странствование и набросать план местности, где он находится, чтобы избрать дальнейший свой путь с большей уверенностью, но это вовсе не место для постоянного пребывания; такая резиденция может быть там, где достигнута полная достоверность познания самих предметов или границ, в которых заключено все наше знание о предметах» (Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М. 1964. Т.3. С.632). Свободу философу дает мысль. В этом отношении прав выдающийся русский философ П.Л. Лавров (18-1900), который противопоставлял мысль и традицию (культуру), ибо режим cogito - это способ достижения свободы и метод введения инноваций. Мысль может быть только свободной. Потому-то гносеология как учение о мыслительной деятельности расцвело именно в западноевропейской философии и, прежде всего, в тех культурных регионах, где сильны идеи либерализма. Вход в режим философствования достигается декартовой установкой: «Я мыслю, следовательно, существую». Смысл этой установки состоит в том, что мысль освобождает человека от оков традиций той общности, в которой он находится. Традиции задают координаты эпистем мысли и ритуалов действия, они сковывают свободу, а потому нужно освободиться от этих оков, чтобы начать свободное движение, обратиться «к самим вещам» для приобретения философского опыта. Потому-то философ часто непонятен своим ходом мысли и экстравагантен по форме поведения, он – идиот: «Философия встает на сторону идиота, как человека без допущений» (Делёз Ж. Различие и повторение. Спб., 1998. С.164). А. Кемпински писал следующее: «Никто не сомневается, что шизофрения – болезнь; за это говорит уже хотя бы огромная степень страданий таких больных, однако нельзя сказать, что есть в этой болезни нечто возвышенное, а именно то, что специфически человеческие особенности подвергаются в ней катастрофическому возрастанию» (16, с.157). И если такого рода болезнь «катастрофического возрастания» собственно «Человеческого» поразит человечество, то пусть развивается эта «чума» значительно быстрее чумы XXI века - СПИДа, поразившей, как «Божья кара», все человечество. Философия Ландшафта - это идеология воинствующего Шизофреника. В мифологическом периоде ментальности роль философов играли шаманы – определенная категория людей, которая обладала специфическими чертами: нестандартным строением психики, отсутствием атрибутов половой идентификации, с маргинальной формой поведения. Эти же существенные черты сохранились далее, потому творцы ментальности довольно часто - это ущербные, маргинальные личности. Эти черты были отмечены в свое время Ч. Ломброзо (1835-1909), М. Нордау (1849-1923) и Ш. Рише (1850-1935).
Режим cogito приемлем только для философствующего, что не свойственно многим, ибо большинство или вообще мало мыслят, или же мыслят по направлениям, заданными той эпистемой, сформированной традициями той культурно-социальной группы, в которой он существует. Потому-то философ всегда одинок, ибо его не могут и не хотят впустить в свою «пещеру», мыслящие в рамках той или иной «эпистемы» культурно-социальные группы, он везде чужой. Одиночеством он платит за свободу своей мысли и за возможность путешествовать по бытию. Известно со времен Платона, что философия в большее мере – это умение умирать, т.е. философия – это теория суицида. Такой странный вывод многих поражает, но так и не достигается понимания этого феномена. Философия учит умирать по той причине, что философ, выходя из принятых эпистем той или иной культурно-социальной группы, подвергает себя остракизму и умирает для нее. Это явление смерти постоянно воспроизводится в культуре. Любой культурный герой в мифологии проходит очищение в «преисподней, в царстве «мертвых». Это же явление рассматривает, в частности А. Тойнби, который подмечает факт «Ухода –и – Возврата», как необходимого процесса для формирования деятеля культурных инноваций. Он правильно писал: «Уход позволяет личности реализовать свои индивидуальные позиции, которые не могли бы найти выражения, подавленные прессом социальных обязательств, неизбежных в обществе» (Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991 С.267)
2. СУЩЕСТВОВАНИЕ В МЫСЛИ
Хотя современный философ ведет свою традицию от Декарта, но он не является картезианцем, ибо картезианское «cogito» интровертно, тогда как современный философ экстраверт – его «cogito» детерминировано многообразиями мира. Для современного философа не должно существовать автономии мысли, она всегда дополнена реальностью окружающего мира, входящего в его сознание как равноправный компонент. Современное философствование – это философствование свободно блуждающего идиота-мыслителя, ставящего в местах трагических разломов между человеком и миром свои «скрепы-идеи». И эта работа имеет перманентный характер, ибо эти «скрепы-идеи» ненадежны, - другими быть не могут по сути, а потому философия – это вечное ремесло Сам механизм впоследствии был проанализирован более подробно Э. Гуссерлем. Конечно беспредпосылочного знания не существует, этот момент как раз был подвергнут критике Ч. Пирсом.
3. ФИЛОСОФСКИЙ ОПЫТ
2. ФИЛОСОФИЯ КАК КРИТИКА: ДЕКОНСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Культурно-историческая практика философии – это критика. Философии – это культурно-социальная практика по критике современной ей культуры. На базе этой критики новые концептуальные схемы, которые инициируют новые формы мышления, новые картины мира и новые образы жизни. Но философия не тотальная критика стороннего наблюдателя, а, как подчеркивал Ю. Хабермас, тип культурно-социального действия. Философия – это интеллектуальныйтеррор. Путем этого интеллектуального террора достигается врачевание культуры: очищение наносов, прояснение смысловых основ культуры, лечение злокачественных опухолей её. Философ является врачом культуры. Философ взрывает устоявшиеся системы ментальности, обществ и типов деятельности, выпуская в мир «красныебригады» философских концептов. Философ – это шахид культуры, это гений-мудрец, изгой-революционер и чудак-изобретатель. Неудивительно, что после того как произошел процесс модернизации, от такого типа людей общество избавляется. Но обычно этого не происходит, ибо они - пророки-провидцы умирают значительно раньше, а потому их просто стилизуют, делают из них «идолов», прикрывая их именами свои неблаговидные дела. Методом интеллектуального террора является деконструкция. Под деконструкцией я понимаю метод обличения наличности и вскрытия его ложности. Одним из первых деконструктивистов в XIX веке был К. Маркс с его концепцией ложного сознания. Действительно, обращение к экономической подоплеке всех идеологических конструкций, вскрытие «истинности» - один из самых радикальных методов деконструкции. Начало XX века ознаменовано появлением другого метода деконструкции – это обращение к психиофизиологии сознания. Первым этот метод применил З. Фрейд. Более традиционны эпистемологические методы деконструкции, которые состоят либо в вскрытии противоречивости высказываний и явлений, либо в несоответствии их реальности путем фальсификации.
1. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
Мысль – есть суть процесса модернизации, размышление – суть философии. Мыслить – означает философствовать. Философия, как органон мысли, как технология модернизации, всегда выступала против здравого смысла, против традиции. Потому постановка парадоксальных вопросов, особенно со времени Парменида и Зенона, является одной из функций философии. Парадокс разрушает традицию, тренировка в парадоксальных размышлениях формирует ментальность модернизационного типа. Это особенно заметно, к примеру, у представителей мегарской школы, когда в эллинистический период философия и воспринималась в большей степени как игра ума. К сожалению, эта функция философии часто губительно сказывается на её языке и смысловом содержании философии, которая обычным людям часто непонятна, ибо отрывается от реальностей их жизни. С одной стороны, это полезно, ибо путем «отрыва» формируются новые области понимания, новые перспективы мысли, - а именно в этом состоит суть философии как технологии модернизации. Но, во всем должна быть мера, ибо излишняя гипертрофированность языка и смыслов приводит к прямом противоположному результату, - непонятный язык и смысловая сумбурность философствования не будит у людей мысль, не открывает им новые горизонты реальности, а, наоборот, закрывает все горизонты, приводит саму философию к отрыву от действительности, философия сводится к внутрицеховым словопрениям «посвященных», а культурная функция философии как технологии модернизации не выполняется. Когда «инновационная болезнь» приобретает уродливые формы, то становятся истинными слова наиболее серьезного французского философа XVIII в. - «Века философии» - Э.Б. Кондильяка: «Таков, в общем, характер философских школ: стремящиеся к исключительному господству, они редко ищут истину, больше всего хотят быть оригинальными. Они рассматривают пустые вопросы, выдают свои грезы за истолкования природы. Наконец, занятые тем, чтобы нанести друг другу вред, а себе создать новых приверженцев, школы используют для этого всякие средства и все приносят в жертву взглядам, которые хотят распространять» (Кондильяк Э.Б Сочинения: в 3-х т. Т.3. М.: Мысль, 1983.с.231) Философ создает фикции (Г. Файхингер) – концептуальные замыслы, которые создают лишь предпосылки для зарождения каких-либо религиозных систем, художественных творений, научных теорий, но сами таковыми не являются. Удивителен факт, что, к примеру, совершенно ненаучная концепция С. Киркегора привела Н. Бора к его квантовой теории и к принципу дополнительности, т.е. как та или иная философская концепция порождает разнообразнейшие символические формы в менталитете. Суть философской концепции не в ее истинности или соответствии реальности, а в том, что она образует энергетические потенциалы, порождающие религии, творения искусства и научные теории, которые отвечают тем или иным потребностям человеческой культуры Это абсурдное образование ментальности – оно конструирует абсурды, которые своими импульсами взрывают устоявшиеся ментальные структуры, вызывая в ней инновационные процессы. Философ творец абсурда, парадоксально, но именно само существование человека является абсурдом в этом мире. Самое главное, люди склонны прислушиваться к абсурдному, ибо абсурд – это уход от каких-то заданных схем, сулящий какие-то новые пути. Человек и произошел от обезьяны благодаря абсурдным решениям, которые не соответствовали заданным обезьяне генетическим программам видения мира и поведения. Р. Карнап был абсолютно прав объявив, что философские предложения не поддаются верификации, имеют квазисинтаксический характер. И это действительно так, но эти предложения, как сам он подчеркивает не являются и «неподлинными», они, следовательно имеют какой-то иной характер – этот характер состоит в том, что они создают и инициируют «возможные миры», возможные концептуальные направления Мысли. Как пишет И.Т. Касавин: «…заблуждение – продукт высокоорганизованного мышления» (Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М. 1990. С.7) Именно роль философии состоит в том, чтобы дать набор абсурдных с точки зрения обыденного мировоззрения решений. В этом состоит роль философии в создании науки, в создании, как ни странно, научных предложений и высказываний. Правильно подчеркивает один их лидеров современной русской философии В.С. Степин: «Как правило, в фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте (иногда практическое освоение таких объектов осуществляется даже не в ту историческую эпоху, в которую они были открыты). Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Поэтому научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. Такую «стыковку» обеспечивают философские основания науки. В их состав наряду с обосновывающими постулатами входят также идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых онтологий и новых представлений о методе» (Степин В.С. Теоретическое знание. М. 2000. С.260-261). Далее он пишет: «Если в культуре не сложилась категориальная система, соответствующая новому типу объектов, то последние будут восприниматься через неадекватную сетку категорий, что не позволит науке раскрыть их существенные характеристики. Адекватная объекту категориальная структура должна быть выработана заранее, как предпосылка и условие познания и понимания новых типов объектов. Но тогда возникает вопрос: как она формируется и появляется в науке? Ведь прошлая научная традиция может не содержать категориальную матрицу, обеспечивающую исследование принципиально новых (по сравнению с уже познанными) предметов. Что же касается категориального аппарата обыденного мышления, то, поскольку он складывается под непосредственным влиянием предметной среды, уже созданной человеком, он часто оказывается недостаточным для целей научного познания, так как изучаемые наукой объекты могут радикально отличаться от фрагментов освоенного в производстве и обыденном опыте предметного мира. Задача выработки категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления объектов, во многом решается благодаря философскому познанию.* Философия способна генерировать категориальные матрицы, необходимые для научного исследования, до того как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов. Развивая свои категории, философия тем самым готовит для естествознания и социальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата» (Степин В.С. Теоретическое знание. М.; 2000. С.263-264)
Date: 2015-11-15; view: 460; Нарушение авторских прав |