Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.2. Проблема возраста. Периодизация психического развития





Детская психология тем и отличается от всякой другой психологии, что она имеет дело с особыми единицами анализа - это возраст, или пери­од развития. Возраст, по определению Л.С. Выготского, - это относитель­но замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и дина­мику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содер­жанием: есть периоды развития и в некоторых случаях «эпохи», равные одному году, трем, пяти годам.

Возраст - одна из фундаментальных и сложных категорий психоло­гии развития. Уже самое общее, формальное его определение имеет 2 зна­чения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи - это абсолютный и условный возраст.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражает­ся количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это - чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длитель­ность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития, психологический возраст) определяется путем установления местоположения объекта в определен­ном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установле­ние условного возраста - элемент периодизации, которая предполагает вы­бор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы от­счета и принципов ее расчленения.

Хронологический возраст - это возраст отдельного человека, начи­ная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменени­ям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соот­ветствие).

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, зна­чит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня пси­хического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соот­ветствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социаль­ного развития человека (например, овладения определенным набором со­циальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной на­полненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализа­ции личности.

Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хроноло­гическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологи­ческой оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

Необходимо отметить два момента. Во-первых, психологический воз­раст может не совпадать с хронологическим, записанным в свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим неповтори­мым содержанием - особенностями развития психических функций и личности, особенностями взаимоотношении с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти хронологиче­ские границы могут сдвигаться, и один человек вступает в новый возрас­тной период раньше, а другой - позже. Хронологический или паспортный возраст - лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходит процесс психического развития ребенка, становление его лич­ности. Особенно сильно «плавают» границы возрастных этапов зрелости.


Во-вторых, начальные возрастные периоды образуют детство - це­лую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни. Детство - явление историческое: и его содержание, и продолжительность изменялись на протяжении веков. Детство в первобытном обществе было коротким, в средневековье длилось дольше - детство современного ребен­ка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности - дети копируют в своих играх отношения взрослых, семей­ные и профессиональные, осваивают основы наук. Специфика детства оп­ределяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенок.

Как отмечал Л.С. Выготский, большинство предложенных идей пе­риодизации при внимательном их анализе оказываются формальными, не затрагивающими сути развития. Критикуя существовавшие к тому времени способы деления детства на возрастные этапы, он писал, что периодизации исходят из внешних, но почти не касаются внутренних оснований, отно­сящихся непосредственно к тем изменениям, которые происходят в психи­ке ребенка.

Всякое изменение происходит во времени независимо от того, являет­ся ли оно количественным или качественным, быстрым или медленным, микро- или макропроцессом. Время никоим образом не регламентирует ход психического развития, но фиксирует все события в строго заданной последовательности.

Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых произво­дится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны. Некоторые со­временные авторы (Р. Бергиус, Х.М. Траутнер) утверждают, что по причине роста знания о явлениях и фактах развития будет вообще невозможно создать приемлемый проект деления онтогенеза на связные возрастные перио­ды. По их мнению, в отношении онтогенеза речь может идти только о круп­ных делениях (пренатальный период, младенчество и т.д.), а более дробные применимы только для отдельных функциональных областей (познаватель­ное развитие, развитие эмоциональной сферы, общения и т.д.).

Цель любой периодизации - обозначить на линии развития точки, от­деляющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том - что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др. выделяли разнооб­разные основания для построения периодизации. Систематизация этих по­пыток была предпринята Л.С. Выготским в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации Л.С. Выготский разде­лил на 3 группы, и это деление оказалось столь методологически удачным, что появляющиеся современные периодизации часто успешно вписывают­ся в предложенную им систематизацию.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчле­нения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатооб-разным построением других процессов развития. Таковой, в частности, яв­ляется известная периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развити­ем общества. Он выделял стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую стадию (8-12 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет), соот­нося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охо­той и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п. Понятно, что подобные аналогии очень заманчивы, но поверхностны.


Ко второй группе (самой многочисленной) Л.С. Выготский отнес пе­риодизации, которые основаны на каком-либо одном (или нескольких) от­дельно взятом признаке развития. Пример простейшей периодизации тако­го типа он берет у П.П. Блонского, который в качестве основания исполь­зовал дентицию и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство. Он считал, что процесс развития определяется нарастанием энергетических ресурсов организма, которые и задают время кальцинации - окостенения скелета, смену зубов. Такой прямой паралле­лизм ничем не подтвержден, не говоря уже о том, что и выделенные периоды не равнозначны: скажем, время прорезывания зубов очень важно для ребенка, а переход к постояннозубому детству ничем в психическом плане не примечателен.

К этой же группе можно отнести и периодизацию 3. Фрейда, основа­нием которой является изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо. Особое место в периодизациях второй группы занимает периоди­зация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур.

Перечислять варианты периодизаций этой группы можно бесконечно. Все они названы Л.С. Выготским моносимптоматическими, поскольку в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития.

Третью группу, по Л.С. Выготскому, должны составить периодиза­ции, связанные с выделением существенных особенностей самого разви­тия. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Наиболее близко к построению периоди­зации такого типа подошел А. Гезелл, обнаруживший, что «плотность» развития с взрослением уменьшается.

Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководству­ясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к ново­му качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в крити­ческие периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно воз­никших необратимых новообразований. По мнению Л.С. Выготского, ста­бильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис ново-рожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школь­ный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый воз­раст, 11) кризис 17 лет и т.д.


В мировой психологии широко используется периодизация Э. Эрик-сона, положившего в основание развития сразу три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я. Свою теорию фаз он рассматривает в пяти размерностях: 1) психосоциальные кризисы; 2) круг референтных лиц; 3) элементы социального порядка; 4) психосоци­альные модальности; 5) психосексуальная динамика.

Линию Л.С. Выготского в современной отечественной психологии продолжили А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Их позиция в вопросе о пе­риодизации может быть выражена в нескольких тезисах:

1) несостоятельность многих периодизаций психического развития связана с тем, что за их основания брались хотя и характерные, но внешне отдельные признаки развития, а не внутреннее существо этого процесса, поэтому основания периодизации надо искать только во внутренних про­тиворечиях самого развития;

2) периодизацию психического развития необходимо строить с учетом смены одной целостной деятельности другой; личность ребенка изменяет ся как целое в своем внутреннем строении и законами изменения этого це­лого определяется движение каждой его части;

3) при рассмотрении источников развития психики каждый его период необходимо связывать с наиболее значимым для него типом целостной деятельности ребенка (ведущей деятельностью);

4) целостная деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают - новообразования. Именно эти новообразования служат ос­новным критерием для деления детского развития на отдельные возрасты; на каждой возрастной ступени всегда есть центральное новообразование, ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе.

Л.С. Выготский, говоря о новообразовании, имел в виду как новый тип деятельности ребенка, так и новый тип его личности, те психологиче­ские изменения, которые впервые возникают в этом периоде. Тот новый тип деятельности, который лежит в основе целостного психического раз­вития ребенка в том или ином возрасте, был назван в работах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина ведущим. По своему смыслу это понятие близко к понятию социальной ситуации развития у Л.С. Выготского. Ве­дущая деятельность - это 1) деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности; 2) деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре - воображение, в учении - логи­ческое мышление); 3) деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка. Таким образом, ведущая деятельность - та, развитие которой обу­словливает главнейшие изменения в психических процессах и психологи­ческие особенности личности на данной стадии развития.

Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев: 1) социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих от­ношениях; 2) основной (ведущий) тип деятельности; 3) основные новооб­разования развития; 4) кризис.

В отечественной психологии принята периодизация Д.Б. Эльконина, и в своем изложении конкретных возрастов мы следуем ей. Но нельзя не от­метить, что проблема периодизации является настолько интересной и важ­ной в психологии развития, что исследовательские работы в этом направ­лении ведутся и сейчас. В частности, интересна периодизация, предложен­ная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. XX в. Свои размышления он начал с поисков ответа на вопросы: что именно изменяется, что развивается в про­цессе развития, что станет его итогом? Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования - субъективности (или, более общо - внутреннего мира), он в качестве механизма ее обрете­ния называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бы-тия) и обособ­ления от них (реализация само=бытности).







Date: 2015-11-15; view: 995; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию