Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1. Предмет возрастной психологии





Возрастная психология изучает процесс развития психических функ­ций и личности на протяжении всей жизни человека. Предметом возрас­тной психологии, или психологии возрастного развития является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основ­ных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики детей, относящихся к разным возрас­тным группам.

Психология развития изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредотачивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Помимо детской психологии и психологии отрочества возрастная психология включает также акмеологию (психологию развития зрелой личности) и геронтопсихологию.

Главное, что отличает возрастную психологию от других областей психологии, - акцент на динамике развития. Поэтому ее еще называют ге­нетической психологией (от греч. «генезис» - происхождение, становле­ние). Тем не менее, возрастная психология тесно связана с другими облас­тями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослежи­вается процесс развития каждой психической функции и изменение меж­функциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии лич­ности рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, са­мооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь воз­растной психологии с социальной дает возможность проследить зависи­мость развития и поведения ребенка и затем взрослого человека от специ­фики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Каждый возраст - это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстни­ков. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучаю­щих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя.

Одно из основных понятий, использующихся в возрастной психоло­гии -развитие. Термин развитие указывает на изменения, которые со вре­менем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окру­жающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. Например, даже неискушенный наблюдатель заметит, что моторное развитие младенца на­чинается с беспорядочного движения руками и ногами. Но вот ребенок уже стремится что-то схватить, тянется к предметам, учится передвигаться ползком и, наконец, делает первый шаг. Использование символов, в осо­бенности слов, - переломный момент на пути к чтению, счету, качествен­ному усложнению мышления. Развитие последнего идет от способности младенца узнавать конкретные предметы до умения подростка формули­ровать сложные понятия и мыслить абстрактными категориями.

Некоторые процессы развития, такие как пренатальный рост плода, носят преимущественно биологический характер, в то время как другие происходят главным образом под влиянием окружающей среды. Яркими примерами такого влияния могут служить изучение чужого языка во время проживания за рубежом или усвоение речевой манеры и артикуляции чле­нов семьи, в которой живет человек. Однако развитие человека большей частью не укладывается ни в одну из этих двух категорий, поскольку предполагает взаимодействие биологического и социального начал. Кроме того, окружающая человека среда состоит из множества конкретных сред (семейной, школьной, рабочей и т.д.), которые постоянно взаимодейству­ют между собой и влияют на развитие через это взаимодействие.

Ученые, изучающие развитие ребенка - частный аспект человеческого развития, - стремятся также установить связь между хронологическим возрастом детей и теми изменениями, которые наблюдаются в их поведе­нии на пути к зрелости. Другими словами, для специалистов в области воз­растной психологии, да и не только для них, может представлять интерес хотя бы примерный временной график появления конкретных форм пове­дения в жизни детей. Такой график позволил бы изучающим детское раз­витие сравнивать время появления определенных форм поведения у раз­ных детей, принадлежащих как к одинаковым, так и к различным культу­рам или социальным группам.


Установление приблизительных возрастных норм компетентности ре­бенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок опережает сверстников в своем развитии (или, наобо­рот, отстает от них). Возрастные нормы могут быть полезны при разработ­ке программ помощи детям, отстающим в развитии, или, например, при оценивании влияния различных условий жизни на развитие.

Как видите, в центре интересов исследователей человеческого разви­тия находятся те процессы, благодаря которым и происходят изменения в человеке. Ученые расходятся во мнениях при объяснении того, почему де­ти к 5 годам практически овладевают грамматикой родного языка, как вы­учиваются читать и формируют половую идентичность или почему взрос­лые так по-разному выражают любовь или горе. Однако, при всем много­образии подходов, существует ряд общих терминов и понятий, которыми пользуются психологи, социологи, антропологи и педагоги - все те, кто напрямую связан с проблемой развития. Все эти термины и понятия разде­ляются на группы соответственно областям развития.

Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические ха­рактеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область (от лат. «cognitio» - «знание», «познание») охваты­вает все умственные способности и психические процессы, включая даже конкретную организацию мышления. К этой области относятся такие про­цессы, как восприятие, рассуждение, память, решение задач, речь, сужде­ние и воображение. В психосоциальную область входят свойства личности и социальные навыки. К ней относят присущий каждому из нас индивидуальныи стиль поведения и эмоционального реагирования, то есть то, как люди воспринимают социальную действительность и реагируют на нее. Развитие человека в этих трех областях происходит одновременно и взаи­мосвязанно.







Date: 2015-11-15; view: 1467; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию