Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы осуществления инклюзивного обучения





 

Муниципальными районами Пермского края выделены следующие проблемы:

· процедура инклюзивного обучения детей с ОВЗ не регламентирована нормативно-правовыми документами, отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе на федеральном и региональном уровнях;

· проблема недостаточности материально-технической базы, финансового обеспечения (для оплаты труда узких специалистов, обеспечивающих коррекционный процесс в условиях подушевого финансирования; для организации групп продленного дня для учащихся с задержкой психического развития (ЗПР); на организацию горячего питания; обеспечение образовательной области «Трудовое обучение»);

· нехватка узких специалистов – логопедов, психологов, дефектологов, специалистов лечебной физкультуры (ЛФК) для сопровождения интегрированного обучения;

· проблема подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ (невладение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень курсовой подготовки, психологическая неготовность педагогов);

· недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с ОВЗ;

· отсутствие необходимого нормативно-правового, методического обеспечения интегрированного обучения на федеральном, региональном уровнях (в т. ч., обучения в малокомплектных классах);

· медицинское сопровождение образовательного процесса (сложность оказания психотерапевтической помощи, обеспечения физиотерапевтического лечения);

· сложность обучения детей с особенностями умственного развития в условиях общеобразовательного класса;

· другие (несвоевременное выявление детей с ОВЗ, разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ, проблема толерантного отношения к детям с ОВЗ в общеобразовательной среде и др.).

2.2. Опыт Самарской области: от интеграции к инклюзии

 

Министерством образования и науки Самарской области, начиная с 2001 года, в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформирована и реализуется образовательная политика, направленная на:

· обеспечение своевременного (возможно более раннего) выявления и коррекции отклоняющегося развития детей;

· формирование системы инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в школах по месту жительства.

 

Деятельность в рамках данной образовательной политики осуществлялась поэтапно.

Первый этап (2001–2004 годы) – формирование новой структуры системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью, расширение спектра специальных образовательных услуг и форм их предоставления (ранняя помощь, интегрированное и инклюзивное образование);

 

Первый этап поддержан Областной целевой программой развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001 2004 годы «Реабилитация», утвержденной Законом Самарской области №44-ГД от 15.06.2001.

Второй этап (2005–2008 годы) – внедрение результатов 1-го этапа в широкую образовательную практику региона, обеспечение доступности новых форм специального образования.

 

Второй этап реформирования системы специального образования реализован Областной целевой программой «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 2008 годы» (далее – Программа «Интеграция»), утвержденной Законом Самарской области №140-ГД от 02.11.2004.

Практика создания службы ранней помощи образовательных округов.

 

Первые шаги становления региональной системы ранней помощи во многом осуществлялись при поддержке специалистов Института коррекционной педагогики Российской Академии образования (ИКП РАО). Позднее, после создания ГНУ «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Минобразования России (1999 год[9]), самарская модель развивалась при помощи и участии специалистов данного центра.

 

В рамках реализации программы «Реабилитация» создана областная Лаборатория специальной помощи детям раннего и дошкольного возраста, которая находится в Центре специального образования Самарской области, и 13 территориальных служб ранней помощи (СРП) во всех образовательных округах Самарской области.

 

Основной целью службы ранней помощи является обеспечение возможно более ранней и полной интеграции ребенка с проблемами в развитии в социум через оказание специальной квалифицированной помощи ребенку и его семье.

 

Задачи, поставленные Министерством образования и науки Самарской области перед службами ранней помощи можно сформулировать следующим образом:

· Выявление детей раннего возраста, нуждающихся в ранней специальной помощи.

· Своевременная коррекция и профилактика отклонений в развитии ребенка раннего возраста.

· Квалифицированная помощь семье ребенка раннего возраста.

· Методическая помощь педагогам муниципальных дошкольных образовательных учреждений в вопросах организации и проведения образовательной работы с детьми раннего возраста, имеющих ОВЗ.

 

Помощь детям раннего возраста с отклонениями в развитии осуществляется в несколько этапов (Рис. 2.1):

Рис. 2.1.

 

Неоценимую помощь в оказании специальной помощи семье, имеющей ребенка с особенностями развития, оказывают общественные организации родителей детей с инвалидностью, а также клубы молодой семьи, организованные в службах ранней помощи.

 

Организационные модели служб ранней помощи выстраивались с учетом:

· кадрового потенциала образовательных учреждений, на базе которых они созданы;

· существующей системы специальной помощи ребенку, что способствует плавному включение ребенка в образовательную среду.

 

Службы открыты в структуре различных учреждений образования Самарской области: центра психолого-медико-социального сопровождения, центра диагностики и консультирования, ресурсного центра, дошкольного образовательного учреждения, специального (коррекционного) образовательного учреждения, детского дома-школы.

 

Областная лаборатория осуществляет организационную, координирующую деятельность в формировании региональной системы ранней специальной помощи ребенку и семье, программно-методическое, кадровое и информационное обеспечение системы, а также проводит диагностико-коррекционную работу с детьми раннего и дошкольного возраста, консультирует родителей.

 

В системе ранней помощи выработались определенные этапы оказания помощи ребенку и его семье (Рис. 2.2):

Рис.2.2.

 

Формы оказания помощи ребенку и семье в службах ранней помощи:

· систематические совместные с родителями индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые занятия; групповые и подгрупповые занятия с детьми;

· периодическое консультирование семьи по вопросам развития, воспитания и обучения ребенка раннего возраста, взаимодействия с ребенком, наблюдение за динамикой развития ребенка группы риска;

· групповая, тренинговая работа с родителями;

· домашнее визитирование.

 

Режим и форма занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, тяжести и характера имеющихся у него нарушений, возможностей службы. Обычно занятия с ребенком и родителями проводятся один раз в неделю. В групповые занятия включаются дети с 1,5 лет.

 

К концу 2004 года сложилась базовая структура региональной системы ранней помощи ребенку и семье со следующими характеристиками:

· Иерархичность: имеются центральное (управляющее и координирующее) звено – областная лаборатория ранней специальной помощи, и территориальные службы ранней помощи, местные структуры.

· Разветвленность: службы ранней помощи имеются в каждом образовательном округе и охватывают своей деятельностью все муниципальные образования региона.

· Межведомственный характер деятельности: создана концепция межведомственного взаимодействия в сфере ранней помощи ребенку и семье, где обозначены рамки деятельности различных ведомств в соответствии с компетенцией, а также принципы и механизмы взаимодействия.

 

В Самарской области действует областная межведомственная Комиссия по комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии. [10]

 

Многолетняя практика работы Комиссии подтверждает безусловную эффективность такого механизма межведомственного взаимодействия.

 

 

Создание модели интеграции детей и молодых людей с особенностями развития в общество.

 

Второй этап развития региональной системы ранней специальной помощи ребенку и семье поддерживался областной целевой программой «Интеграция».

 

Программа решила задачи расширения сети учреждений ранней помощи; разработки, апробации и обеспечения новых форм оказания услуг.

 

Date: 2015-11-15; view: 565; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию