Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические портреты 1 page





 

Для иллюстрация высокой информативной и прогностической ценности методики Г. Фрилинга приведем несколько полученных нами в результате психодиагностнки описаний психологических особенностей летчиков-испытателей, с обращением к реальным жизненным ситуациям.

 

Случай I. Летчик Л. (стаж 19 лет) по экспертным оценкам является весьма успешным профессионалом; чувственный экстраверт. Темпераментный, вспыльчивый, предприимчивый, чрезвычайно общительный, чувствительный к себе и близким. Стремится к практическому воплощению в мире, к движению и превращению. Стремится быть в курсе всего и получать удовольствия. В первую очередь исходит из своего “Я”. Деловой, критичный, задается вопросами о смысле. Ценит рациональное начало, однако знание людей основано на эмоциях. В контакте стремится получить от других высокую оценку. Импульсивен и вербально агрессивен, нет амортизатора эмоций. Склонен занимать оборонительную позицию, упрямо настаивать на своем. Вероятно, никогда не чувствует настоящего удовлетворения: как только тайные стремления исполнились, тут же обращается к чему-то новому. При перегрузках бежит от себя. Озабочен проблемами нестабильности, неустойчивости. Пытается упрочить свое положение, в том числе с помощью брака. Также стремится ограничивать свою страстность, эмоциональность, но не всегда успешно. Большинство стремлений определяется рационально. Энергетический уровень обеспечения психических процессов максимален.

Поведение при тестировании: раскладывая цвета, непринужденно выражает свои сомнения в тесте, задает множество вопросов о смысле происходящего как за данным столом, так и в нашей стране в целом. Интересно отметить, что его волнение по поводу нестабильности в обществе резонировало с его собственной психической нестабильностью, нашедшей выражение в символическом симптоме: в некоторых особых режимах полета он испытывал головокружение, так что руководству пришлось несколько ограничить его летный репертуар.

На долю этого высокого, подвижного, словоохотливого жизнелюба выпало немало испытаний. Мы, в частности, обратили внимание на его сексуальную фиксацию (по РНЖ) и отмеченные в психологическом портрете попытки упрочить положение посредством брака. Как выяснилось в дальнейшем, Л. женат в третий раз, удачно. Первая его жена и сын трагически погибли в автокатастрофе. После развода со второй женой ребенка оставили отцу (1). Наконец, недавно - в третьем браке - у него родилась дочь.

 

Случай 2. Летчик М. (стаж 20 лет) получил умеренно-низкие оценки профессиональной успешности; чувственный экстраверт. Самостоятельный, независимый, способен на практике мыслить и действовать творчески. Сильное стремление к партнеру сочетается с утверждением своего “Я”. Внешне не такой, как на самом деле. В настоящий период зажат, ригиден, занимает пассивную позицию. У него глубокая душевная рана (какие-то кровавые переживания). Чувствует, что скован определенными рамками и стремится из них вырваться. Не желает действовать сообща, в душе претендует на что-то особенное. Живет в воображаемом мире бесплодных мечтаний. Постоянно думает о прошлом. Задается вопросами о смысле, хочет дойти до основы вещей. От других людей дистанциpуется. Может быть нетерпим и чувствителен к себе лично. Большинство стремлений проистекает из сферы рассудка и самовосприятия. Энергетика максимальна. При тестировании М., с одной стороны, стремился расположить к себе психолога, показать себя как незаурядную личность (о чем свидетельствуют первая раскладка понравившихся цветов, а также его упоминание о полученном гуманитарном образовании); с другой стороны, проявил крайне негативный жизненный настрой (судя по массе отрицаний при описании РНЖ: его угловатая металлическая птица по имени ИГЛ ничего не ест, не имеет ни врагов, ни друзей), а также дезадаптацию и субъективную изолированность (ИГЛ живет в космосе; на рисунке он заключен в узкое пространство между двумя косыми линиями, что перекликается с фразой из психологического портрета “скован определенными рамками”). Как выяснилось впоследствии, появление металлических игл на крыльях у нарисованной птицы и ассоциаций с “Лезвием бритвы” И. Ефремова было неслучайным. Дело в том, что М. проходил тестирование в тот день, когда вышел на работу для оформления отпуска после ложной операции по удалению грыжи. Следовательно, сведения из психологического портрета о наличии “ глубокой душевной раны” и “кровавых переживаний” имели под собой реальное, буквальное основание. М. до определенной степени осознавал собственное неблагополучное состояние. Так, он спросил, почему психолог не удивляется тому, что он ни разу не выбрал красный цвет; потом добавил, что в другое время выложил бы цвета по-другому, и показал, как именно (с красным и бирюзовым). Жизненная ситуация: М. попал на испытательскую работу после многолетней успешной службы в упраздненных теперь политорганах. Начинать карьеру сначала, на общих основаниях, было для него тяжелым испытанием. По всей видимости, выбор, сделанный сознательно под давлением обстоятельств, не получил одобрения со стороны его внутреннего психического ядра. И тогда его психика в целом, сопротивляясь, прибегла к болезни как компенсаторному механизму. История М. получила характерное продолжение. При прохождении медкомиссии после отпуска у него обнаружилось затемнение пазухи носа (зафиксированное на снимке). При оперативном вмешательстве выяснилось, что тревога снова была ложной... Бессознательная часть психики противодействует неприемлемым для нее сознательным намерениям человека.

Случай 3. Н. (стаж 30 лет) - умеренно-успешный профессионал; чувственный интроверт. замкнутый и ранимый, склонный все глубоко и долго переживать.

У него нежный, мягкий мир переживаний. Чувства могут быть очень глубокими, длительными, но мысли и чувства в основном связаны с собой (живет в своем внутреннем мире по собственным законам). Замкнут, внутренне одинок. Любит себя, жалеет и склонен приукрашивать. Отношение к миру прилежно-домашнее. Не лидер, нуждается в уверенности, надежности и руководстве сверху. Редко проявляет инициативу, охотно витает в мире фантазий. Задается вопросами о смысле, пытается анализировать недоступное, думает о прошлом. Характерно бегство н себя, добровольное затворничество, несмотря на здоровую чувственность. В жизни ищет ясности, устойчивости. Отличается особой чувствительностью - возможна музыкальная одаренность. Эстет. К сожалению, то уникальное, что он делает, не все считают прекрасным. В общении с другими как правило сохраняет известную осторожность и дистанцию. Не слушает советов и наставлений. Если что-то решил - будет упорно стоять на своем. В первую очередь исходит из своего “Я”. Характерна оборонительная позиция. Чувствует себя непонятым (в поисках поддержки и влюбленности). Тоскует по дальним странам. Верит в судьбу. Внешне спокоен. Видимо, ориентирован скорее на процесс, чем на результат (или многое сублимирует?).

В данном случае наиболее красноречивой оказалась фраза о музыкальной одаренности. В ходе беседы выяснилось, что в молодости Н. считался талантливым трубачом. Он и сейчас иногда играет на трубе для узкого круга друзей (налицо сублимация). Многие утверждения из психологического портрета перекликаются с результатами РНЖ. Например, преобладающее у Н. чувствование подчеркивается на рисунке пушистым кошачьим хвостом и сочетается с типичным для чувственного интроверта отсутствием практичности во внешней жизни (на что указывает легковесность опорной части фигуры - птичьи лапки). Типичный домосед, он не стремится лидировать ни в семье (дома жена “все держит в руках”), ни на работе (имеет стабильные средне-хорошие, но не отличные показатели профессиональной успешности). “Несколько заторможен... бегство в себя... мысли о прошлом... задается вопросами о смысле, пытается анализировать недоступное” - эти фразы из психологического портрета послужили основанием для обращения к особенностям жизненной ситуации Н. 12 лет тому назад произошло трагическое событие, оставившее неизгладимый след в его душе: выполняя летное задание, Н. выпустил боевые ракеты по воздушной учебной мишени. Его неправильно навели, в зоне в этот момент находился еще один самолет, который и был поражен. В результате погибло 7 человек. Н. крайне тяжело переживал эту трагедию, ушел в себя, его неотступно преследовали мысли о происшедшем. Для реабилитации ему пришлось пройти курс лечения в неврологическом отделении. Впоследствии случившееся отразилось на деятельности сердца: появился диагноз “гипертония”.

 

Случай 4. Л. (Стаж 18 лет) — весьма успешный профессионал; мыслительно-восприимчивый интроверт, представитель иррационального типа. Спокоен, скромен, сдержан, рассудителен. Не хочет казаться сентиментальным или женственным. Действует, исходя из ясной оценки положения, а не из первого порыва чувств. Его ценят за готовность помочь. Очень восприимчив, жаден до впечатлений. Не лидер, нуждается в руководстве сверху. Занимает пассивную позицию. Мышление зрелое, рациональное, конкретное. С другими общается, но не стремится “все делать сообща”, претендует на исключительность. В контакте сохраняет известную осторожность и безопасную дистанцию. Вспышкам гнева предпочитает пассивное сопротивление. Стремление к партнерству сочетается с утверждением своего “Я”. Им владеют представления о том, чего он хочет достигнуть. Хочет что-то отсрочить, избегает насильственных действий. Манера поведения не совсем свободна, несколько заторможена. Испытывает сильное чувство неполноценности. Отсюда самоотречение и покорность. Сдержан из-за разочарований. Ищет выход в самоограничении: ограничивается полезным. Характерно смирение по необходимости. Есть смекалка, хорошо развиты деловые качества. Психические процессы протекают на высоком энергетическом уровне.

При тестировании Л. действовал четко, методично, цветовые карточки располагал строго в левых верхних углах квадратов; каждый раз задумывался при выборе четвертого цвета. Отвержение оранжевого цвета указывало нам на наличие острого чувства неполноценности. Впоследствии было установлено, что этот высококлассный испытатель перенес микроинфаркт, даже не подозревая об этом, что согласуется с утверждением К. Юнга об отсутствии контакта между головой и телом у данного психологического типа. Медицинский диагноз ему поставили случайно, во время очередного обследования. Через полгода и год диагноз подтвердился. Наверняка с этим и было связано выявившееся посредством цветового теста чувство неполноценности, ведь в результате медицинского освидетельствования ему резко ограничили летный репертуар. Описанная ситуация нашла отражение и в РНЖ: наряду с осознанием уникальности своей профессии (животное собирает жемчужины со дна океана) и достигнутого уровня мастерства (“врагов там мало, давление высокое”) преобладало ощущение собственной неполноценности (внутри туловища - пустота).

Как различать экстраверсию и интраверсию? К.-Г. Юнг

В своей практической врачебной работе с нервными больными я уже давно заметил, что помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий. Прежде всего, выделяются два различных типа, которые я назвал типом интровертным и типом экстравертным.

Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. И так как мы все, в известной степени, отклоняемся в ту или иную сторону, то мы естественным образом всегда склонны понимать все в смысле своего собственного типа.

Разумеется, это обстоятельство значительно затрудняет попытку общего описания типов. Было бы сравнительно просто, если бы каждый читатель знал сам, к какой категории он принадлежит. Но определить, к какому типу принадлежит человек, оказывается делом весьма трудным, в особенности, если речь идет о нас самих и о нашем самоопределении. Суждения о собственной личности всегда чрезвычайно трудны. Затемнение суждений о себе встречается так часто потому, что каждому выраженному типу свойственна особая тенденция к компенсации односторонности своего типа, - тенденция биологически целесообразная, ибо она вызвана стремлением поддержать психическое равновесие. Благодаря компенсации возникают вторичные характеры или типы, представляющие собой картину чрезвычайно загадочную, - разгадать ее подчас бывает настолько трудно, что иногда склоняешься даже к отрицанию и самого существования типов и ограничиваешься признанием одних лишь индивидуальных различий.

Со стороны, конечно, может показаться, что проще всего было бы описать пару конкретных случаев, расчленить их и поставить рядом. Но каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип. Чтобы придать картине необходимый рельеф, пришлось бы ее сильно ретушировать, а это ведет уже к более или менее благочестивому обману. К этому присоединяется еще и чрезвычайная сложность психологической реакции человека - эта реакция столь сложна и многообразна, что мне вряд ли удалось бы в полной мере и абсолютно верно изобразить ее. Поэтому я вынужден ограничиться изложением принципов, выведенных мной из множества единичных фактов, которые мне приходилось наблюдать. При этом речь идет не об априорной дедукции, как это может показаться, а о дедуктивном изложении эмпирически приобретенных взглядов и прозрений (инсайтов). Такое проникновение в суть положения дел, как я надеюсь, послужит некоторому разъяснению дилеммы, которая не только в аналитической психологии, но и в других областях науки равно как и в личных отношениях между людьми, вела и продолжает вести к недоразумениям и раздорам. Отсюда выясняется, почему существование двух различных типов есть, собственно, уже давно известный факт, который в той или иной форме уже давно известен и наблюден знатоками человеческой природы и отрефлектирован глубокими мыслителями, в частности Гете, могучей интуицией которого данный факт воспринимается как общий принцип систолы и диастолы. Термины и понятия, под которыми понимался механизм интроверсии и экстраверсии, очень различны и всегда приспособлены к точке зрения индивидуального наблюдателя. Несмотря на различие формулировок, мы постоянно видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса направлено на обьект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы. В первом случае объект действует на тенденции субъекта подобно магниту: объект притягивает их и в значительной мере обусловливает субъкта — более того, он настолько отчуждает субъекта от самого себя, так изменяет его качества в смысле приравнения к объекту, что можно подумать, будто объект имеет большее и, в конечном счете, решающее значение для субъекта, будто полное подчинение субъекта обьекту является, в известной мере, абсолютным предопределением и особым смыслом жизни и судьбы. Во втором случае, наоборот, субъект является и остается центром всех интересов. Создается впечатление, будто вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и поэтому всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъекта. Кажется, будто энергия уходит от объекта, будто субъект есть магнит, стремящийся притянуть к себе объект.

Такое противоположное отношение к объекту очень трудно определить и описать в удобопонятной и ясной форме — мы при этом рискуем дойти до совершенно парадоксальных формулировок, которые могут скорее затемнить, нежели разъяснить вопрос. В самых общих чертах можно было бы сказать, что интровертная точка зрения есть та, которая всегда и при всех обстоятельствах стремится поставить эго и субъективный психологический процесс над объектом или, по крайней мере, утвердить их по отношению к объекту. Такая установка придает поэтому ценность субъекту большую, чем объекту. Следовательно, уровень ценности объекта всегда будет ниже уровня ценности субъекта - объект, таким образом, имеет лишь второстепенное значение — можно даже сказать, что он подчас является лишь внешним объективным знаком для субъективного содержания, так сказать, воплощением идеи, причем существенным всегда остается сама идея — или же объект является предметом какого-либо чувства, причем, однако, главную роль играет переживание чувства, а не сам объект в его собственной реальности. Экстравертная точка зрения, напротив, ставит субъекта в подчинение объекту, причем объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект имеет всегда второстепенное значение, и субъективный процесс иногда даже мешает или является лишним придатком к объективным событиям. Ясно, что психология, исходящая из этих противоположных точек зрения, должна разделиться на две части, диаметрально противоположные по своему ориентированию. Одна рассматривает все под углом зрения своей собственной ситуации, а другая - под углом зрения объективных событий.

Эти противоположные установки - не что иное, как противоположные механизмы: в одном случае диастолическое расширение, выход из себя к объекту и его захват - в другом - систолическая концентрация и отделение энергии от захваченного объекта. Каждому человеку свойственны оба механизма, а соединение их является выражением его естественного жизненного ритма - и, наверное, не случайность, что Гете образно выразил этот ритм понятием, характеризующим сердечную деятельность. Ритмическая смена обеих форм психической деятельности должна была бы соответствовать нормальному течению жизненного процесса. Однако сложные внешние условия, в которых мы живем, равно как и еще более сложные условия нашего индивидуального психического устройства и предрасположения, редко допускают вполне гармоничное течение психической энергии. Внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, что это влечет за собой перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то вследствие этого и возникает тип, т. е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, хотя и не будучи в состоянии полностью подавить другой, поскольку и этот другой механизм составляет безусловную принадлежность всего психического хозяйства. Поэтому никогда и не может быть чистого типа в том смысле, чтобы в нем правил исключительно один механизм при полной атрофии другого. Типическая установка есть не что иное, как относительный перевес одного механизма.

Гипотеза об интроверсии и экстраверсии позволяет нам прежде всего различать две обширные группы психологических личностей. Но подобное группирование носит, однако, столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различение. Более внимательное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп, тотчас же показывает громадное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной же группе. Поэтому нам придется сделать еще шаг в нашем исследовании с тем, чтобы быть в состоянии определить, в чем же именно заключается различие между индивидами. Опыт убедил меня в том, что, в общем, индивидов можно распределить не только по их универсальному признаку экстраверсии и интраверсии, но и по их отдельным основным психологическим функциям. Внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. Опираясь на опыт, я назвал основными психологическими функциями, - а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих — мышление, чувство, ощущение и интуицию. Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертным или экстравертным, смотря по своему отношению к обьекту, как это уже было описано выше. В своей предшествующей работе по вопросу о психологических типах я не проводил еще такого различия, а отождествлял мыслительный тип с интровертным, а чувствующий с экстравертным. При более глубоком проникновении такое смешение оказалось несостоятельным. (К.Г.Юнг Психологические типы 1995, с. 29-34)

 

Разработка понятий: выдержки из Юнга

Глаголы, которыми Юнг выражают различие между экстраверсией и интраверсией

1. обусловлена “...судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом”.

Характер связи, влияния - обусловлена

Обусловлена судьба

Судьба обусловлена:

объектами интереса человека – у экстраверта

внутренней жизнью человека – у интроверта. Юнг говорит “ более обусловлена”.

 

2. направляется,отвращается “...в одном случае движение интереса направлено на объект,

а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы”.

направлено

движение интереса

на объект - у экстраверта

у интроверта - отвращается от объекта,

направляется к субъекту,

на его собственные психические процессы.

 

3. Действует, притягивает, уходит

У экстраверта “... объект действует на тенденции субъекта подобно магниту: объект притягивает их и в значительной мере обусловливает субъекта — более того, он настолько отчуждает субъекта от самого себя, так изменяет его качества в смысле приравнения к объекту, что можно подумать, будто объект имеет большее и, в конечном счете, решающее значение для субъекта, будто полное подчинение субъекта обьекту является, в известной мере, абсолютным предопределением и особым смыслом жизни и судьбы.

Действует на тенденции субъекта

Действует, притягивает тенденции субъекта

Объект обусловливает субъекта

Объект имеет большее и, в конечном счете, решающее значение для субъекта

будто полное подчинение субъекта обьекту является особым смыслом жизни и судьбы.

 

У интроверта“... субъект является и остается центром всех интересов.

...вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и поэтому всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъекта. Кажется, будто энергия уходит от объекта, будто субъект есть магнит, стремящийся притянуть к себе объект.

является и остается

центром всех интересов

субъект

направлена

жизненная энергия

в сторону субъекта.

препятствует

жизненная энергия препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъекта.

приобрел

влияние

 

 

4.“... интровертная точка зрения есть та, которая всегда и при всех обстоятельствах стремится поставить эго и субъективный психологический процесс над объектом или, по крайней мере, утвердить их по отношению к объекту.

 

Пространственное отношение - “над”

поставить

эго и субъективный психологический процесс

установка, интровертная точка зрения

“...Такая установка придает поэтому ценность субъекту большую, чем объекту. Следовательно, уровень ценности объекта всегда будет ниже уровня ценности субъекта

 

Степень, количественное соотношение - больше

придает

ценность субъекту, объекту

 

“ объект, таким образом, имеет лишь второстепенное значение — можно даже сказать, что он подчас является лишь внешним объективным знаком для субъективного содержания, так сказать, воплощением идеи, причем существенным всегда остается сама идея.

Объект - внешиний объективный знак для субъективного содержания,

Объект - воплощение идеи (причем более важна сама идея).

“...объект является предметом какого-либо чувства, причем, однако, главную роль играет переживание чувства, а не сам объект в его собственной реальности.”

 

Экстравертная точка зрения, напротив, ставит субъекта в подчинение объекту, причем объекту принадлежит преобладающая ценность.

Отношение подчинения

ставит субъекта

ставит субъекта в подчинение объекту

“...объекту принадлежит преобладающая ценность.”

Ценностное отношение

Субъект имеет всегда второстепенное значение, и субъективный процесс иногда даже мешает или является лишним придатком к объективным событиям.

 

5. Эти противоположные установки - не что иное, как противоположные механизмы:

в одном случае диастолическое расширение, выход из себя к объекту

“...и его захват - в другом - систолическая концентрация и отделение энергии от захваченного объекта.”

Объект захвачен субъектом, объект присутствует, но как внутреннее представление о нем. Энергетический характер взаимодействия с объектом. Захват - это результат борьбы, объект оказывал сопротивление, не давался субъекту. Субъекту пришлось приложить усилие, потратить энергию на захват объекта. Захваченный объект подвластен субъекту. Субъект подвергает объект преобразованиям, может проникнуть внутрь объекта, может вывернуть объект. Объект гибок и пластичен, сохраняет следы преобразований, выполненных субъектом. Но это не объект, а то, что было воспринято субъектом и переведено во внутренний план устойчивого, вопроизводимого, податливого представления, понятия, знания. Захваченный - побежденный объект лишен энергии, видимо, собственной энергии, которая позволяла ему оказывать сопротивление субъекту, поскольку нельзя объект лишить энергии полностью. Отделенная от объекта, эта энергия вновь возвращена ему. Это энергия представления, знания об объекте. И еще концентрация - сосредоточение - как характеристика периода, когда субъект закрывается и одновременно напрягается. Субъект напряжен и сосредоточен на объекте. Предметом сосредоточения является не сам объект, а его внутреннее представление.

 

“... психология, исходящая из этих противоположных точек зрения, должна разделиться на две части, диаметрально противоположные по своему ориентированию.

Одна рассматривает все под углом зрения своей собственной ситуации, а другая - под углом зрения объективных событий.

“...существование двух различных типов есть, собственно, уже давно известный факт...” “...механизм интроверсии и экстраверсии...”

“...каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип”.

Тип определяется перевесом одного механизма над другим.

 

Каждому человеку свойственны оба механизма, а соединение их является выражением его естественного жизненного ритма - и, наверное, не случайность, что Гете образно выразил этот ритм понятием, характеризующим сердечную деятельность.

Ритмическая смена обеих форм психической деятельности должна была бы соответствовать нормальному течению жизненного процесса.

Однако сложные внешние условия, в которых мы живем, равно как и еще более сложные условия нашего индивидуального психического устройства и предрасположения, редко допускают вполне гармоничное течение психической энергии.

Внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, что это влечет за собой перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то вследствие этого и возникает

“... тип... - привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, хотя и не будучи в состоянии полностью подавить другой, поскольку и этот другой механизм составляет безусловную принадлежность всего психического хозяйства.

Поэтому никогда и не может быть чистого типа в том смысле, чтобы в нем правил исключительно один механизм при полной атрофии другого.

Типическая установка есть не что иное, как относительный перевес одного механизма.

 


 

 

Часть III. Объект труда в перцептивном мире

8.Перцептивный мир специалиста

Весь курс направлен на построение теоретического аппарата для анализа человеческого труда. Такой аппарат должен позволить психологу увидеть достаточно полно и объемно, в целом и в деталях, психологическое содержание труда профессионала, специалиста высокой квалификации. Необходимым разделом в этом аппарате должно быть описание восприятия.

Тема восприятия выводит нас в область субъекта. Восприятие тесно связано с действием. Восприятие обеспечивается действием. Благодаря действию восприятие становится точным, оно уточняется действием (Гибсон). Восприятие формируется в действии. Говорили даже, что восприятие само есть действие, подразумевая под этим деятельностную природу восприятия (В.П. Зинченко) — опосредованность восприятия деятельностью и наличие в восприятии операций (различения, обнаружения, опознания). Признавая все это, мы подчеркиваем, что восприятие — это такой процесс, механизм, который позволяет субъекту подняться над действием, выйти за узкие рамки действия. В восприятии субъекту дана целостная картина пространства: совокупности предметов, среди который субъект совершает свое действие Предметы прямо относятся к действию — субъект преобразует их, например, материал, либо это орудия, с помощью которых субъект выполняет свое действие, либо препятствия, мешающие субъекту выполнить действие, либо это предметы, вообще не относящиеся к действию. Но они даны субъекту — воспринимаются независимо от того, хочет этого субъект или нет, нужны они субъекту или нет. Хайдеггер говорит в таком случае — они посланы нам как дар, подарены нам. Достаточно, чтобы субъект был здоров, имел нормальные органы чувств.

Date: 2015-11-14; view: 440; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию